Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Мудрое слово Моисея. Форум фанклуба.
Автор:Моисей Бельферман 
Тема:Гр. Сухман "Что такое поэзия", Прислала Эвелина РакитскаяОтветить
   http://www.era-izdat.com/suhman.htm
   
   
   Публикующийся материал – приглашение к дискуссии на тему… Высказаться можно в Гостевой книге
   
   Григорий Сухман
   
   ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?_
   
   Попытка количественно определить качество стихотворения
   ( На материале творчества Н. Берман)
   
   Познакомился я с посмертным сборником стихов Натальи Берман
   «Галатея».То, что Наташа поэт, мне известно с 1985 года.
   Она – необычное явление на поэтическом небосклоне СССР, богатом на таланты. Проанализировав свои эмоции – почему я выделяю её из ряда рифмоплётов – пришёл к интересному выводу: надо дать количественную оценку качества её стихов – и тогда все увидят критерии бронирования мест на Олимпе. Правда, найти эти критерии – всё равно что в бурю на лодке уцелеть. Такие попытки, разумеется, были – от Тредиаковского до Лотмана, да воз и ныне там...Решив, что дуракам и новичкам везёт не только в картах, а также имея за плечами опыт не тривиальный, пустился я в эту авантюру.
   А опыт в том, что эмоции наши на знаниях покоятся... Ну, как даст
   мать оценку новорождённому, скажем, по телефону – отцу? Вялый или чудный, еле живой или нормальный? А среди профессионалов давно состояние новорожденного определяют шкалой Апгар – по имени американского врача 19 века. Она предложила каждую из видимых 5 функций малыша определять в баллах: нет = 0, кое-как = 1, хорошо = 2, отсюда максимальный балл = 10.Дыхание, пульс, рефлексы, цвет кожи, тонус мышц видят все, сумма этих простых критериев даёт быструю, объективную информацию.
   Так можно попробовать и поэзию анализировать, вопрос же кардинальный – что это за критерии, которые оценщику видны, а также подготовка, опыт читателя на этом поприще, ведь, по Салтыкову-Щедрину, что русскому здорово, то немцу смерть - чистая, кстати, поэзия! - а посему первоклассники правом голоса не обладают, ведь грамоту сперва учат, а уж потом читают, обсуждают, анализируют и считают...
   Итак, попробуем гармонию проверить алгеброй. Для начала обозначим критерии, не распыляясь в неопределённых дифирамбах. Сложность в том, что оперировать придётся не с символами, а с выражениями, где самый порядок слов может определять поэтичность. Когда-то Гегель в «Феноменологии духа» лягнул Шеллинга за неспособность различить философию и поэзию – первое, мол, наука, а второе...
   Так вот, поэзия – тоже наука со своими правилами, действующая на нас по своим законам и будящая в нас отклик, вполне описуемый. В жизни мы, встретив незнакомо кучерявое явление, делаем круглые глаза, восклицая: как поэтично! А почему?
   Да потому, что слышим, видим, ощущаем нечто новое, необычное. Из «Поэтического словаря» А.Квятковского можно понять, что поэзия – это стихотворное художественное произведение с системой параллельных речевых рядов, которые своим ритмом, строфикой и рифмой способствуют художественной выразительности изображаемого, а корень её – в греческом слове «поэсис», означающем «творю, создаю»- вот отсюда мы и будем плясать, от печки.
   Поэт – это всегда создатель нового, чего не было до него. Поэтому первопроходец в любой области знаний, по определению, поэт: Ньютон – закон всемирного тяготения, Менделеев – периодическая таблица, Бекерель – радиоактивность...Но­:­ пишущий на заданную тему, пусть и талантливо, не создаёт поэзию по определению. Например, написать пародию – не открытие, а лишь переиначивание чужого!
   А вот свежий образ, пусть с обычными рифмами и словами, но дыхание перехватывает – поэзия, и всего-то в двух строках! Вспомнил:
   
   ...Дай-ка милый, сниму с тебя валенки –
   нам ещё наступать предстоит...
   
