Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Интернет-конкурс Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Нейман
Объем: 6951 [ символов ]
Тётушка
Мне хорошо известно это упрямство памяти. Позже она согласится и начнет перелистывать для меня именно те воспоминания, которые я прошу. Но всегда, любое воспоминание о Тетушке, она упрямо будет начинать с одной и той же страницы.
 
... Нечаянный солнечный луч, прорвавшийся сквозь прореху в облаках и помытые вчерашним дождем стекла, подсвечивает невесомые пылинки, осторожно ощупывает черную африканскую маску, висящую на стене, и новые, но от рождения линялые обои под ней.
Тетушка мечется по комнате, иногда пересекая этот луч, и тогда задетые ею пылинки вихрем закручиваются позади нее и не успевают упасть. Длинный, любимый вишневый халат, подпихиваемый изнутри коленками, иногда, от очень крепкого пинка, распахивается, обнажая толстые и теплые чулки и мягкие домашники. В правой руке у нее телефонная трубка, многожды клееная и перевязанная липкой лентой ("Нет, не смей! Я не хочу другой аппарат! Он счастливый! Это когда мама заболела и я уже потеряла надежду, вдруг ночью зазвонил телефон, я подняла трубку и спросонья уронила, и разбила ее. А маме в ту же ночь стало легче…), а в левой телефонный аппарат цвета слоновой кости. За телефоном длинной, не очень чистой белой змеей, вьется по полу телефонный шнур. Скрученный в мелкие кудряшки, точно такие же, как волосы Тетушки. Правда, они черные и очень густые. Своей тяжеловесной роскошью откидывающие ее голову назад и придающие ей слегка высокомерный вид. Да она такова и есть. Ершистая и колючая для чужих, фыркающая на каждое проявление хамства, реальное, или просто почудившееся ей, и бросающаяся на помощь своим. Бескорыстно спасающая и оберегающая их от всех бед, хотя они об этом порой и не ведают. Потому что некоторые напасти только мнятся ей, но борется она с ними еще истовее, чем с настоящими.
 
"Маска должна висеть абсолютно вертикально. Ты проверил хорошо, гвозди не выпадут? Потому что один раз она даже не упала, а просто съехала с места (понижая голос до трагического шепота) и ... и Валюша поломала ногу в этот день".
 
" Это моя ваза. В ней моя жизнь. Я уже не говорю о том, что это редчайший хрусталь (на донышке приклеена трудночитаемая бумажка с надписью "1-й сорт"). Ты видишь, она мутная тут, внизу. Когда совсем помутнеет (трагический шепот и слезы в глазах)... я... умру..."
 
"Завтра у Этьки день рождения. А я все равно должна приготовить ей фальшивого зайца, как каждый год, ну и пусть, что она сейчас в Прибалтике. Иначе не сбудется, то, что я ей загадала. Уже фарш купила, видишь? Не просто фарш. Я еще ребятам в кулинарии на бутылку дала, чтоб фарш был хорошим (фарш к вечеру безнадежно позеленел).
 
"Боже мой, боже мой... Я тебе точно говорю, эти мои соседи подобрали ключ к дверям и лазают по дому, когда меня нет. Видишь - во флакончике кончились духи. Вчера еще он был полный. (Уже неделю пузырек с открученной крышечкой лежал на боку, демонстрируя всем пустоту внутри). А это Юлькин подарок, и пока в нем есть духи, то у нее все будет хорошо".
 
Сейчас она, щелкая телефонным шнуром по полу при разворотах, защищает дочь подруги от зловещего подлеца, по несчастью одновременно приходящегося ей отцом, и не считающего возможным отпустить ребенка в пионерлагерь на юге.
 
Щелчок, второй, третий… и незаметно начинает казаться, что вроде даже уже не щелчки это, а звонки. Первый, второй, последний, третий. И ленинградская окраинная "распашонка" послушно раздалась, женственно округлилась и превратилась в маааленькую такую сцену театра одного актера и немногих зрителей.
Ликующий свет неведомо откуда возникшей рампы, примчался к ней, высветил ее. Изящество, строгость и беспощадность стоит на сцене. Но все это ничто, утлые джонки на гребне великого вала СПРАВЕДЛИВОСТИ, зародившегося в ней. Сейчас она вершительница и властительница судеб, советчица и сопереживательница. Она гневается, сочувствует, помогает определить основные направления боевых действий и отвода войск, уговаривает быть жестче, но не терять осмотрительности. Она говорит, то почти взлетая на высокие регистры крика, то опускаясь на тихий и убедительный шепот. И ей невозможно противостоять. Зрители становятся соучастниками действа.
Точно так же, как и во время длинных и невероятно увлекательных экскурсий с ней по Ленинграду и его окрестностям. С ней не очень уютно ходить, потому что на фоне холодной сдержанности и северной отстраненности, ее горячность и стремление везде свой монолог превратить в маленький спектакль, привлекает внимание. Люди останавливаются, и, приняв незаинтересованный вид, начинают прислушиваться к ее рассказу. А послушать есть что. Кажется, что она знает каждый дом в этом, любимом ею, городе. Она может часами рассказывать об истории его создания, архитекторах, людях. Придумывая (а может и нет?) сотни милых и смешных примет, связанных с этим таинственным городом.
 
С ней ужасно интересно ходить по Эрмитажу. Она ведет своим маршрутом, рассказывая о художниках, растолковывая мне, малограмотному студенту, сюжеты великих полотен. Иногда, вдруг, фыркая, уводит меня в сторону, и говорит, чтобы я тут же забыл то, что нечаянно услышал от какого-то экскурсовода, ведшего, судя по одеждам и говору, явно каких-то южных провинциалов, и тут же излагает свою версию.
 
А вечером после театра, куда она, воспользовавшись своими таинственными связями в театральном мире, достала билеты, и совсем не думая о том, что моя бедная голова просто разрывается от избытка информации, будет рассказывать театральные сплетни.
 
Но это было вчера. Или будет завтра. А сегодня она на сцене в тунике Фемиды, незаметно сменившей домашний халат, с телефонной трубкой в руке, вершит судьбы ближних своих. И поняв, ощутив свою причастность, разделив горечь и боль собеседника, наделив его ощущением неодинокости в этом мире, отходит на задний план, небрежно швырнув многострадальную трубку на аппарат.
 
Аппарат жалобно тренькает и невидимые прожектора, подвластные этому звуку, начинают медленно гаснуть. Зрительный зал поднимается, кашляя, хлопая стульями и переговариваясь, поворачивается задом к сцене, забыв про аплодисменты. И шаркает ногами, плетясь к выходу. С каждым шагом забывая ее. А она остается одна, в полумраке гаснущей рампы, с еще протянутыми к людям руками. Зал пустеет. Руки потеряно опускаются, застывают в бессильной неподвижности, она зябко поводит плечами… и возвращается все - застиранный халат, книжный шкаф, забитый книгами, диван, покрытый плешивым ковром (Выкинуть? Ты что, обалдел? Это же настоящий персидский ковер начала прошлого века. Ему цены нет...) и неопределимая тоска неухоженной квартирки…
 
Она ставит заезженную пластинку Окуджавы на древний и кашляющий проигрыватель, подходит к неразложенному дивану, садится, потеряно обняв саму себя, и склоняет голову на плечо. Два лица обращены к музыке - черное, деревянное, с пустыми глазницами и белое, уставшее, в ворохе непокорных волос, с гаснущими глазами, привыкающими к грустному переходу от совсем недавней востребованности к всегдашней постылой свободе одиночества.
Copyright: Михаил Нейман, 2006
Свидетельство о публикации №90305
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.05.2006 10:52

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лара Галль[ 22.06.2006 ]
   Хорошо. ПРосто хорошо.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта