Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект:

Номинация: Подборки стихотворений

№ 221. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Номинатор - творческая ассоциация "Пост", г. Ярославль

      * * *
   
   Так лайка кувыркается в снегу
   октябрьском, свежевыпавшем, недолгом!
   ...Опомниться от жизни не могу,
   слюбиться с ней, стерпеться втихомолку...
   Маршрутка. Годовалый карапуз
   кричит взахлёб - ушанка на бок слезла
   и шею колет шарф! Не плачь. Не трусь
   ни пьяных дембелей перед подъездом,
   ни двух старух у мутного окна,
   так увлечённо хающих Чубайса.
   Ты на руках у матери, она
   баюкает тебя. Так улыбайся
   сквозь морок там, где остается петь
   младенца, лайку, смерть.
   
   
   * * *
   
   Спина к спине. Двенадцать человек
   уставились в экраны, пропадая
   от одиночества, не прерывая бег
   по клавишам, общаясь с проводами
   и пиксельными лицами. Как те
   застывшие в придонной немоте
   слепые завсегдатаи триаса.
   Священник Дарвин, ангел Гавриил
   в дюралевой сети дырявых крыл -
   возьмут дуду и на двоих по разу
   попросят Слова... А кругом уже
   канкан вещей резвится неглиже.
   Вон - древесина, стекловата, пластик,
   резина, демократия, прогресс...
   Нет-нет, не против. Каждый ищет счастье
   там, где учили. С лупой - или без.
   А бога нет. Есть цифры, точки, ru,
   похмельные пол-литра поутру.
   Пропан и сера замещают астру
   конфорки. Сталь надёжней, чем вулкан
   сияющего чайника, гораздый
   на чудо и ожог. Блажен стакан
   нагретый кипятком. И не помочь
   метафоре, заполонившей ночь.
   Что это? Апокалипсис? Рассвет? -
   Не знаю. Только всадники за нами
   уже пришли, а мне и дела нет,
   опутанному проводами.
   
   
   * * *
   
   "Сумма углов треугольника ABC..."
   Русый мальчишка - за партой. А на лице -
   скука и жажда взрослости - врассыпную
   кинулись от солнечной полосы,
   шлёпанья мяча об асфальт. "Не ссы,
   Пашка!" - кричат... Дальнюю штангу замкну и -
   вот оно, счастье! Болельщицкие сектора
   пыльных хрущёвок, а в глубине двора
   шепчется березняк. Воздушная, кружевная
   вышивка жёлтым на ситцевом полотне
   полупрозрачной осени, той, вдвойне
   ослепительной - сквозь синий провал окна. И
   кисти берёз в колечках из бересты
   как мало пока что напоминают бинты
   в душной палате, где под тиканье пульса
   строчка - изморозь проводка -
   тянется через пергамент виска,
   только что бывшего русым.
   
   
   * * *
   
   На постаменте сломанной берёзы
   (чьи пальцы, некогда засохшие,
   оббило вихрем так, что крона
   стала кулаком воздетой к небесам руки)
   сидела одинокая ворона
   и кричала собравшимся внизу.
   
   Они, все юные, с гвоздиками,
   исполненные неподвластной
   им жизни (кроме камня лиц),
   стояли полукругом над оградой,
   вмещающей могилу друга.
   И ветер расплетал венки.
   
   И вестник каркал из-под облаков
   о человеке из кожи, страха и воды,
   который врачует водкой совесть,
   после дразнит косую, после плачет
   и меняет платок, работу, губы.
   Намучается и ложится...
   
   И двое повернулись к птице,
   так и не разняв задрогшие
   объятия ладоней. Та
   качнулась под очередным порывом
   и тяжко сорвалась, как будто
   испуганная чем-то.
   
   
   * * *
    Яне
   
   "Love me, my darling..." - сквозь тату и пирсинг -
   такого же, как ты. Хоть Бритни Спирс и
   не входит в пантеон его богов.
   Прости ему. Ты видишь, он готов
   молиться на молочно-жжёный запах
   твоих кудрей, веснушки - вплоть до самых
   невыразимых в этом мире глаз...
   Нет, нет, я прав! На вечер. Миг. Для нас
   одних - песком над призрачной водою -
   сотворены скамья и речь ладоней,
   прохлада плеч, изюмины сосков...
   Сюжет не нов. И антураж не нов.
   - "О чём ты думаешь? Не смейся!" - "О тебе -
   в мерцании зрачков. О счастье". - "А теперь?" -
   - "Что человек как губка. И - мембрана".
   
   ...разменивая нас с тобой по странам,
   локомотив несется сквозь тоннель.
   Тушь на щеке. Раскатистая "Belle" -
   в наушниках твоих. В моих - оставлен
   надтреснутый мотив: "Love me, my darling..."
   
   
   Маленький любовный трактат
   
    1
   
   Шепнуть "люблю", и - белкой в колесе
   из лепестков ромашки, sms-ок
   и выдуманных диалогов. Все
   приметы ломки, и не сыщешь места
   неловким пальцам... И бежать, бежать
   по рытвинам сомнений, повторяя:
   "за что... иди ты... милый... твою мать..."
   и "надо ли всё это?.." Не пора ли
   выказывать и поверять, смешав
   в один коктейль условности, советы
   и пряность тайны... Между сосен этих
   в себе самой запутаться спеша.
   
    2
   
   Как просто всё... Жар комнаты. Стекло
   туманится испариной весенней.
   И ливень треплет сонное село,
   бренчит по жести, мнётся на ступенях,
   дарует чудо жизни тополям
   и учит их дышать. О чём? - О том же
   простом "люблю". Как жимолость-земля
   бессмысленно-блажная­,­ осторожно
   принять недостающее звено
   в цепи двух одиночеств, обречённых
   отогревать в доверчивых ладонях
   и вишни терпких слов и шар земной.
   
    3
   
   Но что потом? - Вот пепелище нот
   для пылких голосов! Пируй минутно-
   пленительным, а время-садовод
   крапивой обряжает незабудки
   слепого счастья... Ну же, допивай!
   Лови подол, проси, клянись привычным
   надтреснутым "люблю"! Убогий рай
   кабацких гурий?.. Домострой приличий?..
   Вон - тополиный пух. А вот - труха. И
   не лгать, не укорять, не забывать,
   как ниспадает солнечная прядь,
   как бабочка ресниц сквозь ночь порхает!
   
   
   * * *
   
   Неужели так просто - от Бога?
   И - за пазуху? Полно. Всё от
   cамого’ себя. Па’ра немного
   да песка ненадёжный налёт.
   
   Прячет голову страус ледащий,
   ищет неба погонщик реклам
   оцифрованных, томно-манящих...
   "Даждь нам днесь..." и "Моё, не отдам!"
   
   А потом - всё-то память-обманка
   распускает избытую вязь
   о любви да о прочем. От манны
   до гудков, не дождавшихся нас...
   
   Задохнёшься, привыкнешь, подымешь
   на морозное счастье глаза -
   вот и всё. Успокоишься и лишь
   поскорее вернёшься назад,
   
   где позёмка и сталь-недотрога,
   где озябшие губы сипят:
   "Если что-то и было от Бога,
   то теперь - от себя. От себя".
   
   
   * * *
   
   "...время ускользает рекой..." -
   к чёрту цитаты! Пулей - разве.
   Так секунда-оса, покинув рой
   будущего, жалит тебя, и сразу
   чуешь, кто кого... Водим, прячься!
   По утрам зарядка, или - без водки,
   выгадав к суткам еще два часа,
   оставшись в поколении - в дырявой лодке -
   мыкателем, галерником горя
   с парусами обвисшей кожи.
   Занавес.
    Или за этим флёром
   опыта - осязать всё больше,
   что отпущенное ценно самим
   упоением жизнью, не оглавлением -
   куцым, придуманным, седым
   пасынком самоедства и лени...
   Не молодечество, не испуг.
   Брось ярлыки ума, входящий
   в заводи человечьих рук,
   в бурелом человечьей чащи.
   
   
   * * *
   
   Ужо, разборчивая мышь!
   Шекспиров том
   понадкусала - и шуршишь
   за стенкой, в том
   
   немало не раскаившись.
   А я ведь сыр
   тебе оставил. Ну, держись!
   Теперь Шекспир
   
   за мышеловкой поскуча-
   ет, а в нору
   к тебе - засуну распеча-
   тки с "Rifma.ru"!
   
   
   * * *
   
   Вуаль из пыли вьётся по асфальту,
   и майский ветер подбирает шлейф
   танцующего воздуха... Разлей
   в черёмухе чириканье - и сальто
   стрижей над воскресением весны
   уже с твоим участием. В бедовом
   полёте - дымкой переплетены
   платки полей, гирлянды городов, и
   огромным блюдцем выгнута земля,
   и бирюзовый шар уже затерян
   на фоне стылой, траурной материи,
   исколотой шипами звёзд... А для
   фантазии предела не даётся,
   ни смерти. Только пуговица Солнца
   на рукаве галактики - среди
   пыльцы и плазмы. В бешеной горячке
   Вселенная глядит из пустоты,
   и вся - один цветущий одуванчик!
   
   
   Стриж
   
   Раненый стриж на асфальте. Пустая ладонь.
   Ножницы крыльев что губы - трепещут - не тронь!
   Мгла пятерни обступает истошное сердце
   сквозь занавески век. И на внезапный вопрос
   здесь - ни ответить всерьез,
   ни отвертеться.
   
   - Гибель моя - дело дня, и едва ли успеть
   грубой шершавой заботе вернуть и воспеть -
   тонкие - утренний луч, и блестящие - ночь,
   залитая дождём, - эти перья.
   Солнцу - уже не родиться. Теперь я -
   память, несомая прочь.
   
   Мальчик волнуется, верит, смягчает шаги.
   Хлебные крошки скользят с поднебесной доски.
   Видеть зарю и смолчать - для стрижа
   значит нарушить закон, что не хочет понять
   тот, кто сумел неподвижную птицу поймать
   и обнимает спеша...
   
   Не оглянуться, не высказать, не уберечь.
   Ветер над пухом шуршит погребальную речь,
   пылью присыпав его. - Так вращается вечность. -
   Братьев моих нескончаем пронзительный свист,
   Бог мой - всё так же лучист.
   И я вторю им - по-человечьи!
   
   
   * * *
   
   "Линолеум, ламинат, ковролин..."
   "В сущности, ты постоянно один..." -
   в свитере, варежках из цитат,
   связанных полстолетия назад.
   
   - Эй, молодой! Ну, куда ты идешь?
   Попридержи вдохновенную дрожь -
   скоро откроют туалет...
   Слышит ли он меня или нет,
   
   когда, поплевывая на гололед,
   нагибается под веревкой, ждет
   манны и сосулек с небес...
   С матом дворника или без
   
   привокзальная лавка - приют голубей.
   Все мы одних голубиных кровей.
   Сизую голову задеру,
   крошки схвачу и слова подберу!
   
   
   * * *
   
   Бутылочку исконной заказав
   и развалившись в кресле, он вальяжно
   окинул взором нескольких своих
   поклонников (а заодно - таланта,
   успеха и величия), готовых
   забраться в рот к нему, а то и душу
   продать за слово ободренья, за
   рукопожатье, за благословенье.
   
   И седовласый мэтр, постигнув тайны
   поэзии, не знающий препон
   в полёте вдохновения, вещал:
   "Всё в мире - тлен. И суета. Помрёте,
   едва родившись. Ничего-то нет
   под солнцем нового, ни рифмы свежей,
   ни образа. Хотя, всё лучше, чем
   ширяться или бить жидов. Дерзайте".
   
   Те слушали, а он, пуская дым,
   учил великим истинам - над рюмкой
   и с огурцом в руке, скосив глаза
   на гибкий зад официантки. Кто-то
   поднялся, извинился и нырнул
   в ночную паутину улиц, где
   клянутся, любят, вынимают нож
   без лишних предисловий.
   
   
   * * *
   
   А чукча - не писатель. Записной
   бродяга - в лучшем случае. Уж если
   навешивать ярлык. Писатель - тот,
   кто кормится печатно-площадной
   иллюзией оболтанных словес и
   зауживает свою жизнь в блокнот,
   
   на кожуру изводит сок и шлёт
   бессонный труд в ареопаг журнальный,
   надеясь, что осилят. В добрый путь,
   наивная душа! Твоих хлопот
   как легкоплавок век! Нет, чукча мал, но
   бирюльками его не обмануть.
   
   И вот он весь - на утренней брусчатке
   листает лица в книге сентября,
   то лыбится, то исподлобья, снизу
   любуется безвкусицей дощатых
   реклам, церквями в ложах пустыря
   и тополем, растущим из карниза.
   
   И видя всё, он присягает жизни.
   А завтрашнему дню - своих щедрот
   достанет. От мгновения - не деться,
   не удержать в горсти и не спастись - ни
   тоской ни знанием... Лишь, разве, вот -
   каким-то неисповедимым детством.
   
   
   * * *
    Exegi monumentum aere perennius...
   
   Штриховка мартовских берёз,
   культяпки лип.
   В канаве сохнущий навоз,
   а рядом - сыпь
   
   бычков, бутылок. Синька луж.
   Землистый снег.
   Полотнища белья и душ
   капели. Бег
   
   прозрачных редких облаков
   над цепью крыш.
   И в небе тонется легко -
   когда молчишь.
   
   Родиться, верить, умереть -
   всё лучше, чем
   ковать изменчивую медь.
   О рифмаче
   
   на этом - хватит. И опять
   взгляни туда,
   где всё отчётливей закат,
   темней вода.

Дата публикации:31.08.2006 15:17