Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Изюминка
Объем: 20741 [ символов ]
Национальный вопрос в России
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………….
1. Межнациональные проблемы и пути их решения………………………..
2. Определение нации. Национальные интересы…………………………..
 
3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Анализ законодательства Российской Федерации в решении межнациональных проблем…………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………………………………….
 
Введение
 
История развития межнациональных отношений в Российском государстве имеет сложную и противоречивую структуру. С древних времен люди стремились объединять свои усилия для создания более сильного общественного устройства, по принципу “В единстве – сила”. Но события последних десятилетий показывает, как многие не хотят, преследуя свои корыстные цели, становлению сильного государственного образования – России. Сложности возникают из-за того, что созданная ранее инфраструктура функционирования государства имела ряд недостатков. Но сегодня после распада многонационального государства, нетерпимость руководства ряда стран к проживающим лицам иного этнокультурного наследия (объявление их не гражданами), разжигание (искусственное) розни, вплоть до физического истребления наций.
Национальный вопрос следует рассматривать в системе. Так как возникновение проблем в одной сфере, всегда затрагивает и мешает полноценно функционировать другим сферам человеческой деятельности в государстве. Следует учитывать и территориальные интересы, социально-экономическое развитие, политические пристрастия в настоящий момент времени, уровень образования, рассмотрение влияния СМИ на массы (часто видим представление негативной информации, способствующей расцвету ненависти к осуждаемым лицам) и многое другое.
В настоящей работе, мне хотелось показать теоретические представление по ряду вопросов межнационального характера, анализ национальных интересов, краткий обзор законодательства Российской Федерации по регламентированию правовых отношений в сфере национального вопроса.
 
1. Межнациональные проблемы и пути их решения
Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьбу с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего, национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др.
Проявление национализма в постсоветском пространстве наблюдаются в разных формах: от устремлений, осуществляемых парламентским путем, до агрессивных насильственных действий. Национализм еще длительное время будет подпитываться обидами за былое – сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории, стереотип “наказанных” народов. Национализм может питаться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти.
Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в России – одна из актуальных проблем современности. До настоящего времени не получили серьезной разработки вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений в российской государственности в целом. Сегодня остаются реальностью сложные межнациональные отношения. Они порождают новые проблемы, требующие своего разрешения. Демократизация федеративных отношений обнажила извращенное проявление национальных чувств, сопровождающихся в ряде случаев дискриминацией граждан Российской Федерации по национальному признаку. Ярким примером этого является требование знания национального языка при реализации пассивного избирательного права по выборам в представительные органы государственной власти, установленное законодательством отдельных субъектов Российской Федерации.
Также проблемы в правовом предписании, которые дают основу для самого разнообразного толкования. Например, не указание национальной принадлежности в новом паспорте гражданина Российской Федерации лицами каждой национальности может быть расценено по-своему. Кто-то скажет, что это способ ассимиляции с русскими и он приведет к ликвидации его национальности и как ограничение его конституционного права, учитывая, что ст. 26 Конституции РФ предоставляет право каждому определять и указывать свою национальную принадлежность.
Демократизация в области национальных отношений предполагает не только расширение прав субъектов федерации, децентрализацию федеральной власти, но и фактическое равноправие нации, включая и право на самоопределение в форме государства или государственного образования в рамках федерации, или отделения и образования самостоятельного независимого государства. Государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.
Демократические процессы в области межнациональных отношений должны осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Было бы ошибочным рассматривать всплеск национальных проблем в нашей стране как издержки переходного периода, как временное явление. Опыт развития современных обществ, в том числе и зарубежных, показывает, что национальный аспект – постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах. Национальные интересы присутствуют в любом регионе и в зависимости от своей направленности, содержания способны сыграть как конструктивную, так и деструктивную роль в жизни общества. Отсюда – необходимость постоянного изучения государственными органами национальных интересов, учет их специфики как на общегосударственном уровне, так и на уровне традиционно бытовых форм реализации. Все значимые для жизни народов России национальные интересы должны находить отражение в национальной политике государства, необходимо обеспечить баланс этих интересов, учитывать их изменения на конкретных этапах развития российской государственности.
 
2. Определение нации. Национальные интересы
Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся общность, обладающая собственным языком, традициями, нормами поведения и системой этнических ценностей.
Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название – собственное имя (этноним) и самосознание. (Еникеев М.И. Социальная психология, с. 104, 2001).
В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надиндивидуальные явления. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые особенности поведения. (Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа, с. 299-300, 2001).
Национальные интересы:
-необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык, противодействовать физическому исчезновению народа, стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития.
-не отгораживаться от других наций и народов. Существует два основных направления в развитии наций: дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т.д. Эту тенденцию называют национальной. Вторая тенденция (интернациональная) ведет к расширению связей между различными нациями, развитию общения в сфере культуры, углублению экономических, политических, гражданских отношений.
Национальное равноправие – конституционный принцип, означающий: равноправие граждан одного государства независимо от национальности, а также равенство прав человека независимо от национальности; равенство прав национальных общностей в конкретном государстве.
 
