Произведение |
|
Объем: 75 [ строк ]
|
|
|
|
Поэзия и Музыка |
* * * Дж. Гершвин "Рапсодия в стиле блюз" Полутёмная зала исчерчена струнами света, Тишина, звучащая арфой под взмахом ресниц... На возвращение наложено тяжкое вето, И время течёт, ни тел не касаясь, ни лиц. Обнажённые тени в полупрозрачных мгновениях Упиваются струями ночи в муаровой тьме, И дремлет сознание на обветшалых ступенях Гобеленовых замков в небесно-лазурной тесьме. Мысль не тревожит сонных лощин кулуары, - Это впервые, и знаю, в последний раз, - Стук сердца не смеет спугнуть торжества фанфары: Дебют тишины - "Рапсодия в стиле экстаз"! 14.01.2004 * * * Солисту камерного оркестра Юрия Башмета "Московские Солисты" - Юрию Голубеву и его контрабасу. Поздний час, - порог отвесный, Месяц, любодей известный Вышел нынче прогуляться, Скрипнув дверцею небесной. До утра погасли звуки, Время скорчилось в гримасе; Вдалеке играет ветер Чью-то грусть на контрабасе. В сердце сладко и тревожно, В мыслях тишина курится, Не пытаются сегодня С духом плоть договориться; В этот час со мною только Месяц грешный, да в углу, В ожидании участном Молчаливый мой гуру… 14.07.2002. * * * Касаются клавиш пальцы, Волнуюсь, смыкаются связки, Втиснув душу в стальные пяльцы, Вдеваю сознанье в иглу развязки; По струнам скользят молоточки, А звуки под сердцем режут, Расставив по строчкам точки, Мы знаем, конец неизбежен; Колеблет струна пространство, Пустота - эха след изувечит, И бессердечно слукавит, Кто скажет, что время лечит. 27.12.2001 * * * Пушистый, ласкающий мир За бледной ладонью стекла, Сноп мягкого света бросают На снег фонари; светла И свободна от уз суеты Жемчужная тихая радость, Так хрупко-хрустальны мосты, Изысканно солона сладость… Как нежностью чаша полна, Как звуками сердце томится! Пьяна. Сумасшедши пьяна! Вина не успев напиться. Скольжение рук, движенье ресниц, - Струятся песочные пряди, Любовная нега небесных очей В вечернем пылающем взгляде. Склоняюсь… - танцующий пламень Влюблённой в горенье свечи, Своим обжигаю дыханьем, Уста горячи… Не спеши Моё распознать ты обличье, Мгновенных страстей не лови, Я муза в покрове девичьем - Любовница вечной любви! 24.12.2001 |
|
|
Copyright: Мария Бродская, 2004
Свидетельство о публикации №3819 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.01.2004 14:02 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | У вас уже все есть, чтобы сделать хорошие стихи. Просто над ними еще надо поработать. С уважением, И.Ц. | | Большое спасибо, Игорь. Буду работать. Но уже в написании других стихотворенией. Хуже нет,чем переписывать уже написанные. Обычно, в таких случаях, теряется больше, чем преобретается. С Уважением, Мария. | | Когда Игорь говорит: надо поработать, то лучше поработать, Мария. Результат, обычно, превосходит все ожидания и чувство получаемого удовлетворения - потрясающее. Опробовал на себе. Успехов. Анатолий |
|
| | Больше всех понравился первый. | | Большое спасибо, Ромашка! Мне тоже он очень нравится. С Уважением, Мария. |
|
| | Согласен с Игорем Царевым! Вчитайтесь в строку "Тишина, звучащая арфой под взмахом ресниц". В строку "Гобеленовых замков в небесно-оконной тесьме". Перенасыщено словами, которые мешают создать единый образ. Тишина под взмахом ресниц - я не могу вырисовать картинку, образ, ощущение... Гобеленовые замки - какие? Образ не прорисован, но дан. Небесно-оконная тесьма - опять образ, который не вырисовывается... И так можно идти дальше... Возможно, что мое мнение субъективно и не отражает реалий прочтения другими авторами. Я не претендую на безапелляционность своих суждений, на их неоспоримость, но на мой взгляд, здесь еще нужно поработать! :) Образы должны получаться более выразительными, ощутимыми... Вы согласны, Мария? :) | | Спасибо, Михаил, за внимание. Но, честно говоря, я не согласна. Во-первых, Вы говорите только об одном стихотворении, а здесь их ещё несколько и в них нет такого перенасыщения образного. А во-воторых, разве трудно представить:Тишина, звучащая арфой под взмахом ресниц - тишина звучит так же, как арфа, когда её струны задевает взмах ресниц. Я это явно слышу. А Вы нет? "Гобеленовых замков в небесно-оконной тесьме" - замки, изображённые на гобеленах, которые обрамляют окна, но виден коаешек неба... Я это вижу и слышу. Я сочинила именно такую сказку, именно такую картинку. Разве это не так? Возможно, мне нужно научиться более ясно выражать свои видения и фантазии. Не для того, чтобы Вы с ними солгасились, но для того, чтобы Вы могли хотябы увидить то, что я пытаюсь передать. "Я изображаю не явления мира, а своё впечатление, получаемое от них..." М.Волошин С Уважением, Мария. | | Поговорим о следующих стихотворениях чуть ниже, хорошо? :) Когда я читаю, скажем, "тишина, звучащая арфой под сводами зала" - я могу это уловить. "...под взмахом ресниц..." - мне додуматься сложно. Это тяжеловесный образ. Я как читатель улавливаю его слабо. И, Мария, я говорю свое мнение - Вы можете полностью с ним не соглашаться! Я, конечно, не каждый день хожу смотреть на гобелены, но представить себе, чтобы они были вокруг окна со всех сторон... Или нет... Как получается, чтобы гобелены (замки?) были обрамлены окнами? Это - нестандартная ситуация. Гобелены - это скорее то, что находится в замке, соответствующие мысли и вызывает. В общем, увязать все в одну картину так, чтобы хотя бы гипотетически это увидеть так, как это напиано, я не могу! Второе стихотворение. Какая внутренняя связь у всего стихотворения и двух стихов: Не пытаются сегодня С духом плоть договориться Не совсем улавливаю. Откуда взялся образ "гуру"? Возник из воздуха и не раскрыт... Углу и гуру - не очень хорошая рифма, поэтому мне сложно думать, что Вы это слово вставили для рифмы, но не раскрыли, откуда гуру, что за гуру. Я не хочу разбирать дальше - не к чему! Вопрос в другом: Вам, когда Вы создатете свои образы, имеет смысл задумываться над тем, насколько эти образы выведены. Если Вы все стихотворение пишете жирным шрифтом, а отдельный образ прописываете курсивом, то все становится непонятно. Я понимаю, что у Вас стихи в том же духе псевдоготических стихов; я немало знаю поэтов, которые также увлекаются псевдоготикой. Просто нужно свои собственные образы делать доступными окружающим, расписывать их так, чтобы они читались легко, не приходилось искать, а что же хотел сказать автор. Тяжеловесные образы для Ваших стихов - это неудачно! Тяжеловесные образы хороши для одиннадцатисложников, тринадцатисложников или чего-нибудь в том же духе, причем откровенно философствующих стихов. У Вас этого нет. У вас попадаются кусочки разного настроя в одном стихотворении (то же двустишие, к примеру, которое я упомянул по второму стихотворению). Это тоже нехорошо. Из того же разряда "жирного шрифта" и "курсива". Но это - уже вопросы шлифовки, в таком виде стихотворение может оставаться, просто можно сделать лучше, чтобы сохранялся единый настрой, чтобы читатель чувствовал все от начала и до конца. А потом возник образ гуру... Нужно его раскрыть (или совсем не давать). Понимаете, о чем я говорю, Мария? - Я пытаюсь показать Вам то, что почувствует читатель. Более уверенный в анализе читатель поймет это сразу, менее уверенный почитает-почитает, да и оставит стихи... А ведь мы с Вами стремимся к тому, чтобы читатель читал стихи взахлеб! Не исключаю, что не вполне меня понимаете, но хотелось бы, чтобы у Вас стихи получались лучше и лучше; соглашаюсь с Царевым, что у Вас уже есть все, чтобы этого добиться, только нужно чуть больше работать... :) | | Благодарю Вас, Михаил, за то, что уделяете мне своё время и внимание. И за все Ваши слова тоже. Я понимаю всё, что Вы хотите сказать и признательна Вам за творческую солидарность. Работа, безусловно, предстоит мне немалая. Ну их, эти гобелены, в конце концов... Но вот гуру... Там же написано. что стихотворение это о человеке - музыканте и его инструменте - контрабасе. Он то, контрабас, и есть этот самый молчаливый гуру в углу. А "не пытаются сегодня с духом плоть договориться" - это о том, что голос разума, духа человеческого и голос плоти не всегда звучат в унисон. И "сегодня" они не пытаются вести поединок, кто кого уговорит и чьим желаниям следовать... фух... Надеюсь, я не выгляжу невежливо в Ваших глазах. Ведь я сама пригласила Вас прочитать это произведение и благодарна, что Вы откликнулись. А теперь я пытаюсь объяснить, что я имела ввиду и что хотела сказать в нём... С Уважением, Мария. | | Мария, рад, что у нас взаимопонимание. Знаете, я, видимо, слишком много сталкивался со стихотворениями, кому-то посященными, но не имеющими к человеку никакого отношения. (Посвящение пишется после "***", чтобы было понятно, к какому стихотворению относится.) Я посвящения почти всегда пропускаю мимо ушей... Тем более, что в посвящении не сказано, что Вы считаете этого музыканта своим гуру... Если я не уловил, то уловят точно не все... Ничего страшного, автор естественно отвечает на замечания по его творчеству, приемлит он их или нет. Иногда автор говорит: "Вы ничего не поняли, все не так", но потом по улучшениям в его (ее) творчестве понимаешь, что слова не пропали даром, автор задумался. Может быть, Вы еще станете известной поэтессой и будете говорить: "Да, спасибо Соловьеву, Берковичу и Солнечной Женщине за то, что показывали мне разные взгляды на мое творчество!" :) И я буду расдуваться от гордости... :) | | Ура! Безмерно рада! Нашла грубейшую ошибку! А всего лишь, не то прилагательное! Согласитесь или нет с ней - но то,что я её нашла, это безусловно, серьёзнейший повод сказать Вам спасибо. Мне это стихотворение так нравилось, тем более оно свежее, что я бы не заметила в нём ошибок, по крайней мере пока... Но стала маленько копаться, что это они все такие непонятливые... Опять эти гобелены, что б их! Ну конечно же: в небесно-оконной тесьме - ну какие тут окна с видом неба?! Здесь действительно без "пол-литра" не разберёшся. "В небесно-лазурной тесьме" ! И всё на свои места, т.е. ".... гобеленовых замков в небесно-лазурной тесьме" - на гобеленах изображены замки в обрамлении неба! Мне самой, по крайней мере, теперь всё ясно, даже некоторое удовлетворение ощущается... Спасибо. А вот гуру... Это не он мой "гуру", это стихотворение об этом человеке, о его состоянии, настроении, даже немного характере. Это его контрабас стоит в углу. От его имени, как бы,текст. Я лишь попыталась влезть в его шкуру, увидеть его глазами и ощутить его фибрами. Он здесь себя узнал, а это значит, по-моему, что стихотворение удалось. Но, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Всем не угодишь. В погоне за этим можно потерять себя и своё творчество, свою "индивидуальность". Не знаю, как на счёт поэтессы, - спасибо за Ваши слова, - но вот стать Кем-то очень хочется, а не быть кем-то.. это да, чего и всем желаю. С благодарностью и уважением, надеясь на дальнейшее общение, Мария. | | Действительно,Мария, в небесно-лазурной тесьме - это уже понятнее! :) Всем не угодишь - это точно! Поэтому я не настаиваю на своей точке зрения! :) Стать кем-то может каждый! Для этого нужно немного таланта, немного усердия и много работы над собой! Поэтому вполне возможно, что пройдет какое-то время, и на афишая появится Ваше имя! :) |
|
| | Здравствуйте, Мария. Спасибо за приглашение. Наиболее интересным мне показался первый стих. Он очень образный, даже, на мой взгляд, чересчур. :) Немного смутил "взмах ресниц". Почему-то представились воображению такие огромные, длинные ресницы до подбородка, которыми приходится взмахивать как крыльями. :)) Еще мне кажется, можно для сохранения размера заменять окончания "ие" на "ье", например, в словах "возвращение" и "мгновениях". Но это уже мелочи. :) С искренним уважением. | | Благодарю Вас, Борис, за нанесёный визит и за положительную оценку. Действительно, на счёт окончаний, лично я с Вами согласна, но многие критики думают иначе. Так что я пока не решила,как быть в данной ситуации. Спасибо ещё раз. Заходите, буду рада! С Уважением, Мария. |
|
| | И сердце и талант... | | Благодарю Вас, Семён! Не избалована такими словами... |
|
| | Очень романтично! :) | | Спасибо, Сергей! С Уважением, Мария. |
|
| | Необыкновенно красиво и музыкально! Чувствуется дыхание волшебства! | | Большое спасибо! С Уважением, Мария. |
|
| | Мария, спасибо за приглашение. Хочу сразу оговориться, что я не критик. Я читатель, не более того. Оценку ставлю с точки зрения "понравилось-не очень". Где не понравилось, не ставлю вовсе. Я не силен в теории и воспринимаю только эмоционально. Так, что без обид. Хорошо? В этом цикле понравилось первое, на чистую десятку. Второе, на девять. Остальные 7-8. Среднее - 8,5. По законам арифметики, 9 | | Благодарю Вас, Михаил, за нанесенный визит. Рада, что Вам хоть что-то понравилось. Это уже приятно и ценно. ... только, вот, Вы сказали "девять", а поставили "восемь". С Уважением, Мария. |
|
| AI | [ 03.02.2004 ] |
| Интересно, насколько образы у разных людей разные! Я вот прочитал предыдущие рецензии и очень четко это ощутил. То, что пишет автор, не всегда воспринимается так, как он себе это представляет. И всеми воспринимается по-разному. Например, о "тишине, звучащей арфой под взмахом ресниц". Я себе представил нечто другое: Арфистка, заключительный, сходящий на нет аккорд на этом загадочном инструменте, застывшие руки исполнительницы, опущенный взгляд, взмах ресниц и тишина в зале: зрители под впечатлением пьесы... И потом - шквал аплодисментов. Похоже на тишину перед грозой. :-) Что же касается гобеленовых замков в небесно-лазурной тесьме, мне (лично мне) это тоже показалось странным. Несколько тяжеловесным: замки представились в романском стиле: толстые, серые, неуклюжие... И во весь холст гобелена, а по краю - тонюсенькая голубая полосочка неба... Но это мое личное восприятие. :-) Во втором стихотворении вполне понятен образ "гуру", только мне, почему-то представляется, что в этом слове ударение - на первый слог должно быть, а у вас - на второй. Третье стихотворение, на мой взгляд, безупречно. Так же, как и четвертое. :-) Воообще, Мария, Вас очень приятно читать! | AI | [ 03.02.2004 ] |
| Прошу прощения за нарушенную пунктуацию. :-) | | Благодарю Вас, господин AI, за то, что заглянули. Всегда приятно "видеть" Вас. На счет тяжеловесности некоторых образов Вы наверное правы, но тогда, когда я писала мне все казалось именно таким. И ощущения и восприятия, конечно, у всех разные. Это даже интереснее, когда кто-то видит и слышит иначе, всегда можно узнать что-то новое или попытаться прислушаться более чутко, или присмотреться получше и с другой стороны. Я ведь не притендую на всеобщую солидарность, а лишь выражаю свое мнение, свое впечатление происходящего и окружающего... Не устаю повторять очень значимое для меня выражение Макса Волошина: " Я описываю не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них." Всегда рада Вашему вниманию. С Уважением, Мария. | AI | [ 03.02.2004 ] |
| Совершенно верно, Мария! Абсолютно с вами согласен. :-) Я высказал свое личное мнение и свое личное восприятие. Именно поэтому я поставил Вам 10. |
|
| | У Вас удивительная образность (не тяжеловесная, а насыщенная, что может быть кого-то пугает), мягкая романтичность и сказочность... За это и голосую:)) А с размером и ритмом Вы справитесь, Вам Ваше сердце подскажет... Доверяйте ему! | | Сердечно благодарю, Натали... С Уважением, Мария. |
|
|
|
|