По количеству мы растем. В очередном этапе уже 22 стихотворения в прозе от 14 авторов. Казалось бы. Но при более внимательном прочтении именно «стихотворений в прозе» гораздо меньше. В предыдущем обзоре я пытался объяснить, что хотелось бы видеть здесь. Многие тексты только отдаленно напоминают прозу, а другие – стихотворение. Поэтому начну со списка текстов, которые не попадают в номинацию или могут быть рассмотрены, как «стихотворения в прозе» при выполнении определенных условий: · Валя «Задумайся...» - это попытка идти в направлении «верлибр» · Лейла Мамедова «Танго с манго. Вслух» - хороший текст, не стихотворение. Зарисовка. Эссе. Лирика не всегда стихотворение. · Golos Kaspiya «ОНИ ТАНЦЕВАЛИ» - хороший верлибр, но может быть и прозой. · DPolevoy «Старые игрушки» - это стихотворение, без оговорок. Но не проза. · Мария Беломестнова «И было...» - верлибр. · Семен Венцимеров «Тесей в Афинах», «Тесей на Крите», «Аргонавты у Финея» - это чистая поэзия. · Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН «Я так устала быть твоей рабой...», «СЕМЯ» - чистая поэзия · Тамара Москалёва «После дождя...» - маленькое стихотворение. Не проза. · Лара Галль «Больно - это всегда сейчас» - не поэзия, хоть и проза. Миниатюра. С. Венцимеров, Елена Шуваева-Петросян – талантливые авторы, но уже второй этап подряд размещают «чистые» стихи. И по форме, и по содержанию, и по определению. Жаль, что, по крайней мере, три автора, написавшие приличный верлибр, не попали в нужную номинацию (Golos Kaspiya, Мария Беломестнова, Валя). Оставалось после «прореживания» всего 12 текстов, из них только о половине можно говорить, как о соответствующих качеству. 1. «Швейцарская Элегия» A.N. «Сегодня я заметил падающие листья. Их срывал поднимающийся ветер заката, а солнце... а солнце стояло над улицей, над городом, над всей землей сквозь ставшие золотыми черные тучи, и было без десяти девять» «И взамен мир дарит нам ветер и дождь, и тоску по неотвратимо уходящему закатному солнцу, и ощущение уходящего лета и непоправимо утекающего времени - всю ту мудрость, печаль и красоту, которых не видит победитель, не знающий вечеров, а лишь - переход от палящего солнца триумфов к царственным ночам наслаждения. "Я был бы в твоих руках инструментом, способным звучать и величественно, и таинственно, и нежно, воодушевлять и пленять и изумлять невиданной сложностью созвучий..." - но скорее всего, мне только так кажется» Даже недостатки искать не хочется. Оценка 10 баллов 2. «РОСТКИ НЕЖНОСТИ НЕ ИМЕЮЩЕЙ ПРАВА НА ЖИЗНЬ» Golos Kaspiya Половина объема – эпиграф, из слов А. Николаева. Смысловая нагрузка остального текста интересна. «Убиваю в душе своей ростки, едва зародившейся нежности. Они такие крохотные, яркие и свежие… А я заливаю их кислотой, чтобы выжечь с корнем» Оценка 3 балла 3. «Проплывают...» Ольга Огнева – Портит текст формат, многочисленные ошибки в пунктуации, небрежность в оформлении. А есть что портить. Это на самом деле поэзия. Вчитайтесь в строчки, очищенные от шелухи. «Мне холодно... Я ищу твою руку... Твой обжигающий поцелуй вырывает меня из бессмысленной массы! Так надо. И я подчиняюсь велению твоих губ» Детскость написания так пронзительна. Оценка: 4 баллов 4. «Богиня и блудница» Лара Галль – Опять небрежность. Хуже всего небрежность в смысловых сочетаниях. «Она хотела и быть собой, и одаривать собой многих бесприютных мужчин, которых выискивала в заброшенных мирах одиночества, в толпе метро, в узком высоком кругу светских раутов, в виртуальных тупиках и-нета» «Она смотрела с тоской как подруги губят тот или иной сюжет, как смотрит гениальный режиссер амбициозные работы выпускников», «О, как бы она воплотила этот сюжет красиво и нежно, как божественно засияла бы эта страсть, рассеивая призраки суеты и скуки!» - предложения не согласованы. И не только эти. Оценка: 4 баллов 5. «НЕЖНОСТЬ» Golos Kaspiya – Спорный текст. Возможно, верлибр. Даже так: попытка начать писать верлибр. Но мне показалось, что его все-таки можно рассматривать, как прозу. Почему? «На ощупь она мягкая, как перина из тополиного пуха, воздушная, как белое облачко, плывущее по небу в край далёкий. Окунувшись, утопаешь в ней и просишь лишь об одном, чтобы спасатели подольше не появлялись. Имя ей – Нежность» Это весь текст. Оценка: 5 баллов 6. «Стихи и миниатюры в прозе» dphoto – Нужно было все-таки разделить «стихи и миниатюры в прозе». Шучу. Один из лучших текстов в номинации в этом этапе. Но вряд ли подражание М. Булгакову – поэзия. А вот дальше – стихи в прозе! Причем, по нарастающей, все лучше и лучше. «И если ты, моя дорогая, любишь яркие краски, то когда подступит осень к порогу твоей землянки, купи яркие искусственные цветы, обрызгай их французскими духами, выйди на берег синего моря, проводи тоскливым взглядом навсегда уплывающий от тебя в осень белый пароход, глубоко вздохни, глядя на свои неживые цветочки, и тихо упивайся собой на закате, сидя у разбитого корыта. До самой смерти» - злые стихи, мстительные Монолог (To Vadim) – грустные стихи «Надо осторожно, медленно, задумываясь походЯ, начать отдавать любовь» - сухие стихи о современной любви. Сухая, не потому, что стихи сухие. Потому что любовь в стихах такая. Чувствуйте стихи dphoto! Оценка: 7 баллов 7. «ЛЕЧУ!..» dphoto – Интересная идея для более объемного текста. Может, даже для прозы. Оценка: 4 балла 8. «Задумайся...» Валя – И здесь важна форма! «Хочется побыть тобой хоть пару секунд, понять твои мысли и чувства, быть может, пойму, почему в твоем сердце нет места для счастья, лишь только грусть я вижу в глазах. Смогу я помочь, надо только лишь верить, поэтому я хочу стать тобой, на месяц, на день, хотя б на секунду, увидеть твоими глазами сей мир. А может быть, и ты побудешь мною. И может, поймешь, что не безразличен, ведь надо все ж думать не только о жизни, быть может, помочь ты бы смог даже мне... Пойми, надо быт немного смелее, быть может, исчезнет вся грусть... Подумай, быть может, поможешь... И мне забыть свое чувство боли...» Избыток повторений: «быть может», «может быть». Есть же и другие возможности? Оценка: 5 баллов 9. «Танго с манго. Вслух» Лейла Мамедова – С большой натяжкой – стих в прозе. Это проза, лирическая проза, с диалогами, с характерами, с образами. Однако, что-то заставляет читать это, как поэзию. Настроение? Легкость? Полет? Может быть. «Скоро выпадет первый снег. Занесет чужие тротуары, укроет продрогшую землю, растает на чьих-то ресницах. Застрелит память о весне, и больше она никогда не приснится. Обрадуются дети, слепят снежок и бросят его в серое пальто прохожего. Подтолкнет его ветер, он расстроится и вспомнит все родное... Родное и сложное... Скоро выпадет первый снег. И ветер будет звонко и протяжно скулить. Скоро выпадет первый снег. А я все равно буду жить. Все равно. Буду. Жить» Чем не стихотворение? «Настенные часы играют секундой стрелкой, а выныривать всегда сложно» - где-то утерян смысл. Похоже на талантливый танец вслепую. Но мне нравится. Оценка: 8 баллов 10. «ОНИ ТАНЦЕВАЛИ» Golos Kaspiya Опять форма. Форма, которая делает похожей прозу на «белый стих». Вчитаемся. «Играла приятная медленная мелодия. Её рука лежала на его плече. Они танцевали. Он что-то говорил. Она, как будто внимательно слушала, - улыбалась, отвечала на вопросы… Но на самом деле все её мысли были сосредоточены на руке, которая сквозь мягкую ткань рубашки ощущала тепло его кожи. Закончилась приятная мелодия. Зашумело что-то задорное в стиле диско, но волшебство продолжалось, и они танцевали. Едва касаясь друг друга, порой, обсуждая какие-то глобальные темы, вели разговор без малейшего намёка на интимность. Но когда отключили музыку, и все разбрелись по углам, они всё ещё… танцевали» Красивое описание. Хорошая проза. Вот если бы продолжить дальше, насытить, вскружить. Получилось бы. Только объем маловат. «Маловато будет!» (с) Авансом оценка: 6 баллов 11. «И было...» Мария Беломестнова Еще одна ошибочная форма. Попробуем расположить текст прозаическим форматом. «И было место без времени и ощущений, без света и тьмы, без тишины и крика. Но что-то изменилось. И появилось предчувствие, ожидание предчувствия. А потом ворвалось что-то еще, и мир разбился. Все перевернулось. И сила, чудовищная сила, повлекла за собой во тьму. И пришли боль и страх, что-то умерло, но появилось что-то еще. И ворвался крик. И было утро нового дня, и было рождение новой жизни» Много неопределенности. Неумение описать это «что-то». Простой способ нанизывания строк через соединительное «и». Ни с чего началось, подчеркиванием закончилось. Оценка: 5 баллов 12. «Больно - это всегда сейчас» Лара Галль Слишком небольшой объем, чтобы уловить смысл, чтобы ощутить чувство, чтобы оцеется. Оценка: без оценки. Итак, предлагается распределить места в этой номинации: 1. «Швейцарская Элегия» A.N. – 10 баллов 2. «Танго с манго. Вслух» Лейла Мамедова – 8 баллов 3. «Стихи и миниатюры в прозе» dphoto – 7 баллов Всем удачи! Валерий Белолис
|
|