   Такой вот образ, убитый – и явная польза от этого. Автор – поэт!
   Попробуем вкратце новизну понятий перечислить: блестящая метафора, неожиданное сравнение, оригинальная аллитерация, интересный эпитет, скрытая аллюзия - всё это – кирпичи, технический арсенал поэзии, складывая их, автор заявляет свою технику, которая, однако, не делает стихотворца - поэтом. Наедет, бывало, на тебя ком макулатуры с торчащими там и сям удачными строчками, с известным именем, а ты не понимаешь, зачем и куда оно прётся, о чём вопит – стыдно за автора и бумагу.
   Так что стилистические приёмы с рифмованным текстом – не поэзия, а её база, которая без эмоциональной окраски «не работает». Но тут ждёт ловушка: сколько читателей, столько и мнений... Пусть! Ведь на экзамен рифмоплёт вышел по собственному желанию, глядь, а оценка высока - в поэты попал: хотел ведь? То ли из-за индивидуальности письма, то ли из-за ёмкости понятий, а, может, загадка в стихах есть, да и конец оказался непредсказуем? Так вот они какие – составляющие Госпожи Поэзии!
   Соберём их вместе, присвоим каждому понятию 1 балл и посмотрим, на какую тянет оценку тот или иной стих.(Список параметров можно, конечно, расширить.)
   1.Рифма, но не для детсада (солнышко блестит – ласточка летит:
   для рифмоплёта)
   2.Ритм. Отлично, если он гармонирует смыслу стиха.
   3.Метафора, сравнение – исток поэтического образа.
   4.Аллитерация – с чувством меры и вкуса, образности и цели.
   5.Эпитеты, неожиданные и развёрнутые.
   6.Аллюзии. Подготовленному читателю – море поисков.
   7.Индивидуальность письма, новизна стиля.
   8.Загадочность, понятие – формула: строфа равна странице прозы.
   9.Непредсказуемость конца стихотворения.
   10.Ёмкость, образность, новизна темы.
   Если в разбираемом стихотворении есть все указанные параметры – оценка 10, если что-то отсутствует - на балл ниже.Относительно полноты списка можно спорить, как о методологии вообще,но попытка не пытка. Feci quod potui,faciant meliora potentes*.
   А теперь вернёмся к теме, заявленной в начале, к стихам Наташи Берман в свете вышеуказанного метода, сделав акцент на новизне. Открыл в начале – «Гоголь»:
   
   Души мёртвые сжигаю.
   Пляшет снег, и пляшут черти.
   А тебе, душа живая,
   Сколько дней гореть до смерти?
   
   Вот так начало – сразу захватывает: часто ль мы слышим рифму
   сжигаю - живая, плюс явная аллюзия на роман Гоголя, да ещё пляшуший снег – необычная метафора.
   Четыре балла насчитали – сразу. Продолжим стихотворение:
   
   Смейся, бес лукавый, смейся!
   Пусть чернила кровью рдели!
   Сколько дней шептать до смерти:
   «Боже, что же я наделал»!
   
   Ещё балл за аллитерацию – чеРнила, кРовь, Рдеть; шЕптать, днЕй,
   смЕрть. Буква «Е» - как вилы выглядит, будто в горло их
   всаживают...Далее:
   
   Приподняться нету силы.
   Строки морщатся в камине.
   За окном, в дрожащей сини,
   Тройка мчится мимо, мимо.
   
   Морщение строк – это ж какой глаз надо иметь, а ёмкость понятия чего стоит, его загадочность? И ритм стука копыт тоже слышно – ещё два балла добавим. И в конце:
   
   Подвези меня немного.
   Далеко ли там до рая?
   Только белая дорога,
   Как бумага догорает.
   
   Определять исчезающую дорогу как догорающую бумагу? Надо бы оценить новизну такого эпитета, к тому же совершенно непредсказуемый конец. Проявилась ли тут индивидуальность письма – трудно оценить в одном стихотворении, но свои 9 бал -лов оно заслужило...Как видно из построчного комментария, анализ прост и не требует подготовки выше средней школы, ну а вкус – дело наживное. При определённой тренировке слуха такой анализ возможен при декламации вслух, но обосновать что к чему и почему можно только на бумаге, ибо гениальная память – редкость.
   Перевернём наугад несколько страниц - в конце сборника текст «Рассвета». Индивидуальность, талант просто бросаются в глаза:
   
   Войди в мой сон на грани дня, войди в ту трещину
   пространства,
   Где ты с привычным постоянством подолгу смотришь на
   меня,
   Где перепутаны давно узоры нашего страданья,
   Где тишина есть пониманье, и улыбаться нам дано.
   
   Да это же высокая лирика, выше любой формальной оценки! Ёмкость, загадочность, гиперболичность –попробуй войти в подсознание!- аллитерация, ритмика...
   
   
   Войди в мой сон на грани дня, покуда небо голубое,
   Покуда чёрною бедою не запеклись его края.
   
   Запекаются края: раны, хлеба, но - голубого неба, да ещё чёрною бедою?
   Да за такие образы премии надо выдавать – беспощадно и сразу, для стимуляции поэтов! Далее:
   
   Лужи чёрный овал, листьев вздох оробелый.
   День повис за окном высыхающий, белый.
   
   Такой аллюзии день - белью сохнущему, с таким, вроде, бытовым концом после тяжёлейшей ночи, полной переживаний. Результат подсчёта: 10 баллов. Поэзия!
   
   Подчёркиваю: в этой статье я пытаюсь представить лишь формальные признаки Поэзии, без которых «не о чём говорить».С удовольствием приведу ещё строфы Из 9-10 бальных стихов Наташи, в изобилии разбросанных по сборнику.
   
   А хотелось всем назло свой мотив пропеть отлично,
   чтобы голос мой звучал на небесной перекличке,
   но расплачутся стихи строчек мутными слезами,
   и швырнёт меня судьба тишине на растерзанье.
   
   Сразу: аллитерация, метафоричность, ёмкость, новизна, ритмика, рифма - из «Монолога несостоявшегося поэта» - всем бы «состоявшимся» так писать!
   
   Играй, чтоб не провисла неба синь
   Под тяжестью непролитого света.
   
   Прекрасный образ светлой, возвышенной музыки, музыки льющейся, но непроливаемой (плюс формальные, технические признаки, разумеется).
   
   Мы туда уплывём,где и речка давно не течёт,
   Пересохли ручьи, словно дни без конца и начала.
   
   Этот отрывок приведён как пример из стиха на 6-7 баллов, вполне ординарной оценки крепкого стихотворца, а если ещё на музыку положить – классная песня выйдет!
   И, действительно, слышал я такую песню – «Мы туда уплывём, где над речкой гнездятся стрижи»- в наташином исполнении, она умела и музыку сочинять, и петь...
   
   А первая любовь единственной казалась,
   и пела тишина, ещё не став строкой.
   Не нужно горевать – осталось, что осталось.
   До детства не доплыть, до смерти далеко.
   Куда же ты, душа, продрогшая синица?
   Зовут же не тебя, курлыча за рекой...
   Осенний перелёт всё длится, длится, длится –
   до детства не доплыть, до смерти далеко.
   
   И снова видим метафору, ёмкость, аллюзию и загадочную индивидуальность стихов.
   Так что Наташа Берман экзамен – пропуск на Олимп – успешно прошла. В широком смысле любой поэт может себя проверить по этой схеме, позаимствовав из статистики коэффициент корреляции - (до 4-х признаков из 10 - слабая, автор - рифмоплёт, 4 - 7 из 10 - средняя, хороший поэт, 7 - 10 из 10 - сильная корреляция Поэзии и Автора, отличный поэт, а если он все стихи так пишет - просто гений!)
   
   Текст и стихи публикуются в том виде, в каком были предоставлены Г. Сухманом. – прим. Ред.
   
   Обещанные стихи:
   
   ______ЗООПАРК______
   
   Дождит сегодня: зимняя пора.
   Воспринимать уют мешает сырость.
   И, потянувшись, я до мысли вырос:
   пришёл черёд пилы и топора.
   Одно из состояний вещества
   поёт»Вставай, проклятьем заклеймённый»-
   учили в школе. Час довольно поздний.
   Отменна тяга, плазма холодна.
   И загудел интернационал:
   хор веток, где сидели попугаи,
   в тени акаций прятались масаи,
   питон маскировался под сандал.
   Толпа бразильских «откроватных» реек
   с «индийским» слоником из Таиланда,
   он без ноги и хобота, но ладный,
   домашних сны калориями греет.
   Собрав весь этот бравый хлам «Мэйд ин»,
   ногой поправив выскочек немного,
   я уготовил дымную дорогу
   их бытию. Покорно, как один,
   попрыгали они лягушкой в печь.
   Я трудовым покрылся, славным соком:
   не удавалось уж чорт знает сколько
   «интернационал» так славно жечь.
   
   3 декабря 2001
   
   ___ТРАНСПЛАНТАНТЫ__
   
   Смотрит страдалец с коляски на ирисы
   разик последний – и взятки гладки:
   взяли весной, на клумбе и выросли.
   Сердце негодное ждёт пересадки.
   Ждёт соответствия крови и случая,
   что жизнь окончит свою бесшабашную.
   пьяное тело. Больному-то лучше бы
   как можно раньше: слабо сердце, страшно.
   Мир сумасшедший. Когда был нормальным?
   Ищет виновных полиция города,
   снова: убиты, испуганы, ранены,
   стены с асфальтом заляпаны горем…
   …Кланяются анемоны с горчицею:
   грохнуло рядышком,а пока
   тишь, благоденствие, как говорится,
   разлито в воздухе. Эта строка
   будет дописана? Неизвестно.
   Перешептываются органы:
   может, сейчас поискать себе место
   в теле, для жизни другой созданном?
   Ёкает сердце или сердится?
   Дикий Восток или дикий Запад?
   Сердце – в печёнках от страха. До смерти-то
   сколько мгновений? И чьим слезам капать?
   Сидя на лавке, смотрю на ирисы.
   А цветы на меня – с отвращением.
   Ведь они из земли повылезли –
   на могилу. Просить прощение.
   
   Весна 2002
   
   ***
   
   Подсознания тёмный шар
   покатился, меняя формы,
   беспорядок устроив полный
   в мире, где только что лежал.
   Подсознания тёмный шар
   растолкал всё магом зигзага:
   Тора побоку, святцы сзади –
   он летел и уничтожал.
   Подсознания тёмный шар
   перекраивал на день вечер,
   пустоту оставляя .Нечем
   воле биться, чем унижал.
   Тёмный шар – сколько можешь быть?
   Я себя почувствовал воблой
   наизнанку.Хотелось воздух
   где-то взять, проснуться и всплыть.
   Что мешаешь мне, тёмный шар,
   всплыть, ко дну, обняв плотно, давишь?
   Знаешь, я ведь не твой товарищ,
   подсознанье – не мой бульвар!
   Тёмный шар, подсознанья лисс,
   злобно скалился. Куцый хвостик
   показал, забежавши в гости,
   исчертив ночью белый лист.
   Что случилось?Не явь, не сон –
   и лисицы, и шар, и святцы…
   Как теперь во всём разобраться,
   воссоздать знакомый закон?
   
   24 января 2003
   
   ***
   
   Родственники послушные наши,
   тени – вы же с нами повсюду,
   сторожевою собакой башен.
   Вас не слышно, как бой посуды,
   случаем павшей. Вы не устали
   следовать нашим шагам и свойствам
   от порога до самой дали,
   лишь бы свет ярче?Да и на кой вам
   эти двуногие? Тень и тема
   просто соседи, полслова каждый.
   Тень усохшая – тема скелета,
   корни – победный язык Эллады.
   Тени двуногих – родичи близкие,
   все, как один, серого цвета:
   всякий индус, любой на идише,
   да и прочие с Нового Света.
   Что не найдут языка-то общего,
   серого? Или язык силуэта
   лучше просто создания божьего?
   Или – недостаточно света?
   Тайна тут явная. Мечутся тени,
   ищут себе на земле оправдание…
   В этом нет и тени сомнения,
   как и что-то понять – желания.
   
   18 февраля 2003
   
   ***
   
   Стоит батарея букетов на праздник
   салютами вверх и готовая к бою,
   в траву б их вернуть, повести за собою
   гулять от веяний чужих и заразных.
   Ещё не придумал, что с думами делать
   ответными.Бегать, доказывать что-то
   забытоневнятное? Как дон Кихота
   прогнать из сознания пыльного следа?
   Породу событий упорною драгой,
   учась, промываю. Песок унижений,
   набросанный глоткой газетною женщин
   в пылу убеждений, не конченных дракой,
   вполне по-марксистки, ссыпаю в отвалы.
   Локаторы-уши работать устали:
   из тонн обвинений – грамм двадцать слов.Та ли
   назад лет семнадцать мне так отвечала?
   Уставший – на травку. Придавленный венчик
   яснотки пытается встать из-под туфли.
   Не вечны слова. Обещанья протухли:
   не дёргать за нервы мужчин, как и женщин –
   не репка же! То ли разумный татарник:
   колючки – не трогай!- несёт оборону,
   но слово каблук свой обрушит бетонный –
   и смята душа, беззащитный напарник.
   
   9 марта 2003
   
   ***
   
   Француз один с бутылкой «Каберне»,
   магистер всех наук с вином под мышкой,
   в ударе был – внушал мне, как мальчишке,
   все пользы красных вин.В моём окне
   виднелся парк.Застёжкой анемон
   украсил одеяло из горчицы
   цветущей.Мой французский винный рыцарь
   звенел фужером «Каберне». И он
   не замечал картину за окном,
   весь поглощён закатными глазами
   в восторге вкуса.Изменялись камни,
   краснела кожа, захмелел синдром.
   Поблекла этикетка «Каберне»,
   сдул буквы бриз, гулявший по страницам
   вершины гор,измазанных горчицей,
   заплавали в разбавленном вине.
   Заснувшие французские глаза Заснувшие французские глаза
   смотрели сон с той стороны.А запах во сне гуляли медленно.Ресницы
   луны в поляне загустел.И плакал лишь подпирали воздух.Пьяный рыцарь
   апрель росистый, стоя на часах. стоял во сне нетвёрдо на часах.
   
   16 июня 2003
   
   ***
   
   Обезьяна таскает из углей каштаны.
   Как таскать обезьяне не сметь?
   Ведь живая! Ожог, спотыкнётся, устанет –
   по уставу положено: смерть.
   Но каштаны – не ей!Запах мёда акаций
   не скотине…Она ощущать собралась?
   Дело дельное – денег, и мёда, и акций,
   если липнет к рукам – значит грязь.
   Значит, жить нам без грязи в руках невозможно,
   кушать хочется – это природный изъян,
   а с огнём научиться играть осторожно –
   участь всех дрессированных обезьян.
   Обезьяна таскает каштаны из углей,
   их хозяин всегда позволяет смотреть
   на каштаны, акаций мёд, праздники, будни –
   а ленивым положена плеть…
   Обезьян для тасканья каштанов из углей
   где взять? Мне – уж слабо, и мозги набекрень:
   боль чужую – не жалко.Мгновенно забуду:
   с глаз долой – с сердца вон. Думать лень.
   Май 2003
   
   * с.+ноб. = sine nobilis (латынь)=без знатности, незначительный.
   
   __Славянская азбука__
   
   Гости, вбивайте гвозди
   лбами своими в стол,
   пейте, пока не поздно!
   Чувствуете ли пол,
   что не качнёт фужеры?
   Вверх, славословье, вверх!
   Нету у трезвых веры –
   жизни есть фейерверк.
   Славься, купец надежды,
   вкус – он улыбкой врёт,
   сытость – за яйца держит:
   спиноязыкий кот.
   Сонм беспробудных буден
   кормит.Не в бровь, а в глаз
   сон, как похмелье, труден:
   Аз, Буки,Веди.Аз…
   Что мне наркоз событий,
   что мне орбиты снов?
   Крутится шар открытий.
   Счастье – он чей улов?
   Бейте, вина фонтаны,
   пеньтесь!(В который раз…)
   Чьи-то скрытые планы
   завтра – азбука. Аз…
   Где под луной поляна
   та, что под дёрном – соль
   всей земли? Роюсь в яме:
   Веди, Добро,Глаголь…
   Конец октября 2003
   
   ___Памяти 1-й тетради: ей уже 21 год___
   Души своей Белерофонт,
   я задушил в себе Химеру,
   с которой жил, приняв на веру
   соседки тыл.Мой пыл и фронт
   пытались овладеть мечтой,
   загадкой шрифта звучных логик,
   ведущих на Парнас немногих
   кто не в ладу с самим собой.
   Вдогон герой безумный!Ярость,
   как бороды торчащий меч,
   смела несмелость прежних встреч,
   презреньем заменив усталость.
   И прискакал седой Пегас...
   Я шпоры дал.Расправив крылья,
   на сутки конь и рыцарь взмыли,
   но – груз упал, погнув каркас
   души. Устав на время славить
   в сердцах прорвавшийся огонь,
   стряхнул на землю жжёный конь
   нагрузку. А тетрадь – на память.
   Герой затих,забился в тень,
   вино пьёт.Греческий алфавит
   по мере сил негромко славит,
   от древа жизни – только пень.
   
   29.5.04
   
   ___ОДА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ___
   На клочке земли, которая
   оказалась Риму – срамом,
   на окраине истории
   то есть в сердце её самом,
   затерявшаяся где-то там
   на краю востока ближнего,
   пёстро затканная ветошью
   магов, богохулов, книжников,
   сжата аппетитной вафлею
   мост в долготном направлении
   компасом на север с Африки –
   впрочем, это только мнение,
   встречного лаская каждого –
   не обещанный Тот Самый ли?-
   прославляясь к правде жаждою
   и давидовыми псалмами,
   где на Господа надеются
   при его – где он?- отсутствии,
   а с врагами красна девица
   справится и не оступится,
   в месте, где из-за воды – война,
   молоком течёт ли, мёдом ли,
   где журавль с верёвкой – жизнь до дна,
   а ведро дороже золота,
   погоняемая временем,
   изречением пророческим,
   познакомилась ты с теми ли
   царство чьё вовек не кончится?
   Откровение земли когда
   у пергамента стыкуется
   с чудом – нет проблемы возраста:
   скрой, песок, звон горней кузницы.
   Безразмерная чернильница
   писарей востока с западом –
   Иудея не обидится:
   хоть одну добавьте заповедь!
   Люди: рыцари крестовые,
   праведники полумесяца -
   что сказали миру нового,
   что из-за меня-то беситесь?
   Тут – другая арифметика,
   пленник, полистай Писание,
   результат: в тебе не встретились
   удивленье с покаянием?
   Январь – август 2004
   
   Тупик жизни – крюк: экспромтом,
   душа вмиг – одеждой, экс,
   наружу.Продажа оптом
   вещей – сыном, звали: Э.Г.С. *
   Зачем разрывать аорту,
   не проще ль – передавить?
   Безвыходность – игры с чёртом.
   Где ты, Ариадны нить,
   что из лабиринта смерти
   хозяйку - в нормальный свет?
   Упала звезда...Поверьте:
   нет просто на зиму – ед.
   Глянь: тлен Гениальной – в могиле,
   чем Моцарта не конец?
   Слова – что музыка. Или
   пусть царствует мелкий бес?
   Как всем остальным подпрыгнуть
   до этого потолка?
   Как грустно не знать –где кинуть
   горсть любящего песка?
   Изгойкой быть – некрасиво,
   все страсти - наружу, вне.
   -“Любите меня счастливой”!
   Странна?- “Как можете – НЕ?”
   Бездушие вместо петли
   задушит быстрей, верней...
   Что ахать – после! А нет ли
   в той смерти вины – моей?
   Все страсти её тетрадей,
   весь этой души пожар
   безнобелевской – не ладил
   с бытом! Эх, Божий дар...
   23.10.04
   
   *Э.Г.С.- Эфрон Георгий Сергеевич
   
   ***
   Стегая мерно по бокам весны,
   дождь набивал подстилку жирным лужам,
   что с воплем,как голодные коты,
   стекались в низкие места на ужин.
   Насытившаяся ими земля
   набухла от воды и от восторга,
   что избежала ледяного морга
   под носом осовевшим февраля.
   И,продолжая водяной концерт,
   коты и кошки на земле фигуры
   меняли.Бегали,как дураки и дуры,
   не ведая о собственном конце.
   Снимали шапки пыли черепа
   камней,честь отдавая лету,
   что за весною притаилось где-то.
   Судьба для них – известная тропа.
   
   Февраль 2000
   
   ***
   
   Пахнет кострами, спалёнными в полдень,
   память качается на веловолнах
   в такт колесу.Мне лет восемь, не больше,
   (Шма Исраэль) я не знаю.(Наш Отче)
   тоже услышу не скоро.Я молча
   между могил пробираюсь.Стрекочат­
   только сверчки.На бугре, в церкви – служба,
   тайна влечёт, крайне важная нужность.
   Гроб, человек? – вопросительный знак.
   Вот, отпевают…А смерть – это как?..
   
   7.1999-10.2000-7.200­3­
   
   ___Аппиева дорога___
   
   Отростком от стены Аврелиана,
   змеиной кожей извивая путь,
   пузырится до моря-океана
   дорога.Думал кто когда-нибудь,
   что понесёт она автомобили,
   как некогда вела рабов,войска,
   повозки?Распинали, били
   всех неугодных Риму,Спартака.
   Налево тень Цецилии Метеллы,
   тех самых дней родимое пятно,
   когда плебс Рима пьяный, значит – смелый,
   влеком был на борьбу с сенатом.Но
   пройдут года,святые Пётр и Павел
   придут с востока, в глотках – Благовесть,
   по этой же дороге.Кто направил
   их в путь смертельнознаменитый­?Здесь,­
   направо, христиане катакомбы
   отроют и погибнут…Сколько лет!
   Иду,читаю:лица, даты…- бомбы!
   Покоя, как и тротуаров, нет.
   
   17 марта 2001
   
   __Бытовой антисемитизм___
   
   Цвет небес – и описывать нечего.
   Старый март надувал паруса.
   Время суток-меж утром и вечером.
   Пересёкший дорогу пруссак
   торопился проветриться,утканны­й­
   шестиножьем с усами, в навоз –
   там микробы с нечуткими чувствами,
   прекратив бестолковый митоз,
   взяли тремп минилап макроусого,
   встречу лета верхом посмотреть.
   Ёлки-палки жизнь!Вспомнилось: пусто там,
   мне осталась,к тому же, лишь треть.
   Вижу цвет,даже чувствую запахи,
   всё – из прошлого.Память блестит:
   заискрилаль всей рыбою Астрахань,
   через рельсы – Серёга-бандит.
   Жив ещё?Или в яме мтикробами
   он ограблен, раздет до костей?
   Пруссаки меня в детстве не трогали.
   Он – ударил за то,что еврей…
   
   8 апреля 2001
   
   ___Северовосточный угол Анатолии___
   
   Странные земли.И что в них хорошего?
   В Карсе мёд с мясом – как у соседей.
   Кости в могилах быльём припорошены –
   некому помнить, что было намедни…
   Сколько тут вывезли – сена и хлеба-то?
   Чей пот качественней турецкого?
   Что вытекает из прошлого этого,
   кроме орехов,зовущихся грецкими?
   Крем облаков заслонил мироздание,
   видны фундаменты, как наваждение…
   В книгах армян «Было тут – убивание»,
   в книгах турецких –«Освобождение».
   …Дождь каждый день, воды чёрт знает сколько,
   саблей сечёт водопада поток,
   брея поморья лесистые щёки,
   горных цепочек морщинистый лоб.
   Чёрному морю волнами баюкать
   памяти душу и почью, и днём,
   грекам с бессонницей – крестные муки.
   Как победителю дать их внаём?
   Старый орех с единичными листьями,
   память продуплена,горем раздета,
   учит гортанные песни с молитвами
   у молодого ещё минарета.
   
   16 февраля 2002
   
   ___Вид на декабрь___
   
   Гора напротив, ватные штаны
   сняв облаков, аквамарин небесный
   размазала по склонам тишины –
   на продолженье утра. Солнца песни
   всё разбудили.Полудрёмны­й­ час
   хотел остановиться, растерявшись
   от красоты. Тумана белый вальс
   стекал во тьмы невидимые чаши.
   Лягушки зеленеющих кустов,
   попрятавшись под стельками ватина,
   десант-парашютистами­ из снов
   пленили явь. Неровная равнина
   и паутина серебристых троп,
   опутывая мили зоопарка,
   поймали дичь, показывая, что
   так радует: всю шкуру леопарда.
   Гудит, пары пуская, теплоход
   пугающими хрипами Ла Манша.
   Три тыщи километров на восток
   разделись горы Иудеи. Наше…
   
   18 декабря 2002
   
   ____МАСЛИНА___
   
   2-я годовщина кончины матери
   
   (почти парафраз стихотворения М.Цветаевой)
   
   Растёт, наклонясь ветвями
   к земле, а под нею – дед,
   отец мой, и, рядом, к маме:
   там спрятан конец их бед,
   любви, ссор, надежд, желаний...
   Маслина растёт в ответ
   смертям.Её кормят камни
   могилы? На небе – след
   слезы чернеющей – горше,
   горючей нет в мире. Вниз:
   поклон быть не может большим
   примера маслин. Нагнись,
   плоды собери: плоть это
   ушедших – поешь, живи.
   Оливки - глазами деда,
   глядящие из земли...
   Маслина грустила вместе
   со мной, голова – долой.
   Что это за звуки? Песня?
   Моя? Вот вернусь домой,
   где можно погладить память:
   теплеет, на фото – дед.
   Маслины падают в камни,
   их горше, горючей – нет...
   
   30.10.04
   
   
   Гостевая книга
Моисей Бельферман[03.08.2005 22:18:15]
   Верно, это руководство полезно для поэтов.
    Но как поступать в таком случае? Еще в студенческие годы знал одного: "поэтически мыслил". Все подряд - "чесал" в рифму. Но мысли у него - банальные. Данное явление называю - поэтической шизофренией.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта