........................................У песен есть счастливая черта, ........................................Они добры и, так или иначе ........................................Ты слыша их, становишься богаче. ........................................В твоих очах - их свет и красота!!! ................................................................Максим Геттуев Вот и подошел к концу конкурс «Признание в любви». Подведены и опубликованы итоги в номинации поэзия, осталось разобраться с песнями, что мы и попробуем сделать в этом обзоре. Итак, на конкурс было представлено 105 песенных текстов. Некоторые авторы представляли два текста в одном файле, в то время как другие – текст каждой песни в отдельном файле. Жюри рассматривало оба варианта, без какой-либо дискриминации. Последние три файла были выложены авторами 13 декабря, т.е. уже после окончания срока определенного положением о конкурсе, и, поэтому не рассматривались жюри. К сожалению, сравнительно мало было звуковых файлов (всего 12 от 9-ти авторов) Поэтому получился скорее не конкурс песни, а конкурс текстов песен, что, впрочем, вполне вписывается в специфику нашего портала. Начну, все же, с «настоящих» песен, т.е. произведений представленных звуковыми файлами. Несмотря на их не многочисленность, тут наблюдается заметное разнообразное жанров, стилей и аранжировок. Тут и а капелла «Я пойду за тобой на край света» Н.А.Малининой, и авторская песня под простое гитарное сопровождение, и эстрадные аранжировки (компьютерные или с живыми исполнителями), и исполнение песен Толстого-Американца под изящный аккомпанемент камерного ансамбля. К сожалению, не все записи сделаны достаточно качественно, в чем, впрочем, не рискну упрекать авторов, понимая, что не у каждого есть соответствующая возможность. Тем не менее, технически плохая запись очень сильно портит впечатление от песни. Из представленных песен хочется особо выделить следующие. Инна Мень (музыка и исполнение Сергея Воробьева) «Поздней любви листопад». Прекрасный текст, красивая мелодия, хорошо аранжированная в эстрадном стиле, неплохое исполнение. Еще одна композиция в эстрадном стиле – очень красивая «Колыбельная возлюбленному» (в текстовом варианте «Колыбельная возлюбленной») на стихи Владимира Гочуа – представлена в исполнении группы «Середина неба». Не менее интересен романс «Очаруй меня! Расколдуй» Евгения Бунина (музыка и исполнение Сергея Ковалева). Здесь, кроме текста и мелодии, обращают на себя внимание богатая оркестровая аранжировка и хороший вокал. В жанре авторской песни я бы выделил два произведения: «Так хочется забыть» Олега Петухова и «Что сказать тебе…» Наталии Аршанской. Однако более всего мне понравились «Лисица» и «Нимфа горной реки» Толстого-Американца. Честно говоря, я неравнодушен к самому стилю, в котором сделаны эти произведения – нечто среднее между авторской песней и камерной музыкой. Из «великих» (или, по крайней мере, известных) к этому стилю тяготеет Сергей Никитин. Характерным для него являются использование очень качественных стихотворных текстов и исполнение под аккомпанемент гитары и еще одного – двух классических музыкальных инструментов (чем определяется камерное звучание). Песни Толстого-Американца звучат под благородное и изящное сопровождение камерного ансамбля (две гитары, скрипка и даже - виброфон!). Кроме стиля и аранжировки, здесь нельзя не отметить красивую мелодическую основу и великолепное исполнение. Некоторые сомнения в жюри вызвало соответствие текста «Лисицы» теме конкурса. Автор использовал сюжет о приручении Лиса из «Маленького принца» де Сент-Экзюпери. Часто его трактуют в широком философском смысле, однако известно, что в отношениях Маленький Принц – Роза и Маленький Принц – Лис Экзюпери изобразил прежде всего свои непростые взаимоотношения с женой (для которой, собственно, в первую очередь и была написана эта книга, хотя посвятил он ее другому человеку). На этом, пожалуй, закончим с собственно песнями и перейдем к основному предмету конкурса – песенным текстам. Здесь я тоже ограничусь только лидерами (по средним оценкам жюри), чтобы – не могу удержаться от каламбура - обзор остался обозримым. Илана Вайсман «Только ты». Название вызывает ложную ассоциацию - «Only you» Элвиса Пресли здесь не при чем. «Принесёт в золотом подоле Осень мыслей цветных лоскуты… В небесах и на грешной земле Только ты, только ты, только ты» - Здесь есть все, что характерно для этого автора - и мягкая лирическая интонация, и практически безупречный стиль, и великолепное плавное звучание стиха. На конкурс было представлено некоторое количество «пограничных» текстов, которые вызвали напряженные споры в жюри по поводу их соответствия теме. В частности, отличные тексты Марка Луцкого, которым одни члены жюри сразу поставили высокие оценки, другие сначала сочли не вполне соответствующими теме. «Ты для меня, как свет в окне, Лучом во тьме сияешь зримо. Не думай плохо обо мне, Ведь это непереносимо» («Не думай плохо обо мне») В первых двух строчках, кажется, звучит признание, но следующие строки определяют главную тему, скорее, как сожаление о не забытой и не прощенной вине лирического героя. Дальнейшее обсуждение привело к «снятию подозрений в неформатности» с произведений Марка Луцкого. Два текста Марины Мануйловой привлекли наше внимание. Это «Увези меня» и «Романс принца» (романс из спектакля Золушка). Мне, лично, особенно понравился второй: «С замирающим сердцем, не смея коснуться, Я стою перед Вами, возможно, смешон. И боюсь, что я сплю, и боюсь я проснуться: Вдруг, растаете Вы, словно утренний сон? Это сон, это сон, это сон...» «Триста семьдесят лун» Семена Венцимерова это эмоциональная и несколько грустная песня о давней юношеской любви, которая остается в памяти и в душе на всю жизнь, которая и через много лет вспоминается, не как что-то давно ушедшее, а как живое, важное, волнующее: «В облаках журавли промелькнули, курлыча... Так вовеки им вдаль улетать... А у каждого Данте есть своя Беатриче -- И тебя мне всю жизнь вспоминать.» «Услышь меня, тихи мои мечты (1-ая песня Весны)» - песенный текст Богдановой Т.В. – тематически перекликается с «Триста семьдесят лун». Это тоже о старой любви, о разлуке, нежно и чуть грустно: «Милые Твои глаза, улыбка и слова. Белая – Покрылась снежной пылью голова. Но звуки голоса всё так же молоды. Седые волосы, но сердцем – юный ты.» Но тут не просто признание в далекое-близкое прошлое, тут еще и призыв, и надежда, и томление: «Ласково Я обниму тебя, мой старый друг. Разве ты Не хочешь больше стать счастливым вдруг? Мои мечты – о них не смею рассказать… Не знаешь ты… И это – вечная печать…» Если во многих произведениях приходится угадывать признания в любви на фоне внутреннего монолога лирического героя, то «Возьми мое сердце» и «Я люблю тебя» (Эльф) - это признания в буквальном (если хотите, классическом) смысле. "Я люблю тебя молчаливую, Говорящую так, как кажется. Я люблю тебя несчастливую, Если счастье мной не окажется." Стихотворный текст очень добротный, мне особо импонирует точное соответствие теме и духу конкурса. Очень эмоционален и красив текст, представленный Аллой Рыженко – «Я жду тебя». Пейзаж поздней осени и внутреннее состояние лирической героини, как два зеркала отражают друг друга, создавая ощущение бесконечного напряженного ожидания на грани нервного срыва: "Дождем свои не разбавляю слезы, Лучом заката их не вытираю. Я просто жду и плачу безголосо. Бредовая, бедовая, блажная… " Многократным повторением (с вариациями) «Бредовая, бедовая, блажная…» и «я жду тебя» автор значительно усиливает это ощущение. Любовь в поэзии (в том числе песенной) – самая банальная тема и, потому опасная. Слишком легко сварганить что-то более-менее прилично рифмованное из стандартных, затасканных штампов (чем и пробавляется массовая песенная культура). И в нашем конкурсе далеко не все участники избежали этой опасности. Однако каждый переживает любовь заново и по-своему и, как нет двух одинаковых людей в мире, так и выражения чувств должны быть каждый раз свежи и оригинальны. Эта мысль точно и кратко выражена автором под псевдонимом Ольга («Нелепо») «Об этом написано много, Замято, забито, забыто… И только во мне это слово Как новая тайна открыто.» Спасибо, Ольга, за это нужное нам всем напоминание! «Московский двор» того же автора это опять воспоминание о первой любви, объяснение в прошлое, ностальгия: "Саша, Сашка, Санечка, Ты таким останешься: Помнят мои губы до сих пор Как “Чистые пруды” мы пели на два голоса, Эхом вторил нам московский двор." Текст покоряет нежным лирическим настроением, светлой грустью. Честно скажу: я не понял названия «Зарисовки моих «без тебя» ( автор Svetlyachok), но текст понравился всем членам жюри. Я не исключение. Четкое выражение мысли, тут не только, не главное, но, пожалуй, и лишнее. Главное – передать нервное состояние «растрепанных чувств», когда трудно собраться с мыслями, сосредоточиться, успокоиться. Это автору, несомненно, удалось. В тексте обилие многоточий – оборванных, «не додуманнх», «не довыраженных» мыслей. "Я давно бы могла... в одночасье дотла... «Не жива, не мертва... в два крыла - Купола... ты, Любовь, меня так берегла... Я могла бы... да нет... не могла... ...Зарисовки моих «без тебя»..." «Леди Осень» Дмитрия Юрта - очень красивый песенный текст. Здесь фоном, задающим эмоциональную окраску, служит тот же осенний пейзаж, что и в «Я тебя жду» Аллы Рыженко, однако настроение совсем другое – тихая радость и спокойная вера. «В синих лужах на асфальте отраженье птичьих стай Где-то в вышине. Не найти ни где на карте им такой осенний рай, Как в твоём окне. Дарит песню ветер-скрипка, тихо-тихо теребя Струны-провода. Леди Осени улыбка точно знаю у тебя На губах всегда.» «Белой метелью» Галины Лапаевой – песня о разлуке и о любви, которая продолжает жить, несмотря ни на что, превращаясь в мучительное и болезненное, но сладкое воспоминание. «Время стрелкой по кругу – не слышим бег. Мы живём друг без друга целый век. Ах, зачем в холода нам снится опять весна? Знаешь, я тебя не люблю, я просто тобой больна…» «Не грусти, все пройдет» (автор Ермак) – здесь опять разлука, точнее прощание - «Не грусти, все пройдет, Как проходит, наверно, В этом мире большом И любовь и печаль. Все пройдет, словно дым, Но я счастлив безмерно, Тем, что помню, как был Я любимым твоим.» - прощание, в котором и нежная печаль и благодарность за любовь, и счастье, которое теперь (увы!) уже только воспоминание.. Владимир Безладнов «Я приду к тебе все равно» - текст напряженный минорный с надрывом Наша жизнь – бесконечный стресс, И, усилий тщету понимая, Сколько лет ты меня поднимала На Голгофу свою, как пожизненный крест! Часто вижу в кошмарном бреду, Как – в терновом венце, босая – Не осилив, свой крест по дороге бросаешь. Не бросай! Всё равно приду. Есть и такая грань в том, что мы зовем любовью. Она может быть «пожизненным крестом», который человек несет, не смотря ни на что, с четким сознанием, что иначе просто нельзя, иначе возьмешь на душу смертный грех и неизбывную печаль… Два текста Веры Трифановой («Ты ушел» и «Возьмите сердце») – теплые и нежные. Их плавное музыкальное звучание и интонация мне показались «очень песенными»: «Но однажды любовь за собой позвала, И земля мне тропинкой под ноги легла, И припала к ногам, и велела идти. Не бывает преград у любви на пути» Жаль, что нет звукового файл. Ведь, судя по ссылке на автора музыки (Евг. Гранд), существуют и песни на эти тексты. «Я видел в полной тишине» текст автора под псевдонимом Странник «Я видел – в полной тишине Звезда упала. Прощай навек – сегодня мне Любовь сказала. На тёмном небе белый след Летящей искры, Она сказала – милый, нет! Легко и быстро.» Образом для гибели любви и надежды служит падающая звезда. Красивое стихотворение, легкий изящный слог, а настроение какое-то печально-филосовское. Текст «Я ухожу и слез, мой друг, не надо» (Aliss_) показался мне великолепной стилизацией под классический романс (к которому я тоже неравнодушен) «Я ухожу и слез, мой друг, не надо. Я лишь хочу сказать в последний раз слова: «Тебя любила я, ты был моя отрада. Теперь огонь остыл, в душе одна зола» Тут и лексика «высокого стиля», и ритмика, и образы характерные для романса. Вообще, романс очень опасный жанр (в текстовом смысле, прежде всего). Очень уж легко перейти едва уловимую грань и вместо упомянутого «высокого стиля» впасть в слюняво-слезливую пошлость. Тем приятнее, когда автор, избегая этой беды, демонстрирует не только владение техникой стихосложения, но и отменный вкус. И, наконец, «В любимых глазах растворясь без следа» Людмилы Ливневой. Фоном в этом стихотворении служит очень хорошо прорисованный пейзаж старого ночного города. Тут и струящаяся река, и «госпожа Тишина», и «Старинных соборов готический плен». Кажется, это Рига? Возможно - не угадал, но память подбросила образ именно этого когда-то хорошо знакомого и любимого города. Ну, а главное тут, конечно любовь, боль разлуки, печаль, надежда: «В любимых глазах растворясь без следа, Я буду искать свет померкших столетий И плакать навзрыд буду только тогда, Когда ты ответишь, когда ты ответишь» Вот на этом я должен остановиться. Очень бы хотелось, чтобы на меня в результате не обиделись неупомянутые. В выборке текстов практически нет моего произвола, тут только произведения, получившие максимальные баллы (8,0 и более) по совокупному мнению членов жюри. И, наконец, имена победителей в номинации ПЕСНЯ: песня с музыкальным файлом: 1 место и Диплом Лауреата - Владимир Гочуа 2 место и Диплом Призера - Олег Петухов 3 место и Диплом Призера - Евгений Бунин песенный текст: 1 место и Диплом Лауреата - Семен Венцимеров 2 место и Диплом Призера - Илана Вайсма, 3 место и Диплом Призера - Марина Мануйлова, Людмила Ливнева Грамотами за участие в конкурсе “ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ” в номинации "песня"награждаются: Ермак Странник Дмитрий Юрт Алла Ольга Огромное спасибо всем участникам за активность, за то, что конкурс получился большой и интересный! От имени и по поручению Александра Пелипенко, Нинель Лоу, Лёки Соколовой, Игоря Кита, Ильи Славицкого, Сергея Куликова Искренне Ваш Алексей Хазар |