3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Анализ законодательства Российской Федерации в решении межнациональных проблем
(Концепция утверждена Указом Президента РФ от 15.06.1996г. № 909) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений.
Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции,, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.
Основными целями государственной национальной политики являются: обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочнения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и признания его высшей ценностью.
Основными задачами являются: в политической и государственно-правовой сфере (формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений, создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений и др.); в социально-экономической сфере (реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности и др.); в духовной сфере: (формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма, укрепление и усовершенствование национальной образовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа и др.); в области внешней политики (содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах и др.)
Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия.
Федеральный закон Российской Федерации “О национально-культурной автономии” № 74-ФЗ от 17.06.1996г. Национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Принципами функционирования национально-культурных автономий являются: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.
Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований Российской Федерации.
Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.
Структура управления должна строиться с учетом основополагающих функций национальной политики, таких как:
-функция целеполагания, которая состоит в формировании общенациональной идеи, идеологии государственного управления в полиэтническом сообществе, выработке программ деятельности, направленных на гармонизацию национальных отношений в государстве;
-координирующая функция, направленная на координацию деятельности социальных и политических институтов, общественных групп,, национальных организаций и движений, групп населения и так далее;
-функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей;
-функция разрешения межнациональных противоречий, выработка эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов;
-прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране и регионе;
-функция социализации, воспитания людей в духе интернационализма, толерантности, уважения национального достоинства каждого, демократической культуры межнационального общения, непримиримости к проявлениям национализма и шовинизма.
Конституцией Российской Федерации право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества отнесено к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В ст. 68 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В российской Федерации приняты ряд законов в рассматриваемой области, в частности Закон “О языках народов Российской Федерации”, Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральный закон “О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации” пример в данном Законе установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе, в частности, сохранять и развивать родные языки, получать т распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации.
Демократия этнократична, а этнократия демократична, по мнению Янга. С одной стороны, “Демократическая (минимальная) этнократия не нуждается в правовом неравенстве, напротив, она опирается на правовое равенство людей, существенно неравных лишь в одном отношении – этнически-языковом”. С другой стороны, демократия предполагает равенство граждан, однако не все граждане имеют равные права в одном чрезвычайно существенном отношении -–а именно, языковом: у языковых (т.е. этнических) меньшинств есть все права, кроме права быть понятыми. “Поскольку в государстве не может быть нескольких господствующих языков, указывает Ян, - любая демократия – это всегда еще и этнократия, господство одной этнонации над собой и – одновременно – над этническими и национальными меньшинствами” (Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие?// Политические исследования, 1996 № 1, с. 45, 37).
Демократия – это институционализированная форма социального конфликта, она по своему содержанию предполагает политическую борьбу социальных групп и индивидов, поэтому для того, чтобы борющиеся группы были в состоянии сохранить общность, а не разорвали ее в ходе этой борьбы, им необходим базовый консенсус, функцию которого и исполняет этнокультурное единство, имеющее этноцентрическую социопсихологическую основу и семантизирующееся в национальном дискурсе. Общество способно существовать как целостность только в том случае, когда этническая и политическая плоскости, на которых размещаются противостоящие группы и страты, перпендикулярны друг другу (или, по крайней мере, между ними есть хоть какое-нибудь несовпадение, угол, зазор), если же они полностью совмещаются, ему не избежать распада. Терпимость к политическим противоречиям, политическому антагонизму социальных групп достигается за счет нетерпимости к противоречиям национальным, и наоборот (А.В. Шипилов “Демократия и толерантность” СОЦИС (Социологическое исследование) № 3 (251), 2005, с. 41
Также в Российской Федерации принят Федеральный закон от 24.05.1999г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Поддержка соотечественников направлена на различные области: (в сфере основных прав и свобод человека и гражданина: обеспечение своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных и др., в обеспечении своего права и равенство перед законом; (в экономической и социальных областях: содействие в создании совместных организаций, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику, гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях; (в области культуры, языка и образования: получение ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках, помощь культурным центрам, изучение культурного наследия соотечественников; (в области информации: пользование информацией на родных языках, создание средств информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами их проживания и др.).
Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
 
 
Заключение
 
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации остаются острыми проблемы, связанные с межнациональным регулированием, но которые решаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, с учетом развития международного права, конституционными принципами, росту сотрудничества со странами СНГ в области оптимального решения и представления всех заинтересованных сторон путем взаимных уступок и конструктивного подхода.
Как было сказано выше рассмотрение данного вопроса – комплексное. Должны быть отражены все сферы интересов наций в своем формировании и жизнедеятельности, с учетом того, чтобы предписания могли быть реализованы в жизни (реальная помощь, сотрудничество), а не оставались красивыми декларативными предписаниями на бумаге.
Национальный вопрос сложный и многогранный, требующий взаиного уважения сторон при ведении переговоров, терпимость, толерантность. Будем надееться, что государства не оставят попыток и в дальнейшей конструктивной работе в решении национального вопроса, с учетом исторического опыта, преломленного в современные условия.
 
Библиография
 
1. Конституция Российской Федерации – М.: Юрайт, 2000. – 65 с.
 
2. Асмолов А.Г.
Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
 
3. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: “Издательство ПРИОР”, 2001. – 160 с.
 
4. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.
 
5. Шипилов А.В. Демократия и толерантность// СОЦИС (Социологическое исследование). – 2005. - № 3. – С. 41.
 
6. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие?// Политические исследования. – 1996. - № 1. – С. 45, 37.
 
7. Концепция государственной национальной политики (Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996г. № 909; Федеральный закон от 17.06.1996г. № 74-ФЗ “О национально-культурной автономии”; Федеральный закон от 24.05.1999г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” (Справочно-правовая система “ГАРАНТ”).
Copyright: Изюминка, 2006
Свидетельство о публикации №78294
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 16.03.2006 15:27

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта