Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Вейс Владимир Петрович (Voldevey)
Объем: [ строк ]
Уроки красоты
Вольдевей
УРОКИ КРАСОТЫ
 
Рассказ
 
 
Мои подростковые годы (это не мемуары) совпали с последними годами пребывания Хру¬щева на посту руководителя государ¬ства. Для нас это было время симпатий и антипатий друг к другу, первых влюбленностей и первых разочарований. Жизнь крутилась вокруг школьных про¬блем, домашних стычек, уличных раз¬борок.
Какие уроки мы любили? На¬верное, те, которые срывались. И не было предела ликованию по поводу сво¬бодных 45 минут, словно мы неожидан¬но обретали сказочное богатство.
Долгое вре¬мя у нас в шестом классе тол¬ком не было уроков русско¬го языка и ли¬тературы. Не прибыла после распределения Ирина Георгиевна. Это после мы узнали, как ее зовут. За эти полтора-два месяца кто только ни брался учить нас литературе! Однажды после оче¬редного уро¬ка Максим Евгеньевич, малень¬кий лысова¬тый еврей, предуп¬редил, чтобы мы не расходились, так как литературу будет вести он.
Это была комедия! Мы смотрели, как Максим Евгеньевич подслеповато открыл учебник, ткнул пальцем в ка¬кую-то страницу и объявил тему. А затем начал раскрывать перед нами хре¬стоматийный образ с применением фи¬зико-технических терминов:
- Итак, наш князь Олег, пытаясь преодолеть сопротивление собственной судьбы, призвал волхвов заглянуть в его будущее. Предсказание было удручающим: смерть от собственного коня. И нелепым до смехотворности: принять гибель от любимого существа, друга многочисленных походов, в которых он не раз выручал своего хозяина. Чародей по наитию определил причинно-следственную связь, прикрыв ее таинственностью и неопределенностью во времени. Гениальность Пушкина в том, что он образно определил сумму сил добра и зла и выразил ее формулой предвидения. Змея, затаившаяся в черепе коня, - кто мог подумать именно о такой форме стечения обстоятельств(?) – это непроизвольный выбор человеком собственной судьбы. Мы одновременно являемся и ее хозяином, и ее рабом. Это все тот же философский спор ( нередко и теологический при обсуждении религиозных догм) о границах дозволенной человеку власти над собой и миром.
Максим Евгеньевич был умным и эрудированным человеком, но каждо¬му из нас надо было еще пройти свой путь, чтобы его словесная, как нам казалось тогда, абракадабра дошла до нашего сознания. Но, выговорив эти слова и взглянув на наши скучающие лица, учитель почему-то хлопком зак¬рыл учебник, схватил журнал и, не дожидаясь звонка, ушел.
Ирина Георгиевна появилась в на¬шей железнодорожной школе неожи¬данно и прекрасно. Словно богиню ввел ее к нам тот же Максим Евгеньевич как заведующий учебной частью. Что нас поразило? Ее красота и изящество, с которым она прошла от двери до стола. Уложенная при¬ческа (оказывается, в нашем городиш¬ке были парикмахеры - настоящие ма¬стера своего дела) на греческий манер пухленькие с ямочками щечки. Но их розоватая припухлость меркла рядом с ярко вычерченными губами, которые, казалось, горели призывным огнем тлеющей в глубине ее существа страсти. Над серыми крупными глазами взметнулись в удивленном изгибе тонкие черные бро¬ви. Девчонки зашушукались, а мы, па¬цаны, остолбенели. Вечный второгод¬ник Борька Гапоненко с Алимом Наза¬ровым - известная в нашей уличной округе пара, державшая уже тогда всю школу в страхе, смачно вздохнули, оценив безукоризненные пропорции тела, сплюнули, как это делают мужики у пивной, завидев мамзель, выдали протяжно и нарочито выразительно: «Ну и сучка!».
Максим Евгеньевич встрепенулся и немужицким голосом пронзитель¬но крикнул:
- Гапоненко, вон отсюда! Жди меня у кабинета.
Борька по-обычному, шумно стал собираться, хлопнул крышкой парты и, не скрывая радости, двинулся V двери. За ним солидно вскочил Алим и, порав¬нявшись с новой учительницей, дураш¬ливо обронил: “Пардон-с, мадам!”
- Мадемуазель, - поправила его Ири¬на Георгиевна и добавила длинную фразу на французском языке. - L'objet, qui peut permettre de se détendre aux dames, n'a pas leur attention.
- Это значит, - сказала она, обводя взглядом нашу соплячью мужскую половину класса, - что объект, который может себе позво¬лить расслабиться при дамах, недосто¬ин их внимания.
Но вот это “объект” прозвучало так насмешливо и презрительно, что все изречение было только формальным довеском к этому слову.
Борька и Алим, непробиваемые ни в кабинете директора, ни вздрагивающие от отцовских ремней, не выдержали спокойного достоинства но¬вой учительницы. Помаявшись от без¬делья и зудливого интереса к новой личности, прямо скажем, небывалого для них явления, вскоре перестали кривлять¬ся на ее уроках. Через несколько меся¬цев молодой учитель черчения, позво¬ливший себе в частной беседе недвус¬мысленный намек на прелести Ирины Георгиевны, был жестоко избит неизве¬стными лицами в одном из темных пришкольных проулков. Говорили, что главным действующим лицом был Га¬поненко, этот детина, сидевший на шее отца, известного в городе машиниста. Вскоре Борька бесславно закончил свою жизнь: был насажен на «финку» в какой-то сваре между дворовыми кланами нашего небольшого городка.
Школа наша была окружена рабочими поселками, выдавая не только будущих машинистов, путейцев, связистов, но и наполняла тюремные камеры. Мрачные истории рассудачивались в наших больших коммунальных дворах. Пьяные драки, побои, облавы милиции, суды, арестантские каталажки. Не проходило недели, чтобы через улицы нашей части городка, граничащей с кладбищем, не проходили бы длинные и унылые похоронные процессии, сопровождаемые траурной музыкой, рвущей сердце, и горестным плачем, вызывающим слезы сопереживания.
В то же время на уроках Ирины Георгиевны нам открывался новый светлый мир с воз¬вышенными страстями и непередавае¬мой тоской и тягой к неведомой ранее жизни. С приходом новой учительницы в классе стало как-то просторнее, ярче. Словно, над нами витали образы пре¬красных и сильных людей.
Сама Ирина Георгиевна не признава¬ла учебников, ограничивалась неболь¬шим листком из ученической тетрадки с записями, сделанными мелким и не очень разборчивым почерком. Сначала шел как бы обычный опрос, проверка домашнего задания, при котором учи¬тельница умудрялась каждого из нас сде¬лать в какой-то степени писателем или поэтом. Может быть, это было и не совсем так, и некоторые просто молча¬ливо созерцали суету сует, но наши зат¬репанные дворовыми пересудами души вырывались на простор новой жизни. Мы изучали Лермонтова, и Ирина Ге¬оргиевна ставила двух уче¬ников у классной доски и предлагала сыграть фрагмент из произве¬дения: “Ты, Самойлов( это ко мне), будешь оп¬ричником, а ты, Грунина, {при этом все сначала смеялись: Лариска Грунина была высокой и гладко прилизанной девицей), - купцом Калашнико¬вым. Начали...»”
И мы входили в свои роли, в ту атмосферу опричного беспре¬дела, который разлил по всей Руси Иван Грозный. Он как бы стоял за нашими спинами и хмурил брови. Еще была толпа с быстро меняющимся настроением: от негодования, до сочувствия, от презрения до скорбной сердечности. Выкрики, гиканье, вздохи, брань. Не тот мат дворовых склок из уст измученных наших матерей, а ругательства, наполненные мощной силой азартного сопереживания.
Что она делала с нами, Ирина Геор¬гиевна! Она заражала нас сценическим пониманием искусства, чего никогда не сделает ни одно кино, ни один телеви¬зор. Она заразила нас грустью и мечта¬ниями о принцах и принцессах, о гордых героях и смелых чувствах. Она истончи¬ла стену грубого созерцания мира послевоенных дет до сказочной прозрачности тонкой пленки, за которой уга¬дывались силуэты любимых книжных образов. Еще чуть-чуть, и ты в этом мире прекрасных героев, бросающих вызов черному, завистливому, мерзкому...
Русский язык. Ненавистные нудные параграфы о склонениях, окончаниях, формах, И здесь Ирина Георгиевна приоткрыла для нас могучее таинство постоянно меняющейся жизни языка. Мы увидели гармонию и борьбу между собой различных частей речи и слова. Все переходит друг в друга: глаголы в имена существительные, имена существительные - в прилагательные и наречия. Мы узнали, что действие может вдруг зас¬тыть и приобрести признаки подлежа¬щего. Суффиксы, окончания, приставки вмешиваются во время и пространство. Словно рычажки какой-то машины вре¬мени. Увидеть язык в движении - это потрясение. Оно сродни тому, как если вдруг через окуляр микроскопа взгля¬нуть на срез свежего луковичного лом¬тика и узреть жизнь в других измерениях.
Божьей милостью Учитель. Недолго, года два, водила нас по бурному морю лучшей из наук Ирина Георгиевна. Пос¬ле были у нас другие учителя русского языка и литературы. Но их уроки, да простится или, может, никогда не про¬стится им это, были блеклыми и невы¬разительными. Мы были “испорчены” Ириной Георгиевной и не могли понять причины ее ухода из школы. Это была, говоря языком взрослого человека, любовная связь, неожиданно и нелепо оборвавшаяся. Внесшая пустоту и смятение.
...Лет через пятнадцать после памят¬ных уроков я оказался в тех краях, где жила Ирина Георгиевна. В городе на берегу Азовского моря. Она узнала меня, а я увидел ее такой же, какой и была она в школе. Я принес свои первые произве¬дения и... забыл о них. Увлекла иная жизнь. И только сейчас начинает доходить смысл разговоров что вели тогда в ее одно¬комнатной квартире в Мариуполе, где на книжных полках лежали такие же невостребован¬ные, а может, просто подаренные на¬вечно рукописи ее учеников - востор¬женных мальчишек и девчонок.
Ирина Георгиевна была из семьи ре¬абилитированного “врага народа”. А дед ее, известный инженер Ольшевский, еще в царское время построил самый длинный мост в Средней Азии, который и до сих пор является уникальным по прочности инженерным сооружением. Ста¬ли пониматься истоки ее редчайшего даро¬вания, которое при другом стечении обстоятельств могло привести ее на те¬атральную сцену или в мир кино. Но в личной жизни была одинока, не найдя рыцаря и утешителя. Странно, непостижимо. При такой-то внешней и душевной красоте...
Господи, отчаянно прорвалась молитва, дай ей в награду наше почитание и восхищение. Не дай забыть ее уроков красоты и восхищения жизнью. Пусть литературной, но дающей нам трепетное ощущение своей собственной души.
Copyright: Вейс Владимир Петрович (Voldevey), 2005
Свидетельство о публикации №60014
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.12.2005 20:44

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Svetlana[ 28.12.2005 ]
   Здорово, реально и близко!
   Своей учительнице русского и литературы готова поклониться и сейчас. Научить думать детей и хоть немного выражать свои мысли - истинный талант Учителя. Она никогда не была красавицей, но когда говорила, рассуждала и рассказывала, просто светилась и становилась красивейшей женщиной.
 
Вейс Владимир Петрович (Voldevey)[ 28.12.2005 ]
   Спасибо, Svetlana!
   Я рад, что в Вас осталась благодарность учителям.
   Но в рассказе все-таки художественный образ, а прототип - изумительная женщина! Мы с ней до сих пор переписываемся, я отправляю читать ей свои произведения и она нещадно критикует.
   Устанавливает планку.
   Это помогает.
   Еще раз спасибо за внимание,
   Владимир.
Alti Allinero[ 20.01.2006 ]
   Очень живо и прекрасно... Словно на какое-то время окунаешься в то время, чувствуешь Ваше восхищение и разделяешь его... скажите пожалуйста, это всё-таки из жизни или Ваше видение идеального учителя?
Галина Степанова[ 14.02.2006 ]
   Владимир, здравствуйте. Точно знаю, что ни одна встреча на земле не случайна.Эта учительница очень нужна была и Борьке с Алимом, и Вам. И наверное, поэтому не на театральной сцене или в мире кино она делала свое главное дело, а в вашей железнодорожной школе. Да и вы были ей нужны тогда, нужны и сейчас. Спасибо. С уважением.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта