Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 8447 [ символов ]
Рецензия на повесть Джона Маверика "Аплодисменты для Кукольника"
Интересно ли читать маленькую повесть Джона Маверика «Аплодисменты для Кукольника», вопрос, скорее, риторический! А что у Джона читать неинтересно? «Кукольник» «проглатывается», не отрываясь, от первого до последнего слова. И в этой повести, вообще, мало что предсказуемо, тем более, финал, как всегда у Джона.
Но для начала краткое прочтение фантастической повести.
 
Глава 1. За пять недель (время действия повести) до окончания летних каникул в старом, но уютном сарае мы знакомимся с четырьмя закадычными друзьями. Харизматичный Мориц Бальтес, двойняшки Хоффман — отличница Лина и переболевший в раннем детстве тяжелым заболеванием Марк и сам рассказчик, самый обычный мальчик Седрик Янсон. Узнаем про таинственного Часовщика, продающего время, живущего еще с времен бродячего артиста Кукольника, что ходил в этих краях и показывал представления, за которые били его и, в конце концов, убили, да не просто, а, как выяснится под конец повести, бесчеловечно утопили в бочке. Как раз в той, которую и перевернули мальчики, отправившись из сарая на газон за домом Миллеров играть в космический корабль с пришельцами. Но игра как-то не заладилась, из бочки вытекла подозрительная серебристая жижа, которая словно ползла «на запах крови», как живая, до смерти перепугав несчастную привязанную козу. Это так озадачило, что ребята разошлись кто куда. Мы узнаем, что Седрик должен написать сценарий для спектакля, который ребята собираются показать в первый день учебы первоклашкам(!), а также их родителям, учителям и всем желающим.
 
Глава 2. Седрик думает о пьесе, но что-то в голову его лезут сюжеты, скорее для фильма ужасов.
В бразильском ресторанчике, где обыкновенно обедает семья Янсонов, Седрик обращает внимание на необычную пару: молодую красивую женщину и старого господина. Долго гадает, кем они друг другу приходятся. После выяснится, что они супруги. Мать нервно отвечает сыну, что Кукольник показывал мерзость и получил по заслугам.
На следующий день друзья встречаются у злополучной бочки, Седрик заглядывает внутрь и с ним случается припадок. Очнулся он в доме Миллеров в полубредовом состоянии и как ясновидящий, в ужасе наблюдает будущие события: заболевшую бешенством Пчелку и паука, спускающегося с люстры.
Ребята говорят, что на шее Седрика кровоподтеки. Вокруг буйно разрастается кошачья трава. Седрик впервые задумался о чувстве дежавю, о его реальности. В этот вечер он ночует у Морица и тот рассказывает, что прочитал о Кукольнике. Ребята понимают, что донести до взрослых их беспокойство не представляется возможным — им не поверят.
 
Глава 3. Кошка Фабио, владельца ресторанчика, напала на Пчелку. «Больная земля» охватывает мир гигантскими клешнями.
Вечеринка в ресторанчике Фабио. Седрик знакомится с золотоволосой девочкой Глорией, которая учит его танцевать самбу. Он отвлекся от свалившихся бед, «но человеческая радость мимолетна» — завтра Глория уезжает домой, в Гамбург.
 
Глава 4. Нет, за ночь ничего «не поправилось». Из земли «сияет огромное черное солнце». Началось... Дедушка Хоффман повесился. Линчевание Фабио. Якобы он соблазнил жену, ту самую молодую женщину, пожилого господина Патрика Клода, человека уважаемого. Часовщик останавливает Седрика от вмешательства. «Твой час еще не настал».
Рассказ родителей о случившемся озадачил мальчика. Надо же. Мне казалось, что мои родители в хороших отношениях с Миллерами. Но, может быть, дело не в Миллерах и не в них. Я снова вспомнил про Мерзость, и мне сделалось тоскливо и муторно, как после долгой езды по кругу.
 
Глава 5. Друзья ломают голову, как донести до взрослых причину постигших городок несчастий. Мориц восклицает: Теперь я знаю, зачем он показывал свои спектакли. Его никто не желал слушать, а он должен был сказать людям что-то очень важное.
Конечно, серебристая жижа и бочка лишь фантастический повод к событиям, которые давно назревали в городке. Потому что у Кукольника ведь ничего не проливалось. Он просто показал бы людей им самим как бы со стороны: что Пчелке по преступной халатности не поставили прививку против бешенства, а ведь кошка могла запросто заразиться, съев больную мышь, не просто так же домашнее животное набросилось на ребенка. Дедушка повесился от обиды на невнимание. Фабио оговорили, элементарно, из зависти к его молодости и удачливости, к приятному его характеру. Да, следы на шее у Седрика могли быть и от тяжелой руки маман, припечатавшей оплеху отпрыску. И родители близнецов расходятся не на пустом месте, а найденные в доме дедушки письма — формальный повод. К любому фатальному событию в самом тексте можно подыскать оправдание, предтечу.
Но мы движемся в сюжете фантастической повести, а Седрик пишет сценарий. Но только приступив к делу, я понял, какие ужасные вещи люди говорят друг другу.
 
Глава 6. Умирает Пчелка. Фабио исчез, ресторанчик сгорел. Мориц в книге читает, что бочка, которую они опрокинули, и есть та самая, в которой утопили Кукольника. Но я и так знал, что да, та самая, потому что на меня неожиданно нахлынуло знакомое серебряное удушье – до судорог, до боли в грудной клетке – такое, что и не закричать, и раздирающий мозг страх, и ощущение тупика в конце тоннеля. Пронзительный серебряный взгляд – глаза в глаза – и в мои легкие хлынула вода.
К счастью, на сей раз я не потерял сознание.
Разыгрывается мистерия окончательного пробуждения в Седрике Кукольника. Он — его очередная реинкарнация. Ему это уже окончательно ясно. Но пока только ему. Нет, правду знает еще Часовщик — он сразу признал Кукольника в двенадцатилетнем мальчике.
Ребята просят отменить спектакль, но Седрик не просто настаивает на постановке, но даже приказывает им, и они повинуются. Перед спектаклем Седрик заходит к Часовщику, который ему говорит: С тех пор как стоит мир, Кукольник не перестает умирать и рождаться. Видно, кому-то это нужно.
Ночью приходят ребята и Мориц показывает портрет Кукольника. Это портрет Седрика, который говоря, что не знал, что он и есть Кукольник, произнес свою первую в жизни ложь. Конечно, знал. Такое нельзя не знать. Просто заставил себя забыть до поры до времени, а вот сейчас — вспомнил.
Он говорит, что завтра они будут играть спектакль, а выше монолог Седрика озвучивает его кредо.
«А ведь я мог бы спуститься туда, - подумал я, - и попасть в то пространство-время, когда Часовщик был молодым, а Кукольника еще не убили. Кукольника? - оборвал я себя. - Так ведь я и есть Кукольник. И пока я жив, остается надежда — пусть и совсем маленькая — что на этот раз все закончится иначе, и Мерзость не победит. Ведь не может она побеждать всякий раз? Ведь есть в людях и что-то хорошее — есть, конечно, есть — я сам видел. Я буду его искать, опять и опять, до тех пор, пока мою маленькую правду не утопят в бочке красивой лжи. Невозможно убить всех кукольников, как невозможно разбить все на свете зеркала».
 
Насколько сюжет предсказуем? Я была очень увлечена первичным прочтением и только удивлялась развороту событий. Конечно, все в повести законообразно. Люди сами копают себе яму, но неизменно будут искать виноватых вокруг. Так было, есть и будет, как и всегда будут те, кто рожден для того, чтобы показывать миру его лицо. Маловероятно, что подобная участь желанна, это внутреннее причинение, которому человек противиться просто не может, это его долг перед людьми, перед жизнью. Лишь посредством искусства можно показать людей самих себе: знания плохо передаются, а вот образы проникают в душу и живут своей особенной жизнью, делая благое дело нередко надежнее любых проповедей и воспитательных палок. На какой возраст рассчитана повесть? Полагаю, от двенадцати и старше, без ограничений! Седрику двенадцать лет. Повесть должна быть, на мой взгляд, очень и очень интересна детям, ведь в ней и приключения, и взросление, к которому в этом возрасте стремится любой ребенок. И много интересного о сверстниках, и о взрослых, конечно, тоже!
Мерзость — это желание людей видеть мир не тем, что он есть, желание самих себя видеть не теми, что они есть. Это ложь. Тотальная, всепроникающая, вечно живая. Но она должна держаться в узде, иначе мир начинает сходить с ума в поиске виноватых. И за рязрядку - войну, приходится платить всем и весьма высокую цену, сопряженную невосполнимыми утратами.
И все же времена меняются. И есть надежда, что мальчик останется жив и из него вырастет отличный драматург и писатель. Что он научится доносить свои идеи до людей. Что ж, мы убеждаемся в этом воочию!
Copyright: Ольга Немежикова, 2016
Свидетельство о публикации №357761
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.08.2016 19:41

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта