Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: ТравинНоминация: Проза

Уединенные размышления под ущербной луной за чашей чая

      Женьшеневый оолонг. Бордовый прозрачный настой в бирюзовом китайском фарфоре с изысканным узором. Сладковатое послевкусие, терпкий, но мягкий аромат. Пузырьки воздуха поднимаются со дна сосуда, сливаясь в жемчужные нити, вода закипает, словно шум ветра в соснах. Ничто более не нарушает тишину.
   
    Живя в огромном городе, ты никогда его не услышишь. Нет, разумеется, повседневные шумы сопутствуют нам каждую минуту. Рычащие двигатели машин, тысячи ног, шлифующих серый асфальт, обрывки чужых слов, сыпящихся отовсюду… Все это создает невообразимый шум, который, однако, воспринимается нами уже как привычный звуковой фон городской повседневности. Наше ухо отсевает весь этот наплывающий со всех сторон гвалт, оставляя нас наедине со своими мыслями. Но стоит удалиться от города, как тихо, ненавязчиво, но все же неизменно слышишь гул города. Вдалеке все его звуки сливаются в негромкое жужжание где-то за горизонтом. Услышать его можно только со стороны, но никогда внутри.
   
    Не каждый человек может сказать, что понимает значение и символику знака Тай-цзи. «Тай-цзи» в переводе с китайского – великий предел. Его изображение уже давно примелькалось, это причудливо переплетающиеся Инь и Ян. Суть понятия Тай-цзи в том, что противоположности обозначенные Инь и Ян неразрывно связанны друг с другом, дополняют друг друга до единого целого. Нельзя сказать, что есть Инь, пока не знаем Ян. Понятие «верха» обретает смысл только при условии существования «низа». Это верно и наоборот. Независимое восприятие одного, невозможно, так как суть они едины. Инь в апогее становиться Ян, а Ян в апогее – Инь. Если человек обожжется, то узнает, что такое «горячо», но и поймет также, что такое «холодно». Одно постигается через другое.
   
    Жизнь похожа на игру в покер. Каждый разыгрывает свои карты. Это то где, как, когда и с кем мы живем. Трудно сказать, что из этих факторов важнее, все они определяют нашу жизнь. Но многие считают, что самый неопределенный из их числа это именно последний. Порой кажется, если бы ты был не непосредственным участником, а посторонним наблюдателем, то это было бы даже очень увлекательно и любопытно. Как разбирать битву на Курской Дуге: а если сделать так, а повести танки в обход, а ударить артиллерией сюда. Все это интересно, но оказаться на месте тех, кто там действительно был, захочет далеко не каждый. Кажется, люди вокруг разыгрывают запутанную многоходовую партию в какую-то неизвестную игру. Кун Цзы, или более привычное для европейского уха Конфуций, однажды сказал: «государство – большая семья, семья – маленькое государство.». Все признаки оного налицо.
   
    В число мыслительных процессов входит анализ и синтез. Анализ – разложение целого на составные части, синтез – установление между этими составными частями связей. На синтезе мозг начинает порой ощутимо пробуксовывать. Видя следствие, часто бывает очень тяжело понять его причину. Каждый имеет свой интерес, сложную систему взглядов на ситуацию и остальных людей. Сложную о того, что людей много. Получается целая система взглядов на людей, на какие-то вещи и понятия в контексте огромного количества факторов.
   Постепенно из тумана неопределенности всплывают разноцветные лоскутки прошлого. Это просто обрывки тканого полотна, истлевшего много лет назад. Редкие осенние листья, подхваченные ветром воспоминаний. По отдельности они бессловесны и неоднозначны. Но вместе складываются в причудливый пестрый узор. Хаотично набросанные, они ребят в глазах. Но стоит отойти в сторону, и вот уже проступает запутанная, уже не хаотичная картина, в которой присутствует своя логика. Становится видно ключевые ниточки, пронизывающие все полотно, тонкие нюансы.
   
    Что-то держится на страхе признать ошибки, совершенные на протяжении многих лет. Страх признаться себе. Иллюзия, которую нельзя разрушать. Солдат оставшийся один на один с многочисленным врагом твердят до последнего «наши придут». Иначе нельзя. Признать ошибки судьбоносные, определившие многое, разрушить иллюзию, перестать трусливо закрывать глаза ладонями – все равно, что совершить моральное самоубийство. Что ж, может иногда самообман – это ложь во спасение…
   
    Часто это неспособность увидеть во враге положительные стороны. Ведь это значит уважать своего противника, а это не просто. Ведь это граничит с сомнением в том, что ты лучше врага своего, а это в свою очередь граничит с сомнением в правильности этой вражды. А если вражде не один год?
   Что-то так и остается скрыто. Одно неизменно, у каждого своя правда. Парадокс отношений между людьми.
   
    Быть в одиночестве означает сделать шаг в сторону. Шаг в сторону, чтобы рассмотреть-таки этот узор. Понять его логику. Городской шум услышишь, только сделав шаг в сторону от города, взглянув со стороны. Особые буддистские практики позволяли бойцу во время сражения оказаться как бы вне боя. Смотреть на себя со стороны, отстраниться. Японские мастера называли это состояние «мусин». Человек познает себя в бою. Смотря на себя в бою со стороны, возможно избежать предубеждений и добиться объективности. Одиночество – шаг в сторону от людей, чтобы превратиться из участника в третье лицо, созерцающего наблюдателя. Достичь состояния «мусин». Одиночество – способ познания своей противоположности, жизни общественной, людей вокруг и как следствие себя среди них. Среди бесчисленных правд найти истину.

Дата публикации:06.02.2006 01:03