ГОРОД МАСТЕРОВ Елена Гончарова Библиографическая и техническая ОТ АВТОРА............................................................6 Глава I В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ ........................................11 Глава II СТРОИМ ДОМА И БУДУЩЕЕ................................17 Глава III ГОРОД МАСТЕРОВ...............................................22 Пояснительная записка..........................................22 Показатели по проектному предложению.................30 Глава IV ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЛЮБВИ.................................35 Глава V ЖИВАЯ ВОДА НЕСКАЗОЧНЫХ РОДНИКОВ............40 Глава VI СОКРОВЕННЫЙ МИР ДУШИ.................................47 Глава VII РАСТЕМ НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ......................52 ПОСЛЕСЛОВИЕ.....................................................55 Список использованной литературы.........................57 ОТ АВТОРА С детских лет в своих фантазиях я всегда строила идеальный Город. Чем бы ни занималась, хранила заветную мечту и очень хотела, чтобы она осуществилась. Город Мастеров должен был собрать действительно Мастеров. Уж если токарь, то, как папа, золотые руки. Если учитель, то, чтобы знал всё-всё... Я родилась с любовью в сердце. Я пришла в эту жизнь на земле, как в свой родной дом. Сколько помню себя, всегда любила и люблю жизнь и получаю любовь взамен - от земли, от людей. Кто-то мудро заметил: работай так, как будто тебе не надо денег, люби так, как будто тебе никто и никогда не причинял боль, пой так, как будто тебя никто не слышит, танцуй так, как будто тебя никто не видит, живи так, как будто на земле - рай. И ещё: остановись, подними голову и оглянись вокруг, смотрящий под ноги не видит звёзд. Земля и в самом деле - рай, если тебе здесь хорошо. Все мы приходим в мир, чтобы изменить его, сделать лучше. Каждому дано своё поручение и его необходимо выполнить. Моя задача - Город Мастеров. Рождённый в детских фантазиях, он должен стать реальностью, обрести конкретные черты, наполниться жизнью. Я росла в большой семье. Нас, детей, было пятеро. Отец работал токарем. Он был, что называется, мастер - золотые руки. Мама управлялась с хозяйством, занималась нами, детьми. Обычная рабочая семья, мы всегда жили в своём доме. Сад, поляна перед крылечком... С самого раннего детства я ощущала себя обогретой любовью и заботами ближних. Ни разу я не видела своих родителей раздражёнными. Ни разу не почувствовала отчуждения. Ни разу не натолкнулась на равнодушие. Наши родители растили нас, руководствуясь движениями души. Нам многое разрешали, но с нас многое и спрашивали. Как бы ни были заняты своими делами мама и папа, они считали необходимым говорить с нами обо всём, что нас волновало. Они считали правильным анализировать, разбирать "по полочкам" все наши поступки. Как-то я сорвала с клумбы несколько цветов и, довольная, принесла их в дом, поставила в воду. Они простояли в вазе дня три и увяли. Пришлось букет выбросить. И только через неделю как бы между прочим отец поинтересовался: а как другие цветы, те, что я оставила на клумбе? Они вовсю цвели и радовали глаза своей свежестью и красотой. Вот видишь, дочка, пожурил меня отец, чем обернулся твой необдуманный поступок. Загубила лучшие цветы, укоротив и без того короткий их век... Ты проявила насилие и эгоизм, хотя ничто не мешало тебе любоваться после занятий, теми, убитыми тобой, цветами. Да что было бы, если бы в твоей школе каждый ребёнок сорвал по цветочку? У вас там уже и клумб не осталось бы. С той поры я предпочитаю любоваться разноцветьем в естественном виде, не рву цветов. Отцовский урок, мягкий, но, вне всяких сомнений, исключительно полезный заставил меня бережнее относиться ко всему живому вокруг меня. А знаете, как изобретательно будила нас по утрам мама? Я любила читать по ночам, зато утром никак не хотела просыпаться. Наверное, мама могла бы прибегнуть к достаточно жёстким мерам воздействия. К примеру, подержать будильник над ухом или сдёрнуть одеяло. Но она поступала иначе. Мама выработала в моём организме своеобразный рефлекс. Утром она ставила рядом с постелью тарелку с дымящимся и вкусно пахнущим завтраком. Мой нос и желудок реагировали, и я ещё во сне начинала есть. Пока я "ела", мама со мной потихоньку, ласково разговаривала. Я просыпалась. Мой организм настолько привык к сочетанию маминого голоса и еды, что когда она подходила к постели и тихо говорила "Лена, вставай", меня тут же будило чувство голода. Я считаю, что быть мамой - ответственная и большая работа. Будь на то моя воля, я бы матерям зарплату платила, как если бы они трудились на благо общества на производстве. И даже если женщина всю себя посвятила заботам о своих детях и семье, и нигде всю свою жизнь не работала, (или прекратила работать с появлением детей), я учредила бы достойную пенсию, независимо от того замужем она или нет. Поверьте, придёт этому время! Люди, общество по достоинству оценят материнский труд. Добрые мамины руки, улыбка, ласковые слова, помогали нам начать день с хорошей ноты. Утро казалось прекрасным, несмотря на недосып. Прилив сил и энергии толкал на подвиги. Казалось, всё по плечу, со всем можно справиться. Вот что значила мамина маленькая хитрость, её желание помочь детям настроиться на нужный - жизнерадостный лад. Помнится и другой, не менее яркий пример воспитания. Наша бабушка не ведала о премудростях педагогической науки. Но ей дана была любовь к многочисленным внукам, мудрая и нежная. Дело было под Пасху. Бабушка, как заведено у православных, собиралась навести в своем доме чистоту и порядок. А я возьми да и разрисуй стены! Уж как моя бабушка расстраивалась, что рисунки всё-таки придётся забелить... Ей очень хотелось сохранить мои художнические шедевры. И тогда она купила мне краски и альбом, и показала, что рисовать на бумаге ничуть не менее интересно, чем на стене. Сказала: то, что я нарисую в альбоме, она будет хранить и гордо показывать своим подругам. Я была тогда ещё совсем маленькая, но отчётливо помню чувство искреннего огорчения моей бабушки. Ей очень хотелось сохранить испачканные краской стены, детскую мазню, дорогую любящему сердцу. Быть может, именно тогда я уверовала, что мои дела старшие рассматривают с уважением. И почувствовала уважение к самой себе. Достоинство воспитывается. Но его можно просто впитать в себя вместе с любовью близких. Уверенность в собственных силах росла вместе с нами. Я не сомневалась, что со временем сумею реализовать свою заветную идею. Я говорю об идеальном городе. Мой отец был настоящий Мастер. Он умел радоваться жизни и труду. Моя мать, бабушка были Мастерами. Им было дано достигнуть многого в таком важном деле как воспитание детей. Мои учителя были Мастерами. Азартные люди, они умели зажигать ребячьи души интересом к своему предмету. Многие из моих друзей - Мастера. Им удаётся держать высокую планку и в делах, и в отношениях с людьми. Мастером всегда стремилась стать и я сама. Убеждена: чем больше в мире Мастеров, тем мир - добрее и светлее. Как бы трудно мы не жили, надо стремиться изменить жизнь к лучшему. А сделать это можно только одним способом - изменить к лучшему себя. Не принимаю упрёков в излишнем идеализме. Человек разумный не может не создавать идеалов. Гармоничный мир, о котором веками говорят и спорят философы, не такая уж утопия. Особенно если основывается он на гармонии человеческих душ, человеческих отношений. Начало начал - рождение ребёнка. И счастье, если ребёнок - желанный. Счастье, если его ждут мама и папа, семья. Счастье, если малыш растёт не как трава. Если его воспитанием - физическим, нравственным, духовным, интеллектуальным - занимаются со всей ответственностью и любовью. Нашим детям очень не хватает любви. Любви умной, ответственной, искренней, а ещё грамотно организованной. О чем я? О системе. О реальных возможностях. О необходимости дать шанс нашим детям получить от семьи и общества - Максимум. С тем, чтобы, в свою очередь, подарить новым поколениям россиян, человеку планеты ЗЕМЛЯ возможность жить лучше, интереснее, добрее. В гармонии с собой и миром. Я с особым чувством снова и снова повторяю это слово - мир. И совершенно сознательно назвала разработанную мной программу "МИРОЗДАНИЕ". Слышите, как отчётливо звучат два слова? Мир и здание. Речь сейчас пойдёт не столько о строительстве архитектурных сооружений разного назначения, сколько о строительстве новой системы воспитания граждан ЗЕМЛИ. Причём вовлечены в воспитательный процесс будут не только дети, но и взрослые, в первую очередь, родители малышей, для которых и создаётся Город Мастеров. Ради воплощения своей идеи, я решительно и бесповоротно изменила свою жизнь, создала благотворительный Фонд для реализации проекта "МИРОЗДАНИЕ". Верю: даже скептики со временем убедятся в практической пользе нового дела. А кто-то, возможно, осознает, что погоня за материальными благами ради самих благ - бессмысленна и бесперспективна. Только высокая и благородная цель придает смысл человеческой жизни. Глава I В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ Идея гармоничного развития человека стара, как сам мир. Об идеальном человеке мечтал Сократ. Признанный идеалом мудреца, он до последнего дня своей жизни славился редким умением задавать непростые вопросы, но, увы, так и не нашел ответа на один из самых интересных: возможна ли истинная гармония в душе человека, в отношениях между людьми? Самопознание Сократ считал главной работой пытливого ума. Любовь к идее блага, то есть всё той же гармонии освещала философские искания Платона (25). Он основал в Афинах знаменитую школу, а если быть совсем точными - академию. Ученики Платона и он сам расценивали любовь к идее как главную побудительную силу духовного восхождения. У Платона был свой взгляд на общественную гармонию. Он полагал, например, что государство создают наши потребности. Не сомневался, что вместе, всем миром легче решать любые проблемы. Но, как и Сократ, невысоко ценил воспитательные возможности семьи. Больше того, как и Сократ, Платон высказывался за "общность жён", по сути, отказывая матерям в способности дать что-то действительно полезное собственным детям. Аристотель (1), последователь Платона, среди прочих учеников, воспитал Александра Македонского, как известно из истории, имевшего свой взгляд на мировую гармонию. Основоположник логики колебался между материализмом и идеализмом, рассматривая при этом человека как "существо общественное". Труды великих философов спустя многие года подтолкнули итальянца Томазо Кампанеллу (24) к созданию собственной гармоничной модели мироустройства. Он написал книгу, до сих пор волнующую читательскую аудиторию, и назвал её "Город Солнца". Передовые идеи, провозглашённые Кампанеллой, потрясли современников. Он предлагал взять за основу государства законы самой природы, по его словам, выражающие волю Бога. По его версии люди способны открыть, понять эти законы и научиться следовать им. "Город Солнца" отказывался от частной собственности и вводил всеобщий обязательный труд, общественную организацию производства и распределения. Кампанелла видел в каждом гражданине слугу общества, способного и к трудам, и к ремеслам, и к художествам. Его и по сей день считают создателем коммунистической утопии. Впрочем так ли уж утопична, например, его мысль о том, что дети легче всего приобретают полезные навыки через игру? Другое дело постулат о производстве потомства в интересах государства. Не очень-то это вяжется со строками сонета "Вступление" самого Кампанеллы. -Обширный мир с родимым домом схож, Бегите ложных школ, чей дух напыщен, В весах и мерах истину найдёшь. /перевод С.Шервинского/ "В весах и мерах", как мне представляется, находится всё-таки другая истина -о необходимости совместных усилий государства, общества и семьи в деле воспитания и образования растущей личности. Не тот ли это путь, о котором в свое время говорил французский мыслитель, социалист-утопист Сен-Симон (29), искренне веривший, что золотой век, тоесть пора расцвета у человечества, ещё впереди? Сен-Симон не сомневался в широчайших возможностях развития способностей человека и не отделял научно-технический прогресс от необходимости внутреннего совершенствования личности. Вслед за Сократом Сен-Симон неустанно повторял: просвещение должно проникнуть в самые низшие слои общества, знания должны быть доступными для всех. Разные знания. В том числе и знание о душе. Сен-Симон мечтал открыть новый путь к счастью для всех людей. Наверное, как и все его великие предшественники, в мечтах он видел свой "город солнца" - гармоничную модель человеческих взаимоотношений. Этот образ волновал и английского социалиста-утописта Роберта Оуэна /I77I-I858 гг./ Французская революция произвела на него огромное впечатление. Отталкиваясь от революционных событий, Роберт Оуэн утверждал: можно и нужно воспитать высоконравственных членов общества. Все пороки общества казались ему устранимыми. Требовалось только изменить характер воспитания людей и создать благоприятную среду для формирования действительно Личности. По своему трактовал эту проблему замечательный русский педагог К.Д.Ушинский (15). Он проанализировал немецкую, французскую, английскую, североамериканскую систему воспитания и пришел к выводу, что воспитание - общественно-социальное явление, однако общей системы - не существует. К.Д.Ушинский аргументировано доказал, что на воспитание оказывает мощное влияние характер народа, его национальные особенности, фольклор, общественное мнение. По К.Д.Ушинскому, каждый ребёнок - неповторим, дело взрослых помочь каждому ребёнку составить реалистическое представление о собственном Я и его месте в мире. В двадцатые годы прошлого столетия советский педагог В.Н.Шульгин /Институт методов школьной работы/ сделал по-своему революционный вывод: для того, чтобы воспитать должным образом детей, необходимо создавать благоприятную среду и для их родителей, всех взрослых граждан, включенных самой жизнью в процесс воспитания. К сожалению, вывод не нашел воплощения в жизнь. Создание благоприятной среды для детей и взрослых тоже стало утопией, как "город солнца". Никому из философов ушедших столетий не удалось воплотить свои мечты о гармонии в реальность. Попытки объединить усилия группы людей ради практического воплощения совершенной идеи гармоничного развития успехом не увенчались. По крайней мере, в двадцатый век человечество вступило, больше всего занятое войнами. Отсюда и неизбежные социальные проблемы, в частности, сиротство, безграмотность, правонарушения, совершаемые детьми и подростками. Коммуна А.С.Макаренко (19) меньше всего была похожа на идеальную модель воспитания гармоничной личности. В Куряже, близ Харькова советский педагог и писатель осуществлял беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. А.С. Макаренко разработал теорию и методику коммунистического воспитания в коллективе, соединил учёбу с производительным трудом, написал книгу для родителей и множество статей о воспитании. Но макаренковский опыт сегодня - достояние истории. Конец двадцатого века перечеркнул многое из собственного начала. Досталось и А.С.Макаренко. Сегодня его критикуют многие. Мол, не теми методами перевоспитывал ребят. Создал собственную утопию - " демократически авторитарную". А я ловлю себя на мысли о том, что его практика - замечательное доказательство немаловажной роли семьи в воспитании человека. Разве коммуна не была для воспитанников А.С.Макаренко семьей, по своему заменяющей девчонкам и мальчишкам потерянных родителей? Разве не легче было им решать вопросы собственной жизни сообща? Образ жизни общиной не нов. Но почему из века в век идея жизни общиной вновь и вновь овладевает неспокойными умами, ищущими и свой "золотой век", и свой " город солнца"? Быть может, потому, что в ней есть пока что нереализованный потенциал? Коммуны или общины так называемых "белых ворон", о которых горячо спорили совсем недавно, пытались отнять у общества, школы "пальму первенства" в воспитании и даже образовании детей. В противовес многолетнему давлению государства, регламентировавшему едва ли не каждый шаг растущего человека, "белые вороны" взяли резкий, почти опасный крен в другую сторону. Они отказали обществу и школе в праве решать судьбы своих малышей и уехали с ними в глухие деревни, подальше от цивилизации. Самые стойкие держались принципа свободного воспитания и самодеятельного образования достаточно долго. Но бытовая неустроенность, неприспособленность к жизни на селе, в конечном итоге, сломили даже самых стойких. Жизнь в очередной раз доказала: любое дело надо продумывать во всех возможных аспектах. Идеи, ничем и никак не подкреплённые, обречены на провал. Они, как и "город солнца", оказываются чистой воды утопией. Мой Город Мастеров, как я надеюсь, изменит ситуацию кардинальным образом. Я отчётливо представляю себе его во всех сугубо материальных деталях. Я знаю, под какие цели он создаётся, какие возможности подарит участникам будущего грандиозного эксперимента. Знаю, как сделать его по настоящему здоровым и уютным, и это вселяет в меня уверенность в жизнеспособности проекта. Глава II СТРОИМ ДОМА И БУДУЩЕЕ Все мы хотим лучшей жизни. Если не для самих себя, то уж для детей - то - точно. Представители самых разных профессий, серьёзно занимающиеся проблемами воспитания и образования подрастающего поколения и бесконечно далёкие от педагогики, действительно с энтузиазмом восприняли возможность создать компактную модель будущего - Город Мастеров. И готовы в меру знаний и возможностей принимать участие в реализации программы "МИРОЗДАНИЕ". Особое место здесь занимает архитектурно - строительная компания: 000 "СКБ СМ". Она была создана как предприятие, выполняющее функции Генерального проектировщика и Генподрядной строительной организации. Все возводимые 000"СКБ СМ" объекты сдаются "под ключ". В компании трудятся профессионалы, которые приобрели опыт в крупнейших отечественных организациях - "Моспроект-2", "МНИИТЭП", "ТЭП", "СПЕЦСТРОЙ" при Правительстве Российской Федерации. Генеральный директор компании А.В. Карлин работал в должности первого заместителя Генерального директора "Фонда по разработке и осуществлению социальной программы обеспечения жильём жителей Москвы" при Правительстве Москвы, принимал участие в строительстве уникальных объектов, не имеющих аналогов в России. Научно-технический потенциал компания черпает из тесного сотрудничества с Московским Государственным Строительным Университетом имени В.В.Куйбышева, воспитанниками которого являются многие сотрудники ООО "СКБ СМ". Компания применяет самые современные отечественные и зарубежные технологии проектирования и строительства. С участием инженеров компании выполнены проекты, по которым возведены жилые дома на Ленинградском шоссе, на Трубной, комплекс зданий "Школы оперного искусства Галины Вишневской" на Остоженке, ряд производственных корпусов на заводах оборонного значения в Москве и Московской области. По проектам компании ведется реконструкция памятников архитектуры на Зацепе, в Варсанофьевском, Милютинском, Дровяном переулках. Коллектив имеет большой опыт в строительстве уникальных объектов гражданского и промышленного назначения. Среди них центральный корпус МАИ на Ленинградском шоссе, ЦКБ "АСТРОФИЗИКА" на Волоколамском шоссе, здание ЦБ России на Волоколамском шоссе и многие другие. Именно с этим коллективом и было выполнено проектное предложение "ГОРОД МАСТЕРОВ" Глава III ГОРОД МАСТЕРОВ Схема генплана «Города Мастеров». На сайте http://dar33.ru Пояснительная записка 1.Общие положения. Настоящая работа выполнена в соответствии с концепцией авторского проекта по созданию учебно-образовательного центра третьего тысячелетия, а так же концепция развития личности от момента рождения и до окончания аспирантуры. 2.Планируемая территория. Планируемая территория должна быть свободна от существующей застройки и располагаться в непосредственной близости от федеральных дорог и пригородных лесных массивов. 3.Проектные предложения. Основной задачей работы является изыскание возможности размещения на участке не только учебно-образовательного центра, но и комфортабельных жилых зданий, гостиниц, пансионатов для отдыха, организованных туристических палаточных лагерей, детского приюта, спортивно-оздоровительных и культурных центров, экологически чистого производства, научно-исследовательских комплексов. Предлагаемое решение создаёт общественно-жилой комплекс с развитой инфраструктурой. В предлагаемом решении учитывались современные требования, предъявляемые к жилым домам, общественным зданиям и транспортному обслуживанию объектов. На территории предложено разместить разноэтажные жилые дома, общежития, гостиницы со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания. Жилые дома проектируются индивидуально с улучшенными квартирами. При каждом жилом доме организуется благоустроенный двор. Передвижение и парковка автотранспорта осуществляется в подземных тоннелях и автостоянках. Встроенные в жилые дома нежилые помещения соответствуют потребностям жителей этих домов. Жилая зона организована как один крупный кондоминиум, объединённый общими дворами с выходами в лесопарковые массивы. К югу от жилого массива проектируется общественный спортивно-развлекательный комплекс, объединённый с жилой застройкой и образовательными учреждениями для совмещения учебного процесса со спортивными занятиями. Здесь предполагается разместить открытое футбольное поле с зрительскими трибунами, трёхэтажный комплекс, состоящий из трёх отдельно стоящих зданий, объединённых закрытыми переходами, с встроенными спортивными и детскими бассейнами, тренажерными залами, волейбольными и баскетбольными площадками, площадками для большого тенниса, саунами. К западу от жилого массива проектируется гостиничный комплекс с отдельно стоящим кинотеатром, клубом по интересам, домом искусств, развлекательным центром и храмом. На северо-западе располагается отдельная площадка для экологически чистого производства, отделённая от жилой зоны и гостиничного комплекса лесным массивом. На севере от жилого массива проектируется детский приют с возможностью размещения в нём детей-сирот. На востоке от жилого массива проектируются организованные палаточные лагеря, спортивные базы, пансионаты, расположенные в лесопарковой зоне. Настоящим проектом предусматривается строительство в несколько очередей. В первую очередь строится экологически чистое производство и гостиничный комплекс. Во вторую очередь планируется строительство здания больницы, жилого массива, школ, детских садов, детского приюта, аспирантуры, института, спортивно-развлекательного комплекса. Это даст возможность приступить к выполнению программы, положенной в основу данного предложения. В третью очередь строится многоэтажный жилой массив на юго-западе, пансионаты, спортивные базы. Для населения учебно-образовательного городка надо 150 гектаров земли. <> Фонд "Анастасия" Владимира Мегре, автора серии книг "Звенящие кедры России", реализовал идею - по одному гектару на человека. В предложенном проекте предусмотрены максимально благоприятные экологические условия для жизни горожан. Расположение корпусов учебного центра заслуживает особого внимания. Не случайно здание, где разместятся семьи с детишками до трёх лет, расположено с обзором на водоём, зелёные насаждения, плодовую рощу, на школу, детский сад, спортплощадку, жилой дом с теплицей. Город Мастеров предоставит малышам возможность жить в гармонии с живой природой, расти среди цветов и деревьев, видеть, как солнце отражается в пруду, ощущать и впитывать жизнь. Самые маленькие горожане смогут наблюдать за старшими ребятами. Школа для семилеток, детей до одиннадцати лет расположится рядышком, чтобы малыши могли видеть жизнь ученическую, перенимать некоторые полезные навыки у грызущих гранит науки девчонок и мальчишек. Выразительным примером для подражания может, например, стать работа школьников в теплице, саду. Корпус школы подростков намеренно размещён на глазах у младших. Ребята пятнадцати-восемнадцати лет будут иметь пример для подражания, устроившись поблизости от здания высшей формы обучения. Студенческая жизнь станет для многих притягательной, желанной. Студентам и аспирантам предоставлена возможность с удовольствием вспоминать младенческие игры, взяв шефство над детским садиком. Велика вероятность, что некоторые из них захотят принимать активное участие в воспитании малышей. Это пойдет на пользу и тем, и другим. Будущие потенциальные родители, которые рано или поздно обзаведутся семьями, получат ценный опыт. Им будет легче заниматься собственными детьми, когда те появятся на свет. Как люди думающие, развивающиеся, новые папы и мамы, остающиеся в городе Мастеров, смогут избежать некоторых ошибок, свойственных молодым родителям. Образ жизни, который станет нормой для горожан, поможет им более разумно и неординарно решать задачи воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим более подробно планировку жилых и учебных корпусов. Гостиница квартирного типа для родителей и малышей представляет собой отдельно стоящее здание. Первый этаж отведён под медицинскую часть. Проектом предусмотрен госпитальный бокс, помещения для психологов и психоаналитиков, которые будут принимать самое активное участие в формировании и воспитании личности. Холл первого этажа займут минимаркеты. Тут можно будет без проблем приобрести всё, что требуется для ухода за малышами. Особый интерес представляет планировка жилых этажей. Широкий коридор позволяет свободно проезжать сразу двум коляскам. Коридор от лестничных клеток отделяют автоматические раздвижные двери. В центре здания находится холл, отделённый от коридора стеклянной перегородкой с раздвижными дверьми. Его украсят аквариум и живой уголок. По всей высоте жилой части здания - сплошное остекление, витражи. Предусмотрен пост дежурной медицинской сестры и психолога, кафе для отдыха взрослых. К жилому корпусу планируется пристроить бассейн и спортивный зал. Корпус детского сада - отдельно стоящее здание, соответствующее последним типовым проектам. Дополнительной особенностью станут спортивный зал и бассейн. Обе пристройки выполнены в виде полукруглых помещений. За основу корпусов школы /7-11, 11-15, 15-18 лет/ взяты типовые проекты с дополнением в виде бассейна и спортивного зала. Проект здания высшей школы и аспирантуры разрабатывается отдельно. Учебно-образовательный центр третьего тысячелетия /с развитой инфраструктурой, комфортабельными домами улучшенной планировки, с подземными гаражами и т.д./ станет гостеприимным домом для семей ожидающих появления своих детей и готовых принять на воспитание ребёнка из дома малютки, желающих участвовать в масштабном эксперименте по формированию современного человека с момента его зачатия и рождения. Современные технологии позволяют создать жилой учебный городок по принципу микровселенной. В центре её будет ребёнок. Ради него, едва увидевшего свет, планируется построить комфортабельный дом гостинично - квартирного типа. С удобными квартирами улучшенной планировки, полностью оснащёнными всем необходимым для семьи. С игровыми холлами, оборудованными уголками живой природы и всевозможными развивающими надувными аттракционами. Самым маленьким гражданам здесь предоставлена с первых минут жизни возможность познавать сразу два мира; естественный и технический. Всегда рядом будут находиться врачи, психологи и аналитики, готовые в любую минуту помочь и вам и вашему ребёнку. Здесь малыш будет расти до трёх лет. Пока папы будут на работе, мамы полностью посвятят себя детям. Заботясь о новорожденных, они объединят ежедневные прогулки с мамами других детей. Совпадение периодов активности малышей позволит сформировать группы, живущие по индивидуальной программе. Опытные специалисты помогут мамам правильно построить процесс ухода за детьми, научиться играть со своим ребёнком в развивающие игры и заниматься тренингами. Личный пример родителей и окружения дадут малышам первое представление о мире, жизни, взаимоотношениях в обществе. Для ребятишек в возрасте от трёх до семи лет предусмотрен детский сад. Тут выявят способности детей, научат их свободно выражать индивидуальность. Малыши вместе с родителями переберутся из гостиницы в жилой, комфортабельный и уютный дом, позволяющий организовать жизнь в соответствии с индивидуальными привычками взрослых и детворы. Школа для ребят от семи до одиннадцати лет будет сориентирована на выявленные способности и наклонности учеников. Семья и школа сообща станут решать вопросы воспитания и образования. В жилом доме для семей с детьми семи-одиннадцати лет разместятся различные бытовые службы и магазины, чтобы ребята постепенно привыкали выполнять хозяйственные поручения родителей. Рядом теплица, открытая для всех, кому интересна жизнь растений. Для девчонок и мальчишек от одиннадцати до пятнадцати лет проектом предусмотрена школа, где будет вестись более углубленное изучение определённых предметов в соответствии с выявленным потенциалом личности подростка. Ребята от пятнадцати до восемнадцати лет получат возможность совершенствовать знания в выбранной области, разместившись в специализированной школе. В городе Мастеров можно получить и высшее образование. К обучению будут привлечены яркие педагоги, способные зажечь учеников пытливой мыслью, научить их генерировать идеи и воплощать смелые проекты в жизнь. Естественно, что студенты захотят самостоятельности и вознамерятся уйти из-под родительской опеки. Самостоятельная жизнь ждёт их в общежитии- гостинице квартирного типа. После окончания высшего образовательного учреждения молодые специалисты смогут выбирать: или работать по специальности, или продолжать обучение в аспирантуре. Для аспирантов предусмотрен отдельно стоящий удобный дом. Показатели по проектному предложению. 1. Планируемая площадь землеотвода 150 га. 2. Площадь квартир для размещения семей учащихся 30976м.кв. 3. Площадь помещений школ 9600м.кв. 4. Площадь помещений детского сада 3200м.кв. 5. Площадь помещений института и аспирантуры 12000м.кв. 6. Площадь помещений НИИ 15984м.кв. 7. Площадь гостиницы для семей с детьми от 0 до 3 лет 3600м.кв. 8. Площадь для зданий приюта с детьми-сиротами 38400м.кв. 9. Площадь помещений больницы и поликлиники 28800м.кв. 10. Площадь помещений здания преподавателей 28800м.кв. 11. Площадь спортивно развлекательного комплекса 14468м.кв. 12. Площадь открытого футбольного поля 10700м.кв. 13. Площадь для размещения пансионата (15 домиков) 13000м.кв. 14. Площадь помещений пансионата 7200м.кв. 15. Площадь для размещения спортбазы 6400м.кв. 16. Площадь для размещения палаточного лагеря 1600м.кв. 17. Жилой массив. Общая площадь квартир 32000м.кв. 18. Площадь для храма 8000м.кв. 19. Площадь помещений кинотеатра 1600м.кв. 20. Площадь помещений гостиничного комплекса 30720м.кв. 21. Площадь помещений дома искусств 4800м.кв. 22. Площадь помещений клуба по интересам 4800м.кв. 23. Площадь помещений развлекательного центра 7200м.кв. 24. Площадь экологически чистого производства 36000м.кв. Глава IV ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЛЮБВИ Возникает абсолютно естественный вопрос: что же будет отличать типовые здания будущего Города Интеллекта от других, им подобных? Уклад жизни. Люди. Их отношения. Прежде всего - отношение к детям. Давайте честно признаемся: наши дети нередко растут, предоставленные сами себе. Им не хватает ни родительского внимания, ни заботливой направляющей руки. Почему так происходит? Чаще всего молодые родители оправдывают дозированное внимание к малышам нехваткой времени. И в самом деле, далеко не каждая семья может позволить себе полностью освободить маму от домашних проблем ради ребёнка. К чему сводятся её хлопоты? К кормлению, торопливым прогулкам, а точнее - пробежкам по магазинам с коляской. К великому сожалению, очень немногие мамы даже на ранних стадиях ставят во главу угла интересы самого ребёнка. Теоретически все мы желаем, чтобы наши дети стали лучше нас. А как это возможно, если мы занимаемся воспитанием детей между стиркой и приготовлением обеда? Понаблюдайте за поведением некоторых мам, чьи ребятишки только-только начинают ходить. Редкая одобряет инициативу и самостоятельность своего малыша. Не ровен час, шлёпнется на ровном месте. Его тут же подхватывают на руки и усаживают в коляску. Так маме спокойнее и удобнее. Маме. А ребёнку? Как человечек познает мир, если он чуть ли не в буквальном смысле связан по рукам и ногам, прикован к прогулочной коляске? Откуда в нём возникнет ощущение независимости и уверенности в собственных силах? И стоит ли удивляться инертности иных дошколят, школьников, чьей " визитной карточкой" становится нежелание ничем и никак не проявлять своё я? Разве не ясно, что будущих мам и пап необходимо готовить к серьёзной и вдумчивой работе по воспитанию собственного малыша? Работе. И, быть может, самой главной в их жизни. Можно сделать головокружительную карьеру, добиться наград и звания высшего уровня. И при этом не состояться как родитель. Не успеть, не суметь стать другом сыну или дочери, не передать им накопленный опыт и знания. Не подарить столько любви, сколько может и должен дать своему ребёнку родитель. Город Мастеров создаётся для молодых семей, готовых изменить себя ради блага будущих детей. Город Мастерова даст возможность думающим и ответственным людям объединиться и сообща, комплексно решать задачи воспитания и образования детей. Город Мастеров станет творческой лабораторией, в которой осуществится программа "МИРОЗДАНИЕ". Город Мастеров активно использует при этом всё лучшее, что есть в педагогике. Город Мастерова, открытый для всего нового, даст возможность своим жителям использовать максимум знаний, накопленных наукой. Согласитесь, экспериментировать, опираясь на полезную и проверенную информацию, как-то спокойнее. Почему бы не попытаться перевести организм /собственный и ребёнка/ из пассивного, слабо развитого, неуправляемого состояния, в активное, сознательно управляемое, создав при этом мощный оздоровительный эффект?Воспитание и образование человека со школьной скамьи должно вестись под знаком полного единения человека и природы. Именно поэтому проект Города Мастеров предусматривает и своего рода защитный живой пояс - лесной массив, водоёмы, и что-то вроде заповедника, где в условиях практически полной свободы будут жить симпатичные зверюшки, и обилие цветников, и уже упоминавшаяся теплица, в которой всегда будет лето. Помните, что говорил проникновенный поэт русской природы С.Аксаков? "Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже самому себе". Развивая эту мысль, много позже другой певец русской природы К.Паустовский утверждал: "Своими моральными качествами и творческой силой наш народ обязан, среди прочих причин, и нашей природе". "Любовь к родной природе, - по мнению К.Паустовского, - один из вернейших признаков любви к своей стране, признаков патриотизма". К великому сожалению, наша связь с природой, особенно горожан, стиснутых бетонными стенами домов, тоннелями метро, железными коробками автобусов и машин не так полноценна и крепка, как хотелось бы. Именно это заставило меня с особым вниманием продумывать живое обрамление Города Мастеров. По моим замыслам, смешанный рукотворный лес будет дугой обнимать учебно образовательный комплекс. Я хотела бы перенести на подмосковную землю кусочек тайги, работающий как очистительное сооружение, кедры до неба, могучие ели, пихты и разнотравье. Мощь и красота деревьев станут символом Города Мастеров. Лес будет дарить жителям Города и радость, и чудеса. В лесу жизнь ощущаешь всей кожей. Тут всё время что-то происходит, меняется, обновляется. В солнечный день искрится и светится трава под ногами, смола, янтарно проступающая из-под коры сосен. В пасмурный - лес становится задумчивым и тихим, и невозможно не уловить его настрой и не откликнуться на призыв погрустить вместе... Если у большинства российских лесов, по сути дела, нет настоящего хозяина, то наш лес ждёт иная судьба. Каждый житель Города Мастеров будет смотреть на него глазами сеятеля, творца зелёного чуда. Дети будут расти вместе с деревьями, посаженными взрослыми. С малых лет будет воспитываться трепетное отношение к живым соседям. Они научатся беречь всё вокруг: лес, пруд, цветы. Дети Города Мастеров привыкнут входить в лес, как в кафедральный собор, величественный и прекрасный. Трава и мох под ногами будут для них дороже персидских ковров ручной работы... С невыразимым удовольствием повторяю это слово - будет. В нём слышится отзвук слова "будущее." Верю: невидимые ниточки, связывающие человека и природу, не оборвутся у нашей ребятни никогда. Любя и понимая природу, они вырастут не созерцателями, а созидателями. Как знать, быть может среди них именно благодаря особой атмосфере Города появятся новый Пушкин, Есенин, Левитан, Чайковский и Циолковский? Хорошую пословицу "Возле леса жить - голодному не быть" можно и нужно понимать значительно шире. Лес способен удовлетворить не только физический, но и духовный голод. Сила его воздействия на человека неизмерима. Эта сила взрывается в наших душах стихами, музыкой, картинами живых образов и мы ощущаем себя невероятными богачами в духовном плане. Физическое здоровье - особая тема. Мы мало занимаемся не только душой, но и собственным телом. Физически развитые люди, увы, сегодня в меньшинстве. Спорт у нас ещё не стал насущной необходимостью. Хотя есть родители, которые с малого возраста закаливают ребятишек и стараются научить их любить физические упражнения. За примерами далеко ходить не надо. Многие наши спортивные звёзды, например, Анна Курникова или Павел Буре воспитывались в уважении к спорту. Для них занятия физической культуры всегда были нормой жизни. Надеюсь, нормой жизни и для всех юных жителей Города Мастеров станет физкультура. Здесь будет неплохая спортивная база и все возможности для развития многих видов спорта. Как знать, быть может, в Городе Мастеров появится не один Брюс Хлебников, мальчик с невероятными возможностями, силой настоящего Ильи Муромца. Я за то, чтобы каждый мальчик стремился к олимпийским образцам, а каждая девочка могла поспорить со знаменитой богиней охоты Артемидой. Между прочим, мифологическая дочь владыки Олимпа - Зевса была по совместительству покровительницей... рожениц. Отчего же ей не покровительствовать и роженицам Города Мастеров, каждая из которых, наверняка, мечтает видеть своего ребёнка сильным, крепким, подвижным и хорошо физически развитым? Пионер внедрения компьютера в образование Сеймур Пейперт, хотя и считает себя утопистом, но при этом глубоко верит, что техника открывает колоссальные возможности в учении, развитии мышления ребёнка. Он нисколько не сомневается, что ВСЕ люди одинаково успешно могут овладеть знаниями в любой области. В любой. И - ВСЕ. Сеймур Пейперт пришел к такому выводу под влиянием работ блестящего психолога, создателя концепции развития интеллекта Жана Пиаже(34). В 1955 году он основал в Париже Международный центр, в котором вёл исследования по функционированию и развитию психики личности. Он полагал важнейшим фактором развития способность индивида адаптироваться к среде. Среда может воспитать гения. Или, по крайней мере, талантливого человека. В Городе Мастеров будет интересно всем и со всеми. Удивлять, радовать взрослых дети способны двадцать четыре часа в сутки. Особенно, если им понравится процесс познания во всех предложенных формах. В греческой мифологии есть яркая личность - Протей. Это сын морского божества Посейдона. Он обладал поразительной способностью принимать облик разных существ и был наделён многознанием. Многознание может стать нормой для маленьких и взрослых жителей Города Мастеров. Микроустроительную работу малыши будут вести с момента осознания себя в мире. И мир распахнётся для них. Глава V ЖИВАЯ ВОДА НЕСКАЗОЧНЫХ РОДНИКОВ Классик российской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский (15) сказал когда-то: "Природа своими таинственными буквами записывает в теле человека всю историю его бессмертной души, и эта дивная летопись природы передаётся из поколения в поколение, от отца к детям, внукам и правнукам, разнообразясь, развиваясь, изменяясь бесконечно под влиянием жизни человека в истории». Мудрый человек, Ушинский горячо ратовал за предоставление ребёнку свободной творческой деятельности. Он считал совершенно недопустимым разрыв между воспитанием и обучением. Он верил, что Личность можно выпестовать, старательно развивая врождённые задатки ребёнка и ориентируясь на идеал. И признавал: "Народный идеал человека, к какому бы веку он не принадлежал, всегда хорош относительно этого века. Немногие в обществе бывают выше его, /это редкие исключения, большинство ниже его, но в глубине души каждого шевелятся его черты". Меня, признаюсь, потрясла эта мысль. Выходит, великий педагог, при всём своём несомненном авторитете, сознавал известную тщетность усилий и редкую возможность воспитать действительно идеальную Личность? Но ведь и до Ушинского, и значительно позже педагоги всех стран мира бились и продолжают биться над решением задачи гармоничного воспитания и образования человека. Стремление к /недостижимому, или всё же достижимому?/ идеалу, не даёт покоя педагогической мысли. Даже в знаменитом "Домострое", окончательный текст которого составил Сильвестр, сподвижник и духовник Ивана Грозного, чётко прописано: "А пошлёт Бог кому детей- сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить и воспитать в добром поучении" - значит привить уважение к старшим, вежливость, приверженность к порядку, научить рукоделию, ремеслам. А если отрок или отроковица проявят непочитание или непослушание, то "за заслуги" можно и побить. Казалось бы, века отделяют нас от эпохи Сильвестра и Ивана Грозного. Но тема воспитания и образования с неизменной остротой волнует общество. Да и может ли быть иначе? Дети хотят и могут быть лучше своих родителей. В этом и кроется вечная тайна жизни. "Быть лучше" - это и есть эволюция. Но вот наблюдения американского психолога, специалиста в области детской психологии Уайта Бертона(6): в США только один ребёнок из десяти "берёт хороший старт". Остальные не получают должного первоначального воспитания. Попросту говоря, семьи пускают на самотёк формирование личности ребёнка. Это делают, увы, не только в Штатах, но и по всему миру, и у нас, в России, к сожалению тоже. Между тем, по твёрдому убеждению Уайта Бертона, ребёнок настолько полно складывается как личность к концу третьего года своей жизни, что практически всё его будущее предопределено. С ним и спорят, и категорически не соглашаются психологи и педагоги всех стран. Но в одном поддерживают безоговорочно: колоссальное влияние на формирование личности малыша оказывает семья, в первую очередь отец и мать. Отсюда, надеюсь, понятно желание создать максимально благоприятные условия для участников нашего эксперимента на начальном этапе. В идеале будущие жители Города Мастеров могли бы взяться за работу по воспитанию детей, начав с самих себя. Известно, что дети ещё в утробе матери обладают уникальной способностью "понимать" не только мам, но и отцов. Они ещё не появились на свет, ещё не научились говорить. Однако... «говорят». И развитые, грамотные родители способны к диалогу с ними. Язык сердца - особый. Это язык любви. Может быть, именно на этом языке и надо разговаривать с детьми, по крайней мере, до того момента, пока малыши не научатся разумному поведению? Не сговариваясь, все педагоги-мыслители настаивают на очевидной истине: чтобы вырастить ребёнка настоящим человеком, необходимо сильное чувство любви, большой запас терпения, жизненных сил и, конечно, определённая сумма знаний. Хорошая мысль подобна живой воде из сказочных родников. Она одухотворяет любую, самую сухую из теорий. Передовая педагогическая мысль и в самом деле нередко опирается на сказки. В конце концов, народная педагогика всегда строила воспитание детей на преданиях, потешках и колыбельных как средоточии народной же мудрости. Однако все ноу-хау в области педагогики отнюдь не сказка. Даже когда речь идёт о методиках развития сверхчувствительного восприятия, подобных методике Вячеслава Михайловича Бронникова(36). А кадемик Ю.А. Фомин, оценивая работу Бронникова, сказал: "Дети, обученные по системе В.М.Бронникова, несут начало того, что будет через 20-30 лет. Их возможности совпадают с рассчитанными нами ещё давно качествами суперчеловека". Академик Н.П.Бехтерева свидетельствует: "...люди, обученные по методу Бронникова, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения". А сам Вячеслав Михайлович скромно говорит о "гармонизации функций организма". Будто читать вслепую неизвестный текст - дело обыденное. Он твёрд в своём убеждении: в человеке многие жизненные качества невостребованы. А, может быть, не замечены? Как востребовать то, о чём не знаешь и не подозреваешь? Бронников призывает своих учеников "возвратиться" в детство. В ту пору, когда мы только начинали познавать себя и мир. И, в большинстве случаев, к сожалению, так и не познали в достаточной степени. Что ж, учиться никогда не поздно. Было бы желание. И, если есть возможность наверстать упущенное, почему бы не сделать это под руководством человека, понявшего, что "Россия уже сейчас более чем кто-либо, готова к принятию новой концепции развития страны не по техногенному пути, а по пути развития возможностей человеческого организма, основного в грядущих всеобщих преобразованиях". В. М. Бронников из тех людей, которые с интересом относятся к программе "МИРОЗДАНИЕ". Мы встретились и долго говорили о воспитании детей, о формировании нового биологического вида, обладающего уникальными возможностями. Часть нашей беседы привожу дословно. - Вячеслав Михайлович, что значит, на ваш взгляд, правильно воспринимать себя? - Надо уметь понимать себя. Слушать внутреннее Я. Не бояться экспериментировать. Стремиться развивать данные природой качества. Очень жаль, но в человеке многие качества просто невостребованы. Чем старше мы становимся, тем менее остро воспринимаем мир. Не используем и доли того, что нам дано. Мы малочувствительны. А это значительно сужает осознание явлений, в том числе и осознание собственного Я. - Развить чувствительность можно в любом возрасте? - Конечно же, детям значительно проще. Они воспринимают познание себя как интересную игру. Пробуют свои силы, ничего не боясь и веря в успех. Им всё кажется возможным. В отличие от взрослых, утративших способность играть и не слишком верящих в собственную исключительность. К примеру, большинству детей очень нравится играть, набирая при этом жизненную энергию. Их легко научить пользоваться внутренней энергией, развивать внутреннюю силу, чтобы обеспечивать энергообмен мозга. Наши юные экспериментаторы способны без всяких внешних источников подпитывать головной мозг собственной энергией. Мой метод позволяет даже слепым от рождения, не имеющим глаз, научиться не только создавать прежние, свойственные обычным людям модели изображения, но ещё и объективно воспринимать структуры атомов, клеток, органов человека и т.д. - Это что-то вроде нового, второго зрения? - Скорее, это новый способ воспринимать мир. Научиться управлять своей сверхсознательной функцией гораздо легче, чем может показаться со стороны. Специальные упражнения помогают активизировать иммунную систему, усиливают защитные возможности организма, что особенно важно в условиях плохой экологии и постоянных стрессов. При этом уменьшаются проявления различных заболеваний, если они есть, снимается синдром хронической усталости, ликвидируется анемия, исчезают неврозы и т.д. - Так, может быть, в ваших руках ключи от совершенства, к которому испокон веков стремится человек? - Ключи от совершенства в руках у каждого из нас. А совершенству, как известно, пределов нет. Древние рассматривали человека в триединой системе космических взаимодействий: НЕБО - ЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯ. Они считали проявлением человеческой сущности перетекание солнечной энергии. А сам человек, с их точки зрения, являлся продуктом взаимодействия солнечной и космической энергий. В дневное время суток солнечная энергия - нисходящий поток, космическая - восходящий. В ночное время - процессы меняются. А в результате трансформаций этих двух энергий в организме человека на бессознательном уровне вырабатывается биоэнергия. Ею можно сознательно управлять. - Не слишком ли это сложно для восприятия неподготовленного человека? - Что значит - неподготовленный? Есть люди, желающие знать себя. Есть - инертные, которым всё неинтересно, даже они сами. Им всё равно, как работает их мозг. Они этот процесс не анализируют. Довольствуются результатом. А любознательный человек имеет представление об особенностях работы правого и левого полушарий и понимает, какое значение имеет функция того и другого, например, при выборе сферы деятельности. У многих поэтов, музыкантов и художников, как известно активно функционирует правое полушарие. Это означает, что они способны получать необходимую информацию через своё сверхсознание из нематериализованного пространства. Назовите это вдохновением или озарением свыше. Суть одна - люди творческие умеют извлекать информацию извне особым способом. Но кто сказал, что такое не плечу всем нам? - Такие уникальные способности завтра станут нормой для большинства? - Для активного любознательного большинства. Развивать надо не только тело. "Качать" мышцы полезно, наверное, но ещё полезнее "качать" собственные творческие способности, интеллект. Новые качества человека создают и новую науку, и новый мир. У меня нет никаких сомнений в том, что мы уже присутствуем при его рождении. Третье тысячелетие подарит человечеству радость активного самопознания и утверждения в собственных возможностях. Сегодняшние дети - счастливый народ. Им предстоит творить будущее с безграничной верой в свои возможности. Программа "МИРОЗДАНИЕ" сыграет свою роль. Я искренне верю в успех благих начинаний. Глава VI СОКРОВЕННЫЙ МИР ДУШИ Мир окружающий наши дети познают с момента рождения и делают это, как правило, активно и с большим интересом. Гораздо больше сложностей возникает с постижением внутреннего Я, сокровенного мира души. Преподобный Серафим Саровский в своих наставлениях призывал "всеми мерами сохранять мир душевный". Десятилетним ребёнком он сильно болел. Однажды во сне увидел Божию Матерь, которая обещала его исцелить. Во время крестного хода мать приложила больного ребёнка к чудотворному образу и он стал быстро выздоравливать. Едва ли родители догадывались, какая работа шла в душе их сына, потрясённого свершившимся чудом исцеления. Но именно тогда, в свои десять лет будущий преподобный Серафим сделал самый главный выбор в своей жизни. 0н решил посвятить себя служению Богу и в восемнадцать лет твердо заявил о том, что примет монашество. Мать благословила его большим медным распятием, с которым Серафим Саровский не расставался никогда. Серафим Саровский считал признаком духовной жизни способность человека погружаться внутрь собственной души. "Сокровенное делание в сердце своем" он расценивал как важнейшую работу, требующую и времени, и сосредоточенности. "Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный... Для сохранения мира душевного должно избегать осуждения других. Снисхождением к брату и молчанием сохраняется мир душевный" (35). Серафим Саровский призывал почаще спрашивать себя: где я? "При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку..." Внутренний человек и человек как таковой, по мнению почитаемого всем православным миром Серафима Саровского, должны существовать в единении. Иначе говоря - в гармонии. О "механизме радости", то есть о положительном отношении к жизни, людям, себе говорит в своих трудах и цитированный нами выше К.Д.Ушинский, великий педагог и воспитатель, утверждавший, что недостаток любви в детстве обычно приводит к печальным последствиям. Лучшие педагоги и воспитатели всех времён и народов дружно сходятся в одном: матъ и отец должны переживать вместе с ребёнком все радости и трудности роста. Только так можно закрепить в малыше абсолютную уверенность в том, что он - важен, любим, что вся его жизнь, все его заботы, мысли и чувства по настоящему волнуют близких. Один мой знакомый малыш как-то признался, что "в нём живут несколько разных людей". Он насчитал, по крайней мере, шесть разных Я. Я удивилась невероятному совпадению его подсчётов с подсчётами профессиональных психологов, занимающихся изучением личности. Перелистав заново работы Уильяма Джеймса, Карла Роджерса, Эрика Эриксона (22), убедилась: мы и впрямь " многонаселены ". Есть Я реальное. Есть так называемое я представление человека о том, что о нём думают другие. Есть представление о том, какими мы хотели бы выглядеть в глазах других... Маме малыша и в голову не приходит вместе с ним разобраться в разнообразных его Я. В результате ребёнок живёт в разладе с собой. Он никак не может понять, зачем в нём столько "разных людей"? Почему они такие? Как с ними быть? Тревогу и сомнения ребёнка в этой ситуации может снять только мама. Логика малыша проста: мама - самая умная и хорошая. Она может всё. Если бы так! К сожалению, нередко приходится сталкиваться с полной неспособностью мам и пап к серьёзному диалогу с малышами. Что делать, не знают они, как это - работать с внутренним миром своих детей. А дети тем более не знают этого. И до определённого возраста не имеют возможности найти необходимую литературу, которая направила бы их, помогла справиться с проблемой собственной идентификации. Между тем психологи, в частности, Эрик Эриксон считают идентификацию себя главной психоэмоциональной задачей растущего человека. Родители долгое время остаются основным авторитетом для детей. Именно они обязаны поддержать сына или дочь в определении собственного Я, в гармонизации всех его Я, насколько такая гармонизация возможна. Есть замечательная притча, которая точно иллюстрирует один из возможных вариантов отношений родителей и детей. В одной деревне жили отец и сын. Парнишка отличался склонностью к озорству и делал немало плохово. Отец устал то и дело наказывать сына, пытаясь втолковать отроку, как надо вести себя среди людей. Вкопал он во дворе возле дома столб. Подвёл к нему сына и сказал: больше я не буду тебя наказывать, когда ты этого заслужишь. Но каждый раз, когда ты совершишь плохой поступок, я буду вбивать в столб по гвоздю. Что оставалось непослушному сыну? Он согласился с решением отца и убежал по своим делам. Надо ли говорить о том, что он продолжал безобразничать и портить настроение соседям? Наступил день, когда отец, сумевший сдержать своё слово, подвёл сына к столбу снова. Там не оставалось ни одного свободного места для гвоздей. Столб ощетинился ими, как лесной ёжик. Вот, сынок, сказал печально отец, посмотри, как много плохово ты натворил... Задумался парнишка. А потом сказал отцу, что понял свои ошибки и готов исправиться. Предложил: я, мол, буду, делать людям только хорошее, а ты, папа, выдергивай из столба по гвоздю за каждый мой хороший поступок. Пришёл день, когда радостный сын сам подвёл отца к столбу. Не было на столбе ни одного гвоздя. Но отец только вздохнул. Посмотри, сказал он сыну, от каждого гвоздя на столбе остался след. Так и твои дурные поступки оставили след в моей душе, в душах других людей. Только тогда по настоящему и прочувствовал сын урок своего отца и зарёкся творить зло... Ошибки родителей чаще всего рождаются из родительской несостоятельности, неспособности к самокритике. Странное дело: все мы понимаем, что любому ремеслу, профессии нужно учиться, а вот воспитание детей представляется большинству из нас чем-то таким, чему учиться необязательно. Надо честно признать: мы в массе своей педагогически безграмотны. Однако любую безграмотность можно ликвидировать. Было бы желание. "Нет более высшего искусства, чем искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который радуются Бог и люди". Эти слова принадлежат святому Иоанну Златоусту. Можно ли точнее сформулировать задачу воспитателя? Под решение этой прекрасной задачи будет построена вся жизнь Города Мастеров. Наши идеалы - любовь, добро, взаимопомощь, сотрудничество. Глава VII РАСТЕМ НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ Общеизвестно, как важны первые месяцы и годы жизни ребёнка. Не чудо ли? Чем меньше малыш, тем быстрее идёт его развитие. Разумеется, если он достаточно здоров. Знаете ли вы, что рост ребёнка в первый год его жизни увеличивается с 49-50 сантиметров до 75 и больше? Чуть медленнее подрастает он в течение второго года. Еще медленнее - сантиметров на 8-10 - на третьем году жизни. Примерно то же самое происходит и с весом. Вот уж не зря говорится: растёт не по - дням, а по часам! При нормальном питании материнским молоком вес здорового ребёнка увеличивается ежедневно на 25-28 граммов. Каждый месяц - граммов на восемьсот. К пяти месяцам среднестатистический малыш удваивает свой вес, а к году - утраивает. Невероятными темпами развивается мозг. Ему только пищу подавай через яркие впечатления. Мозг новорожденного весит в среднем 300 граммов. Это около 1/4 веса мозга взрослого человека. К 2-3-м годам вес утраивается! Именно в этот период активно развиваются зрение, слух, обоняние, осязание, двигательные функции. И основные чувства: способность радоваться, любить близких, бояться чего-то или кого-то. Если малышу повезло с семьей, ему обеспечены положительные эмоции и соответственный настрой эмоциональной сферы. Если с ним много и ласково говорят, он быстрее развивается, усваивает слова. Представьте молодых родителей Города Мастеров, знающих обо всём этом и готовых организовать воспитание своих детей с полной мерой ответственности. Может ли идти речь только о чисто механических манипуляциях: пеленании, купании, кормлении? Каждая минута, проведённая с малышом, становится шагом вперёд. Рядом с мамами и папами двадцать четыре часа в сутки находятся не только медицинские работники, но и психологи, педагоги, специализирующиеся на проблемах воспитания детей раннего возраста. Это сила, которая по запасу знаний обходит самых замечательных и любящих бабушек и дедушек, могущих поспособствовать родителям новорожденных в их заботах о новом поколении. Каждый месяц в жизни малыша становится исключительно значительным этапом в формировании его физических и психических возможностей. Грамотно и умело направляемые родители получают хорошее подспорье. В любой момент они могут проконсультироваться со специалистами, получить квалифицированный ответ на самый сложный вопрос. Как уберечь ребёнка от заболеваний? Обеспечить нормальное развитие его организма? Как укреплять, закаливать? Как правильно кормить? Прикармливать? Как воспитывать положительные эмоции и закреплять их в характере? Что уж толковать про гигиенические навыки, которые тоже прививаются постепенно и не сразу? Обогащать впечатления малыша, во многом его формирующие, Город Мастеров будет щедро и широко. По большому счету, в воспитании примут участие ВСЕ взрослые жители, а не только мама и папа конкретного ребёнка. Общая доброжелательность, открытость, восприимчивость к передовому, новому, способны дать мощный импульс развитию детей, живущих в Городе Мастеров. Атмосфера любви, доверия друг к другу станут нормой жизни, отличительной чертой общего уклада. Все будут не просто жить рядом, но принимать участие в судьбах единомышленников. Согласитесь, ничто не способно так объединять людей как любовь, вера в будущее и надежды, питающие души. Нет, я не фантазирую. Город Интеллекта не повторит судьбу многочисленных утопий, не оправдавших себя. Я в этом глубоко уверена. Почему? Да потому, что жители его пройдут через необходимые собеседования, тестирование, которое позволит специалистам сделать чёткий вывод; вот эта пара настроена творчески и по деловому, готова работать вместе с единомышленниками, а другая, увы, демонстрирует банальное желание устроиться на жительство в симпатичном месте и только. Прежде чем молодые семьи отпразднуют новоселье в Городе Мастеров, они сдадут серьёзный экзамен на потенциальную родительскую зрелость. Каждый должен отдавать себе отчёт в действиях и быть по настоящему готовым к не простой, но чрезвычайно увлекательной работе во благо собственных детей, следовательно, в собственное благо. Разве не для детей мы живем и трудимся? Лучшие силы займутся решением ответственной задачи. Психологи, психоаналитики, умеющие "читать" чужие души, во многом определят степень успеха реализации программы "МИРОЗДАНИЕ". Отбор должен быть похож на тот, что производят в Звёздном городке. Команды семейных пар в космос полетят, вероятно, ещё не скоро. А вот микрокосмос Города Мастеров для смелых и трудолюбивых уже открыт. Почти открыт. Только-то и осталось: воплотить проект в действительность. ПОСЛЕСЛОВИЕ Я уверена: что многие захотели бы жить в Городе Мастеров, когда он станет реальностью. В таких городах вся жизнь подчинена Идее. Доходы от деятельности любых предприятий и организаций, клубов, дома кино и т.д. тут будут направлены на достойное содержание главного городского организма - учебно-образовательного комплекса. Учителя и медики не посетуют на скудость городского бюджета, их труд планируется оплачивать достойно. Женщины в таких городах при желании могли бы работать не более четырех часов. Остальное время - воспитанию своих детей. Разумеется, в Городе будет своя служба безопасности, система видеонаблюдения. Но, надеюсь, вся работа службы сведётся исключительно к деликатной опеке горожан, которые сумеют обойтись без каких бы то ни - было конфликтов. Бесконфликтное сосуществование по силам обеспечить квалифицированному отряду психологов и аналитиков. Есть у меня мысли по поводу возможных вариантов воспитания малышей, оставленных в домах малютки. Тут могла бы помочь практика церковных сиротских учреждений. Сирот с младенчества могут воспитывать не только приёмные родители, которым открыты двери Города Мастеров, но и, например, монахини, отцы - настоятели. Вот уж они-то по складу души способны на полное самоотречение, самопожертвование. Каждый из вас в силах помочь реализации проекта Города Мастеров. Спросите себя: надо ли строить такие центры? Помогут ли они сделать жизнь лучше и интереснее? Если у кого-то из вас, уважаемые читатели, появится возможность строить города и районы по представленному плану, пожалуйста, соблюдайте последовательность расположения зданий учебно -жилого городка в предложенном порядке. Это диктуется внутренним обустройством города. Мне говорят иногда: ты живёшь в придуманном мире. Разве найдётся столько мечтателей, чтобы построить идеальный Город? А я надеюсь на людей, богатых душой, богатых мечтами, богатых верой в лучшее. Таких в России - миллионы. И это им решать, какой будет Россия завтра. Список использованной литературы 1. Аристотель. "О душе". СПб. "Питер".2002г. 2. Ю.П.Азаров. "Педагогика любви и свобода". М. "Тоника". 1994г. 3. Н.М.Аксарина и др. "Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трех лет". М. "Просвещение". 1965г. 4. Л.С.Выготский. "Речь и мышление ребёнка" Собр.соч. т.2. М. 1982г. 5. Л.С.Выготский. "Психология". М. изд-во "ЭКСМО-Пресс". 2002г. 6. Уайт Бертон. "Первые три года жизни". М. "Педагогика". 1987г. 7. Торре Дела А. "Ошибки родителей". М. "Прогресс". 1993г. 8. Варга Домокош. "Радости родительских забот". М. "Прогресс". 1983г. 9. Фалиш Райс. "Психология подросткового и юношеского возраста". СПб. "Питер".1999г. 10. А.А.Реан. Я.Л.Коломинский."Социальная педагогическая психология". СПб. "Питер".1999г 11. А.А.Реан. Н.В.Бордовская. С.И.Розум. "Психология и педагогика". СПб. "Питер".2002г. 12. С.Л.Рубинштейн. "Основы общей психологии". СПб. "Питер".1998г. 13. Бенджамин Спок. "О воспитании детей". Изд-во "АСТ". 1998г. 14. Бенджамин Спок. "Ребёнок и уход за ним. Разговор с матерью. Книга о воспитании." М. "Тропикал".1994г. 15. К.Д.Ушинский. "Избранные педагогические сочинения" 2 тома. М. "Учпедгиз". 1953-1954г.г. 16. К.Д.Ушинский. "Педагогическая антропология".М. "УРАО". 2002г. 17. К.Д.Ушинский. "Человек как предмет воспитания". М. Изд-во "Академии педагогических наук РСФСР". 1950г. 18. Опыты православной педагогики. Сост.А.Стрижев и С.Фомин. М. "Молодая гвардия". 1993г. Книги пятая и шестая. 19. А.С.Макаренко. "Книга для родителей". "Педагогическая поэма". М. "Правда". 1979г. 20. К.Паустовский. "Собрание сочинений". М. "Художественная литература". 1958г. 21. Тайны ХХ века.Сборник. Составитель И.И.Мосин. "Московский рабочий". 1990г. 22. Э.Эриксон. "Детство и общество". СПб. Изд-во "АСТ". Фонд "Университетская книга".1996г. 23. Л.Хьелл. Д.Зиглер. "Теория личности". СПб. "Питер". 1998г. 24. Томазо Кампанелла. "Город Солнца". М.Изд-во "АН СССР". 1947г. 25. Платон. "Диалоги". М. Изд-во "Мысль". 1968г. 26. Платон. "Его эпоха". М. Изд-во "Наука".1979г. 27. Платон. "Государство.Собрание сочинений в четырёх томах, том третий". М. Изд-во "Мысль". 1994г. 28. Н.М.Платонова. "Основы социальной педагогики". СПб. 1997г. 29. Сен-Симон. "Избранные сочинения". М-Л Изд-во "АН СССР". 1948г. 30. И.С.Кон. "Ребёнок и общество". М. "Политиздат". 1988г. 31. И.С.Кон. "В поисках себя. Личность и её самосознание." М. "Политиздат". 1984г. 32. Ф.Т.Михайлов. "Загадка человеческого Я". М. "Политиздат". 1976г. 33. Б.О.Николаичев. "Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности". М. "Мысль" 1976г. 34. Жан Пиаже. Барбель Инельдер. "Генезис элементарных логических структур". М. Изд-во "ЭКСМО-Пресс". 2002г. 35. Наставления Серафима Саровского. М. Изд-й дом "Фавор-ХХI". 2003г. 36. В.М.Бронников. Гармонизация функций организма. Познай себя. М. "Деловой мир 2000", 2003г.
|
|