Курилка Литературного проекта "Вердикт" | «Насколько, в общем случае, наши поэтические ЛГ идентичны нам?» - этот вопрос задала всем нам Галина Пиастро. Позвольте продолжить и развить эту тему в следующем ключе. Поскольку я ленива и плохо соединяю слова в предложения, хочу продублировать часть текста, написанного мной как слово автора в «Процессе». Итак, когда мы смотрим игру актера, мы не думаем, что он исполняет роль. Мы видим образ живого человека с особым характером, с отдельной судьбой, с достоинствами и/или недостатками. Но этот человек – не актер, а персонаж. Актер стирает грим, снимает костюм и выходит из роли. Он чем-то может быть похож на своего сыгранного героя, но и это вовсе не обязательно. Дело актера – показать зрителю чужой характер, чужие черты, чужую судьбу так, чтобы зритель любил и ненавидел этого персонажа. И актеры, играющие негодяев и мерзавцев – отнюдь не негодяи и мерзавцы в реальности. А те, кто на экране или на сцене безумно любят друг друга, за кулисами могут превратиться в чужих и даже неприятных друг другу людей. А вопрос заключается в следующем. Чем поэт или писатель отличается от актера? Имеет ли он право «дурачить» читателя? Ведь читатель часто искренне сопереживает персонажам произведений, особенно написанных от первого лица. Читатель сочувствует автору как человеку, пережившему какие-то неприятные или даже печальные моменты, попавшему в сложную жизненную ситуацию, а автор-то ничего подобного и не переживал! Он просто создал у читателя ощущение реальности описываемых событий! Имеет ли автор право так поступать? Насколько такая «подмена» автора лирическим героем оправданна и этична? |
| Николай, это Вы меня плохо слушаете. Я не говорю о ЛЮБОМ произведении, написаннои от первого лица. Можно, в конце концов, и в третьем написать. Но когда произведение воспринимается как личное откровение автора читателями - возникает вот этот самый этический вопрос. А Вы мне то пророка, то черный юмор((( |
| За "Пророка" извиняюсь. И внемлю. |
| Вам за "Пророка" извиняться не надо, пусть Пушкин и извиняется))) |
| Имеет ли он право «дурачить» читателя? Ведь читатель часто искренне сопереживает персонажам произведений, особенно написанных от первого лица. - насколько я поняла, Наташа, ты, скорее, поднимаешь вопрос об этичности этого явления, не так ли. Моё мнение - конечно, имеет! Более того, это и есть проявление мастерства: вызвать сопереживания читателя персонажам. То, что читатель отождествляет автора и ЛГ, особенно если повествование ведётся от первого лица, совершенно естественно... для тех, кто знает автора лично. Если бы я нашла твоё или подобное по теме стихотворение где-то в Инете или напечатанным в реальном, бумажном, виде, и при этом не знала тебя, мне бы вообще не пришло в голову думать... об авторе, прости :), кроме как о талантливом поэте (писателе). Здесь же, именно на этом сайте, где мы все друг друга знаем, не удаётся уйти от образа автора. Мне, по крайней мере. Но не автор в этом виноват! Скорее, читатель. А потому, повторю: высшим пилотажем и является, на мой взгляд, то самое "актёрство", о котором ведётся речь. |
|
|