Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: БайкиАвтор: Вадим Мезецкий
Объем: 6693 [ символов ]
По следам Анчара
К 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина
 
Самому интересно, чем я закончу этот рассказ. Вспомнилась школьная
история. Сегодня она кажется комичной, а тогда смешалось всё: стыд
перед одноклассниками, обида на учителя литературы и бессильная
злость. Непонятно на кого. Ещё бы! Единственный кол за десять лет
учёбы. И какой! На пол страницы дневника. Жирный, смачный! Как в
мультиках про школу. И из-за кого! Из-за какого-то Пушкина.
Осень 1977 года. «Октябрь уж наступил»! Это сейчас мы походя цитируем
фразочки Великого Гения, которые вросли в подкорку нашего поколения.
К месту и не к месту.
А почему я вспомнил об этом? Сегодня 6 июня 2019 года. 220 лет со дня
рождения. Услышал по радио, и расплылся в улыбке! Надо позвонить
Сане Майорову, моему соучастнику того события. Поздравить и
поехидничать.
Надо сказать, литературу мы любили. Всё дело в нашем учителе. Коротко
мы его, конечно, звали «Демьян». Демьян Анатольевич вёл уроки
своеобразно. Видно было, что стеснённого рамками программы школьного
учителя распирало во все стороны от любви к своему предмету. Он входил
в класс порывистым быстрым шагом, следовал на свой амвон у доски,
широко улыбался, поднимал обе руки высоко вверх, и… Начиналось
действо!
– Милые сударыни и судари! Сегодня мы начинаем изучать творчество
великого русского поэта Александра Сергеевича..
Голос Демьяна достигал апогея. Следовала пауза. Мы дружно
подхватывали: «Пушкина»!
Демьян победно опускал руки и торжественно выстреливал: «Правильно!
Грибоедова!»
Всё! Он нас сделал. Далее он рассказывал о Грибоедове то, чего не
прочтёшь в учебнике. Это была не биография, а детектив со всеми
свойственными жанру поворотами.
А как вам такой сюжетец? Добрались до творчества Александра
Ивановича Герцена. Как вы думаете, с чего началось изучение его
биографии? Стоит учесть, что нам по 15 лет. Времена, как сейчас говорят,
дремучего застоя. В стране секса нет.
– И так, милые мои сударыни и судари, - вкрадчивым голосом говорит
Демьян, развалившись на своём учительском стуле, вытянув длинные ноги
и подперев голову кулаком. При этом мечтательно закатив глаза:
– 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг родила Герцина,
когда ей было 16 лет. Чуть старше вас.
Всё! Дальше он мог не уговаривать нас изучать творческое наследие этого
публициста-революционера, писателя и философа. Демьян был педагог с
большой буквы! Все девчонки, как и положено, были в него тайно (как им
казалось) влюблены. Ну и так далее.
Не буду утомлять вас погружением в прелести беззаботной школьной
поры. У каждого это свой Мир. Лучше вернусь к главной теме моего
рассказа.
Интересно, знают ли сегодняшние школяры, что такое внеклассное
чтение? В нашей школе этот метод изучения литературы широко
практиковался. Нам нравилось, что можно было самому выбрать
стихотворение, выучить и рассказать. Нравились нам, конечно, самые
короткие. Это как на вопрос «Какой ваш любимый урок»? – звучал
логичный ответ нормального ученика: «Последний».
И так. Демьян задал выучить любое стихотворение А.С. Пушкина. Мы с
Саней Майоровым сидели на «Камчатке» у окна. Мы не были балбесами,
или двоечниками. Саня был настоящим музыкантом. Окончил семилетку
по классу фортепиано. И уже ездил по выходным со взрослыми парнями
играть на свадьбы в составе группы. Зарабатывал хорошие деньги.
Уважаемый человек для восьмого класса. А я был успешным спортсменом.
Призёром всех городских и районных соревнований по лёгкой атлетике.
Когда-то напишу о нашей замечательной команде.
Так вот мы решили с Саней перещеголять всех и в литературе. Выучили
на двоих «Анчар». Для восьмого класса это круто! Кто же знал, чем этот
выпендрёж закончится?
Схема была проста. Я отвечаю, Саня контролирует с книжкой рядом. Если
я запнусь, он выручит. Тихонько подскажет. И наоборот. И вот я первый
вызвался отвечать по предложению Демьяна. И началось!
«В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной..»
Я добавлял трагизма в свой писклявый ломающийся подростковый голос.
Демьян, надо сказать, впечатлился, слушал с интересом, глядя в упор на
меня. Окрылённый, я молотил как «Дон 500». Вот добрался до строк:
«..И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принёс он смертную смолу..»
И заело! Хоть «Караул» кричи. Пустота в голове. Не помню дальше, хоть
убей! Под партой ногой сигналю Сане: «Что дальше».
А этот обормот, видя, что я расходился как самовар, иду уверенно на
рекорд, начал рассматривать другие страницы книги, и потерял нужную.
Поняв, что у меня «залёт», начал судорожно листать, искать. А я тяну
паузу. Демьян весь напрягся, понимая, что я немножечко споткнулся. Вот
тут всё и случилось.
Когда я уже в третий раз повторил строчку «Принёс он смертную смолу»,
Саня тихим голосом себе под нос пробурчал: «И растянулся на полу».
В такую драматическую секунду любая информация переходит на речевой
аппарат, минуя мыслительный. Тогда я этих тонкостей не знал. А просто
на голубом глазу, глядя в лицо Демьяну, неуверенно, но достаточно
внятно, повторил: «И растянулся на полу..».
Муха, которая весь урок билась о стекло между рамами окна, затихла и
рухнула. Лицо Демьяна начало вытягиваться и искажаться. В классе
стояла гробовая тишина. В следующее мгновение наследник учения
А.С.Макаренко схватил свою чернильную ручку с золотым пером, которой
гордился, и метнул её точно в мою голову. Реакция не подвела. Я
уклонился, а ручка разлетелась на кусочки, оставив чернильное пятно на
белой школьной стене. Демьян молча выскочил из-за стола, подлетел в
три прыжка к нашей парте, вытащил нас обоих за шиворот, пинком
открыл двери класса и вышвырнул нас как помойных котят. Ещё секунд
через пять следом вылетели в коридор наши портфели, и дверь резко
закрылась. Мы с Саней стояли очумевшие посреди школьного коридора.
Для полноты картины не хватало весёлого рогатого чёртика за углом,
который бы корчил рожи и радовался своей удачной шутке над двумя
новоиспечёнными Пушкиноведами.
Прошло много лет. Однажды мне по пути в Ленинград посчастливилось
завернуть в Михайловское. Мы с друзьями оказались там во второй
половине дня. Посетителей уже не было. И было это как раз в канун
очередного дня рождения поэта. Мы одни бродили по аллеям,
фотографировались, читали стихи. А потом заночевали в палатке тут же
на берегу реки. И я вспомнил об этой истории, рассказал друзьям. И так
мне стало стыдно, как только бывает, наверно, русскому человеку. От
отчаяния в душе я не нашёл других слов, кроме как школярское:
«Простите меня, Сергеич! Я больше не буду».
Вот такой у меня получился Пушкин.
6 июня 2019. Минск
Copyright: Вадим Мезецкий, 2019
Свидетельство о публикации №383588
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.06.2019 18:18

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта