Произведение |
|
Объем: 5667 [ символов ]
|
|
|
|
ГОРЬКИЙ ЗАПАХ ОСЕННЕГО ЛЕСА |
ГОРЬКИЙ ЗАПАХ ОСЕННЕГО ЛЕСА Рассказ. 1. Они встретились в кафе, выпили по чашке кофе, и он вызвал такси. В подъезде он хотел пропустить её, но она не любила подниматься впереди мужчины и поэтому пошла за ним. Он шёл всего на пару ступеней впереди, но ступени были такими высокими, что его рука, выглядывающая из рукава тёмного плаща, была прямо перед её лицом. Не успев осознать, что делает, она взялась за эту руку, как берутся дети. Он на миг замедлил движение и, как ей показалось, оглянулся. Но она не подняла глаз. Он очень крепко сжал её ладонь. На третьем этаже, не отпуская руки, он открыл массивную дверь, вошёл и провёл её внутрь. В прихожей было сумрачно. Ей хотелось поцеловаться с ним прямо здесь и прямо сейчас. Ей хотелось поскорей узнать его губы. Он принял её плащ, снял свой. В большой гостиной было удивительно уютно. Низкий диван, низкие кресла, низкий столик, низкие стеллажи. Отсутствие свисающей из центра потолка люстры – взамен неё в нужных местах располагались несколько бра и торшер - только подчёркивало приземистость обстановки и располагало к комфортному отдыху. На стеклянном столе стояла в стеклянной вазе розово-жёлтая розочка с такими свежими зелёными листьями, что казалась только-только срезанной с летнего куста. Рядом – бутылка коньяка, две коньячных рюмки, перевёрнутые кверху дном на салфетке, прозрачная миска с виноградом и мандаринами и коробка конфет. Он предложил ей сесть. - Покажи мне свой дом. – Сказала она. Она сказала «дом», потому что это был именно дом. Многие живут в «квартирах», но это был дом. В нём витал дух жизни, работы, интересов хозяина – его душа, одним словом. В «квартирах» же обычно всё стандартно, как в казармах, в них только спят и едят в перерывах между хождением на службу. Он снова хотел пропустить её вперёд, но спохватился и пошёл первым. Она взяла его за руку, как на лестнице. Он опять очень крепко сжал её ладонь. Из гостиной он повернул в коридор налево. Через несколько шагов этот коридор расходился в две противоположные стороны. В одном конце было две двери, в другом, напротив – одна. - Здесь ванная. – Сказал он и, щёлкнув выключателем, распахнул дверь. – А здесь уборная. – Он распахнул другую, повернулся к ней и улыбнулся. Улыбка у него была застенчивая. Она, собственно, только такую его улыбку и знала. Оба помещения казались очень просторными, потому что отделаны были в светлых тонах. Хотя они и были просторными – гораздо просторнее, чем в современных квартирах. В другом тупичке была раздвижная дверь из матового стекла, она вела на кухню – большую кухню с двумя окнами. В них почти упирались ветки клёна - в том самом своём «колдовском» разноцветии, о котором спел поэт, и понять которое можно, только глядя на клёны ранней осенью. - Я приготовил обед. Хочешь поесть? - Потом. – Сказала она, и оба поняли, что означает это «потом». Из кухни он повёл её назад, в гостиную. - Ну, здесь мы уже побывали. – Сказал он и снова улыбнулся. В противоположной от кухни стороне располагались такие же два тупичка с двумя дверями. - Здесь я работаю. – Они вошли в кабинет, дверь которого тоже была раздвижной, и тоже из матового стекла. Стол с компьютером, стеллажи с книгами, кресло – низкое и мягкое, как в гостиной – рядом с маленьким столиком. На нём чистая пепельница и пачка сигарет с зажигалкой. Напротив была спальня. - А здесь я сплю. – Опять его улыбка, обращённая к ней. Стеллажи с книгами и журналами по всему дому – спальня не явилась исключением. Низкая широкая тахта, застеленная тёмно-зелёным бельём с топорщащимися – ещё не смятыми – складками и откинутым углом одеяла. Рядом с постелью столик с будильником, блокнотом и ручкой. И, опять же, чистая пепельница с пачкой сигарет и зажигалкой. Глядя на постель, она почувствовала, как на миг сжалась его рука, и без того крепко державшая её руку. Это было непроизвольное, конвульсивное движение – реакция на мысль, мелькнувшую у обоих. Даже не мысль... Сейчас они были как два сообщающихся сосуда, содержимое которых циркулировало из одного в другой через их прижатые ладони – если в одном сосуде поднималось давление, это сразу же сказывалось на втором. Они вернулись в гостиную. Он подвёл её к креслам и отпустил руку. Она села спиной к окну – это был осознанный выбор, продиктованный соображениями женщины, уже вступившей в осеннюю фазу жизни. - Какую музыку поставить? – Спросил он. - Твою любимую. – Сказала она. - Я люблю разную музыку... Он обошёл кресло, вставил диск. Зазвучал её любимый древний альбом Алана Парсона. Откуда он знает? – подумала она. От Андрея?.. А что, Андрей его в мои вкусы посвящает?.. Они молча пригубили коньяк. Он откупорил два мандарина и один протянул ей. Она принялась отрывать по дольке, изредка смешивая вкус солнечного плода со вкусом самого солнца. - Я не забыла сказать, что мне очень понравилась твоя книга? – Сказала она и улыбнулась. - А я не забыл поблагодарить тебя за это? - Он тоже улыбнулся. - М-м-м... Не помню, не помню. – Сказала она. Она провоцировала его. Не будь между ними такой большой разницы, она и не подумала бы заводить подобную игру. Она знала цену себе как женщине, и шла вперёд, не дожидаясь чьих-либо сигналов. Но с ним она побоялась оказаться смешной – а вдруг ей всё только показалось?.. Он поднялся и подошёл к ней. Она почувствовала его волнение – словно сгустившийся воздух, оно придавило её. Нет, ничего ей не показалось... Она поднялась ему навстречу. - Спасибо за тёплые слова. – И он взял в ладони её лицо. Вот они – его губы, его руки... Вот он. ... Полный текст публикуется в сборнике Ю.Добровольской «Горький запах осеннего леса», издательство Центрполиграф, Москва. |
|
|
Copyright: Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская),
Свидетельство о публикации №36062 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | У меня, как у сочинителя, пишущего "выверенно" (по выражению одной Интернет-писательницы), маниакально пытающегося избегать повторений одних и тех же слов, бесконечные "он" - "она" - в первой части не могли не возбудить желания резко оборвать чтение и обратить свои "взыскательные очи" на произведения другого автора. Но не обратил. Затянули - сначала стиль: четкость ритма, скупость в описаниях (соответствующая содержанию), эмоциональная отстраненность рассказчика, который не судит, не пускается в неуместные рассуждения. а хладнокровно повествует, - затем - сюжет, интрига, тривиальное действо в нестандартном исполнении. После заключительной сцены 1-й части я был уверен, что Андрей тоже "нечист", что и у него есть роман на стороне, скорее всего - с Терезой, и потому я совершенно логично предположил, что, возможно, ("возможно" - я допускал сомнения, т. к. уже уважал автора) именно с любовницей муж героини катит по проселочной дороге. Но я ошибся - не с любовницей. И я оказался прав - "нечист", с Терезой. Автор талантливо, сознательно поиграл со мной, читателем. Вел-вел прямо, намекнул на поворот (даже указатель поставил - Терезу), подвел к повороту... но опять - прямо, прямо и только у самого порога, когда я, читатель, уже почти поверил, что остался без сладкого, что пришел именно туда, куда должен был прийти, но куда прийти не хотелось - резкий поворот. Догадки подтвердились, но в каком неожиданном месте! И вновь автор остался верен заранее избранной манере повествования - скупая, лаконичная развязка. Героиня пала. Возможно, стоило усилить это "падение". На мой взгляд было бы острее, глубже, "поучительнее", если бы "измена" Романа выразилась не в сообщении по электронной почте, а в разговоре с какой-нибудь молоденькой хохотуньей. Мол, эта "старушка" возомнила, что... А мне, на самом деле, от нее только и нужно было... Но это, наверное, уже другая сказка. Вполне допускаю, что автором, с потрясающим именем Джули Доброво (сразу же вспоминается чеховская Анюта Благово), ставились совсем иные задачи. Рад, что наконец-то прикоснулся к "настоящему". А то - всё не то, всё не те... | | Честное слово - восхищена... Прекрасное владение словом, людской психологией, интрига, необходимая читателю, чтобы увлечься произведением и запомнить. Блестяще! Только вот женщину жалко... :-( Правда, жалко, такое двойное предательство, но по заслугам... | | Смысл рассказа – «За двумя (тремя) зайцами погонишься ни одного не поймаешь»! Немолодая замужняя женщина имела роман с очень молодым человеком, судя по намёкам автора рассказа – не первый. В результате, муж ушёл к подруге, молодой любовник женился на другой, героиня осталась одна. Скорей всего - ненадолго. Сюжет интересный. Интригующий финал. Читается легко. Любопытны рассужения автора об отличии дома от квартиры – «…это был именно дом. Многие живут в «квартирах», но это был дом. В нём витал дух жизни, работы, интересов хозяина – его душа, одним словом. В «квартирах» же обычно всё стандартно, как в казармах, в них только спят и едят в перерывах между хождением на службу». «Крепкий секс, приправленный утончённой чувственностью, в которой они были на равных» – очень хорошо! Но рассказ нуждается в основательной доработке. «Техническое» исполнение рождает множество вопросов. Итак.- После кафе влюблённые отправились в гости к молодому человеку домой. И началось подробное описание архитектурного лабиринта (помещений) дома, (отделка, количество окон-дверей в каждом помещении), которое никак не помогает раскрытию темы, раскрытию характера героя, наоборот, путает читателя, вызывает недоумение. Зачем так подробно? Налицо тяга автора к точности. Понятно желание охватить как можно больше подробностей, но… Конечно, очень часто в рассказе не обойтись без точных определений, раскрывающих тему, но, когда этих определений переизбыток, они занозой лезут в глаза, мешая восприятию. В этом рассказе числительных (количественных, составных, качественных, порядковых и пр) явный перебор. Подавляющее большинство их бесполезным грузом отягощают рассказ, никак не влияя на раскрытие темы. Кроме того – повторы, повторы...- «он НИ РАЗУ», «а «НИ РАЗУ не возникло чувства», «ОДИН даёт мне всё то», «в ОДНОМ сосуде….», «и ОДИН протянул ей», «В ОДНОМ конце», «напротив – ОДНА», «ОДНИМ ЕДИНСТВЕННЫМ сердцем», «пошёл ПЕРВЫМ», «его ПЕРВОЙ книги», «как в ПЕРВЫЙ», «во-ПЕРВЫХ» «в ПЕРВЫЕ годы», «ДВА мандарина», «в ДВЕ ….стороны», «ДВА тупичка с ДВУМЯ дверями», «было ДВЕ двери», «ДВЕ коньячных рюмки», «нарочито ДВУсмысленное», «поездку: ВДВОЁМ», «они приехали ВДВОЁМ», «кухню с ДВУМЯ окнами», «едва ли больше ДВУХ раз», «с ДВУХ сторон подступал лес», «сказывалось на ВТОРОМ», «ты уже ВТОРОЙ РАЗ», «а во-ВТОРЫХ», «во ВТОРОМ часу ночи» «на ПАРУ ступеней» «Через ПАРУ дней», «ОБА помещения казались», «ОБА поняли», «мелькнувшую у ОБОИХ» «На ТРЕТЬЕМ этаже», «ТРИ минуты на несколько слов» «после ТРЁХ недель», «на ПЯТОМ году», «ШЕСТЬ соток земли», «через СЕМЬ минут ей предстояло», «Около ДЕСЯТИ она сказала», «Свободна после 13», «ещё ДВАДЦАТЬ ДВЕ минуты» , «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ... ДВАДЦАТЬ СЕМЬ или…», «приуроченной к ПЯТИДЕСЯТИПЯТИЛЕТИЮ» , «ПОПОЛАМ с мольбой», « МИНУТА В МИНУТУ?», «ЧАС с небольшим», «на ПОЛТОРА часа раньше», «БЕЗ ГОДУ НЕДЕЛЮ, «около ГОДА тому назад» «ДРУГИЕ вместе взятые», «Он распахнул ДРУГУЮ, повернулся к ней…», «появится ДРУГОЕ», «в ДРУГОМ, напротив», «В ДРУГОМ тупичке была раздвижная дверь из матового стекла, она вела на кухню…… располагались такие же ДВА тупичка с ДВУМЯ дверями».- –Кому интересны эти архитектурные подробности? Кому интересно изобилие цифр (чисел и времени). КАК здесь они характеризуют героев? «Около ДЕСЯТИ она сказала, закончила книгу во ВТОРОМ часу ночи» - Ни минутой раньше или позже? Разве ЭТО ВАЖНО? КАК именно ЭТО время влияет на раскрытие темы? «он вместо меня МОНОГАМНЫЙ», «он МОНОГАМНЫЙ, я ПОЛИГАМНАЯ, я ПОЛИГЛОТКА, а он... он дальше русского ни шагу» - Ну а это зачем? Местоимения (ОНИ, ОН, ЕГО, ЕЁ… в вариациях), «СКАЗАЛ-СКАЗАЛА», «БЫЛИ- НЕ БЫЛИ» - почти в каждом предложении обильно рассыпаны по всему тексту. Для примера хотя бы – «Улыбка у него БЫЛА застенчивая. … Оба помещения казались очень просторными, потому что отделаны БЫЛИ в светлых тонах. Хотя они и БЫЛИ просторными – гораздо просторнее, чем в современных квартирах.» И так далее… Не годятся повторы, тавтологии – «Он очень крепко сЖАЛ её ЛАДОНЬ», «Он опять очень крепко сЖАЛ её ЛАДОНЬ», «приЖАТые ЛАДОНИ», «снова сЖАЛ её ЛАДОНЬ», «взял В ЛАДОНИ её лицо». «отпустил РУКУ», «что ЕГО РУКА», «Она взяла ЕГО за РУКУ», «взялась за эту РУКУ», «Она коснулась ЕГО щеки РУКОЙ», «не отпуская РУКИ», «ЕГО РУКА, и без того крепко дерЖАВшая ЕЁ РУКУ», «Вот они –… ЕГО РУКИ... ощущала тепло ЕГО РУКИ, пожимающей ЕЁ РУКУ» «Ей не хотелось, ЧТОБЫ он думал, ЧТО его отвергают, ЧТО им пренебрегают. Тем более ЧТО это было вовсе не так» – «ЧТОБЫ, ЧТО, ЧТО, ЧТО …» - многовато подряд-то «побоялась оКАЗАться смешной – а вдруг ей всё только поКАЗАлось?..» - «боролась с неодолимым ВЛЕЧЕНИЕМ к нему. Её ВЛЕКЛО» «РЕШЕНО! Всех оставляем на своих местах до лета! и РЕШИЛА вернуться» - Она же уже сказала – «РЕШЕНО» - зачем повтор?. «Он ОТКУПОРИЛ два мандарина и один протянул ей» - Я предполагала, что откупоривают бутылки. Коньяк, к примеру… «Она принялась отрывать по дольке, ИЗРЕДКА СМЕШИВАЯ ВКУС солнечного ПЛОДА со ВКУСОМ САМОГО СОЛНЦА» - Красиво, но… КАК это практически она делала? А не изредка смешивать тоже можно? – Что-то мне это не понятно. Официозно, как в учебнике физики - «Сейчас они были как два сообщающихся сосуда, содержимое которых циркулировало из одного в другой через их прижатые ладони – если в одном сосуде поднималось давление, это сразу же сказывалось на втором». «Это было непроизвольное, конвульсивное движение – реакция на мысль, мелькнувшую у обоих». – Всё это любопытно, но… зачем так сложно-то? Живой рассказ ведь. «тщательно скрываемое смятение. И она уловила это смятение» – Значит, не так тщательно скрывал. По смыслу правильнее сказать – «ПЛОХО» скрываемое смятение. «У меня завтра протокольное мероприятие» - Нет живости! Вряд ли после близости, героиня сказала бы возлюбленному так канцелярно-официально. Не живо, не роботы же... «ЭСКАПАДА немолодой дамы» – заумные словечки, зачем? Убей – не знаю, что оно значит! «подтянутой самым целебным и действенным массажЁм» – пишется «Е» «Постепенно к столь нестандартному использованию земли и времени соседи попривыкли и перестали бросать камни - и БУКВАЛЬНО и фигурально - в их огород.» - А зачем соседям кидать к ним в огород камни? У соседей полезных деревенских хлопот – полон рот (пахать-сеять, коз, коров доить, скотину кормить). Некогда им, деревенским-то, стоять у огорода да камни кидать. Юлечка, над рассказом надо ещё много работать. Таково моё мнение. С уважением - Тамара | | Как хорошо, что находятся такие самоотверженные критики... даже, точней - учителя! Столько времени потратить на совершенно безнадёжный рассказ!... Ну совершенно безнадёжный - ведь если убрать всё то, что советует убрать ТМ, то ничего ж не останется! Кроме пошлой истории о старой бабе, получившей по заслугам. Тамарочка, cпасибо Вам! Буду работать! Много буду работать! С любовью - Юля. |
|
| | Строгие и требовательные у тебя, Юл, читатели. Если доберутся до меня с неумолимым скальпелем - отравлюсь сразу же и оставлю объяснительную на всех литпорталах: "В моей смерти прошу винить ТМ" :). Или повешу рядом с каждым рассказом его же переделанную версию "Под редакцией ТМ". Юл, а может это просто стеб? Не может же всерьёз взрослый человек воспринимать этот рассказ - где все так тонко и переливчато - как объект для стилистического препарирования? Не сочинение же это школьное, право слово! А если не стеб??? Нет, Юл, комиксы писать-рисовать ты не годишься, читатель тобой не-до-во-лен!:) Такой Автор года читателю не нужен, а читатель (как покупатель) всегда прав! Читатель -см. начало рецензии - понял ваще-то что это ты про заек... | | Не первый раз читаю , не первый раз перечитываю этот роман , - прекрасный язык , прекрасная высоклассная проза . Недостатки ? Наверное , есть ... Но я и не заметил их , если правду говорить , увлёкся чтением и ... Ничего не хочется говорить , тем более , выискивать блох в этой , индивидуально прожитой жизни , поданный с таким мастерством ... | | Всем-всем-всем!!! Спасибо за такие разные - но такие искренние - мнения! Это всё, что у меня есть ответить! Мой язык оставляю за собой. Если кого коробит - не насилуйте себя, идите дальше, ищите СВОЁ, его есть у нас! За опечатки, грамматику и проч. всегда благодарна. Но объяснять, почему тут такое слово, а не иное - всё равно, что оправдываться за цвет глаз, волос, или рост... С любовью - Ю. | | Так ей, бабище алчной. А слабо - вообще не изменять? Принять все соблазны нашего общества и не изменять? Хорошо читается, не оторваться. Запомнилось: "чувственность, в которой они были на равных - здесь возраст не играет роли: или это есть или этого нет". Цепляет за что-то... глубинное:) | | Спасибо, Наталья! А вот вопрос "измены" - отдельная тема... |
|
| | Терезу просчитал, что опровергает известное положение из О. Генри "Господь сотворил так, что одна женщина не будет загадкой для другой, и что это будет компенсироваться тем, что женщина станет непроницаемой загадкой для мужчины". (Цитирую по памяти, поэтому возможны неточности и завирания :). В основе, конечно же, библейское - "Мне отмщение, и аз воздам". Позабавила реца Тамары Москалёвой. Неужели она математик по образованию? Или нумеролог в душе? :) Интересно откликнулась и Лара Галль :) Как странно - я до неё добирался, и она пока жива :) На мой взгляд, написано мягко, как-то по женски пастельно. Думаю, что имеет право на существование, и вряд ли стоит так уж тщательно препарировать. Перечитал ещё раз. Какой-то кинематографический взгляд прослеживается - остаётся зрительное ощущение, причём не только прочитанного, но и увиденного. Думаю, что из этого могла бы получиться неплохая ВГИКовская курсовая или диплом - короткометражка - не знаю, снимают ли их сейчас. Удач Вам и успехов :) | | Да, конечно, вещь написана таким образом, что оставляет свободу для трактовки режиссёра, а это - признак драматургического произведения. | | Спасибо, Сергей! Особенно за "кинематографический ряд"! Это у меня неистребимое - до сих пор мечтаю о кино (писать или снимать в той или иной ипостаси), все свои вещи ВИЖУ и записываю как фильм, который смотрю. Значит, всё-таки что-то чувствуется... Рецка Тамары - полный восторг. Хотела даже по-доброму обыграть, но времени нет. Не лень будет - гляньте в "Бриллиантовой попке", там тоже подобный разбор полётов ею же. На "попку" я всё-таки написала самопародию, но не вывешиваю... Насчёт "по-женски"... ну а как оно ещё может быть написано?! Если пишется женщиной! А Вы имеете отношение к синема? :) | | К синема отношения не имею. На телевидении пару раз снимался - как писатель-сатирик. Выступал на радио какое-то кол-во раз - даже р-з об этом написал. Удач и успехов! |
|
| | Любая чаша терпения когда-нибудь переполняется... Вот и Андрей, в котором так уверенна была Анна, не выдержал. Мне рассказ понравился, несмотря на какие-то шереховатости (в чем-то согласна с Тамарой Москалевой, правда не так категорична!). Сюжет в общем-то не нов, хотя чаще можно встретиься с тем, что изменяет муж с молодой любовницей. А вот женщина с молодым любовником почему-то сразу вызывают осуждение. Меня немного смущает последний абзац. Не всякая женщина захочет общаться с "бывшей" подругой, которая "увела" мужа. Хотя... наверное, бывает! Спасибо, читала с удовольствием. Наталья. | | Спасибо, Наталья, за Ваше мнение! |
|
| | Потрясающе! Испытала незабываемые ощущения, читаючи. Вначале – сцена, в которой – только Он и Она, только их диалог-взаимодействие… «Глядя на постель, она почувствовала, как на миг сжалась его рука, и без того крепко державшая её руку. Это было непроизвольное, конвульсивное движение – реакция на мысль, мелькнувшую у обоих.» Потом мы постепенно узнаем о том, кто же это были… «Тогда она послала весьма рисковое и нарочито двусмысленное: «Не насытилась, хочу ещё». Вы искусно препарируете женскую психику, все ее укромные уголки… Все уловки, которыми искусно владеет современная женщина. «Ладно, ещё выпадет случай продемонстрировать и то, и другое, подумала она, до весны – а стало быть, до времени, когда улетучатся следы лета, и тело вновь вспомнит о своём возрасте – так далеко.» «У любой влюблённой женщины найдётся масса разумных и логичных оправданий тому или иному поступку, и даже проступку, предмета её обожания. . Экзальтированное воображение Анны раскладывало всё по полочкам на раз: безумно занят всяческими мероприятиями (предположение, что три минуты на несколько слов можно выкроить утром или перед сном, рассеянно опускалось), не всегда под рукой компьютер и инет (то, что у него лэптоп, благополучно забывалось), и так далее, и тому подобное. Этой анестезии хватало ровно до получения следующей порции ожидаемого.» «Только рядом с таким родным и близким, с таким надёжным и верным мужем, как её Андрей – с которым можно молчать и не заскучать, говорить и не наговориться, миловаться и не насытиться... Анну охватило возбуждение…Они отключат свои телефоны, Андрей, наконец, сможет расслабиться и подарить ей незабываемую ночь – такую, о которой долго вспоминаешь, а потом ждёшь её повторения...» Так почему же тогда все сложилось не так, как планировала героиня? Только для того, чтобы удивить читателя? Или – в чем-то она все-таки допустила просчет? | | Замечательный вопрос, Мариша! Вы меня раскусили! Браво! Если человек верен себе и своему выбору, если "нимало не сомневается", если живёт, как дышит - у него ВСЁ ВСЕГДА складывается так, как как он задумал. Я знаю это не только из теории. Этот рассказ был первым опытом отхода от присущей мне хэппиэндовости... :) Задуманный изначально финал был совсем другим: мальчик должен был страдать по Анне и умолять её уйти к нему... Но я почему-то на неё разозлилась... :) Вот так. Спасибо Вам! С любовью - ЮД. |
|
|
|
|