Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс "СВЫШЕ НАС СВЕТ ПОСЕТИЛ", посвященный Рождеству Христову

Все произведения

Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Арман
Объем: 12716 [ символов ]
Печаль
Чтобы по-настоящему научиться постигать глубину жизни, перед ней надо испытывать состояние мистического ужаса. И чтобы по настоящему научиться переживать трагедию, надобно в себе носить бездну.
Да, мир заледенел и покрылся толстой коркой сознания, но под этими холодными льдами все же таится и дышит мрачная пучина иррационального, куда человек может кинуть свой взгляд - и не увидеть там своего отражения, куда он может прокричать - но не услышать эха: там таится бездонная, всепоглощающая глубина, которая граничит с ничто.
 
Трагедия — это момент неправды жизни, примиряющий силы в море бушующих страстей. Природа же спокойно принимает жертвы, утешаясь тем, что неисчерпаема она в своем становлении; Природа на жизнь смотрит глазами вечности.
 
…Она сидела в белоснежном воздушном облачении за фортепиано перед распахнутым настежь окном. Свежий осенний ветерок колыхал ее платье. Она была печальна, как сама Осень, и нежно, с упоением, перебирала клавиши, послушно подчиняющиеся ее изящным длинным пальцам (О, эта слабость ее белых рук! Как она покоряла меня тогда; ради нее я готов был забыть обо всем на свете!) Грустная музыка протяжно изливала глубокие страдания, и девушка тонула, скрываясь в облаке печали, тонула в глубине своих чувств. Гармония звуков, выражающих горесть, и томный вид тающей от горя девушки зачаровывали меня. Я не мог оторвать от нее своего взгляда, и был поражен увиденным: я видел высоту и чистоту глубоких страданий юной богини, изливающей свое возвышенное состояние в мире звуков. На моих глазах навернулись слезы, — так сильно тронула меня ее печаль. Девушка сейчас была где-то там далеко, на вершине непреступных гор, где воздух свеж и чист, а ее душа омывалась слезами чистого лесного родника. Она была подобна Орфею, сидящему средь леса и горестно оплакивающему потерю своей возлюбленной Эвридики. И все звери и птицы, тронутые ее музыкой, казалось, оплакивали вместе с ней ее горестную судьбу. «О, сжальтесь боги над горем этой девушки!» — тихо молил я, зачарованно, со слезами на глазах, глядя на прелестное милое создание, умирающее от тяжких переживаний. Душа моя рвалась на части, видя ее муки, но я ничего не мог поделать, я был абсолютно бессилен, и это сводило меня с ума. А она все продолжала и продолжала отрешенно играть, находясь где-то далеко-далеко, в неведомых мне далях... Да, я видел в ее глазах слезы, туманом застилавшие ее взор. И что можно было прочесть тогда в этих туманных глазах! Как они были выразительны, как восхитительны! Я тонул в них... Мне казалось, что вот-вот сейчас она разразится громким плачем и исторгнет из своей страдающей души страшный вопль боли, но она продолжала томно вздыхать, находя в себе силы держать себя в руках. От этого ее страдания становились все сильнее и сильнее и делались уже настолько нестерпимыми, что разум покидал ее, гонимый болью невысказанных чувств...
 
Я предложил ей выйти на улицу, пройтись прогуляться и хоть немного развеять свои чувства. Она спокойно кивнула в знак согласия... и мы вышли на мраморную террасу.
 
Гений Осени уже вдохнул в Природу свою печаль. Было прохладно. Деревья принарядились золотом. Ярко светило Солнце, заливая все кругом ослепительным блеском. Над нами было высокое голубое небо, чистое и безбрежное, как океан. И в синеве небес огнем пылали осенние клены. Я поднимал полные слез глаза ввысь, и голова моя начинала кружиться... я тонул в этой бездонной голубой бездне и восклицал: «О живописность! Осенних буйство красок! О чудо Осени! Как упоительна твоя прохлада! Но как трагична нынче твоя краса!..»
 
Она шла медленно, шурша желтой листвой под ногами, — словно одинокий лебедь плыла по темной водной глади, — и не поднимала своих темных глаз, которые уж не имели больше слез, чтоб излить печаль. Она шла тихо, и все думала, думала и молчала. Казалось, сама Природа прильнула к ней, как заботливая мать к своему умирающему дитя: так безутешно шумела листва на деревьях и так заунывно баюкал осенний ветерок (так тихо плачет скрипка во дни печали!) Мне хотелось хоть как-то отвлечь ее, но она меня не слушала, она была полностью погружена в свою печаль. Я видел, как страдания сушат ее, я чувствовал, как покидают ее жизненные силы... Она таяла у меня на глазах, превращаясь в легкий призрак, который готов был унестись под небеса только от одного дуновения ветерка. Она умирала, страдая подобно бедняжке Эхо, которая превратилась в один звук от своей неразделенной любви к прекрасному Нарциссу. Заглянув в ее глаза, я на мгновенье ясно осознал всю глубину ее страданий и ужаснулся увиденному. Тогда я понял, что ничто в мире уж не спасет ее, огонек души ее погас, трагедия жизни свершилась, Гений смерти тоскливо слетел и прятался где-то там меж ветвей...
Вдруг на мгновенье она подняла свою головку к высокому небу, глубоко, всей грудью, вдохнула свежий воздух, и ее нервно-чувственное лицо просияло, его озарила нежная улыбка. И сквозь глаза, полные слез, она так искренне, так нежно посмотрела на меня! О, сколько я бы отдал тогда, чтобы это наслаждение жизнью никогда не покидало ее! Но мрачная печаль снова овладела ею, и она уже более не поднимала своих прекрасных глаз. Это был ее последний упоительный восторг жизнью...
 
Ее печальные глаза,
Как водные зерцала,
Что отражают облака,
Сияли… чистая слеза
Катилась по щеке, -
Что в полумраке, зеркала
Ее таили при себе…
 
Глядя в ее глаза, в памяти моей всплыло прекрасное виденье: когда она была в последний раз весела и беззаботна. Это было на летнем балу в парке перед чудесным беломраморным дворцом. Она кружилась самозабвенно в танце, как танцующая звезда, непостижимая и таинственная. На ней было светло-голубое, шелковое платье. И как она была хороша в нем! Как загадочно привлекательна! Как обворожительна! Она нравилась себе, безумно нравилась, она была влюблена в себя, в свое очарованье. И она нравилась всем окружающим, и все любили ее. Среди этой безумной роскоши, в ночи, при свете тысяч свечей, она кружилась и кружилась... Она была царицей этой ночи. Тихие струйки фонтанов били в унисон божественной музыки. Запах ароматных роз пьянил воздух. Она трепетно склонялась перед каждым прекрасным цветком и нежно целовала его. В глазах ее стояла грусть, но в одно мгновенье ее лицо озарялось нежной улыбкой, и она, как бабочка, уже опять порхала в легком кружащем танце. О незабвенное виденье!..
 
Ее похоронили в русской глубинке, на небольшой горушке, прямо перед озером, заросшим по берегам непроходимым лесом. На этой горушке, в низине которой находится родник со святой водой, в грустной задумчивости возвышается небольшая белокаменная церквь. Стены ее обветшали от времени, молчаливо храня память былых веков, но внутри все убрано удивительно аккуратно. Жизнь еще теплится там, поддерживаемая доброй силой христианской Руси. Рядом с этим местом никогда не было деревни, но остался лишь только заброшенный графский дом, в котором некогда сияла душа моей любимицы.
 
Бывало, в детстве, она каждый день бегала к этой церкви и возносила к небу свою чистую, полную жизни, молитву. А иногда в грустной задумчивости просиживала там часами, вглядываясь вдаль, где смыкалось небо с землей, любуясь здешними красотами. Она росла на девственном лоне Природы, а потому была проста и естественна как сама Мать. Весело резвилась, играла, собирала полевые цветы и была столь милым ребенком, что все вокруг не могли нарадоваться ею. И от этой всеобщей любви к ней ее скоропостижная смерть становилась столь трагичной, что рождала необъяснимое чувство неправды жизни, - в ее смерти была повинна сила Рока, которой чужды добро и зло, которая неумолима и безжалостна в своем проявлении.
 
Ее похоронили прямо перед церковью рядом с покоящимся ныне старым настоятелем здешних мест. Заросшие могилки их находятся рядом возле белых стен храма, мирно возвышаясь над чистым озером. Старый и мудрый христианин, посвятивший всю свою жизнь служению богу, и молодая непорочная девушка лежат рядом. Что-то чистое и глубокое роднит их девственные души, и потому они покоятся вместе у стен этой маленькой церкви, хранящих немое молчание могильных плит.
 
Здесь Природа украшает себя разными нарядами, но эту красоту никто не видит, а потому Природа тоскует по человеку, который любовался бы ею. И как только в этом уединенном уголке появляется случайный путник, Природа, уподобляясь прекрасной девице, с любовью и быстрой изменчивостью раскрывает перед ним все свои прелести. Летом здесь все зелено, вокруг церкви растет низенькая травка, воздух рассекает мошкара. Воздух тепел и напоен ароматами благоухающих луговых трав. Солнце и дождь весело сменяют друг друга. А Осенью воцаряется страшная печаль. Любимая дочь Деметры Персефона нисходит в царство мрачного Аида, нагоняя на свою мать тяжкую тоску о разлуке и об уходящих летних днях. Ярко горящая красными и золотыми красками листва сохнет и облетает с дерев, являя уныло торчащие голые ветви. Одиноко чернеют деревья, принарядившиеся серебряной фатой дождя. Природу подергивает поволока ненастья и грусти. Дни становятся короче, а небо серым и мрачным, дождь все холодней и суровей, а радостных солнечных дней все меньше. Но за златокудрой Осенью приходит красавица Зима, заботливо покрывая Природу своим белым пушистым ковром и убаюкивая ее протяжными завываниями вьюг. Дни становятся совсем короткими, а звездные ночи темными и длинными. В эту зимнюю пору белый храм особенно тоскует в одиночестве. Вокруг него мечутся холодные метели — и ни единой души! Но приходит звенящая Весна, солнышко пригревает теплее, кругом разливаются трели лесных птиц, весенний, солнечный свет играет в цветных витражах; здесь становится так уютно и тепло!.. Храм оживает, радостно струится он, колеблясь в потоках теплого воздуха, в ожидании своих посетителей, а вместе с ним пробуждаются и оживают две юные души...
 
Я стоял в грустной задумчивости перед этими двумя могилками. Прямо передо мной покоилась тайна русской православной души. «Но почему тайна? Почему нечто потаено? Или мне это кажется, из-за привычки за всем искать скрытый смысл? Безусловно, смысл есть, но насколько он глубок? Не уходит ли он в вечность во взаимном переплетении со смыслом всего бытия?.. Может ли он быть определен конечной фразой?.. Или он иррационален, а потому не постижим разумом?..» - так размышлял я как вдруг тишина, и вся окружающая Природа в одно мгновенье слились в моем сознании в единое, — и невозможно описать то проникновенное состояние, которое охватило меня, когда душе приоткрылась какая-то невыразимая глубина жизни и смерти, света и тьмы, мгновенья и вечности. Я тонул, отрешенный, в этой бездонной глубине и был не в силах остановиться. Земля обваливалась у меня под ногами как лавина, увлекая меня за собой в неведомую бездну, — неизвестная сила подхватила меня и тащила за собой вниз... насилу я очнулся.
 
Напоследок я спустился с горушки и зашел в графский дом, в котором находилась комната девушки. Это был маленький прелестный уголок, который уж опустел навсегда. Для меня это была священная келья юной богини, где некогда теплилась ее детская душа. Это была светло-голубая комната, в которой нежные небесные тона давали отдохновение душе. Все здесь было просто, непритязательно: на стене висел ее портрет — творенье мук, запечатлевший навеки ее томно-печальный образ, который привносил в эту комнату нежную грусть; в углу стояло большое трюмо, перед которым прелестница вертелась, игриво любуясь собой. Небольшой лакированный столик белого цвета на изогнутых маленьких ножках стоял подле распахнутого настежь окна, через которое сейчас доносился тихий шум дождя. Серые тучи заволокли небо; на дворе была ненастная осенняя погода. Деревья стояли голые, с их веток уж облетела листва… Унылая и грустная пора, когда душа может успокоиться и отдохнуть от ярких солнечных красок... Вдруг ветер задул сильнее, распахивая ставни и поднимая белоснежные занавеси, и вместе со свежим дуновением ветерка, как мне показалось в то мгновенье, в светелку впорхнула юная душа. И я ясно увидел, как озарилась комната ликующим очарованием молодости, восторгом любви, я видел, как воздух наполняется звонким женским смехом. Но мгновенное виденье растаяло как дым, и я снова стоял в комнате, хранившей строгое молчание. И за этим молчанием уже таились минуты горестной печали и невыразимой тоски. Сколько томительных и бессонных ночей она провела здесь, заливая свою подушку слезами! Нет, нет, это уже никогда не возвратится, никогда больше ее душа не осветит сей благостный уголок! Здесь будет вечно царить одна грусть да печаль. Тяжесть упоительных воспоминаний навсегда оставила здесь свой неизгладимый отпечаток. Мне стало так горестно, что я поспешил удалиться прочь...
Copyright: Арман, 2005
Свидетельство о публикации №49280
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.08.2005 17:11

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Анна Кссо[ 26.08.2005 ]
   Выдыхаю....
   Сильно.. Будоражит.. Уносит далеко в потоке собственного сознания..Всплывают картинки, которые кажутся до боли знакомыми. Как будто я уже где-то это видело...Такое бывает?! Похоже на мираж, сон, видение, которое обволакивает и тащит вниз. Странно! Я так прочувствовалась. Аж мурашки по коже. Не смотря на то, что иногда спотыкалась по тексту, настроение и впечатление создается мгновенно, с первых строк. Я под таким впечатлением! Шикарная зарисовка по силе воздействия на сознание. Это глубже, чем "Печаль".
   Спасибо. Долго буду отходить. Давно не читала так, что бы сразу увидеть.
   С уважением,Яна.
 
Арман[ 27.08.2005 ]
   Яна, большое спасибо за отзыв.
Соловей[ 27.08.2005 ]
   .....печаль....как часто мы о ней пишем, забыв о том, что печаль и есть порождение из счастья...ведь в первой улыбке уже видны завтрашние слезы...
Анна Кссо[ 27.08.2005 ]
   Я отмечу только те места, над которыми исключительно по моему субъективному мнению, стоит поработать.
   "На моих глазах навернулись слезы" - учитывая то, что долее по тексту идёт фраза " Моя душа..", то в первом случае проще и аккуратнее звучало бы " На глаза навернулись слёзы".
   "А она все продолжала и продолжала отрешенно играть" - тут тот же самый случай. Ниже слова: "страдания становились все сильнее и сильнее ". Это бросается в глаза. Нужно одно из них изменить, убрать повтор слова. На мой взгляд уместнее это было бы в первом отрывке. Например: "А она всё играла..." Опять же проще и аккуратней. Просто мне это по вкусу, а решать конечно же вам.
   "туманом застилавшие ее взоры" - может быть лучше не взоры, а просто взор? Как вы думаете?
   "(так тихо плачет скрипка во дни печали!) " - "во дни" как-то не складно и не мелодично. "В моменты" или "в минуты". Подумайте!
   "Мне хотелось хоть как-то развеселить ее" - глагол "развеселить" здесь однозначно не уместен. Судя по настроению, которые вы пытались передать, до веселья тут очень далеко и о нём даже не стоит и заикаться. Подберите другой глагол. Может быть "отвлечь".
   "На этой горушке...", "белокаменная церквушка" - то же, что в первом и втором случае. Нужно что-то одно упростить. Либо "церковь", либо "холм" или "гора" или как-то по -другому.
   "все вокруг не могли не нарадоваться ею" – Наверное, вы хотели сказать "не могли нарадоваться". На мой взгляд, так правильнее звучит.
   "Воздух тепл "- Этот момент как нельзя лучше характеризует те камни, о которых я вам говорила.
   "двумя трогательными могилками" - Уверена, что если подумать и порыться в словарях, то можно подобрать более созвучное с существительным прилагательное, которые бы имело более прямую лексическую связь.
   Ну и в самом конце произведения, мне кажется, что словосочетание "юная душа" употребляется слишком часто.
   Ну, уж извини за прямоту! Сами попросили. Сказала искренне, а вы уже думайте сами. Возможно, вы где-то со мной не согласитесь. Это тоже правильно, наверное. Удачи вам и вдохновения!
   С уважением, Яна.
 
Арман[ 27.08.2005 ]
   Эх, спасибо Яна, чтобы я без Вас делал, а то от местных знатоков и слова не добьешься... Сейчас убегаю, но в ближайшее время почти все поправлю...
Шухаева Ирина[ 05.09.2005 ]
   Сильное течение эмоций.
   На правах инициатора выберу для обзора и итогов только фрагмент текста, который определю при повторном прочтении.
   Спасибо, что о подлинном.
Вадим Гололобов (Корвин)[ 16.09.2005 ]
   Переживать трагедию – это как? Пережить – значит прочувствовать, или пережить, значит пройти мимо и оставить за спиной?
   
   «Да, мир заледенел и покрылся толстой коркой сознания, но под этими холодными льдами все же таится и дышит мрачная пучина иррационального, куда человек может кинуть свой взгляд - и не увидеть там своего отражения, куда он может прокричать - но не услышать эха: там таится бездонная, всепоглощающая глубина, которая граничит с ничто.»
   
   То есть мир – это сознание плюс мрачная пучина иррационального, бездонная, всепоглощающая глубина, которая граничит с ничто. Я правильно понял?
   
   
   «Трагедия — это момент неправды жизни, примиряющий силы в море бушующих страстей»
   
   Неправда жизни. Я знаком с фразеологизмом «правда жизни». Употребляется в обозначении действительности, реальности, без каких-либо личных домыслов и предположений. Неправда жизни – это отрицание правды жизни. Значит это – недействительное, нереальное, с обязательным наличием домыслов и предположений.
   Примиряющий силы в море бушующих страстей. Примиряющий - где? - в море, или – во что? – в море. Что хотел сказать автор?
   
   Трагедия – это момент нереального(неправды­ жизни) , сводящий взаимодействие сил(море бушующих страстей) к балансу(примиряющий)­.­
   Или Трагедия – это момент нереального, подчиняющий(примиряю­щий1)­ взаимодействие(море)­ бушующих страстей определенным законам(примиряющий2­).­
   
   Я так и не понял, что же чувствовала девушка. Она была:
   1. Печальна, как сама Осень.
   2. Нежна. (нежно, с упоением, перебирала клавиши)
   3. Увлечена процессом. (с упоением, перебирала клавиши)
   4. тонула, скрываясь в облаке печали
   5. тонула в глубине своих чувств
   6. томна (томный вид тающей от горя девушки)
   7. таяла от горя.
   8.высока и чиста в глубине своих страданий (высоту и чистоту глубоких страданий)
   9. в возвышенном состоянии (изливающей свое возвышенное состояние в мире звуков)
   10. где-то там далеко
   11. подобна Орфею, сидящему средь леса и горестно оплакивающему потерю своей возлюбленной Эвридики
   
   То есть, она нежна, томна, чувственна, чиста, возвышенна, увлечена. С этим проблем нет. Проблемы в том, что она одновременно испытывала печаль, грусть и горе. Это три совершенно разные состояния, исключающие друг друга. Они прекрасно перетекают одно в другое под действием как внешних, так и внутренних факторов, но временной промежуток слишком мал, чтобы дать человеку прочувствовать и перейти из одного состояния в другое. То есть, три состояния – три музыкальных темы. Пускай, там по несколько аккордов на каждую, но у вас описано мгновение. Не состыковка, на мой взгляд. Дальше, после Эвридики время начинает двигаться, и все в порядке.

   
   Мне хотелось хоть как-то отвлечь ее, но она меня не слушала, она была полностью погружена в свою печаль. Я видел, как страдания сушат ее, я чувствовал, как покидают ее жизненные силы...
   Страдание – это горе. От него страдают. От печали не страдает никто. Это просто настроение. Оно за собой боли не приносит. Оно просто несет за собой определенную стратегию поведения и мировосприятия, но не страдания.
   
   
   Про бал очень красиво.
   
   
   А слово горушка подходит старикам и их неспешному повествованию неких сказок. Выбивается из стиля текста, как мне кажется. Особенно с первыми двумя абзацами.
   Да еще слово «насилу». Оно портит всю лиричность главного героя. Он же не холоп какой, чтобы так говорить.

   
   Солнце и дождь весело сменяют друг друга. А Осенью воцаряется страшная печаль.
   
   Страшная печаль. Действительно ли эта печаль внушает страх?
   Автор рисует картинку Природы, а потом вдруг начинает запугивать, как бабушка пугает страшной Букой.

   
   
   А «портрет — творенье мук» - это интересно. Это очень интересно. Или портрет вымученный – что вряд ли. Или художник сам испытывал, муки рисуя портрет, и тогда девушка перестает быть просто девушкой, а становится неким таинственным непознанным существом. Только при этом, откуда у нее православная русская душа – не понятно.
   
   И не понятно, отчего оно все так. При жизни она печальный призрак, а после смерти – веселый смех и любовь.
   И подсказок никаких. Была ж в детстве нормальным ребенком, потом знали ее все и любили, не как печальную деву, и перед зеркалом игриво крутилась… Не понять.
   А герой еще в конце и убежал оттуда подальше, никаких ответов не дав.
   
   Это не рассказ, а прелюдия к нему.
   Причем, с претензией на некую мудрую-мудрую мысль. (Я о первых двух абзацах).
   Вернусь к ним.

   
   Чтобы по-настоящему научиться постигать глубину жизни, перед ней надо испытывать состояние мистического ужаса. И чтобы по настоящему научиться переживать трагедию, надобно в себе носить бездну.
   
   Глубину жизни главный герой понял – это правда, это в тексте было (у могил). А мистического ужаса – не пережил. Или пережил, когда душа ему почудилась. Потому и убежал. Нет причинно-следственны­х­ связей. Тезис неверен.
   
   Трагедию смерти девочки он пережил (оставил за спиной). Это видно по тому, как спокойно он все рассказывает. А вот бездны в герое днем с огнем не сыщешь. Не раскрыто. Или я ничего не заметил (что тоже вполне возможно).
   
   Да, мир заледенел и покрылся толстой коркой сознания, но под этими холодными льдами все же таится и дышит мрачная пучина иррационального, куда человек может кинуть свой взгляд - и не увидеть там своего отражения, куда он может прокричать - но не услышать эха: там таится бездонная, всепоглощающая глубина, которая граничит с ничто.
   
   А к чему этот кусок я вообще не понял. Где здесь пучины подсознания? У кого?
   
   В общем, видите, сколько вопросов.
 
Арман[ 19.09.2005 ]
   Да, ну и вопросов у вас… хорошо, по порядку:
    «Переживать трагедию – это как? Пережить – значит прочувствовать, или пе-режить, значит пройти мимо и оставить за спиной?»
   
    Переживать – значит, самому пережить, или чужую (дорогого для вас человека) пе-режить как свою собственную, и лучше, когда после вы пойдете дальше…но уже дру-гим.
   
    «То есть мир – это сознание плюс мрачная пучина иррационального, бездонная, всепоглощающая глубина, которая граничит с ничто. Я правильно понял?»
   
    Да, вы правильно поняли, мы даже просто логически можем разделить на то, что доступно нашему сознанию и то, что реально стоит за представлениями, понятиями и т.п. И наше сознание ой как ограничено, не ведает оно путей иррационального. У че-ловека большое самомнение, но достаточно представить человека перед чудом рожде-ния, перед тем, как сами затягиваются раны и т.п. Все само творится как по волшебной палочке. Светила науки со скальпелем благоговеют перед сложность организма… А Ничто… оно лежит в пределе деления (хотя бы умозрительного). Да, знаете такое вы-ражение: «Пути Господни неисповедимы…» Они так всегда и окажутся неисповеди-мыми для человека с его ограниченным сознанием.
   
    «Неправда жизни. Я знаком с фразеологизмом «правда жизни». Употребляется в обозначении действительности, реальности, без каких-либо личных домыслов и пред-положений. Неправда жизни – это отрицание правды жизни. Значит это – недейст-вительное, нереальное, с обязательным наличием домыслов и предположений.»
   
    Вы мыслите как робот. «Робот такой-то не знает такого-то слова…» То, что вы на-зываете личными домыслами есть глубина философии. Вы знаете, что такое правда жизни? А вот я не знаю. Я даже не знаю, что такое истина. И скажу вам по секрету, что существуют целые кафедры, занимающиеся тем, чтобы понять, что такое истина. И меня всегда поражают утверждения филологов и литераторов, которые говорят, что есть такое-то устойчивое выражение, что оно имеет такой смысл и все, баста. Да меня лично мало волнует то, что вот, к примеру, слово «ностальгия» употребляется в связи с Родиной. Я буду писать ностальгия по времени, по прошлому, по чему угодно и мне смысл понятен (и пусть страдаю те, кто нас не понимают). Язык меняется, и меняются смыслы слов. Никто же сейчас не говорит на древне русском. Еще я со смеху валяюсь, когда мне приводят первоначальные значения слов, давно утративших свой изначаль-ный смысл. А многие слова вообще могут подразумевать совершенно разный смысл, пониматься людьми по-разному. Я вам больше скажу, есть совершенно противоречи-вые понятия. Что такое «всемогущество»? Противоречивое в корне. Значит, к примеру, кто-то (всемогущий) может создать камень, который сам поднять не сможет. А не дав-но я вообще чуть со стула не упал, когда один филолог доказывал, что свои басни Эзоп писал, тщательно наблюдая за животными и реально описывая их поведение. Учитесь мылить философски. Если я говорю «золотая Осень», то вы никогда не поймете, какую Осень вижу лично я, это словосочетание имеет под собой бесконечное содержание. Когда вы мне говорите «правда жизни» - реальность. Я могу в ответ спросить: а вы знаете, что такое реальность? А ваше представление о реальности, совпадает ли с тем, что она действительно представляет, а может, и нет никакой реальности, а есть только ваше субъективное представление (субъективный идеализм)? Коммунисты очень лю-били «правду жизни»… резать, рубить и т.п., и где теперь их правда?
    А вот я понимал под неправдой жизни то, что мне кажется не справедливым, то, что подчас гибнут лучшие и молодые. Вот пример, простой солдат убил Архимеда. А ко-гда его спросили, ну как же так, ты же убил великого ученого? На что он ответил, а я и представить не мог, что вот этот простой старик с какими-то фигурами и есть великий Архимед. Не иначе он его представлял вроде Зевса на небесном троне… Считайте, что это мои личные домыслы, а я и не собираюсь все втискивать в какие-то жесткие рамки (до предела разумного), я их раздвигаю и ломаю. С вашим подходом я бы посоветовал Гегеля почитать. Знаете, как я учился его понимать. Сначала я сам придумывал, что же он мог иметь здесь в виду, а затем из дальнейших предположений уточнял свои до-мыслы. То есть, вывод: учитесь мыслить философски, а не как многие филологи одно-значно и грубо (гибкости слова им не хватает). Вот у меня всегда так: что-то мне со-вершенно ясно и укладывается у меня в голове, но у других вызывает непонимание…
   К тому же вы не верно логически строите отрицание: «Правда жизни = обозначение действительности и (подчеркиваю) без каких-либо домыслов». Отрицание такого ут-верждения (математически-логич­ески)­ звучит так: «Либо обозначение не действитель-ного, либо (подчеркиваю) представляет собой домыслы (то есть не обязательно)». Здесь у вас немного хромает логика… «Неправда жизни» в моем (личном) понимании обозначает «невозможность смириться (как мне опять-де кажется, а не с точки зрения Природы) с несправедливым положением вещей». Замечу, что моя точка зрения во многом есть глаза Природы (ой как самонадеянно!).
   
    «Примиряющий силы в море бушующих страстей. Примиряющий - где? - в море, или – во что? – в море. Что хотел сказать автор?»
    Ну если вы так придирчивы к словам: скажите мне, можно ли примерять ни где – (а я имел в виду именно это), а примерять во что? Какая-то глупость. Как можно примерять в море. Можно ли примерять в огонь? Само слово «примерять» противо-речит мощи стихии. Вот в землю примирять можно: закопал живьем - и пусть себе покоится с миром (шучу!). А в море страстей ой сколько противоречий.
   
    Ну да, все же вы поняли правильно (про то, что все же – где - в море бушующих страстей) с неуклонным следованием буквальным и грубым определениям (и кто вам сказал, что ваше понимание фразеологизмов правильно? Учебник?): «Трагедия – это момент нереального(неправды­ жизни), сводящий взаимодействие сил(море бушующих страстей) к балансу(примиряющий)­.­
    Или Трагедия – это момент нереального, подчиняющий(примиряю­щий1)­ взаимодей-ствие(море­)­ бушующих страстей определенным законам(примиряющий2­)».­
   
    Своим тезисом я хотел сказать, перефразирую немножко, к примеру, что послед-нее слово королей – это пушки – насилие. Насилие разрешает непримиримые противо-речия. А является ли насилия для вас «правдой жизни», когда оно будет применено к вам, причем, грубо, и на ваш взгляд необоснованно? Вы можете посчитать это «правдой жизни», ибо это же реально и без всяких домыслов. А коль это «правда жизни», а по вашей логике за правду нужно бороться (или нет?), то и насилие оправ-дано. Вот только с моей «неправдой жизни» оно не кажется оправданным. Весь те-зис мой и заключался в том, что «неправда жизни», когда грубый сапог топчет воз-вышенные растения, когда низменная фашистская идеология обесценивает человече-скую жизнь, низводя ее до куска мяса, и то, что страдают безвинные натуры. Но по вашей букве, это - «неправда жизни» - бессмыслица, для меня же - нет. Но насилие (трагедия) примеряет противоречия, сглаживает их, через накал и напряжение низводит на нет, успокаивает. И в этом суть трагедии и наси-лия - в этом их необходимость бытия (разрешать непримиримые противоречия).
   
    «Я так и не понял, что же чувствовала девушка. Она была:
    1. Печальна, как сама Осень.
    2. Нежна. (нежно, с упоением, перебирала клавиши)
    3. Увлечена процессом. (с упоением, перебирала клавиши)
    4. тонула, скрываясь в облаке печали
    5. тонула в глубине своих чувств
    6. томна (томный вид тающей от горя девушки)
    7. таяла от горя.
    8.высока и чиста в глубине своих страданий (высоту и чистоту глубоких страда-ний)
    9. в возвышенном состоянии (изливающей свое возвышенное состояние в мире зву-ков)
    10. где-то там далеко
    11. подобна Орфею, сидящему средь леса и горестно оплакивающему потерю своей возлюбленной Эвридики.
   
    То есть, она нежна, томна, чувственна, чиста, возвышенна, увлечена. С этим про-блем нет. Проблемы в том, что она одновременно испытывала печаль, грусть и горе. Это три совершенно разные состояния, исключающие друг друга. Они прекрасно пе-ретекают одно в другое под действием как внешних, так и внутренних факторов, но временной промежуток слишком мал, чтобы дать человеку прочувствовать и перей-ти из одного состояния в другое. То есть, три состояния – три музыкальных темы. Пускай, там по несколько аккордов на каждую, но у вас описано мгновение. Не со-стыковка, на мой взгляд. Дальше, после Эвридики время начинает двигаться, и все в порядке».
   
    Ни одно из перечисленных выше описаний не противоречит другим. У вас опять же несоизмеримость, а у меня все соизмеримо. Знаете, когда люди смотрят на меня, то у них возникает столько противоречий, и их представления о жизни, мягко говоря, ломаются. Что ж, я люблю разрушать стереотипы. Томность и нежность, возвышенность и чистота – общие характеристики личности; тогда как печаль или го-ре - временные. По вашей «логике отрицания» (буквальной): в печали девушка – груба, грязна, низменна, и не может быть увлечена своей печалью.
    Я вам скажу, что печаль – одно из наивысших и одухотворенных переживаний, равно и в горе человек может совершенно преображаться. И горе и печаль где-то близки – име-ют пересекающееся множество.
   
    «От печали не страдают».
    «Она печальная сидела… и глаз не села отвести». Лично я в печали страдаю. Стра-дание опять же вы понимаете не тонко. Когда вас ножом резать будут, вот тогда вы только будете страдать? Но есть натуры, которые от одной печальной мысли могут пе-режить мучительное чувство. Или мука не есть страдание?
   
    «А «портрет — творенье мук» - это интересно. Это очень интересно. Или порт-рет вымученный – что вряд ли. Или художник сам испытывал, муки рисуя портрет, и тогда девушка перестает быть просто девушкой, а становится неким таинствен-ным непознанным существом. Только при этом, откуда у нее православная русская душа – не понятно».
   
    Творенье мук – это художника – художник же творит (муки творчества, так сказать).
   
   «Горушка» - ну это у вас такие ассоциации со стариками и т.п. – у меня другие… «Насилу» - так это то, что настолько глубоко, что и невозможно вернуться».
   
    «На меня Осень наводит страшную (вселенскую) печаль». У меня все принимает ги-перформы, если вы еще не заметили, везде я дохожу до крайностей и стремлюсь к этому. Я же описываю собственные переживания.
   
    Да, претензии в первых двух абзацах есть – это вы правильно заметили (и не без основательная).
   
    «Глубину жизни главный герой понял – это правда, это в тексте было (у могил). А мистического ужаса – не пережил. Или пережил, когда душа ему почудилась. Потому и убежал. Нет причинно-следственны­х­ связей. Тезис неверен».
   
    А я где-то сказал, что я здесь, в маленькой литературной зарисовке, раскрою вам все тезисы? Это так, философская прелюдия и, причем, не полная; ибо и так на треть пришлось увеличить допустимый размер. Я бы вам предложил почитать свои (чисто) философские произведения, только, боюсь, что вы в вопросах потонете (смайлик)… А в общем, спа-сибо большое за столь детальный анализ.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта