Мудрое слово Моисея. Форум фанклуба. | «Автор интуитивно ищет свой путь». Творческое интервью Президента Западноевропейского Объединения МСП «НС», Секретаря МСП НС глубокоуважаемой госпожи Инги ПИДЕВИЧ Инга Пидевич Сайт: E-mail: pidevich@mail.ru Москвичка, доктор медицинских наук. Соавтор (вместе с покойным мужем) книги "Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода". С 1998 года живу в Германии, там начала писать стихи и рассказы. Публиковалась в журналах, альманахах, антологиях в России, Украине, Латвии, Германии. Автор четырёх сборников стихов. Призёр Международного конкурса "Пушкинская лира"(Нью-Йорк) 2003,2004,2006 годов, лауреат конкурса поэтов Северного региона в Гамбурге, призёр Международного турнира поэтов в Дюссельдорфе 2005 и 2006 годов, лауреат того же турнира 2007 года. На портале с декабря 2005 года. Моя новая книга стихов "Шкатулка" продаётся в Москве "У Сытина", в Интернете в "Озон", "KnigaNaDom", "Зона ИКС"(подробнее см. в Googlе на фамилию Пидевич). Часть первая. ФанК В своих рецензиях Вы очень строги: к каждой рифме, слову, катрену. Вы считаете: только требовательный наставник может научить полезному - мыслящего творца? И.П. Я не могу разбирать тексты с позиций «наставника». Делюсь своими впечатлениями, очень небольшим поэтическим опытом (пишу стихи всего 10 лет), советую, как бы посоветовала себе. ФанК "Стихотворение надо дорабатывать. Уже заложенные в нём чувства при этом несложно сохранить". Эмоции, интуицию потока поэзии необходимо дополнять "техникой доработки"? И.П.Думаю, что знание техники необходимо. Все большие поэты прошли хорошую школу техники стихосложения. Потом они могли заниматься новаторством. Чем талантливее поэт, тем в большей мере он опирается на интуитивное чувство ритма, рифмы. Одни безошибочно на слух улавливают лишнюю стопу, другим приходится проверять написанное, считая стопы. Коль скоро в моём отзыве речь шла о «доработке», текст был не безупречен технически, и автору работа над техникой нужна. Сама я не гуманитарий по образованию, знакомство с литературой по стихосложению было мне очень полезно. ФанК "Стихотворение лиричное, очень женское по характеру эмоций. Оно написано относительно редко употребляемым шестистопным ямбом и показывает, что этот размер может быть и выразительным, и гибким, и ёмким. Он хорошо подходит для рассуждений, при которых мысли не вытесняют чувства". И рядом Вы указываете на... Вы чувствуете себя почти соавтором произведения - выливаете благородство для достижения совершенства? И.П.Я бы не называла это «благородством». Но без желания обратить внимание на удачное, поднять его на щит и одновременно подсказать, что, с твоей точки зрения, желательно улучшить, не стоит писать рецензии. А учитывать ли мнение рецензента, решать автору. В любом случае автору стоит подумать, почему рецензента резануло то или иное место текста. ФанК "Лиричное, тонкое, красивое стихотворение. Трёхстопный анапест подчёркивает здесь неторопливую задумчивость золотой осени и зарождающихся чувств. Удачно, точно подобраны слова и звуки, хороши аллитерации". И снова Вы не ограничиваетесь констатацией ощущений - даете автору полезное направление совершенствования. Только так Вы видите роль серьезного рецензента? И.П. Да. ФанК Из рецензии: "Стихотворение грустное и красивое... Именно грусти, а не свежей боли соответствуют размеренный, повествовательный трёхстопный анапест, последовательное, плавное чередование женских и мужских рифм, отсутствие рифм "плачущих" - дактилических". И в своем поэтическом и литературном творчестве Вы можете помотреть на себя со стороны - с позиции доброжелательного, но строгого критика? И.П. ... Стараюсь по прошествии времени смотреть на свои стихи со стороны. Как я уже говорила, я начала писать стихи очень поздно. Писала «душевно». Но технически очень слабо. По мере накопления опыта старалась переработать свои первые творения. Иногда удавалось придать им технически пристойную форму и при этом не засушить. Иногда, не удавалось, и я излагала сказанное, если оно было для меня очень важным, в новых стихах или прозе. ФанК "Читаю стихотворение и чувствую Вашу непроходящую боль. Даже не хочется разбирать, с помощью каких поэтических приёмов вы её передаёте". Вы вроде мысленно готовы написать нечто подобное - с позиции собственного таланта и жизненного опыта? И.П. Иногда, да. ФанК "Понравилось! Очень хорошо передан азарт освоения новых дорог, молодой (вне зависимости от возраста) дух первопроходцев". Вы всегда доброжелательны? Или все же больше уважительны - к работам талантливым? И.П. От талантливых работ я просто получаю наслаждение. ФанК "Удивительные у Вас стихи... Вы можете писать от имени мужчины, женщины, даже лошади! И всегда страстно, убедительно. Ваши рифмы, пронизывающие весь текст насквозь метафоры настолько точны и соответствуют смыслу, что никогда от него не отвлекают, не рождают ощущения привнесённых ради красоты. Всё органично и уместно. Для меня, человека мало сведущего в поэзии, это откровеннее - Ваши открытия. А без знания имени автора - Вы сделаете столь же категорические утверждения? И.П. Фамилия автора важна, чтобы глубже понять текст, если знаешь обстоятельства жизни данного человека, для выбора приемлемого для данного автора стиля общения. Но фамилия маститого автора не основание не замечать огрехов его произведения. ФанК. "Тяжёлый, но очень хорошо написанный рассказ. Он пронизан неприятием несправедливости современной российской действительности. У меня как у врача есть, однако, замечание: от лёгочного кровотечения обычно умирают не в миг". Как Вам, достигшей больших высот в медицине, помогает опыт в творческой литературной работе? И.П. Медицинская практика помогает лучше узнать жизнь, человека, попавшего в экстремальную ситуацию тяжёлой болезни. Биология, которой я посвятила много лет, порождает восторг перед мудростью Природы. Занятие наукой учит постигать новое, что весьма полезно при смене деятельности, в том числе попытке перейти от науки к литературе. Согласитесь, весьма не просто решиться начать писать и печатать стихи в 66 лет! Но в научном опыте есть и минусы: опасность, что рациональное затмит в стихах эмоциональное. ФанК "Вы можете хорошо, своеобразно писать. Степень этого своеобразия иногда кажется мне чрезмерной, не всегда оправданной, но не в этом стихотворении. Писать Вам, конечно, надо, учится технике, не теряя своего пути". Вы обнаруживаете личный почерк автора и советуете без назидательства. И.П. С советами начинающим стоит быть очень осторожным. Автор интуитивно ищет свой путь. Его подсознание несёт информацию о потенциальных возможностях, толкает вперёд. А рецензент не имеет об этих потенциальных возможностях ни малейшего понятия. А потом удивляется: надо же, а я и не думал, что этот сочинитель и впрямь поэт! ФанК "Очень остроумный способ написать сонет, объединяющий черты английской и французской рифмовки. Отлично написано, с изюминкой!" Вы, как я понимаю, универсально освоили национальные техники стихосложения? И.П. Сонеты – твердая форма, в которой итальянский, французский и английский варианты имеют свои, закреплённые традицией правила. В разбираемом случае сочетание стилей оправдано содержанием сонета. ФанК Глубокоуважаемая Инга ПИДЕВИЧ ЧАСТО ЗНАЕТ о НАС ВСЕХ и КАЖДОМ КОНКРЕТНО ЧЕЛОВЕКЕ, ТВОРЦЕ НЕЧТО – НАМ НЕВЕДОМОЕ. ЕЕ УРАВНОВЕШЕННАЯ РЕЧЬ, КАЖДОЕ СЛОВО ВЫЗЫВАЮТ УВАЖЕНИЕ, ТРЕБЮТ ВНИМАНИЯ. |
|
|