Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Лезинский
Объем: [ строк ]
« СЕРДЦЕ МОЕ В СЕВАСТОПОЛЕ ... »
Мастерская известного художника Леонида Владимировича Сойфертиса в самом центре столи¬цы , на улице Горького . Из окна мастерской , с высоты птичьего полета , виден огромный город . Тысячи людей проходят по широким улицам: спешат, торопятся , подгоняют время . Мы следим за движением бурной человеческой реки и , намагниченные воспоминаниями , отсчи¬тываем годы в обратную сторону . На рубеже « Севастополь 1941 - 1944 годы » останавливаемся . И останавливаемся надолго : художник Леонид Сойфертис весь в прошлом .
 
Старший лейтенант Леонид Сойфертис был в Севастополе в самые грозные дни , когда город полыхал в пожарищах и товарищи , с которыми он делился последним сухарем и затяжкой самокрутки , уходили в тот мир, откуда до сих пор не вернулся ни один...
 
- Я прошел длинный путь войны: видел поверженный Берлин, перебитые ноги коней на Бранденбургских воротах, пылающий рейхстаг, трупы в затопленной берлинской подземке... Но почему же, когда вдруг проснешься среди ночи , когда нахлынут воспоминания , в памяти всегда возникает Севастополь: улицы, заваленные камнем , перекрученные балки зданий и багровое небо над головой?..
- Может быть,— осторожно подсказываю я,— потому, что наш город был первым в вашей военной судьбе?.. Первое — это навсегда.
- Нет. До Севастополя была осажденная Одесса. Была. Но впервые в Севастополе я нашел свою тему . Честно говоря, я даже растерялся вначале, испугался , что не смогу ничего сделать , что было бы достойно защитников легендарного города. Мои первые рисунки появились еще в тридцатых годах , «мирные» рисунки , и я вроде был уже сформировавшийся художник...
 
Леонид Сойфертис приехал в Москву в 1930 году — ему тогда было девятнадцать лет. Но к этому времени он уже несколько лет печатал свои рисунки в харьковской газете «Комсомолец Украины». В Москве стал сотрудничать в «Комсомольской правде». Но вскоре, заметив у него ярко выраженную склонность к юмору и сатире , пригласили в журнал «Крокодил». Там он, как казалось самому художнику, и отыскал себя, свое творческое «я».
Однако это было не так : творческий диапазон не укладывался только в газетную сатирическую графику, и работа над станковым рисунком захватывала его все больше и больше.
 
Искусствоведы считают, что графический лист «Коляски» — лучшее из его ранних произведений. «Коляски» принесли художнику славу человека, умеющего одухотворять вещи , наделять их языком чувств , вкладывать в них душу.
« Мирный » Сойфертис показал нам и мелкого частника , торгующего мозольным пластырем у магазина обуви , и мясника ... уборщиц метрополитена и самих метростроевцев ...
 
- Когда началась война , меня направили во флотскую газету «Красный черноморец »...
 
Вспоминает бывший редактор « Красного черноморца » (ныне - « Флаг Родины ») генерал-майор в отставке Павел Ильич Мусьяков :
 
« Мы никогда не забывали о значении сатиры и юмора на войне. Наш юмористический отдел «Рында» продолжал выходить в течение всей войны, включая и севастопольский осадный период в работе га¬зеты. «Рынду» любили читатели . Наши фельетоны , эпиграммы , тек¬стовки к острым карикатурам художников Сойфертиса и Решетникова пользовались большим успехом не только у моряков , но и у воинов Приморской армии , куда тоже попадала наша газета , политработники-приморцы даже иногда завидовали нам , что на нашу газету работают такие художники , как Ф. Решетников , Л. Сойфертис , К . Дорохов ... »
 
 
Я рассматриваю комплекты «Красного черноморца» за один только военный 1943 год и поражаюсь работоспособности художника Сойфертиса - в каждом номере его рисунки. То ли это карандашный портрет героя , или , что ближе его душе, карикатура, или рисунок на тему военного быта. Причем карикатуры хроникальны. Посудите сами; в газете публикуются показания пленного немецкого солдата:
 
«Мы уже съели свою кавалерию. Из ста лошадей осталось двенадцать!..»
Тут же в газете появляется злая карикатура Сойфертиса:
«Ест фриц суп из той самой лошади, на которой мечтал въехать в Сталинград... И глядит на кости кобылицы, как на свою грядущую судьбу...»
 
Новое сообщение в «Красном черноморце»:
 
«Наши войска в районе Среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали вести наступательные бои...»
И сразу же — отклик: некто из гитлеровской своло¬чи вздернут к небесам
- « Быть бычку на веревочке ! »
 
Леонида Сойфертиса называли в войну « корреспондентом с кистью и карандашом».
И это верно: Леонид Владимирович чувствовал нерв войны , как газетчик самой высокой квалификации ...
 
Я вглядываюсь в лицо художника и пытаюсь рассмотреть за массивными линзами очков глаза, умею¬щие видеть необычное в обычном. Не только самому видеть , но и нас учить тому же. Каждый худож¬ник - хочет он этого или нет - по природе своей педагог. Сойфертис учит нас своему простому и сложнейшему искусству - видеть! Но делает это с присущей ему мягкостью, мудростью, улыбкой. Дескать, люди добрые, всматривайтесь в жизнь, она проста и удивительна. Как пение птицы. Как наше дыхание. Не слышите? Не видите ? Еще раз оглянитесь вокруг . Оглянулись? Видите , дерево ? Обыкновенное дерево . Представьте, из-за дерева смотрит на вас озорная девчонка и улыбается... Ну и что, что ее сейчас нет! Но ведь была! Представили? А теперь оглянитесь еще раз: видите, как вес изменилось от одной девичьей улыбки,— мир стал ясным и улыбается вам...
 
В годы войны возник « Севастопольский альбом ». Это сравнительно небольшая серия рисунков , принесшая художнику заслуженную славу. Впервые выставленные еще в 1942 году в Москве , они не потеряли своей ценности и сегодня. Больше того, на рисунки, сделанные второпях - срочно в номер ! - под бомбежкой и обстрелом , ВРЕМЯ поставило печать вечности . А такое происходит только с настоящим искусством .
 
« Озвучу » несколько «рисунков» из « Севастопольского альбома » ...
 
« Тетя Клава привезла обед ».
 
Ничего вроде бы особенного нет в этом рисунке — совсем мирный эпизод: небольшой довоенный «ястребок» на маленьком аэродроме, несколько деревьев, потерявших листву... У ног усталой женщины - бидон . А сама она поправляет косынку, сидя на ... авиабомбе .
Авиабомба ! И этим все сказано . « Прочитываешь » рисунок , как рассказ , как повесть: война, и ее не первый день, листва сорвана с деревьев при бомбежке аэродрома , и усталая женщина, привыкшая каждодневно к риску , спокойно сидит на неразорвавшейся бомбе .
 
« Прочитываешь » рисунок ...
 
Действительно , эти внешне непритязательные бытовые сценки севастопольского цикла , намеченные несколькими штрихами, сродни многолистным повестям со своей завязкой и развязкой, со своей кульминацией.
 
Вот еще рисунок-повесть « Связь будет »... Несколько столбов с оборванными проводами... Связисты-крас¬нофлотцы восстанавливают линию ...
А я смотрю на обрывы проводов профессиональным взглядом электрика и удивляюсь наитию художника , умеющего не только эмоционально, но и технически достоверно, - хотя это и неважно! - передать первопричину аварии, ведь такие перекрученные «лоскуты» проводов бывают только после взрыва! Пообкусай их бокорезами или спецножницами , и извивы будут не те ...
 
А рисунок « Некогда » !..
 
Матросу , действительно , не¬когда . Он спешит на свой корабль , а два мальчишки-чистильщика , стараясь обогнать друг друга , « надраивают » огромные матросские ботинки .
Улыбка появляется на вашем лице , когда « читаешь » этот рисунок. Улыбка нам нужна всегда, а в грозные годы войны она была просто необходима!..
- Я эвакуировался из осажденного города,— говорит Сойфертис , - в последние дни обороны Севастополя... Потом участвовал в десанте на Малую землю , а в 1944 году вновь вошел с войсками в Севастополь .
А войну, как я уже говорил, закончил в Берлине..,
 
Леонид Владимирович щурится от солнечных лучей и неожиданно переходит в наступление :
- Что это вы у меня все выспрашиваете ?! Я тоже хочу знать , что делается в сегодняшнем Севастополе!
 
Рассказываю ему о городе . С подробностями . Как прошло празднование , посвященное освобождению города от фашистских захватчиков , каков он , сегодняшний Севастополь . Говорю :
- В городе сейчас воздвигаются высотные дома .
- Да ну ! - удивляется Сойфертис - А в моем со¬нании Севастополь коренастый , приземистый , белый с синим , как матросская тельняшка.
- Он и есть такой , только подтянулся ближе к солнцу . Время сейчас такое : города молодеют и тянутся вверх .
- А мы стареем , - говорит Леонид Владимирович и трогает рукой волосы . Они у него седые один к одно¬му. - Но еще ничего не потеряно , - улыбается художник ,- вот приеду в Севастополь , похожу по его улицам, искупаюсь в Черном море и сразу же помолодею .
- Приезжайте , будем ждать. А сейчас чтобы вы хотели передать севастопольцам ?
Художник задумывается:
- Я бы передал свое сердце , но оно давно принадлежит Севастополю . Могу только добавить : я счастлив , что в моей судьбе такой город - Севастополь . И он останется во мне навсегда .
 
Из книги Михаила Лезинского « Причастные лично », Симферополь , Издательство « Таврия » , 1980 год .
 
 
ОФИЦИАЛЬНАЯ СПРАВКА .
Сойфертис Леонид ( Вениамин ) Владимирович (1911, Харьков – 1996, Москва )
Московский график. Учился в Харьковском художественном институте (1928-1930), на отделении повышения квалификации художников при МГХИ у А .А . Радакова , П.И. Львова , М.С. Родионова . Сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», «Крокодил» (с 1934) . Автор серий «Севастопольский альбом» (1941 – 1942), «Спорт» (1967 –1970), «Новые районы Москвы» (1970 - е). Автор жанровых композиций, карикатурист, художник-иллюстратор. Член-корреспондент Академии Художеств РСФСР (с 1966). Народный художник РСФСР (1982), участник многочисленных выставок. Персональные выставки художник проходили в Ленинграде , Белграде (1967). Произведения Л .В . Сойфертиса хранятся в ГТГ.
К этой официальной справке , я бы ещё добавил : многие рисунки Леонида Сойфертиса хранятся в Музее обороны и освобождения в Севастополя .
А фото Леонида Сойфертиса , сделано в Москве Станиславом Горбачёвым специально для меня . Жаль только , ни иллюстрации , ни фотографии , я не могу поместить на этом сайте .
Copyright: Михаил Лезинский, 2006
Свидетельство о публикации №64475
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.01.2006 13:55

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта