Татьяна Кунилова – инженер, занимающийся испытаниями авиационных двигателей. Закончила Уфимский авиационный институт. Замужем, мама двоих уже взрослых детей. Автор многих стихотворений в жанре Пейзажной и Любовной лирики. И просто добрый позитивный человек с богатым внутренним миром... И в юности, и в старости - У нас с тобой одни Дни, вспоенные радостью, И бедственные дни... И, этой нитью связаны В единый организм, Мы вместе - не по разуму, Любовью дышит жизнь... - Добрый день, Татьяна. Я давно и с большим интересом слежу за Вашим творчеством и вот решилась, наконец, взять интервью. Первый вопрос, который я хотела бы задать - как это возможно иметь мужскую профессию испытателя авиационных двигателей и писать таким мягким женственным стилем? А правильно ли Вы выбрали профессию? - Добрый день, Анжелика. Я правильно выбрала профессию, ни минуты в выборе не сомневалась. Слишком давнее ориентирование в семье именно на авиацию. Дед - подполковник военной авиации, после отставки - глава военной кафедры в Уфимском авиационном институте. Двое его сыновей и старшая дочь подались в прикладную математику, средняя дочь - моя мама - видимо, продолжая свое юношеское увлечение малой авиацией (пилотирование планеров и легких самолетов), решила заняться развитием авиации большой... и закончила вечернее отделение УАИ, работая в маленьком ОКБ. И с отцом моим познакомилась там же, в стенах этого небольшого предприятия. Все разговоры - только о делах завода, о людях завода. Эти самые люди окружали меня с самого детства, можно сказать, я выросла в ОКБ, вросла в него. Конечно, не было сомнений, куда поступать учиться, а потом - работать. К моему семнадцатилетию у нас в ОКБ уже сложилась целая династия, я - второе поколение инженеров нашей семьи, работающих в этом ОКБ. Мои дети - поколение третье. - Что для Вас значит поэзия? Какое место в жизни занимает? - Поэзия... сложно сказать однозначно. Стихи я начала самостоятельно читать года в три, сразу, как только научилась читать, заучивала их наизусть громадными кусками - память была хорошая. Я была активный читатель, читала много, быстро, запоем, все, что только могли мне предложить две детские и две взрослые библиотеки. Рифмованные строки меня завораживали. Но сама я даже и не пыталась срифмовать и двух строк - не было потребности. Да сначала я и не подозревала, что поэт. В принципе, я и сейчас в этом не уверена. Стихи - просто спонтанно проявляющаяся потребность излить эмоции, дать им выход. Приходит приступами))) Иногда желание писать отсутствует совершенно. - Я недавно прочитала одну литературную статью, где автор пишет о том, что женщина больше ориентирована на дом, семью, пишет о повседневной жизни и очень субъективна в оценках ситуаций. В отличие от мужчин, которые объективно отражают в своем письме общественные и политические события и обладают аналитическим умом. Что Вы думаете по этому поводу и какова основная тема Ваших произведений? - В моем случае - прав автор той статьи, пожалуй. Мало у меня общественно-политических тем, да и пейзажная лирика у меня тоже как-то очеловечена. Раньше в моих стихах жили бок о бок Любовь и Разлука, постепенно стали вклиниваться некие философствования. - Значит, дом, семья, простые человеческие чувства у женщин действительно стоят на первом месте? А какая Вы мама? - Я не знаю. Об этом лучше судить самим детям. Я стараюсь быть им, скорее, другом, чем командиром и родителем-диктатором, но, наверное, в сложных ситуациях гены предков-командиров дают себя знать. Дочь однажды сказала, что я хороший педагог. Что бы это могло значить? Что я умею находить к ним подход, или что я объясняю доступно сложные вещи? В душе я ровесник своих детей, а какая получается мама из ровесника? Я больший авантюрист, чем мои дети, они меня иногда притормаживают. В общем и целом у нас баланс. - Кто-нибудь из детей пробовал писать? Стихи или прозу... - Нет. Сын раньше писал потрясающие сочинения, их зачитывали всей школе, я все думала - вот, новый писатель-юморист подрастает, но... вырос - бросил. - Татьяна, а когда Вы начали писать? И были ли это стихи? - Сначала это было устное народное творчество. У меня есть младший брат, он очень любил слушать на ночь сказки, которые я сочиняла на ходу, прямо в ходе рассказа. Сказки были не обычные, а про войну, поэтому мальчишка слушал во все уши, корректировал действие по ходу, приходилось быстро реагировать и мгновенно менять сюжет. Советская армия с братом во главе неизменно одерживала победы, а подлые фашисты, которым посчастливилось не погибнуть от гранаты Вовки-генерала, пачками попадали в плен. Поскольку наш генерал был достаточно добродушным мальчишкой, пленных фашистов мы в концлагеря не отправляли, а направляли в наш родной двор, на перевоспитание дворовым ребятишкам. Ведь дети - самые мирные существа на земле, они своей природной добротой могут исправить самого лютого фашиста - таково было наше твердое убеждение. И постепенно, от сказки к сказке фашисты нашего двора становились все добрее, нам с братом все чаще хотелось их уже не наказывать и перевоспитывать, а жалеть... вот такое торжество добра в наивных детских сказочках. - Помните ли свое первое стихотворение? - Нет. Я постоянно жила в сонмище рифмованных строк, мыслей, образов, я перечитала множество стихов, многое цитировала, напевала, перефразировала невольно, складывала в единое целое строки одного стихотворения с другим, досказывала про себя, если забывала строчку... Поэтому мне очень сложно уловить момент, когда я впервые поняла, что вот это стихотворение - уже полностью мое, не переделка и не мозаика из чужих текстов. Одно из первых, а, может, и самое первое стихотворение - выпускное сочинение по Маяковскому. Маяковского я всегда любила, знала наизусть много его стихов и поэм, поэтому и взялась писать сочинение о нем. И вдруг на меня накатило - сочинение вышло все полностью в стихах, в стиле Маяковского, с вплетением цитат... Громадный экспромт длиною в шесть листов. Помню - меня даже слегка лихорадило от этого эмоционального выплеска. Жаль, сочинение не сохранилось, ведь даже черновика у меня не было, сдала как есть – времени на переписывание не осталось. И текст не помню, осталось на память только ощущение опустошенности и еще чувства того, что я смогла нечто такое, чего не могла раньше, что я преодолела внутри себя какой-то предел, и теперь он, этот предел, отодвинулся куда-то далеко, и возможностей впереди у меня - море... - Что Вас вдохновляло раньше и что сейчас? Есть ли разница? - Всегда вдохновлял накал переживаний, эмоциональный всплеск. Чтобы родилось стихотворение, мне необходимо эмоциональное напряжение, писать в спокойном, расслабленном состоянии я просто не в силах. Стихи тогда получаются блеклые, удовлетворения от них я не получаю. - Есть любимое свое стихотворение? - Нет таких. Они все одновременно и любимые, и гонимые. Свое мне никогда не нравится долго. Лишь первые несколько дней мне кажется, что я родила шедевр, потом судейский глаз начинает выявлять огрехи. Я очень строгий судья по отношению к своим стихам, к чужим стихам я отношусь куда лояльнее. Мне греет душу, если читатель воспринял мое стихотворение так, будто это написано о нем, значит, я не утонула в частностях собственных переживаний, а сумела как-то обобщить ситуацию, описать ее эмоциональный фон так, что он вызывает сопереживание у многих. И напротив, мне чисто физически больно, когда в моих стихах видят не то, что в него было заложено, не чувствуют передаваемую эмоцию, а начинают раздергивать стих на фразы, совершенно искажая смысл сказанного, да еще и упрекать меня в том, что я как-то неправильно смотрю на вещи... Поэтому разговаривать о своих стихах я очень не люблю. Зато, если читатель и критик не пытается как-то изменить моральный облик моих лирических героев, не пытается приписать все их жизненные перипетии мне самой, и при этом еще давать советы по поводу «не так надо было поступать, а вот так!», а уделяет достаточно внимания замечаниям именно по технике исполнения, советам, где эмоции нужно усилить, а где свести на нет – таким читателям и критикам я всегда рада и беседа наша вполне может быть весьма продолжительной. - Ваш любимый поэт? Любимая книга? - Их много. Не расставалась в юности с Николаем Доризо, Есениным, Маяковским... Не понимала всеобщего преклонения перед Высоцким. Сейчас понимаю. Любимая книга - "Два капитана" Каверина. Любовь с малых лет. - Чем Вы занимаетесь в свободное время, есть ли помимо литературы какое-то увлечение? - Очень много, разных. Я одновременно очень усидчива и очень легка на подъем, поэтому основное мое хобби - пробовать себя в различных сферах деятельности и непременно достигать в них того уровня, который в народе можно охарактеризовать одним уважительным словом: "могЁт!!!" - Любите готовить? - О нет!!! Хотя и в этом деле я достигла того самого уровня, о котором сказала выше. Готовку я всегда рада спихнуть на мужчин своей семьи, или, если не выходит, поручаю им хотя бы подготовительные работы - покупка ингредиентов, чистка и нарезка. В общем, на кухне у меня любимая роль - шеф-повара. Зато вся семья умеет готовить! - Какое качество цените в человеке? - Далеко не одно. Как минимум два одновременно - ум и выдержанность. Не могу принять умного человека, но при этом истерическую личность, не умеющего смолчать, когда надо, не впасть в истерику от пустяка, реагирующую остро на любой раздражитель. Выдержанный дурак - другая крайность. Слава богу, такие люди мне не встречались. Третье качество - доброта. Без него первые два тоже бесполезны... - Способны ли Вы простить обиды? - Я их прощаю очень быстро, потому что отходчива. Но в тяжелые минуты почему-то они все равно всплывают в памяти. Думаю, это моя врожденная потребность в усилении эмоций для творческой жизни. Я вспоминаю обиды - не само действие, обидевшее меня, а эмоциональный фон, который от него последовал, причину этого ощущения я могу уже и никогда не вспомнить, тем самым подстегиваю в себе эмоции со знаком минус, я вспоминаю радости для усиления эмоций со знаком плюс. Зато в этих эмоциональных катаклизмах рождаются самые отчаянные или самые счастливые стихи. Правда, новопассит в доме заканчивается поразительно быстро - из пике тоже надо как-то выходить. - Какова по-вашему роль женщины в литературе? - Точно такая же, как и роль мужчин - писать хорошо. Не забывая, что ты – женщина. - Что пожелаете поэтам и поэтессам нашего портала? - Будьте счастливы, дорогие женщины! Счастливая женщина заражает своим счастьем других, а уж счастливая поэтесса... - Огромное спасибо, Татьяна, за то, что нашли время ответить на мои вопросы. Удачи во всем и до новых встреч! |