Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 1

Автор: Александр ВоронцовНоминация: Пьесы

"ЕМЕЛИНЫ БАЙКИ"

      Александр Воронцов
   
    ЕМЕЛИНЫ БАЙКИ
   
    Пьеса для театра.
    Москва 1999 г.
    Воронцов Александр Владимирович Тел. 236 07 59. 8(910)464 24 98.
    E-mail: alroper@orc.r
    Все права защищены.
   
   
    Персонажи:
   
    1. Емеля
    2. Барин
    3. Барыня
    4. Барчонок
    5. Щука
    6. Бесенок
    7. Бес
   
   
    Эпизоды:
   
    1. Лошадь
    2. Зайцы.
    3. Драный кот
    4. Теневые куклы Барина и Емели
    (в различных вариантах)
   
   
    Место действия:
   
    1. Хозяйство Барина
    2. Спальня
    3. Море-окиян
    4. Нора беса
   
   
   
   
   
   
    На сцену выезжает Емеля на печи (актер в живом плане).
    Из трубы идет дым (мыльные пузыри).
   
    ЕМЕЛЯ. (играет на балалайке и поет)
    Из-за леса, из-за речки
    Едет молодец на печке.
    Печь везет его вперед
    Потешать честной народ.
   
    Так, по щучьему веленью,
    Да по моему хотенью,
    Я проехал пол-земли,
    Чтобы вас повеселить.
   
    И скажу по правде братцы,
    Я и сам люблю смеяться.
   
    Ой, как хочется вскочить
    С моей любушки – печи,
    Я на ней не усижу,
    Лучше сказку расскажу.
   
    Бог на помочь добрым людям! Здрасьте Вам, и вам, и вам… Узнали меня? Правильно, Емеля! Меня, в нашей округе, всякий знает и за правдивость уважает, недаром все мне говорят: “Мели, Емеля, - твоя неделя!» А я не обижаюсь. А чего обижаться – то? Меня в разных сказках по разному называют, то Иваном-дураком зовут, то Балдой кличут, а того не разумеют, что на поверку – то я и оказываюсь самый, что ни на есть, умный-разумный. А что смеются надо мной, так, полагаю, лишь бы не плакали. Народ веселить – дело не зазорное! Вот я теперь этим и пробавляюсь. А печка моя мне в помощь – и напоит, и накормит, и спать уложит, а теперь вот и сказки рассказывать мне помогает. Я на моей печке из сказки в сказку путешествую. Вот теперь и к вам завернул. Только проголодался я что-то за дорогу, а натощак и песня не поется.
    Эх, печка моя…. Вот глядите: печка, дай пирожка!
    (из печки выскакивает пирожок. Емеля жует)
    А? Каково? А теперь, печка, угости ка нас пряниками…
    (из печки выскакивает лукошко с пряниками.
    Емеля угощает зрителей пряниками, приговаривает)
    Лебедин мой, лебедин! Что поставят, то и едим, а чего не поставят, то глядим. А теперь, печка, дай нам ватрушек с пылу, с жару!
    (из печки выскакивает старый башмак)
    Это что такое? Башмак? Вот новости. Печка, дай кренделей!
    (из печки сыплется разный хлам)
    Что-то неладное творится с нашей печкой.
    (бегает вокруг печки. Печка начинает двигаться, наезжать на Емелю.
    Емеля пытается укротить печку, запрыгивает на нее, наконец, та успокаивается)
    Да и то сказать, механизм тонкий, волшебный. Поглядим, в чем тут дело.
    (открывает крышку-люк в верхней части печки, обнажаются разные колесики,шестерни, начинает копаться в механизме, падает в механизм.
    Механизм печки затягивает его и, прокрутив через себя,
    выбрасывает в виде куклы)
    ЕМЕЛЯ . (оглядывает себя) Ничего себе, ремонтик получился. Но это еще что, бывало и похуже. Иной раз такие вещи происходят, что просто диву даешся. Вот так однажды решил поехать я на печи в гости к Илье-Муромцу, а оказался на острове Буяне, у царя Салтана в гостях. А на прошлой неделе меня в такую сказку занесло, что я … а я лучше вам ее покажу, сказку-то. Хотите? Ну, глядите.
    Эй, печка, а теперь без баловства, покажи ка нашим гостям историю, что произошла со мной намедни!..
    (печка начинает трансформироваться, превращаясь в театральную конструкцию, позволяющую играть в этой конструкции спектакль, при этом оставаясь печкой.
    Если для транс формации печки
    понадобится визуальное появление двух актеров перед публикой, Емеля может пригласить их в качестве помощников как “Двое из ларца, одинаковых с лица”
    Вся операция сопровождается коментариями Емели,
    его шутками и прибаутками, а также музыкальным сопровождением)
    - Вот вам небылица в лицах.
    В старых найдена светлицах,
    В черных спрятана тряпицах.
    ***
    Чур мою сказку не перебивать!
    А кто перебьет – тот трех дней не проживет,
    Того ворон заклюет.
    ***
    Ну, вот вам сказка,
    А мне - бубликов связка!
    ***
   
    Картина 1.
   
    (сцена представляетсобой подобие веранды, с видом на живописный природный пейзаж.
    За большим, обильным столом сидит БАРИН, трапезничает.
    Этакое чаепитие в Мытищах)
   
    ЕМЕЛЯ. Жил, был барин. Ни в чем нужды не знал, и всего то у него было вдоволь: - и жена, румяная да пригожая, (появляется БАРЫНЯ, ставит на стол тарелку с пирогами, чмокает мужа в макушку, уходит) и сынок – хороший, добрый мальчик, (из кулисы в кулису, с дикими воплями и грохотом, проносится драная кошка, к хвосту которой привязана консервная банка, за ней, с рогаткой в руках, гонится БАРЧОНОК – рыжий, вихрастый, весьма нахального вида) весь в тятю. Словом не дом, а полная чаша. И работало на него народу, что ни в сказке сказать, ни пером описать: - и повар, и конюх, и плотник, садовник и огородник, и лекарь, и пекарь, и пахарь, сапожник, сторож и знахарь, и швец, и жнец, и на дуде игрец.
    Живет себе барин, живет. Сладко спит, пироги жует.… И все бы хорошо, да гнетет его забота…
    БАРИН. (обращаясь к подошедшей Барыне) Как бы сделать бы так бы, чтобы стать бы, еще богаче бы!.. Работников у нас много, да и дело свое исправно делают, но вот беда, всем им платить приходится.
    БАРЫНЯ. Да, да, да…
    БАРИН. Где бы мне найти работника такого, чтобы он работал за семерых, а получал за одного.
    БАРЫНЯ. Ах, да, да, да…
    (издалека, постепенно приближаясь, доносится молодецкая песня Емели,
    ему подпевают девичьи голоса)
    ЕМЕЛЯ. (поет) Вдоль по травке, по муравке,
    По лазоревым цветочкам
    Ходит селезень
    На нем шапок семь.
   
    Ой люли, ой люли
    На нем шапок семь.
   
    Взойди, взойди солнце красно
    Над поляночкой широкой.
    Придет утречко,
    Выйдет уточка.
   
    Ой люли, ой люли
    Выйдет уточка.
   
    И пойдут они вдоль речки.
    Селезень ей заиграет
    В дудку – дудочку,
    Самогудочку.
   
    Ой люли, ой люли
    В самогудочку.
   
    (поравнялся с Барином)
    БАРИН. Здорово, Емеля!
    ЕМЕЛЯ. Здоровей видали, ваше превосходительство!
    БАРИН. Далеко ли путь держишь?
    ЕМЕЛЯ. Иду оттуда – туда. А по чести сказать, сам не знаю куда. Ходил, бродил по свету, зарабатывал звонкую монету. Теперь иду домой, с пустой и дырявой сумой. Несу свое богатство.
    БАРИН. А чем же ты богат?
    ЕМЕЛЯ. А богат я не деньгами, а умелыми руками.
    БАРИН. А что ж ты, Емеля, умеешь делать?
    ЕМЕЛЯ. Да все умею, кроме того, чего не умею.
    БАРИН. Мне, как раз, нужен работник, который все умеет, дурных привычек не имеет, сил в работе не жалеет. Чтобы был он работник - и повар, и конюх, и плотник, садовник и огородник, и лекарь, и пекарь, и пахарь, сапожник, сторож и знахарь, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Таков ли ты?
    ЕМЕЛЯ. Такая работа мне по плечу! Но за такую работу я плату хочу: по рублю в неделю, харчи, да за печкой постелю. По рукам?
    БАРИН . М-м-да.… За свою работу ты просишь слишком высокую цену. Предлагаю: - полтину в месяц, кормить буду репой и моченым горохом, спать будешь в хлеву, на соломе. По рукам?
    ЕМЕЛЯ. По рукам!
    БАРИН. Ах, какая жалость! На прошлой неделе , соседские свиньи, у меня на огороде, всю капусту съели! Представляешь, какие терпим убытки? Почитай, разорились до нитки! Не могу я платить полтину, разве что от полтины половину.
    Ну что, по рукам?
    ЕМЕЛЯ. По рукам!
    БАРИН. Да, вот еще незадача!.. Околела моя старая кляча, а дотащить ее до погоста, обойдется рублей, этак, во сто! Так что не обессудь, денег нет! С деньгами туго. Харчи, да с барского плеча шуба. (дает Емеле старую, драную шубу)
    По рукам?
    ЕМЕЛЯ. (разглядывает, примеряет) Эх, больно хороша шуба. И стоит, небось, больших денег. Не могу принять, совесть не позволяет. А чтоб было тебе приятно, работать буду бесплатно. А как пройдет год, дам тебе три шалабана в лоб. По рукам?
    БАРИН. Что-о? Как мог ты, холоп, замахнуться на барский лоб?! Да я ж тебя!.. Да ты у меня!.. (размахивает палкой, пытается достать Емелю, тот уворачивается).
    ЕМЕЛЯ. А не нравится – твоя, Барин, воля. Я свободен, как ветер в поле. Я другого хозяина найду.
    БАРИН. Постой, дай подумать. (Ходит туда-сюда, чешет лоб, думает) А впрочем, что мы теряем, кроме того, что приобретаем.
    - Ну, будь по твоему. По рукам!
    ЕМЕЛЯ. По рукам!
    БАРИН. Приходи завтра пораньше на мое подворье, покажи свое уменье и проворье.
    ЕМЕЛЯ. Премного вас благодарю, ваше превосходительство!
    БАРИН. Ну, будь здоров!
    ЕМЕЛЯ. И вам не хворать! (с песней уходит)
    БАРИН. Ну , балда, настоящий балда! До чего же ловко я его обманул! За бесплатно будет работать… А за вольные речи, я с ним ужо поквитаюсь. На то моя барская воля. (поет под гитару)
    Когда душа моя горела,
    Я, пламень чувств не остужал
    И страсть моя как арфа пела,
    И тембр голоса дрожал.
   
    Entre nous, mon sher, зачем, не знаю,
    Влечет меня ночной зефир?
    Я от любви, как стюдень, таю
    У ваших ног. Вы – мой кумир!
   
    Картина 2.
    (Барин с Барыней сидят, по обыкновению, за самоваром. Чаевничают.
    Емеля, весь в заботах по дому, бегает туда-сюда.)
   
