Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Сергей Николаевич Моторин
Объем: 10045 [ символов ]
Есенинский миф в романе В. Орлова «Камергерский переулок»
Владимир Орлов – автор, по праву признанный новым классиком русской литературы. Его романы «Альтист Данилов», «Аптекарь», «Шеврикука, или Любовь к привидению» составили своеобразный триптих, местом действия которого стала современная, конца ХХ века, Москва. Но город этот запечатлен писателем не «фотографически», хотя в произведениях этих, безусловно, немало точно схваченных картин московской жизни в целом и быта людей, для которых обитание в мегаполисе – повседневность с ее привычными заботами, хлопотами, радостями и печалями.
Москвичи в большинстве своем не задумываются о том, что за место для жизни определила им судьба, именно такими они и предстают перед читателем в романах Владимира Орлова; однако полет его фантазии с какого-то, порою едва уловимого, момента открывает за плотным покровом обыденности нечто удивительное, завораживающее, даже поэтическое, и в этих людях, и в этом городе. Писатель, опираясь на прием фантастики, создает мир, полный необычайных происшествий, значительных событий, выявляющих истинные ценности и саму сущность человеческого бытия, а кроме того, попутно, продолжает, вслед за многими отечественными писателями, творить столь притягательную «московскую мифологию», частью которой уже давно признана фигура Сергея Есенина.
Роман «Камергерский переулок», вышедший в свет в 2008 году, в определенном смысле продолжает данную линию в творчестве Владимира Орлова. Но в нем, по меткому замечанию Надежды Горловой, «Москва – не просто место действия романа Владимира Орлова, не фон и не декорация. Героиня. На этот раз – главная. У нее, Москвы, особые отношения с пространством и временем»[1].
Кроме того, в отличие от предшествующих романов «Камергерский переулок несет в себе мощное сатирическое начало, что указывает на его генетическую связь с гоголевской, щедринской и булгаковской прозой. Владимир Орлов беспощадно и изобретательно высмеивает современное телевидение с его стремлением из всего на свете сделать шоу, нуворишей с их безграничной страстью к приобретательству и кичливостью, политиков и чиновников с их духовной ущербностью и абсолютной беспринципностью, деятелей культуры и искусства с их удивительной для интеллигентного человека готовностью подчиниться любой конъюнктуре, «столичную тусовку» с ее бездумным прожиганием жизни и каким-то патологическим желанием выделиться, прославиться, любым, даже самым нелепым, способом.
Именно в рамках этой, сатирической, канвы романа, почти в самом его начале, в пятой главе, и появляется имя Сергея Есенина. Один из персонажей, Павел Степанович Каморзин, по профессии слесарь-сантехник, оказывается страстным почитателем таланта Сергея Есенина, но он не обычный читатель, он – энтузиаст-краевед: «…для дяди Паши Каморзина самое святое – Сергей Александрович Есенин. Каморзин собирал не только сочинения, но и всяческие воспоминания, заметочки даже и в пять строк о нем и местах, где Есенин бывал, где что-нибудь сотворил или натворил. И это «натворил» было есенинское, а, стало быть, для Павла Степановича – тоже святое. Во всяком случае – возвышенно-оправданное»[2. С. 42]. Но одна из связанных с поэтом легенд была особенно дорога герою.
Когда-то Каморзин услышал или вычитал где-то историю про то, как Сергей Есенин, собираясь навестить родные края, купил в подарок односельчанам целую бочку керосина, да по каким-то неведомым «творческим» причинам не повез ее в Константиново, бросил в приступе ярости или отчаяния из окна пятого этажа одного из доходных домов в Брюсовом переулке, где вроде бы проживал в тот момент: «То ли горевал он о своей судьбине, то ли складывал печальные строфы. Тогда все и случилось. < … > Сергей Александрович, гений, выкрикнул: «А-а-а! Пошла бы она на…!», подскочил к бочке, поднял ее и вышвырнул в распах окна»[2. С. 46].
Этузиаст-краевед много лет искал доказательства этой истории и однажды ему повезло: в подвале одного из домов, именно в Брюсовом переулке, в прошлом доходных, а в начале ХХI века ставших элитным жильем, герой обнаруживает искомое доказательство – старую, ржавую, расплющенную бочку из-под керосина: « Высвобожденная из-под тяжеленной (каслинского литья, что ли?) ванны железяка оказалась не просто мятой, а будто бы сначала проглаженной дорожным катком, и уж потом – и мятой, и проученной кувалдой. < … > – Вот, вот! Буквочки-то! …кинское керосиновое товарищество… И цифирки… один… девять… четы… четыре …кинское? Бакинское! 1924-й год! Все сходится! Сюда теперь свети! Ниже, ниже! И тут буквочки… Но будто бы ножом… Перочинным ножом скребли… «С» с точкой… И «Е» с точкой… И дальше – Конст… Константиново! Конечно, Константиново!»[2. С. 60 – 61].
На этом, казалось бы, история о бочке должна закончиться и затеряться среди множества других сюжетных линий романа, но целью автора вовсе не является выставить на посмешище наивного чудака-сантехника. Это только начало истории, являющейся частью отражения в кривом зеркале сатиры чудовищной ярмарки тщеславия в России рубежа ХХ – ХХI веков.
Вместо того чтобы поделиться своей находкой со специалистами в области исследования биографии и творчества С.А. Есенина (что обычно и делают «краеведы»), герой решает самостоятельно увековечить память поэта, превратив бочку в монумент и установив его… у себя на дачном участке среди грядок с чесноком и редиской. Более того, Каморзин совершенно в духе времени привлекает к этому делу власть в лице местных чиновников, один из которых торжественно открывает «мемориально-поэтический комплекс «Бочка Есенина» [2. С. 214] и вручает энтузиасту официальный документ: «Сертификат на владение объектом областного значения» [2. С. 214].
Однако и на этом история пресловутой «бочки Есенина» не завершается, абсурдность ситуации усиливается стремительно. На дачу Каморзина является вместе со спутниками-собутыльниками популярный в прошлом певец, а ныне продюсер и бизнесмен Константин Летунов, напоминающий сразу целый ряд совершенно реальных отечественных шоуменов: «У мемориала Летунов рухнул на колени, обнял бочку и принялся ее целовать. Чмокал и всхлипывал: «Сереженька! Не уберег ты себя, не уберег!..» < … > Приятели отодрали Летунова от бочки, с минуту он постоял в безмолвии, так и не сдвинув руки, по-прежнему раскинув их, словно приглашая природу, а может, и вселенную целиком приблизиться к нему и всплакнуть у него на груди» [2. С. 218 – 219].
Апофеозом же всего этого фарса становится подтверждение слухов о том, что некий богач предлагал за бочку шесть миллионов долларов. Олигарх Квашнин лично является на дачу Каморзина, да с такой свитой, что некоторые из действующих лиц подумали, будто сам президент прибыл взглянуть на новую достопримечательность: «Соломатин выпрямил спину, взор его стал граждански-ответственен. Эге, по бокам и карманам прошлепывали всех. И пояса общупывали, особенно у женщин. Как же не президент? Удивило лишь то, что не требовали документов, надо полагать, охранители долговременного покоя могли устанавливать уровень вредности или мелкости каждого мгновенными точечными взглядами» [2. С. 220]. Все присутствующие забывают даже о неприятном инциденте с театральным критиком Нечухаевым, раздобывшем где-то справку, подписанную, якобы, Луначарским, о том, что «Есенин бочку метал через Петровку из Богословского переулка» [2. С. 207], с помощью которой этот интриган и намеревался дискредитировать и сорвать торжественное открытие памятника.
Завершается же весь этот гротесковый эпизод совершенно по-щедрински: «Тихое обращение Сысолятина к божьей коровке вызвало треск, скрежет, громыхание, верчение есенинского мемориала, раздался взрыв, опрокинувший ближних к бочке гостей Каморзина на землю, траву, цветы, сама же бочка с визгом рванулась в небеса, превратилась в высях в точку и исчезла. Была тишина, и был крик или вой Павла Степановича, ставший стоном, потом – тоскливыми вздохами, а потом и снова тишиной» [2. С. 226]. И долго еще потерянный «…Павел Степанович Каморзин повторял с улыбкой блаженного, стараясь всех успокоить: «Она вернется! Она вернется! Это на время…»[2. С. 228]. И далее, на протяжении всего романа, кто-либо из персонажей вспоминает об улетевшей бочке и предлагает разного рода версии ее судьбы и ее влияния на те или иные события.
Корпус легенд, связанных с именем поэта, огромен, возможно, есть среди них и история о бочке, но, вероятнее всего, это целиком авторский вымысел, имеющий своей целью пародирование всяческих, столь модных в наше время, окололитературных мифов. Сбрасывал Сергей Есенин бочку с пятого этажа или нет, сомнительно, что это может помочь в осмыслении его творчества. Безусловно, Сергей Есенин не является в полном смысле настоящим персонажем романа, – это его мифологический двойник.
Конечно, велик соблазн, в том числе и в связи с линией «есенинской бочки», причислить «Камергерский переулок» к литературе постмодерна. Формально некоторые основания для такой точки зрения, безусловно, есть. Действительно, роман наполнен литературными аллюзиями и реминисценциями, в нем встречаются и прямые цитаты, порою нарушаются пространственно-временные и причинно-следственные связи (все, что связано с некоей аномалией, названной автором «Щелью»), да и вообще стихия фантасмагории пронизывает всю художественную ткань произведения.
И все же, по сути своей, это антипостмодернистский роман, представляющий собою развернутую и предельно детализированную пародию на идеологическую основу и практику адептов постмодерна при помощи специфических постмодернистских же приемов. А кроме того, это отчаянная сатира на современное российское общество в целом с его искаженной системой нравственных координат. Имя же Сергея Есенина подспудно связывается в романе с тоской по истинной жизни в ее естественности и искренности, а также с надеждой на настоящую литературу.
 
Список литературы:
 
1. Горлова, Н. Записки из Щели, или Бочка над Москвой [Текст] // Литературная газета. – 2009. 5 августа.
2. Орлов, В. Камергерский переулок [Текст]. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 542 с.
3. Скворцов, Л. Феномен прозы Владимира Орлова: стилистические заметки [Текст] // Литературная учеба. – № 5. – С. 112 – 125.
Copyright: Сергей Николаевич Моторин, 2019
Свидетельство о публикации №383704
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.06.2019 22:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ян Кауфман[ 17.06.2019 ]
   Сергей Николаевич! Получил огромное удовольствие от Вашей статьи, т.к. "Камергерский переулок" не читал. Познавательно, юморно, по-хулигански...
   Спасибо Вам! Найду и почитаю.
Татьяна Ярцева[ 11.07.2019 ]
   Очень интересно, узнала много нового! Таких бы статей побольше...
   Спасибо вам!
   С уважением и теплом, Татьяна.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта