Курилка Литературного проекта "Вердикт" | Дорогой друг, Грей! В поэме много сказано о культуре, быте, обычаях великого кочёвого народа, их героях! Но всё зашифровано в понятиях на тюркском языке, которые я попытался бережно сохранить и передать русскоязычному народу! Может быть, когда-нибудь найдут эти понятия свою жизнь в русском языке! Ведь нашли свою жизнь понятия аул, бай, хан и т.д. Например, ель/ру - каждый кочевник до сих пор знает свою родоплеменную принадлежность до седьмого колена (я - казах (истинный сак) из Киши Жуза рода-племени АЛИМУЛЫ-ТОРТКАРА-БАЙБЕК, рода знаменитого ага-султана Жалантоса и знаменитого бия Айтеке - Айтыка, если будете в Самарканде, поинтересуйтесь ху из ху)! С генетической точки зрения, ель/ру - механизм защиты людей от наследственных заболеваний и аномалий развития! Какой народ может "похвастаться" этим, только кочевники, некоторые северные народы и американские индейцы! Например, дом кочевников - юрта - великое портативное изобретение кочёвого народа, стойкое к землетрясениям и наводнениям! Домбра - казахский двухструнный инструмент! Всего две струны - а какие издаёт звуки - плач ветра, грусть ветра, просторы степей и т.д. А как пели, поют песни степные акыны - степные казахские барды! Курултай - степной парламент (примерно 10-13 век), а Жетти Жаргы - первая степная конституция (примерно 15 - 16 век). А знаете ли вы, Грей, что своими корнями английская игра бейсбол упирается в игру кочевников "Кашарман"! Есть много различных игр у кочёвого народа, загляните в Значения использованных тюркских слов и вы удивитесь их разнообразию! Тулпары - не сказочные, а настоящие кони кочевников, имели тринадцать пар рёбер, их специально селекционировали скотоводы-кочевники! Им равных не было в выносливости, быстроте и силе! А какие ханы, султаны, батыры были! Какие доспехи, оружие носили! Грей, обрати внимание, на кисломолочные продукты питания этого народа - прообраз современного кефира, творога, йогурта, сыра и т.д. А потом - на обычаи этого народа, воспитание детей как истинного сака - человека, скотовода и лёгкого воина! "Треть лепёшки съешь сам, треть отцам возверни, треть отдай в долг сынам - завещали они!" Какой глубокий в этом смысл, Грей! Я могу много говорить об этом народе! Если тебе интересно, постарайся глубже вникнуть в суть поэмы и непременно загляни в значения использованных тюркских слов! Спасибо, ДРУГ за внимание! Автор! |
| Дорогой друг Рамиль. Несмотря на то, что вы очень интересно рассказываете, у нас существуют определенные правила игры, в частности (цитирую в сотый раз Положение): - Во время обсуждения у Присяжных могут возникнуть вопросы по тексту произведения. Автор вправе ответить на них, но не в разделе Процесс, а открыв для этого соответствующую тему в Курилке. На конкретный вопрос Присяжного даётся конкретный ответ Автора, после чего обсуждение продолжается в разделе Процесс (не в Курилке). Вам не только не было задано конкретного вопроса, а вообще вопроса задано не было. Пожалуйста, относитесь с уважением к другим авторам, которые не меньше вас хотели бы рассказать о своём народе. Спасибо. Л. |
| Простите, виновен в реплике! |
| Я расставил ударения в тюркоязычных словах в поэме КОЧЕВНИКИ, что значительно облегчает её прочтение! Приглашаю присяжных на просмотр поэмы! |
| Ответы на вопросы Бориса Колганова (в рамках проекта я не могу выразить сейчас слова благодарности Вам за проделанный труд и понимание сути поэмы, хотя очень хотелось бы! В последнем слове обязательно выражу!): 1. Саксаул - кустарник с очень искривлённым, плотным, сухим стволом, основной своей частью находящийся под песком и почвой! На ветру он издаёт очень низкие потрескивающие звуки, напоминающие быстро гасящиеся низкие звуки двух струн домбры! Темб звучания и звуки кобыза несколько выше и дольше! Древний саксаул, поющий на ветру (под даул), и есть образный певец (акын) своей песни (поэмы)! 2. Баня - монша, в ней мылись кочевники поочерёдно и поотдельности, общих мужских и женских помывок у кочёвого народа никогда не было и не будет! Обряд мытья волос катыком (кефиром) до сих пор сохраняется у женщин кочёвого народа! Это питание для волос, позволяющее им растить длинные раскошные косы! 3. Земля кочевников - пустыни со скудной растительностью и степи с более богатой флорой! Раздольные луга, пастбища, обилие скота бывают в удачные для скотоводчества годы, связываются кочевниками с щедростью Аллаха (Бога)! Он даёт, Он может не дать! 4. Кайтыс - смерть человека, кочевники трактуют смерть, как "возвращение человека домой"! О народе степном, добром и трудовом, Что в кайтЫс и что в тОй собирался гуртом, Провожавшем людей всем аУлом родным И встречавшем мейрАм всем аУлом честнЫм! В этом четверостишье понятно, что люди вместе в кайтыс (в случае смерти) провожают людей, а также встречают или справляют той, мейрам! 5. Игры: я пытался сохранить истинные названия игр кочёвого народа! Ленивый не будет интересоваться сутью игр и остановиться на обобщающем слове "Играх", а человек интересующий посмотрит перечень игр и найдёт для себя много интересного! Это психология людей! Ведь известна игра "казаки-разбойники", никто нынче не задаётся вопросом, что значит "казак"! Многие русскоязычные знают уже знаменитую игру кочёвого народа - байгу, пусть узнают и другие интересные игры, которые помогали растить настоящего человека, скотовода, воина в те времена! Ведь все игры рассчитаны на ум, ловкость, силу, выносливость, на умение пользоваться оружием и конями! 6.Жаргы - это сокращённое понятие Жетты Жаргы (см. значения ) - семь установлений степного народа, первая степная конституция (16 век), в разработке которой принимали участие семь знаменитых бия (судей): Толе бий, Айтеке бий и др. под руководством хана Тауке! Курултай - Степной совет, от каждого очага (тутуна) избирался депутат на этот совет! Прообразы нынешних парламентов и избирательной системы (16 век)! Биями , как правило, очень честные, справедливые, мудрые люди! Им доверял весь простой кочёвый люд! Это были великие личности с высокой планкой совести и чести! 7. С именем Майкы связывается появление государства - Белой Орды и символа государства - Знамени - Дойта "Казах"! 8. Насчёт даула, ветер может быть как кратковременным, так и затянувшимся на одни и более суток! Это уж как Бог даст! 9. Да, я согласен, что поэма может когда-нибудь получить своё дальнейшее развитие по мере накопления новых фактов и уточнений событий из жизни кочёвого народа! |
| Вердикт-секретарю! Прошу Вас разрешить мне ответить в Курилке на все поставленные вопросы присяжной Галины Пиастро! Вопрос: «почему ДОСТАРХАН, а не ДАСТАРХАН?» - Всё зависит от произношения данного слова различными восточными народами (персами, узбеками, казахами и др. народами)! Интересно в русском языке принято оба слова, имеющие значения «угощение, скатерть, стол»: ДОСТАРХАН (Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Гос ин-т «Сов. энцикл .»; ОГИЗ, 1935. Т.; Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940.); ДАСТАРХАН (Википедия). Компьютерная программа на слово ДАСТАРХАН указывает на ошибку: нужно писать ДОСТАРХАН! Согласен с Вами, что в данной поэме мне надо придерживаться строго казахской терминологии и использовать в ней слово ДАСТАРХАН! Вначале я так и хотел сделать, но, посмотрев Толковые русские словари, усомнился и написал так, как принято в лучших русских словарях! Вопрос: «о жилом – нежилом»? - Вначале было написано «о былом-небылом», затем «о живом-неживом», а потом я усомнился в значении этих антогонизмов и написал «о жилом-нежилом», имея ввиду то, что жило (имело жизнь: люди, животные ) и не жило (не имело жизнь: копье, меч и т.д.)! Теперь понимаю, что ошибся! Вопрос: «добрый всем или добрый ко всем достархан»? - В данном контексте: добрый всем (угощениями и яствами) достархан, стол, скатерть!) Вопрос: «Что в кайтЫс и что в тОй собирался гуртом»: разве не «на той»?, а ещё «гуртом» - разве это из местного колорита слово?» - В данном случае имеется в виду, что кочёвые люди собираются все вместе и на похороны (у кочевников говорят про умершего, что он возвратился «домой», т.е. «кайтыс», и на праздники! Может быть, здесь не очень удачное слово «гуртом», но имелось ввиду «толпой, общими силами, все вместе, дружно, сообща»! Слово заимствовалось из русского языка (Толковый словарь В. Даля)! Вопрос: «о старцАх»? - Согласен, что правильнее «стАрцах», но выражение «стАрцах-мудрецАх» не звучит! Если не найду объяснения этому выражению, то заменю слово «старцы», например: «О степных мудрецах»! Вопрос по поводу: «Что издали указ об избрании царей КурултАем людей от тутУнов степей!» - Здесь имеется в виду избрание ханов степным Советом (Курултаем) кочевниками от каждого тутуна (от каждой семейной ячейки, живущей возле одного очага (тутун; по-казахски - «тутин, тутын» - дым)! От каждого тутуна избирался один человек, который участвовал в курултае! Вопрос по поводу рифмы «тут – юрт» и про слово «тут»? – Использована, может быть, не совсем удачная полурифма «тут - юрт», слово «тут» в значении «здесь»! В заключении хочу выразить свою бесконечную признательность всем присяжным, которые приняли участие в обсуждении поэмы КОЧЕВНИКИ после моего Слова, за их объективную конструктивную рецензию моего скромного труда! |
| Беспрецедентный случай бесчисленных нарушений правил Вердикта. Мне бы ночь простоять да день продержаться... Но шутки в сторону, Рамиль Шерланов: самое последнее Вам предупреждение. С отчаянием, Секретарь. |
| Извините, больше не буду нарушать! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ за понимание! |
|
|