Круглый стол | УЛЬЯНОВСК, 6 апр — РИА Новости, Любовь Чиликова. Ульяновские участники всероссийской акции "Тотальный диктант" в субботу писали под диктовку не текст Дины Рубиной, как все россияне, а диктант Василия Пескова. Губернатор Сергей Морозов предложил заменить текст писательницы из-за "ненормативной лексики" в ее произведениях, сообщили в региональном правительстве. Напомню, что около 30 тыс человек приняли сегодня участие в ежегодной образовательной акции "Тотальный диктант" для изучающих русский язык. Всего, по данным организаторов, к мероприятию подключился 181 город на шести континентах. Для всех них текст Дины Рубиной подходит, а губернатору Ульяновской области - нет. А что Вы думаете об этом? |
| НОВОСИБИРСК, 7 апр — РИА Новости, Мария Кормильцева. Руководитель проекта "Тотальный диктант" Ольга Ребковец извинилась перед ульяновцами, которые из-за решения губернатора заменить текст не смогли принять участие в акции наравне с остальными россиянами. Действия главы региона она назвала неуважением и нарушением одного из главных принципов "Тотального диктанта" — единого текста. Ульяновские участники акции в субботу писали под диктовку не текст писательницы Дины Рубиной, как все остальные в России и мире, а диктант Василия Пескова о своем земляке. Губернатор Сергей Морозов предложил заменить текст из-за ненормативной лексики в произведениях писательницы. Основной площадкой в регионе был ДК "Губернаторский". По словам Ребковец, о решении Морозова организаторы узнали вечером в субботу из его микроблога в Twitter и эта информация вызвала, мягко говоря, недоумение. "В данном случае с подачи губернатора в Ульяновске был проигнорирован один из главных принципов акции — единство текста. В связи с этим то мероприятие, которое проходило вчера в ДК "Губернаторский" Ульяновска и было названо "Тотальный диктант", считать таковым нельзя", — сказала Ребковец РИА Новости. Названную губернатором причину замены текста она считает неубедительной. "Ведь если опираться на эти критерии, нам придется в срочном порядке запретить для публичного прочтения тексты большей части авторов русской классической литературы. Эту личную инициативу губернатора Морозова мы можем оценить не иначе как неуважение к акции, ее участникам и организаторам и использование имени проекта для продвижения местного мероприятия и самопиара", — сказала Ребковец. Она подчеркнула, что организаторы проекта гарантируют отсутствие сленговых элементов и ненормативной лексики в написанных для "Тотального диктанта" текстах. |
| В чужой, говорят, монастырь со своим уставом не ходят... А что это был за тотальный текст, где-то можно его почитать? |
| Вот текст тотального диктанта. Текст взят с сайта РИА Новости! Читать полностью: http://ru-lenta.com/nauka/totalnii-diktant.html "И нам не всё равно! Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?[12] Если всерьёз поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право слово, может, и переживать не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет[13]. Российская история, не спорю, провоцировала подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно?[14] У них ведь тоже многонациональная страна, пережившая революции и войны. На самом деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права – иметь крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по специальности, идти по головам, причем желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным – вообще не рекомендуется. Но при всей, так сказать, “нерентабельности” населения, в России живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин – дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей[15]. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. Но венчали их Победы, каких не достичь никому. И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед! (304 слова)" |
| Это текст прошлогоднего диктанта. А в этом году писали по этому тексту. Часть 1. Евангелие от Интернета Однажды, много лет назад, я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, – Всемирная информационная сеть. – Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум». – Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы. – А вот это – прекрасно! – воскликнула я. Он между тем продолжал: – Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ. – Но это ужасно… – задумалась я. Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор. И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов, прогоняя очередной запрос из Гугла в Яндекс и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»? Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…» Интернет – во благо или во зло – рассеял туман, врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу. И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения? Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар! Часть 2. Опасности райских кущей Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. И вот появилась головокружительная, беспрецедентная возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей. Очередная смена пространств: география Интернета – земной шар. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно. Со временем возникнет новая иерархия человечества, новая гуманная цивилизация. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона» этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила. Неслучайно Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей. Самый наглядный факт современности: Интернет, который немыслимо расширил возможности простого человека для высказывания и действия, лежит в основе нынешнего «восстания масс». Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие. Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь, плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что это игривое и очень смышленое «дитя» новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества. Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова. И я думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до самого себя? Часть 3 Зло во благо или благо во зло? Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом мире. Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и возможности отделить одно от другого. – Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо? А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без. В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и необратимую незрелость… – То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета». Так чтó мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной? |
| Ну что ж, текст проблемный, но никакой крамолы я в нём не вижу... Ещё бы, для сравнения, прочесть альтернативный текст - тот, что был предложен в Ульяновске, Василия Пескова? Впрочем, на мой взгляд, вряд ли этот инцидент заслуживает серьёзного внимания - интересно, сколько ульяновцев писали этот диктант? |
| Похоже, что этот текст здесь: Отрывок из очерка Василия Пескова «Я всем обязан деревне», продиктованный в Ульяновске «Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Молодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. Многие знают эту картину. Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов – человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска - Ульяновска. Прислониха – деревенька старинная. Ей триста лет. Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь – верный, преданный сын. Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. «Буду художником!» – решил он. И он художником стал. Большим, знаменитым. Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне». Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. Начальные его работы – по большей части портреты крестьян. Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. Мы видим человеческие характеры, самые разные. Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть». Полный текст рассказа Василия Пескова читайте на kp.ru/2958. http://www.kp.ru/daily/26058/2968346/ |
| Лично мне кажется, что губернатор не только залез не в свой огород, но и выставил россиян какими-то варварами. Причем по каким-то причинам, не имеющими отношения к литературе, потому что отговорка насчет "нецензурщины" выглядит крайне неубедительно. |
| "...мероприятие проходило в ДК "Губернаторский" Ульяновска" - "огород"-то как раз его? Впрочем, я уж писала выше, на мой взгляд, нечего тут и обсуждать, курьёз, не более. Как и всё это шоу "в 181 городе на шести континентах" - любопытно, в каких городах Антарктиды оно проходило? |
| Мероприятие общественное(по инициативе студентов проводится), так что огород по-любому не его. Это раз. А второе: интересна оценка значимости творчества писателя по присутствию или отсутствию нецензурных выражений в его произведениях. И какая разница, в каких городах это происходило, идея интересная и заслуживает внимания. |
| Корова эта наша! И доить её будем мы! "Улицы разбитых фонарей" |
| Все очень просто: каждый хочет повысить значимость собственного "Я!!!" |
| Под чью диктовку? Заявление Союза писателей России о Дине Рубиной и «Тотальном диктанте» Союз писателей Российской Федерации, обсудив внимательно все мнения по поводу так называемого «Тотального диктанта», уже четвертый раз проводимого на территории России без всякого согласования с Союзом писателей России, считает, что абсолютно прав ульяновский губернатор Сергей Морозов, заменивший текст израильской писательницы Дины Рубиной, текстом писателя Василия Пескова о жизни и творчестве местного ульяновского художника Пластова. Такой же текст писали и во втором по величине городе области - Димитровграде. Причиной стало то, что писательница Дина Рубина, как считает Морозов, активно использует в своих произведениях ненормативную лексику. А это не соотносится с концепцией «Тотального диктанта». В самом диктанте матерных слов не было. Но сделав автором диктанта матерщинного писателя, введя его в ряд русских классиков, мы пропагандирует его матерное творчество прежде всего среди детей и подростоков. «Акция «Тотальный диктант прежде всего выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма». Поэтому и предложил ульяновский губернатор заменить текст. «Мы напишем диктант. Но пусть это будет текст о нашем земляке - Аркадии Александровиче Пластове», - заявил губернатор. - «Язык - это душа народа. В каждом его слове и выражении хранится уникальная сила, глубочайшие чувства и вековая мудрость наших предков. И не беречь это достояние - самое настоящее преступление». В результате участникам диктанта, собравшимся во дворце культуры (в их число вошли чиновники регионального правительства), зачитали текст писателя Василия Пескова о жизни и творчестве Пластова. Мы, российские писатели, можем только гордиться поступком ульяновского губернатора. Как сказала Светлана Опенышева, заместитель губернатора Ульяновской области: « К замене мы отнеслись вполне нормально. Не скажу, что текст Василия Пескова был легким. И мне непонятно, почему бы действительно не взять текст, который ближе к людям, к сердцу. Тот, который нам продиктовали, как раз из таких. Когда я писала о том, что Пластов, будучи в Венеции, доставал из коробочки полынь и нюхал, я ощущала запах этой полыни. Это действительно человек от земли, свой». Губернатор С.Морозов позже заявил, что его «совершенно не волнует», если результаты тестирования в Ульяновской области не будут учтены. Он также сообщил, что региональные власти приняли решение ежегодно проводить подобный диктант в области в день рождения Пушкина. В ответ на губернатора начались угрозы уже на федеральном уровне. «ВЫ ЗА ЭТО ПОПЛАТИТЕСЬ!!!», - написал у себя в «Твиттере» Егор Заикин, менеджер по развитию проекта «Тотальный диктант». И какая же расплата ждет губернатора, всех ульяновских школьников и чиновников, писавших диктант? Менеджер наймет израильских бандитов? «Я отношусь к мату как литератор», - накануне рассказала корреспондентам «КП» Дина Рубина. «Если табуированная лексика нужна в контексте, если она нужна характеру, то она нужна странице. Это слова русского языка, это определенный слой. И тут ничего не поделаешь. Если это перенасыщено, то это вредно и для страницы. Но если это эмоционально сильное слово, если это эмоциональный удар, который помогает подчеркнуть те или иные черты характера? Иной раз мне говорят: «Ну что же вы прям как Губерман», или «А еще женщина…». Дина Ильинична даже привела примеры того, где никак не обойтись без крепкого словца: «Представьте себе боцмана, который велел отдраить палубу. Палуба не отдраена. Что он говорит команде?». Во-первых, израильская писательница – не боцман, и отвечать за всех наших боцманов не может. В России есть великолепная морская проза , от Новикова-Прибоя и Сергеева-Ценского до Валентина Пикуля. И никто из них не матерился в прозе. Во-вторых, непонятны наши чиновники, предложившие в качестве автора диктанта любителя табуированной лексики. Неужели непонятно, что любители матерных слов не годятся в качестве авторов «тотальных диктантов»? Пусть выходят их книги сами по себе во «взрослой прозе», тот же Чак Паланик или Эдуард Лимонов. Пусть Дина Рубина разговаривает на ненормативной (как она говорит - табуированной) лексике со своими детьми, если они у нее есть. В-третьих, удивляет и страна пребывания писательницы. Дело не в национальности. Но, мы не думаем, что вполне уважаемые высокоталантливые российские татарские и башкирские, якутские и карельские писатели с легкой душой взялись бы за текст русского «тотального диктанта» в стране, где еще живут и работают величайшие носители русского языка, такие как Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Владимир Личутин , Петр Краснов, Алексей Иванов и другие. Думаем, что даже такой уникальный и неповторимый русский писатель мирового имени, как Анатолий Ким, будучи корейцем по национальности, остерегся бы браться за «тотальный диктант». Мы уверены, что никогда за «тотальный диктант» не взялись бы в присутствии Личутина или Распутина глубокоуважаемые и талантливейшие наши рускоязычные казахские писатели, такие как Олжас Сулейменов или Роллан Сейсенбаев, киргиз Чингиз Айтматов, молдаванин Ион Друце, грузин Гурам Панджикидзе. И почему в страну Валентина Распутина и Виктора Лихоносова, Владимира Личутина и Владимира Кострова звать на диктант по русскому языку писательницу, родившуюся в Средней Азии, проведшую там детство, а затем переехавшую на свою историческую родину Израиль? Ни дня не прожившую в самой корневой России. Откуда у нее глубокие корневые корни русского языка? Вряд ли ее допустили бы к диктанту по ивриту в родном Израиле, несмотря на то, что она и сдавала этот язык на экзамене, принимая гражданство. Дружно вся пресса и наша демократическая общественность набросилась нынче на бедного ульяновского губернатора. А мы говорим – молодец! Держись! Было бы здорово, если бы накануне диктанта прошла неделя русского языка. По СМИ шли бы передачи, выступления (интересные, яркие) известных русских писателей, читались бы стихи, проза о русском языке писателей и поэтов, которые живут или жили в каждой конкретной области, активизировались бы встречи с населением членов Союза писателей... Такое событие, как «тотальный диктант» должно всколыхнуть все населенные пункты, а иначе, зачем тогда проводить? И текст должен быть таким, который волнует всех россиян. Он может быть единым для области, если «не нашлось» одного русского писателя в масштабах России. Его можно диктовать по радио, местному ТВ для тех, кто не может выйти из дома. А потом дать на экран текст для самопроверки. Время и содержание должны быть едиными. Час тишины объявить в городе. Сие должно стать событием! Побольше бы России таких Сергеев Морозовых! Союз писателей России
|
|
|