    БАРИН. И пошла у Емели работа.
    ЕМЕЛЯ. (высовываясь из за кулисы) Что ни день – до седьмого пота!
    БАРЫНЯ. Но Емеля живет не тужит.
    ЕМЕЛЯ. (пробегая с самоваром) Потому, что с работой дружит.
    БАРИН. (жестом подзывая к себе Емелю) Сделаешь мне на этой неделе, верный мой работник Емеля:
    - В понедельник вырубишь ельник. Землю вспашешь, потом засеешь, небось не вспотеешь. Дров наколешь, баньку согреешь. И отдыхай, ты это умеешь.
    - Во вторник сумей подковать табун лошадей. Починишь сбрую, и ту, и другую. Да напряди кудели вперед на три недели. Почини сундук дубовый.
    ЕМЕЛЯ. Будет как новый!
    БАРИН. И отдыхай.
    - Утром, в среду, налови пескарей к обеду. Жду я гостей со всех волостей. Почини амбар, поставь самовар, вымети со двора тень, вот и окончен рабочий день. Вечером вымоешь хату, приделаешь ручку к ушату, почини сапоги – вот кожа.
    ЕМЕЛЯ. Это мы сможем!
    БАРИН. И отдыхай.
    - Про четверг, не скажу заранее, чтоб не возникло меж нами взаимонепонимания.
    - В пятницу и субботу дам тебе очень ответственную работу.
    - В воскресный день починишь плетень, разгонишь тучи, сгребешь навоз в три кучи, осушишь болото - вот и вся работа. И отдыхай.
    Да, чуть не забыл, расскажешь сказку Барчонку, чтоб крепче спалось мальчонке. (уходит)
   
    Картина 3
   
    ЕМЕЛЯ. Ну, что ж, пожалуй, пора и за работу приниматься. (достает сапожные принадлежности, чинит сапоги) Всем богам по сапогам!
    (звучит частушечная мелодия, Емеля поет)
    Эх, сработаю я то,
    Чего Барин просит.
    Починю сапоги,
    Что во век не сносит.
    БАРИН. (выглядывая из за кулисы) Эй, Емеля! У меня сапоги прохудились. Починки просят. Так что, гляди у меня!.. (грозит Емеле палкой)
    Чтоб к утру сапоги
    Были мне готовы!
    ЕМЕЛЯ. Уже починил.
    Стали лучше новых!
    БАРИН. (осматривает сапоги) Ну, что ж, неплохо сработано. Ну-ну… Я тебя еще подковырну….
    (уходит)
    ЕМЕЛЯ. Эхма! На острую косу - много сенокосу! (берется за косу, точит, затем принимается косить)
    (поет) Ты коси моя коса,
    Пока полная роса,
    Травы по колено,
    Будет много сена
   
    Чтобы были всегда
    Сытыми коровы,
    Чтобы вдоволь молока,
    Вкусного, парного.
   
    БАРИН. (появляясь) Эй, Балда! То есть, я хотел сказать, «Эй, Емеля!» Собирайся на сенокос. Пора сено косить. Емеля! Куда ты пропал? До свету начнешь – до ночи управишься. (Емеля появляется)
    Эй, ты слышишь,
    Где тебя черт носил?
    ЕМЕЛЯ. Как где? На покосе!
    Я сена уже накосил!
    БАРИН. Смотри у меня! (грозит палкой) Ежели что не так, взыщу строго!
    (уходит)
    ЕМЕЛЯ. Нелегка у Барина работа. Мокра спина от мыла, лицо – от пота. К тому же этот паразит, все время палкою грозит. Приходится терпеть, - уговор – дороже денег!
    (берется за работу, таскает мешки с мукой)
   
    ЕМЕЛЯ. (поет) (вариант) Машет мельница крылами,
    Крутит, вертит жернова.
    Белою мукой покрыта
    Моя буйна голова.
   
    Чтобы в голову не лезли
    Мысли неприличные,
    Щас пойду и испеку
    Пряники «Столичные».
   
    БАРЫНЯ. Емелюшка, где ты? Барин наказывал, чтобы ты зерно все смолол, да муку в амбары засыпал. Чтоб работал усердно, не засыпал! Ну, все, мне пора. (кокетничает с Емелей)
    Своих дел по горло. Недосуг мне с тобой разводить тары-бары.
    ЕМЕЛЯ. (весь в муке и с мешком за плечами) Я зерно все смолол, полные амбары!
    БАРЫНЯ. А теперь ступай, голубчик, истопи баньку. Барин париться желают.
    ЕМЕЛЯ. Уже бегу, ваша милость!
    (расходятся)
    ЕМЕЛЯ. (появляется уже без мешка) Уф, управился! Теперь пора пришла дрова колоть, баню топить, воду носить. Барин в баню торопится, а баня еще не топится.
   
    Картина 4
   
    (берет ведра и коромысло, идет за водой к колодцу. Зачерпывает воду.
    Из ведра выныривает щука)
    ЩУКА. Здравствуй Емеля!
    ЕМЕЛЯ. Мое почтение.
    ЩУКА. Что-то давненько тебя не видно, не слышно. Меня не зовешь, помощи не просишь, совсем забыл. Али нужда во мне отпала?
    ЕМЕЛЯ. Да как тебе сказать? И не-то чтобы отпала, а засиделся я на печи, скука стала одолевать. Или я не добрый молодец? Или я не умелец? Благодаря тебе, Щука, у меня всего вдоволь - и работа по твоему велению сама делается – благодать, да и только! Да захотелось мне самому поработать, силушкой своей поиграть. Ты уж на меня не обижайся…
    ЩУКА. Какие там обиды? Я ведь все знаю, давно за тобой наблюдаю. И не думала я обижаться на тебя, Емеля, а думала что ты весь свой век теперь на печи проваляешься, что совсем ты обленился, пользуясь моим словом волшебным. Рада что ошиблась! Помогай тебе бог Емелюшка! Ну, а мне пора.
    Коли будет во мне нужда, зови, помогу всегда.
    ЕМЕЛЯ. Благодарствуйте, Государыня Щука, на добром слове. (Щука ныряет в воду, Емеля отправляется с ведрами топить баню)
    БАРИН. Эй, Емеля! Готова ли баня?
    ЕМЕЛЯ. Готова, ваше превосходительство! Полна жару, и без угару.
    Три веника про запас, чай самовару, да жбана квас.
    БАРИН. Молодца! Теперь приготовь еще один самовар, из бани придем, - почаевничаем. (уходит)
    ЕМЕЛЯ. (поет) Если спорится работа, -
    Веселее пение.
    Мне подмогой завсегда -
    Знанье, да умение.
    ***
    Если я возьму гармонь,
    Запою страдания,
    Красны девицы спешат
    Ко мне на свидание.
    ***
    У сирени цветы сини,
    Белы у черемухи.
   
    А кому какое дело
    Как умею – так пою!
   
    Картина 5
   
    (Барин с Барыней за самоваром, Емеля в хлопотах,
    Барчонок под столом мучает кота)
    БАРЫНЯ. За неделей летит неделя, а Емеля наш все при деле. То он шьет, то он варит,
    ЕМЕЛЯ. (апарт из за кулисы) То Барыню в бане парит,
    БАРЫНЯ. То пилит, то пашет, то жнет. Делает все, что Барин захочет,
    ЕМЕЛЯ. А к вечеру, еле ноги волочит!
    БАРЫНЯ. Дом сияет чистотой, у коров повысился удой.
    ЕМЕЛЯ. А Барин зовет меня все балдой да балдой…
    БАРИН. Оно конечно, работник он неплохой. Да ведь у меня по-другому и быть не м ожет: каков поп, таков и приход.
    БАРЫНЯ. Вечерами Барчонка катает в коляске, на ночь рассказывает ему сказки.
    БАРЧОНОК. (скачет вокруг родителей) Хочу сказку! Хочу сказку!
    БАРИН. Лишь только вечер наступает, сынок наш без сказки не засыпает.
    БАРЫНЯ. За день набегается, умается, слушает сказку и улыбается.
    БАРИН. Оно, конечно, ничего, да не было б от этих сказок худа.
    БАРЫНЯ. А мне Емелины сказки нравятся, сама порой заслушиваюсь, про все забываю. Пускай рассказывает. Эй, Емеля!
    ЕМЕЛЯ. (появляется, кланяется) Что прикажете, ваша милость?
    БАРЫНЯ. Рассказывай нам сказку. Сейчас!
    БАРЧОНОК. Хочу сказку! Хочу сказку!
    БАРИН . Ну, слушайте сказки, а я пошел – у нас режим - напьемся чаю и лежим, трубку курим, да брови хмурим. (уходит)
    ЕМЕЛЯ. Еще не вечер, а работа уже вся сделана. Отчегож не рассказать? (Барчонку) Только сегодня мы с тобой вместе сказку сочиним, а заодно и Барыню потешим. Согласен?
    БАРЧОНОК. Согласен, согласен!
    (Барыня садится в кресло.
    Емеля с Барчонком оживленно шушукаются. Емеля надевает
    на себя хламиду и клобук, Барчонок надевает Емелину шапку)
   
    ЕМЕЛЯ. Ну что, начнем?
    БАРЧОНОК. Начнем, начнем!
    (расходятся по кулисам)
    ЕМЕЛЯ. (появляясь из-за кулисы)
    – Жил, был поп – толоконный лоб.
    Пошел поп по базару
    Посмотреть кой – какого товару.
    БАРЧОНОК. (появляясь) Навстречу ему Балда.
    Идет, сам не зная куда.
    (Барчонок поет те же припевки, что и Емеля
    при первом своем появлении)
    Что , батька, так рано поднялся?
    И чего ты взыскался?
    (услышав знакомые припевки, появляется Барин,
    тайком следит за происходящим)
    ЕМЕЛЯ. Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где найти мне такого
    Служителя не очень дорогого?
    БАРЧОНОК. Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно
    В год за три щелка тебе по лбу,
    Есть же мне давай вареную полбу.
    (Барин гневается, но любопытство берет верх)
    ЕМЕЛЯ. Призадумался поп,
    Стал себе почесывать лоб.
    Щелк щелку ведь розь.
    Да понадеялся он на русский авось.
    Поп говорит Балде:”Ладно.
    Не будет нам обоим накладно.
    Поживи-ка на моем подворье,
    Окажи свое усердие и проворье.
    БАРЧОНОК. Живет Балда в поповом доме.
    Спит себе на соломе,
    Ест за четверых,
    Работает за семерых:
    До светла все у него пляшет,
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закупит,
    Яичко испечет, да сам и облупит.
    БАРЫНЯ. Попадья на Балду не нахвалится,
    Поповна о Балде лишь печалится,
    Попенок зовет его тятей;
    Кашу заварит, нянчится с дитятей.
    БАРЧОНОК. Только Поп один Балду не любит,
    Никогда его не приголубит,
    ЕМЕЛЯ. О расплате думает частенько;
    Время идет, и срок уже близенько.
    Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
    Лоб у него заранее трещит.
    Так весь год
    Поп в страхе живет.
    За свой лоб боится,
    Балды сторонится.
    БАРЧОНОК. Настал день расплаты,
    Пошел Балда в поповы палаты.
    Идет, знай себе, покрякивает,
    ЕМЕЛЯ. А поп, завидя Балду, вскакивает,
    За попадью прячется,
    Со страху корячится.
    БАРЧОНОК. Балда его тут отыскал,
    Дал отчет, платы требовать стал.
    ЕМЕЛЯ. Бедный поп
    Подставил лоб:
    (Во время всей процедуры с щелбанами
    Барин реагирует, будто бьют его.)
    БАРЧОНОК. С первого щелка
    Прыгнул поп до потолка;
    Со второго щелка
    Лишился поп языка;
    А с третьего щелка
    Вышибло ум у старика.
    А Балда приговаривал с укоризной:
    “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
   
    (Барин хватается за сердце, закатывает глаза, оседает.
    Емеля с Барчонком раскланиваются)
    БАРЫНЯ. Ну и распотешил ты меня, Емеля! Ну и распотешил!.. А сынок-то мой, - чистый артист! Жаль, что барин этого не видел, вот бы порадовался.
    БАРИН. (в полном смятении) Это что же это за сказка такая? Почему не знаю? Почему Балда? Про кого это Емеля сказку сочинил? На что намекает?
    Ох, не нравится мне эта сказка, ох не нравится! (уходит)
    БАРЫНЯ. Время позднее, притомилась я. Пора, однако, ждут перины.
    ЕМЕЛЯ. Приятный сон!
    БАРЫНЯ. Да и тебе, Емелюшко, пора спать-почивать. (Барыня и Барчонок уходят)
    ЕМЕЛЯ. Эх, доля наша доля…. Утром встаем, до ночи работаем. Ночь не спим, о работе думаем. А как выдумать ничего нельзя, - встаем с утра, да работаем. (уходит)
    БАРИН. (декламирует)
    Как жить? Как людям верить мне?
    Страстям отдаться скоротечным?
    (берет в руки гитару)
    Цветник зарос чертополохом.
    Как все запущено….
    В саду.
    (поет приближаясь к супружескому ложу)
    Отцвели уж давно
    Хризантемы в саду,
    Но любовь все живет
    В моем сердце больном.
   
    (тем временем Барыня уже легла в постель.
    Кровать расположена так, что Барыня лежит параллельно рампе.
    Подходит Барин, задергивает полог,находящийся сразу за кроватью
    и играющий в дальнейшем роль экрана,
    задувает свечи, ложится в постель и засыпает)
   
    Картина 6
   
    После того как Барин с Барыней погрузились в сон, мягко высвечивается полог-экран, на котором и будут проецироваться (принцип теневого театра) дальнейшие события.
    Барин (плоская теневая кукла-дублер) встает с постели, жестами зовет к себе Емелю, (Фигура Емели несколько гипертрофированна – огромные руки, толстые пальцы) делает ему какой-то наказ. Емеля кланяется, уходит выполнять задание, затем появляется снова. Сцена повторяется несколько раз в различных вариациях. Пришел момент расплаты. От шалабанов у Барина из глаз летят искры, он подпрыгивает, переворачивается в воздухе, падает навзничь и, наконец, падает в появившийся под ним гроб, сверху захлопывается крышка, поднимается над гробом крест и музыка сопровожд ения сна сменяется фальшиво звучащим траурным маршем.
    Экран гаснет.
    (Сцена сна, по мнению автора, не должна длиться более 3-4-х минут.)
   
    БАРИН. (просыпается от кошмара, с криком вскакивает с постели)
    – А-а-а.… Где я!? Что я! Кто?.. Почему?.. Емеля!… Кошмар!…
    БАРЫНЯ. (просыпаясь) Что случилось? Пожар? Караул! Грабят? Спасите! Помогите!…
    БАРИН (понемногу приходя в себя) Не грабят! Убивают….
    БАРЫНЯ. Кого убивают?
    БАРИН. Кого-кого… Меня!.. Меня убивают! (вскакивает, в волнении бегает вокруг кровати)
    БАРЫНЯ. Может, тебе приснилось чего, иль с головой у тебя не того? Наверное, приснились черти? Перепугал меня до смерти!
    БАРИН. Не хотел тебе рассказывать, да видно, придется.
    (Что-то горячо шепчет Барыне на ухо, показывает на свой лоб.Барыня бурно реагирует на рассказ Барина, прерывая его междометиями и восклицаниями и, в конце концов падает в обморок. Барин над простертым телом Барыни, поет свою последнюю арию, трагическую, прощальную. Барыня, очнувшись, подпевает)
   
    Я весь дрожу, я так боюсь сойти с ума.
    Померкнул свет, меня окутывает тьма.
    Ужель зловещему знаменью суждено
    Вот-вот исполниться.… О! Боже, как темно!…
   
    Я так устал, я так мечтаю отдохнуть
    Я задыхаюсь, а ведь хочется вдохнуть.
    Мне тяжело, и чьи-то тени встали в круг.
    БАРЫНЯ. ( очнувшись) Ах, может все еще уладится, мой друг.
   
    А мне все кажется, что я всему виной
    И, не спроста же, происходит все со мной,
    А все случилось ведь, наверное, не вдруг…
    БАРЫНЯ. Ах, может все еще уладится, мой друг.
   
    БАРИН. Мигрень! Хроническая мигрень!.. Пойду прилягу, может полегчает… (ложится на кровать)
    Как тут быть, что делать остается?..
    БАРЫНЯ. Не горюй, женский ум догадлив, на всякие хитрости повадлив. Что-нибудь да придумаем!
    БАРИН. Ох, моя бедная голова! Ах, как мне плохо!.. Ой, ой, ой…
    БАРЫНЯ. Погоди ка, я знаю средство, как удалить от нас такое бедство:
    Закажи Емеле службу, чтоб стало ему невмочь, а требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь. Тем ты и лоб от расправы избавишь, и Емелю-то без расплаты отправишь.
    (Барин обдумывает предложение Барыни, курит трубку)
    БАРИН - Уф, даже как-то повеселело на сердце! Ай да жена! Ай да Барыня! Ловко придумала!.. Ну, держись теперь у меня, Емеля… Задам тебе такую службу, что ой, ей, ей… А уж коли не выполнишь мое задание – шкуру спущу непременно! Это уж как заведено! Это уж всенепременно!.. Ух, руки чешутся! Поди-ка, покличь, пусть приходит к постели
    Верный мой работник Емеля.
    БАРЫНЯ. Сейчас позову, будет сей минут. Одна нога - там, другая – тут.
    (убегает, слышно, как зовет)
    Емелюшка, где ты? Барин хворает, лежит на одре и тебя призывает. Хоть и болеет, а все же хлопочет.Что-то сказать тебе важное хочет.
    (Емеля входит, кланяется)
    ЕМЕЛЯ. Звали, ваше превосходительство? Чего изволите?
    БАРИН. Слушай Емеля, платить обязались черти
    Мне оброк по самой моей смерти;
    Лучшего б не надобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года.
    Вот тебе бог, а вот и порог,
    Коль не представишь мне полный оброк!
    Так что ступай, не мешкай, а-то у меня от тебя сильная мигрень сделалась.
    Все понял?
    ЕМЕЛЯ. Так точно, ваше превосходительство! Мигрень!А лекарство от этой хвори у чертей - на дне моря.
    БАРИН. Ступай…
    (Емеля уходит)
    ЕМЕЛЯ. (поет)
    До чего красиво море
    Не расскажешь в разговоре.
    Там в зеленой глубине
    Бесы вертятся на дне.
   
    И глядят они оттуда,
    Как бы людям сделать худа
    Но, кто свяжется со мной,
    Будет битый и больной.
   
    Там такие злые черти-
    Заедят до самой смерти.
    Я к ним еду на посты
    Укорачивать хвосты.
   
    Картина 7
    (Берег моря. На голос Емели, на его угрозы,
    выныривает старый бес, подкрадывается к Емеле сзади
    и пытается его напугать)
    БЕС. Как твоя фамилия!? У-у-у… Забодаю-ю…
    ЕМЕЛЯ. О! Вот ты-то мне и нужен! На ловца и зверь бежит.
    БЕС. У-у-у… Забодаю-ю!..
    ЕМЕЛЯ. (отшибает палкой у Беса один рог) Я тебе пободаюсь, чертово племя!
    БЕС. Все равно забодаю! Подниму на рога!
    ЕМЕЛЯ. (отшибает второй рог) Бодливой корове бог рогов не дает! Вот теперь бодайся сколько хочешь!
    БЕС. (что называется “пальцы веером” делает Емеле козу) У-у-у.. Достану!..
    ЕМЕЛЯ. (еще раз бьет Беса по голове, тот уходит в нокаут) Ну ты достал!
    БЕС. Ой! Что-то мне нехорошо… Кажись мигрень сделалась. Отчего бы? Присяду, отдохну. (замечает Емелю) О! А ты кто такой? По какому вопросу? Как фамилия? Справка есть?..
    ЕМЕЛЯ. Емельян. Дело до вас, чертей, имею! Сейчас стану веревкой море морщить, да вас, проклятое племя, корчить.Напущу я на вас унылость.
    БЕС. Скажи, за что такая немилость?
    ЕМЕЛЯ. Как за что? Вы не плотите оброка, не помните положенного срока! (Берет на арапа)
    Совсем распустились! Я вам покажу Кузькину мать! Ох, я вам устрою козью морду!… Ух, что щас будет!..
    Утка крякнула, берега звякнули,
    море взболталось, вода всколыхалась!
    БЕС. Емелюшка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. Погоди, вышлю к тебе внука.(ныряет вглубь моря)
    (Возможно исполнение песни Беса. См. приложение.)
    ЕМЕЛЯ. (про себя) Чтож, этого провести не штука!
    БЕСЕНОК. (появляясь перед Емелей) Здравствуй, Емеля мужичок;
    Какой тебе надобен оброк?
    Об оброке век мы не слыхали,
    Не было чертям такой печали.
    ЕМЕ. Как так не было печали? А кто барину моему задолжал оброк за три года? Пушкин, что ли? Отдавай оброк, а то я вас, черти, причешу против шерсти.
    БЕСЕНОК. Ну, так и быть – возьми, да с уговору,
    С общего нашего приговору, -
    Чтобы впредь не было никому горя:
    Кто скорее из нас обежит около моря,
    Тот и бери себе полный оброк.
    ЕМЕЛЯ. Вроде, ты рассуждаешь здраво.
    Только что ты выдумал, право?
    Где тебе со мною тягаться,
    Обгони-ка моего меньшого братца.
    Пока я пойду к ближнему ельнику – покличу брательника, ты, не теряя времени, ступай к своему чертову племени и приготовь сполна весь оброк, да положи в этот мешок.
    БЕСЕНОК. Будь по твоему, Емеля. Ступай, зови братца, будем состязаться…
    (Емеля и Бесенок расходятся в разные стороны и тут же возвращаются.
    Емеля – с мешком, в котором сидят два зайца.)
    ЕМЕЛЯ. (про себя) Проучу я тебя, зазнайку. Попляши-тка ты под нашу балалайку.
    - Ну что, готов?
    БЕСЕНОК. Готов!
    ЕМЕЛЯ. На старт!
    Внимание!
    Марш!
    (Бесенок и заяц убегают.)
    ЕМЕЛЯ. Бесенок по берегу морскому, а зайка в лесок, - до дому. (Бесенок нарезает круги. На третьем круге Емеля хватает его за шиворот, тот почти задыхается.) Ну что, живой? Бешеной собаке семь верст не крюк. Смотри, не подохни раньше времени, а-то с кого оброк брать?
    БЕСЕНОК. (задыхаясь) Ура!…… Победа!……. Обогнал так,…… что и не видать,…. где твой…... братец. Вы думали, что победа будет за вами, а она – за нами! Наше дело левое, мы победили!
    ЕМЕЛЯ. Да-а.… Видать и в правду, рога - мозгам помеха.
    БЕСЕНОК. На нашем темени – гордость племени!
    ЕМЕЛЯ. Очнись! Мы с моим братцем давно уже тебя дожидаемся. Все глаза проглядели. (Гладит зайца.) Братец мой любимый, устал, бедняжка! Отдохни, родимый. (Отпускает зайца, тот убегает.)
    БЕСЕНОК. Ну, что ж, придется идти за оброком. (Ныряет в море.) Слушай, дедуля, у нас беда!
    БЕС. (С забинтованной головой.) Что такое? Кто здесь? Как твоя фамилия? Справка есть?
    БЕСЕНОК. Да ты что, дед, совсем ошалел? Внука не узнаешь! Я говорю – беда у нас!
    БЕС. А! Это ты, внучек. Беда, говоришь? Любую беду рогами разведу. Ой! (Хватается за голову) Мигрень проклятая, и зачем ее только люди выдумали? Вот это беда так беда…
    БЕСЕНОК. Дедуля, у нас беда на самом деле! Обогнал меня меньшой Емеля!
    БЕС. Погоди, тут надо подумать.
    ЕМЕЛЯ. Пока вы там будете думать думу, я наделаю такого шуму, взбаламучу море до небес! Ты слышиш меня, чертов Бес? В голове у тебя совсем помутится. До трех считаю и начинаю. Раз!.. Два!..
    БЕСЕНОК. Погоди! (возвращается к Емеле) Полно, мужичок, вышлем тебе весь оброк. Только слушай. Видишь ты палку?
    ЕМЕЛЯ. Эту?
    БЕСЕНОК. Выбери себе любую мету. Кто далее палку бросит, тот пускай и оброк уносит. Что ж? Боишься вывихнуть ручки? Чего ты ждешь?
    ЕМЕЛЯ. Да жду вон этой тучки. Зашвырну туда твою палку, да и начну с вами, чертями, свалку. Ну, теперь держись! Э-э-х… (замахивается палкой так, что достается чертенку)
    БЕСЕНОК. Ой! Не спеши! (потирает ушибленный бок)Посоветуюсь с дедом.
    ЕМЕЛЯ. Хватит! Надоело! Ваши советы - мне поперек души. Теперь, мой черед решать, кому повезет! Условия сам назначу, задам тебе, вражонок, задачу. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там…
    БЕСЕНОК. Сивая кобыла.
    ЕМЕЛЯ. Кобылу подыми-тка ты, да неси ее полверсты; Снесешь кобылу, поздравлю тебя и деда, ваш оброк, ваша победа. Ну, а если не снесешь, то не обессудь, представь мне оброк в наилучшем виде, - Барин мой не будет в накладе, я не буду в обиде. Идет?
    БЕСЕНОК. Идет!
    ЕМЕЛЯ. Тогда, вперед!..
    (бесенок исчезает за кулисой, затем появляется с кобылой на спине.
    Медленно, с трудом передвигает ноги, но, поравнявшись с Емелей,
    падает без чувств)
    ЕМЕЛЯ. Эй, приятель, ты, часом, не заснул? (осматривает Бесенка)
    Черт возьми!.. да он похоже ноги протянул. Кобылка бежит, а Ивашка лежит! (Бесенок открывает глаза, трясет головой) О! Кажись очухался…
    Ну и глуп же ты братец! Ты с кем решил состязаться? Себе и чертям на горе, ты устроил это многоборье. И руками-то снести кобылу не смог, а я , смотри, снесу промеж ног! (вскакивает на кобылу, исчезает за кулисой, через мгновение появляется из противоположной) Ну, что? Еще есть вопросы? Гони оброк сей момент!
    (Бесенок еще продолжает пребывать в прострации)
    БЕСЕНОК. (встает пошатываясь) Никак нет! Так точно! Мне надо… К деду… Я щас… На беседу…(ныряет в море).
    ЕМЕЛЯ. (вдогонку) И без оброка не возвращайся!
    (из глубины моря доносится голос старого Беса)
    БЕС. Твоя взяла, Емеля. Получи оброк!.. (из моря вылетает мешок с оброком и падает к ногам Емели). Распишись в получении, чтоб избежать в дальнейшем недоразумения.
    ЕМЕЛЯ. Моя подпись на твоей голове. Иль недостаточно разборчиво?
    БЕС. Нет нет, вполне разборчиво!..
    ЕМЕЛЯ. Ну, тогда покедова! (уходит с мешком на плече, поет)
   
    Были целы, стали биты,
    Я подмазал им копыта
    Не сметаной к пирогам,
    А дубиной по рогам.
   
    Знать такого вы не ели,
    Чем вас потчевал Емеля.
    А хваленый старый Бес
    Был в рогах, - остался без.
   
    Как малюют ваши хари
    Глянешь – нет противней твари!
    А до драки как дойдешь,
    И цена-то Бесу – грош.
   
    До чего красиво море,
    Не расскажешь в разговоре
    И по морю корабли
    Уплывают от земли.
   
    (Постепенно Емелина песня затихает вдали)
   
    Картина 8
    (Барин, Барыня и Барченок сидят за самоваром, пьют чай.)
   
    БАРЫНЯ. (вздыхает) Да-а…
    БАРИН. (тоже со вздлхом) Да-а…
    (небольшая пауза)
    БАРЫНЯ. Жалко… (снова вздыхает и даже роняет слезу в платочек)
    БАРИН. Как не жалко!.. такого работника потеряли.
    БАРЫНЯ. Да уж! Хороший такой…
    БАРИН. Да-а-а … Хорош был, мерзавец! Умел потрудиться.
    БАРЫНЯ. Умел, умел… Такой милый… Сказки все рассказывал…
    БАРИН. Ну, да прошлого не воротить. Кто к чертям попал, тот навеки пропал.
    БАРЫНЯ. Такой молодой, сильный… Жить бы, да жить. Жалко…
    БАРИН. Жалко… Бывало гаркнешь на него, иль плеткой стебанешь, и так хорошо на душе станет, что не высказать.
    БАРЫНЯ. Такой исполнительный, ну что ни попроси…
    БАРИН. Да-а….Стоило тлько позвать: “Эй, Емеля”!
    (Емеля неожиданно возникает с мешком за плечами)
    ЕМЕЛЯ. Звали, ваше превосходительство?
    БАРИН. (пугаясь) Ой! Чур меня, чур!… Никак с того света явился?
    БАРЫНЯ. Ну что ни попроси…(падает в обморок).
    БАРЧОНОК. Емеля, Емеля приехал! Ура!.. (прыгает Емеле на шею).
    БАРИН. (оглядывая мешок, в большом волнении) Ага, принес! Денежка счет любит!.. Развязывай, да показывай. Будем считать.
    ЕМЕЛЯ. Барин за оброк , а Барыня в обморок!
    БАРИН. (в нетерпении бегает вокруг мешка, потирает руки, торопит) Ну, не томи, показывай…
    (Емеля развязыват мешок, Барин в него заглядывает,
    начинает считать и проваливается. Слышен его удаляющийся крик и звук падения.
    Из мешка, при этом, вырывается клуб огня и дыма, затем доносится голос Беса)
    БАРИН. А-а-а-а-а …
    БЕС. Как твоя фамилия? Мигрень, говоришь?..
    БАРИН. А-а-а-а….
    (Барченок пытается заглянуть в мешок, но из мешка выглядывает
    голова Бесенка, как две капли воды похожая на Барчонка, только с рожками. Кошка шипит и прижимается к ноге Барчонка)
    ЕМЕЛЯ. Не знал пескарь науки, что попадет на зубы к щуке!..
    БАРЫНЯ. (очнувшись от обморока) Ой, что-то я сомлела… И самовар уж небось простыл. (открывает крышку самовара, из него выныривает Щука) Ой, рыбка…
    ЕМЕЛЯ. Легка на помине…
    ЩУКА. Звал, Емелюшка? Вижу, выручать надо.
    ЕМЕЛЯ. Да уж… Видно без твоей помощи не обойтись. Барина вызволять нужно. Хоть и скуп не в меру, а все ж христианская душа.
    ЩУКА. Будь по твоему…
    (за столом появляется Барин, Щука исчезает в самоваре)
    БАРЫНЯ. (к Барину) Милый, еще чаю?
    БАРИН. (оглядывает себя, он, явно, переменился) - Вперед гостя дорогого потчуй. Емелюшка, присаживайся. Чем Бог послал…
    БАРЫНЯ. Емелюшка, сокол…
    ЕМЕЛЯ. Благодарствуйте на добром слове, ваше привосходительство, да только пора мне, загостился я в этой сказке, а меня уже в других ждут.
    БАРИН. Ну, коли так, спасибо тебе Емеля за добрый труд, да за науку. В добрый путь. Прости, если что не так.
    ЕМЕЛЯ. Бог простит.
    БАРИН. Будешь мимо – заходи. Всегда будем тебе рады.
    БАРЫНЯ. Всегда рады…
    ЕМЕЛЯ Бывайте здоровы, не поминайте лихом.
    (удаляясь)
    БАРИН. Будем рады…
    БАРЫНЯ. Сокол…
    ЕМЕЛЯ. (оставшись один) Ох, что-то я притомился, надо передохнуть, чайком да ватрушками побаловаться. (к зрителям) А вы как считаете? По щучьему веленью, по моему хотенью, собирайся-ка, печь, в дорогу!
    (Емеля, при помощи тех же “Из ларца” приводит печку
    в первоначальное состояние. В момет, когда печь обретает свой прежний вид, из печного пода, появляется голова Емели в живом плане, а затем и весь Емеля предстает перед зрителями. Весь процесс превращения сопровождается музыкой и Емелиными прибаутками.)
    Ну, прощевайте покедова! Ежели захотите побывать со мной в других сказках – милости просим, приходите! А я вам всегда рад!
    Ну, печка…. Поехали?
    (уезжает со сцеы, поет)
    Вдоль по травке, по муравке,
    По лазоревым цветочкам
    Ходит селезень,
    На нем шапок семь.
   
    Ой люли, ой люли
    На нем шапок семь.
   
    Взойди, взойди солнце красно
    Над поляночкой широкой.
    Придет утречко,
    Выйдет уточка.
   
    Ой люли, ой люли
    Выйдет уточка.
   
    И пойдут они вдоль речки.
    Селезень ей заиграет
    В дудку – дудочку,
    В самогудочку.
   
    Ой люли, ой люли
    В самогудочку.
   
   
    КОНЕЦ
    10 апреля, 1999 г.
   
   
   
   
   
    ПЕСНЯ БАРИНА №2.
   
    Что-то грудь теснит, что-то сам я сник
    И не знаю, от чего робею .
    Не идет мне сон, мысли колесом
    и физически я стал слабее.
   
    Раньше я гусей, за один присест,
    С удовольствием съедал две пары,
    А теперь – претит. Видно аппетит
    Пропадает, или стал я старым.
   
    Не бывать беде. Созову людей –
    Пусть они меня попарят в бане.
    Али водки, чтоб, поднесли мне штоф,
    Закушу солеными грибами.
   
    А моя жена, вот же сатана!
    Чтой-то от меня воротит рожу.
    Обнаглел народ – чуть не лезут в рот.
    В общем, надо с ними быть построже.
   
   
    ПЕСНЯ БАРИНА №3.
   
    Стою у самого высокого обрыва,
    Бегут по небу вереницей облака.
    Зачем же, мама, я родился несчастливым?
    Наверно, после повезет, ну, а пока:
   
    Давит сердце, давит грудь –
    Не вздохнуть, не раздохнуть,
    Не на солнышко взглянуть,
    И не песни затянуть
   
    И такой тяжелый груз –
    Залегла как камень грусть.
    Видно скоро в дальний путь.
    И пусть….
   
    А я веселым был, и сильным, и красивым,
    А ведь когда-то я был строен и высок.
    Зачем же мама я родился несчастливым?
    И вот куда-то все ушло водой в песок.
   
    Давит сердце, давит грудь –
    Не вздохнуть, не раздохнуть,
    Не на солнышко взглянуть,
    И не песни затянуть
   
    И такой тяжелый груз –
    Залегла как камень грусть.
    Видно скоро в дальний путь.
    И пусть….
   
   
    ПЕСНЯ БЕСА
   
    До чего же довели нас люди,
    Я не знаю, что теперь будет
    И чего-то ведь от нас хотят они…
    Вот такие пироги с котятами.
   
    Трень-брень, Трень-брень,
    Все набекрень,
    Трень-брень, трень-брень,
    Опять мигрень.
   
    И любой, кто подошел к морю,
    Хочет бесам причинить горе.
    Я бы всех их забодал рогами,
    Будут им котята с пирогами.
   
    Трень-брень, Трень-брень,
    Все набекрень,
    Трень-брень, Трень-брень,
    Опять мигрень.
   
    Погоди-ка, вот придет мой внучек,
    Он тебе такой оброк всучит!..
    За такой оброк в сыру земельку
    Закопают ентого Емельку.
   
    Трень-брень, Трень-брень,
    Все набекрень,
    Трень-брень, Трень-брень,
    Опять мигрень.

Дата публикации:30.06.2003 01:39