Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9622 [ символов ]
Рецензия на сказку Джона Маверика «Опрокинутые зеркала»
«Опрокинутые зеркала» — одно из самых загадочных произведений Джона Маверика.
У входа в зазеркальное молчание
Такие разноликие цветы...
Действительно, после прочтения произведений Джона погружаешься в молчание. Потому что прочитано на одном дыхании, не оторваться — столь интересен текст, он поражает воображение, ошеломляет, мир вдруг приоткрывается непредставимой, невообразимой гранью, а здесь... Здесь он отразился в опрокинутых зеркалах!
Название само по себе загадочно. Что значит «опрокинутые зеркала»? Пруды? Упавшие зеркала на землю, перевернутые? «Зеркала – это наши мысли, опрокинутые в другое измерение. Забудь об их назначении, постарайся постичь их суть», — отвечает Сирена Габи.
Скажу одно: после прочтения именно этой сказки молчание накатило на меня аж на полгода. Полгода я не могла понять авторскую аллегорию, понять, кто скрывается за яркими, волшебными образами. Но разгадать очень и очень хотелось, столь притягательными оказались для меня Такие разноликие цветы...
 
Загадки, загадки, загадки. Но не досадные, а гипнотизирующие красотой и скрытой в них под несчетными оболочками истиной, которую интуитивно чувствуешь. Но ответы остаются открытыми, а желание до них дотянуться каким-то чудом не иссякает: постичь, приобщиться хочется! Это произведение я прочитала еще в январе 2015 года, но некоторые ответы пришли только сейчас, в момент написания рецензии.
Сидевший за рулем Габи молчал, искоса, и, как казалось Арику, немного злобно поглядывая в тусклое зеркало заднего вида, а Арик откинулся в кресле и думал о Жени.
Почему Габи поглядывал немного злобно? Что его злило? Возможная погоня Жени? Ведь и Яэль, живущая в зеркальной стене дома Габи, предупредит Арика о том, что ему следует Габи опасаться. Почему Габи так настойчиво интересовался Жени — девушкой, в которую был безнадежно влюблен Арик?
Кто такая эта Жени? Даже Луна освещает ее по-другому. Другой она навсегда и останется в сказке. Если Арик и разгадал, кто она такая, то нам об этом не сообщил. Но Жени утверждает, что Ничего ты не понял, Арик, - голос ее прозвучал неожиданно печально и взволнованно, - ничего...
Жени не стала разбивать свой мир, свои зеркала. Предпочла навсегда уйти из его жизни, если он настойчиво требует «разбить зеркало». Жени пожалела Арика — не стала разбивать и его Вселенную, хотя он смиренно был готов к крушению своего мира. Она оставила его при своих миражах — он сам должен разбить свои зеркала. Только сам.
Все герои сказки обречены на разделенность, каждый в своих зеркалах, каждый в своем мире — мире бесконечного одиночества. Мир как системы зеркал, замкнутые на себя.. Миры мужчин, миры женщин, миры отдельных людей.
Эта сказка об одиночестве.
Но самым пугающим было (...) уйти из своего постоянного жилища – небольшой прямоугольной комнаты, сплошь уставленной двух-, трех- и четырехмерными зеркалами, крошечной по размеру и бесконечной по протяженности.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзию безграничности Вселенной, и тебе кажется, будто ты окружен людьми, твоими друзьями и врагами. Они живут каждый своей жизнью и, похоже, не придают значения твоему существованию. И даже не догадываются, как они нужны тебе.
Габи помнил, чем кончается песня Сирены. «Но стоит тебе повернуться к зеркалу спиной, и целый мир померкнет в твоих глазах; и ты умрешь от ужаса наступившей пустоты, и восстанешь посреди осколков рассыпавшихся миражей, и познаешь смысл одиночества».
Так в чем же смысл одиночества? Он в том, чтобы добраться до своей собственной души, так поняла основную идею произведения. Конечно, Сирена безобразна и ненавидит зеркала, но, Господи, как она поет! Сирена и есть душа. Сирена ненавидит зеркала потому, что она ненавидит ограничения какие бы то ни было. Видимо, для Сирены любовь одного человека к другому — ограничение. Она очень ревнива, эта Сирена. А Габи ей предан. Господи, как она поет! Но без любви человек счастлив быть не может. И потому на слова Яэль о том, что Арик принес им счастье, Габи отреагировал с усмешкой. По его версии человек счастлив быть не может. Потому что другой человек его понять просто не способен. Ведь душа — потемки. И только Бог читает в душах людей.
Опять же, в сказке любовь взаимная показана, но она, увы, в прошлом, потому что у лебедя умерла подруга. Рано или поздно кто-то умрет первым, увы. Это плакал одинокий лебедь, тоскуя по невосполнимой потере. По тому, что никакая в мире сила уже не могла ему вернуть. Но ведь до разлуки лебеди были счастливы! Закрадывается мысль, что, возможно, Габи тоже потерял возлюбленную. Быть может, город, в котором живет Габи, это город тех, кто несет тоску невосполнимой утраты? Город обреченных на одиночество? В нем и только в нем можно встретиться со своей душой? Именно потому Арик соглашается, что, да, вернется, но после разговора с Жени.
Или, быть может, Габи - Нарцисс? Все люди в этом городе странные... Или Габи — мудрец, и пытается посвятить Арика в суть предназначения?
Зеркальные женщины - это женщины, мир которых двухмерен и выход из этого мира равносилен смерти. Ему (Арику) было забавно слушать Яэль и совсем не хотелось ее перебивать. Да и что он мог ей возразить? Она бы все равно не поняла. Для Яэль в этой жизни, увы, все ясно... Кроме, разве, того, почему мужчина с ней, женщиной сказочно-прекрасной, не остался. Двухмерными могут быть и мужчины. Просто это люди, которые считают, что мир изменить не дано. Что их желания, усилия ни на что не влияют, а потому лучше наслаждаться тем, что есть. Жить, просто жить. И где-то в глубине души Арик соглашается с Яэль, и ему от этого горько.
Мужчины в сказке живут в трехмерном мире, обеспечивая его материальную составляющую.
А загадочная Жени - Муза Арика.
При виде Жени Арика вновь охватил привычный трепет, и жизнь, еще минуту назад пустая, бледная, обмельчавшая, как пересыхающая река, наполнилась тайным смыслом, заиграла редчайшими красками и оттенками. Снова вернулась боль, растеклась по жилам, горячая, как кровь, и жгучая, как кислота...
Арик хотел от Жени любви, но для этого ей пришлось бы выйти из своего мира. Однако, вышел ли он сам из своего? Оба любящих человека должны выйти из мира образов и увидеть реальность как она есть. Но это чревато — можно увидеть то, что видеть совсем не хочется, что видеть в другом просто не готов. Печальный и изысканный самообман – пытаться разглядеть в своем собственном отражении образ другого человека.
Габи, действительно, показал Арику нечто такое, что заставило его если и не отказаться от своей любви, то, по крайней мере, взглянуть на нее под другим углом зрения. Показал на примере зеркальных людей, что каждый человек одинок, что мужчине и женщине понять друг друга, по версии Габи, практически невозможно.
Тема любви пронизывает сказку. Мы любим не людей, а образы, отражения людей в наших душах — зеркалах. Но когда Габи сказал об этом Арику, сама мысль о том, что можно влюбиться в зеркальное отражение, показалась ему абсурдной и пугающей.
В середине сказки мы узнаем, что Арик приехал к Габи, чтобы тот помог ему избавиться от мучительной неразделенной любви к Жени. Жени уникальна. Арик с детства верил, что любовь – странный и редкий талант, которым природа наделяет немногих. Есть люди, не способные любить. Есть люди, не достойные любви. Эта девушка была достойна любви во всех отношениях, и Арик не заметил, как постепенно она проникла в его мысли, а потом и в сны.
Столь уникальна, как всякая возлюбленная, что никем заменить ее невозможно.
Арик не обманывался. Он прекрасно знал, что с ним произошло. От него ушла его Муза, та единственная женщина, в которой он черпал вдохновение для поэзии и для жизни. Яэль пыталась заменить ее собой, но подмена казалась горькой насмешкой. Яэль двухмерна, а Жени — настоящая — она изменяет мир(!!!), пусть и тоже в своем мире.
В сказке прекрасно все: и пруд, и потолок, и солнечная феерия Яэль, и ее капризы. И Сирена тоже прекрасна. Конечно, прекрасна Жени. И стихи Арика, о которых он рассказывает Яэль. И дождь, который надеется, что люди не откажутся от любви — музыки дождя, пускай она столь мучительна. Но без любви нарушается соединительная ткань, общее поле жизни. И остается зеркальный мир, мир людей, обреченных на одиночество, самих себя заточивших.
Завораживает сцена гадания. Оказывается, смысл не в том, чтобы жениться и оставить потомство — это общая, заменимая задача. Уникальность личности в том, что человек должен привыкнуть к мысли о смерти... свыкнуться с ней, принять в себя, как неизбежное. Обрести гармонию на грани небытия.
Сказка столь загадочна, что она сама создает новые и новые загадки, как отражение свечи в зеркалах. Быть может, Жени и Сирин - одна сущность, но в разных ипостасях... Одна для всех Душа, одна для всех Муза... Женщина! Картин(а), подобн(ая) тем, что являются нам раз в тысячелетие на неуловимой грани слияния Искусства и Природы. И она не может принадлежать никому. Так же как не каждому, быть может, встретить дано, но никому не возбраняется. А любовь — это земля и небо перемешанные, и необходим талант допускать смешение. Впускать в свою душу не только возвышенное, но приземленное также.
Возможно, Габи знал Жени и она тоже его покинула. И тогда от поселился в городе Опрокинутых Зеркал.
Себя в другом лишь способен человек видеть и любить, или дано разглядеть другого? Мы не знаем, что стало с Ариком, с Габи, с Жени, с Яэль. Мы даже не знаем, что будет с нами. Жизнь — всегда текст незаконченный. И тем бесконечно завораживающий, многообещающий и прекрасный!
Copyright: Ольга Немежикова, 2016
Свидетельство о публикации №355807
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.06.2016 17:40

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта