Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Юмор и иронияАвтор: Семен Губницкий
Объем: 16961 [ символов ]
Ул. СумскаЯ (от С до Я)
Как иногда случается у Семена Г., предварим собственно «стих» размышлением на тему: уместно ли публиковать текст, так сказать, мелкого регионального масштаба. Интересно ли читателю, проживающему, предположим, в Тамбове, Чимкенте или Лиепае (или того паче — в заштатном американском городке или в не очень крупном селе Новороссия, что в Приморском крае РФ), измышление, в котором повествуется, скажем, об одной улице одного провинциального города (отнюдь не столичного Пекина, не такого же Лондона, не такой же Москвы...)?
Хорошенько обдумав все аспекты, автор пришел к убеждению: УМЕСТНО. Однако без кое-каких «региональных» комментариев, пожалуй, не обойтись...
Конец «вводной».
 
__________________________ Вот главная улица центра — Сумская.
__________________________ (Названье менялось в честь Либкнехта Карла.)
__________________________ Гуляла, смеялась и плакала, каясь,
__________________________ от «фрицев» страдала — такая, знать, карма.
__________________________ (Семен Г., «Путеводитель по г. ХАРЬКОВУ»)
 
Предупреждаю глубокоуважаемых читателей, что ВЕСЕЛЫЙ и ИРОНИЧНЫЙ автор бредет по ул. Сумской «в настоящем» — в социалистических 1970-х годах, но при этом иной раз он бросает исторический взгляд в дореволюционное капиталистическое прошлое 1910-х годов, а другой раз — пророческий взгляд в капиталистическое будущее 2010-х. Такая вот поэтическая инсинуация...
Направление «бреда» (по ул. Сумской) — по возрастанию номеров.
 
— Где мы?
— Мы на площади — не то Тевелева, не то Советской Украины, у истока улицы Сумской. Наши лица обращены к северу (а спины — к югу).
 
Шатаясь под тяжестью рев. соц. названий, 1)
Вдали разглядел я сумбур Конституций...
Себя удержу от площадных воззваний
Вблизи основных городских институций.
 
— Что мы собираемся делать?
— Мы собираемся двигаться по улице Сумской (с открытыми глазами). И, не мешкая, приступаем к осуществлению своего намерения.
 
Как сказал бы экскурсовод, «посмотрите налево». Посмотрим и увидим огромный градусник на стене дома № 1.
 
Подсвеченный градус на здании банка
«Российко-Азийский» (неточность от «Гуг-о-л»). 2)
Здесь подиум встреч, ожиданий стоянка...
Однако пора завернуть нам за угол.
 
А теперь посмотрим направо. И через окна первого этажа увидим вольготно рассевшихся едящих и пьющих людей (в доме № 2).
 
«Накормим-напоим» — фасад ресторана.
Вечерний заход на объект «Театральный»:
Шашлык под коньяк — оскорбленье гурмана,
А в полночь посадка. (В участок. Брутально.)
 
Посмотрим налево и... в будущее. И увидим очаг украинской культуры (в доме № 3).
 
Книгарня у льосi та назва незвична.
(Якщо вам цікаво, — одна тільки буква.)
«Кобзар» і Франка там знайдеш блискавично
Шевченківська мова у... «Є» не забута.
 
Посмотрим направо. И увидим культовый магазин (в доме № 6).
 
Толклись в «Соках — Водах» похмельные рожи.
Томатный!.. По девять!.. В граненом стакане...
А манго — разбавлен и стоит дороже.
Достаточно мелочи в заднем кармане?
 
Посмотрим налево. И увидим «первый» кинотеатр (в доме № 5).
 
Когда-то «Ампир», а теперь «Комсомольский». 6)
Два зала с оркестром. Конечно, киношка:
Любовь по-индийски и «Пепел...» по-польски,
На задних рядах целовались немножко...
 
Посмотрим направо. И увидим винный подвальчик «Затышок» (в доме № 10).
 
Блажен «ЗатышОк» (а чуть позже «Прохлада»).
Народ летом пил здесь в прохладном уюте
Заветное зелье из VIP-винограда
За скромную плату в советской валюте.
 
Посмотрим... в будущее. И увидим на этом же месте торгово-развлекательный центр (дом № 10).
 
Комфортом и лоском полна «Ave Plaza»,
Но цены... до дрожи!.. Зимою и летом.
Коль вам недоступно колечко с алмазом,
Воспользуйтесь хоть даровым туалетом.
 
Мы уже на Театральной площади.
 
Пред зданьем театра раскинулась площадь:
Проходят актеры и зрители в пробах,
Копытами изредка цокает лошадь...
Исчезнет вот-вот в урбаничной утробе.
 
Посмотрим налево. И увидим вросший фундаментом в 19-й век первый в Харькове драматический театр (дом № 9).
 
Комедии, драмы, бурлеск, водевили —
Ему по душе разноцветие жанров.
Для стелы Почета лишь пара фамилий —
Бернар и... Шульженко (дочь Музы и Шарма).
 
Посмотрим направо. И увидим памятник-бюст, сами догадайтесь кому.
 
Вакула шинелью укрыл ревизора,
Коляска Ноздрева почти без упрека,
Нос в Риме Башмачкина спас от позора...
На памятник классику восемь (!) намеков.
 
Продолжаем смотреть направо. И увидим Госбанк (дом № 12), а также... контуры финансово-политического будущего независимой страны.
 
В застенках Госбанка томятся деньжищи.
Фальшивым авизо их вор заполучит
И «кэшем» заплатит за ваучер нищим.
И станет он... властью (типичен сей случай).
 
Продолжаем-продолжаем смотреть направо. И увидим Дом Физкультуры (№ 14).
 
В старинной гимназии — Дом физкультуры. 13)
(История любит такие изломы...
Учили там девушек барским «бонжурам»,
На рАз «порешили» ее исполкомы.)
 
Устав смотреть направо, посмотрим налево. И увидим Дом страхового общества (№ 17).
 
Роскошны балконы, пилястры и ниши.
Оно и понятно — сей дом... «Саламандры».
Ютятся в нем люмпены и нувориши,
Их годы бегут под советские мантры.
 
Продолжаем смотреть налево. И увидим популярное заведение «общепита» (в доме № 21).
 
С «Вареничной» знатной знаком чуть не каждый.
Тут можно, поднявшись на двадцать ступенек,
Откушать за рублик, управиться с жаждой.
Обсчет невелик — лишь на десять копеек.
 
Посмотрим направо. И на самом углу ул. Сумской (№ 28) и ул. Скрыпника увидим вывеску «Булочная», зазывающую в небольшой полуподвальчик.
 
Здесь можно купить аппетитную булку 16)
И хлеб («Украйинськый»), и сладкую сдобу.
Здесь БУДУТ сидеть неформалы: впритулку,
Пить кофе в дымкЕ сигаретного стеба.
 
Посмотрим налево. И увидим не «аптеку, улицу, фонарь», а «угол, семафор, аптеку» (в доме № 23).
 
Коль крутит живот или кашель — в аптеку
Зайдем, чтоб купить эликсир облегченья.
Ее не минет ни атлет, ни калека...
(Понятна ль банальная суть изреченья?)
 
Посмотрим направо и... в недалекое прошлое. И увидим... Ох, чего только там не увидим: от кладбища до троллейбусного депо (по соседству с обкомом КПСС). А от церквей (прошлых и будущих!) голова идет кругом.
 
Здесь нынче скамейки, «...струя» и беседка,
Церковные своды (sic!) в сквере Победы.
(Поведал я как-то скамейной соседке
Секреты фонтана, Чураева бЕды...) 18)
 
Посмотрим налево и... в будущее. И увидим... балет, и услышим... оперную арию (и то, и другое — в доме № 25).
 
Финансы искали, скребли по сусекам —
Извечно пуста госбюджета утроба...
Но чудо свершилось — поддержка генсека!
Смотрите на новое зданье ХАТОБа!! 19)
 
Посмотрим направо. И увидим культовую закусочную «Автомат» (в доме № 36). А на сленге — «Пулемет».
 
Кобзарь с высоты слышит «гул» «Пулемета»: 20)
«Гудят» в нем компашки богемных пижонов,
Там крутятся птицы большого полета,
Там водочку пьют Бахчанян и Лимонов.
 
Посмотрим налево. И увидим... городской сад имени великого Кобзаря.
 
В саду им. Шевченко ютятся: ротонда,
Цветов павильончик, площадка эстрады,
Аллея газет и футбольная фронда... 21)
(Вдали: «Дельфинарий» — начальства отрада...)
 
Посмотрим направо... и в будущее. И увидим... архитектора.
 
Уместен тут памятник: в кресле Бекетов — 22)
Кудесник фронтонов и прочих акцентов,
Адепт он модерна в жилищных объектах...
Жаль, нет у него развлекательных центров.
 
Продолжаем смотреть направо. И увидим... «Гастроном» (в доме № 44).
 
Доступны бомжам г-астрономные цены —
Бутылки сданы за копейки с рублями.
У входа порой безобразные сцены —
В борьбе за спиртное «махают граблями».
 
Посмотрим налево. И увидим... памятник. Уже (Но) не В. Н. Каразину, а Т. Г. Шевченко.
 
Шестнадцать фигур под надзором Пророка:
Матрос, запорожец, шахтер и колхозник...
В них соцреализм, Джугашвили барокко.
Каразин вглубь сада подвинут. Чьи козни? 24)
 
Посмотрим направо. И увидим... полуподвальную «Пирожковую» (в доме № 46).
 
Меню «Пирожковой» — венец постоянства:
С повидлом и мясом, на фоне бульона,
Сметана плюс кофе. За рублик все яства.
За год посетителей два миллиона.
 
Продолжаем смотреть направо. И увидим... туберкулезный диспансер (в доме № 52).
 
Сто лет проживет благородный диспансер — 26)
Осмотры, укол, молочишко коровье.
От палочки Коха не сломится панцирь —
Надежен фундамент под зданьем здоровья.
 
Посмотрим налево. И увидим... не первый и не второй, а третий городской Дворец пионеров (дом № 37).
 
Все лучшее — детям! Дворец пионеров 27)
(В котором провел я все школьные годы —
В кружке шахматистов расшатывал нервы)
Бесспорно, достоин восторженной оды.
 
Посмотрим направо. И увидим... Харьковский обком КПСС (в доме № 62).
 
Маркс-Энгельс и Ленин... Картинка знакома:
Сидят в кабинетах партийные бонзы.
Приятен закрытый стиль жизни обкома,
Противны народу их лица и позы...
 
Посмотрим налево. И увидим главную площадь г. Харькова.
 
Дзержинского площадь: железные тени —
Плакаты вождей и размах демонстраций...
Опустит их мудрый народ (на колени),
Отринет царьков и поспешность новаций. 29)
 
Посмотрим направо и... в будущее. И увидим памятник... самому первому харьковскому топ-менеджеру (в смысле — губернатору).
 
Солиден и строг губернатор Щербинин —
Чело отражает заботы о граде...
(А девушки мимо проходят в бикини —
Весьма откровенном, но модном наряде.)
 
Продолжаем смотреть направо... и в будущее. И увидим бесплатную галерею (в доме № 70).
 
«Галерка» АВЭК без бюджетных подкачек
Представит искусство еврейских оркестров,
Покажет всю прелесть поместий и дачек,
Прикрытых секретом базарных реестров. 31)
 
Посмотрим налево... и в будущее. И увидим людей разного возраста, ждущих кто кого перед входом в метро.
 
Метро «Универ...» охраняет свиданья:
От зноя и града — под крышу «стекляшки».
В киосках цветы и цветные изданья,
Здесь строг турникет — никому нет поблажки.
 
Посмотрим направо. И увидим... страшный дом (№ 82).
 
Дом Бергера... Жесть Чрезвычайных Комиссий... 33)
(Исходные точки — крушенья Бастилий...)
Расстрел без суда и душевных коллизий
Носителей чуждых дворянских фамилий.
 
Посмотрим налево. И увидим... совсем не страшный дом № 53, примечательный тем, что в нем (в квартире № 2) с рождения и почти до 40 лет жил автор этой поэмы.
 
По факту рожденья сей дом выбираю.
Вторая квартира, одна комнатушка...
В ней папа и мама (создатели рая),
В ней книжки читал, напрягая макушку...
 
Продолжаем смотреть налево. И увидим... толпы брачующихся (возле красивого дома № 61).
 
Сейчас он дворец заключения браков,
Доступен с шестнадцати, всем, без барьеров.
Забыв о садисте Саенко и страхах,
Был местом забав городских пионеров. 35)
 
Посмотрим направо. И увидим... обувь (в витрине первого этажа дома № 108).
 
Подвальный бутик под названием «Обувь».
(Напомним: в зените разгул дефицита.)
Галоши иль кеды купите на пробу.
(В «шузАх» «Salamander» «хиляет» «элита».)
 
Продолжаем смотреть направо и... вверх. И увидим... шпиль (на крыше дома № 128).
 
Престижный домишко, увенчанный шпилем, —
Жильцы наслаждаются парком из окон.
Кусты и деревья порубят и спилят —
Даешь «Харьковленд» (без парижских пороков)!
 
Посмотрим налево. И увидим... деревья, кустарники, травку. И аллеи тоже увидим.
 
В «...им. Горького» парке шатанье народа,
На главной аллее подсохли каштаны.
Плати, память, рублик (есть касса у входа), 38)
И явится ретро — бистро и шантаны...
 
Ул. Сумская еще не закончилась — полный вперед! И вот мы уже не в парке, но еще и не в лесу.
 
КатИт лесопарком игрушечный поезд,
Пробежки, грибы — «милосердия эра»...
(Предвижу: окопы, отрытые в пояс,
Плюс снайпер в кусточках — он целится в мэра.) 39)
 
Однако все кончается... И ул. Сумская тоже...
 
Сумская закончилась (грустным аккордом).
Поставим знак «СТОП» на Шоссе Белгородском.
Гигантское стихо признают рекордом!?
Мне жаль, что его сочинил не И. Бродский...
 
--------------------
Анонсированные региональные комментарии (в разумном сокращении)
 
1. Полный перечень названий площади «у истока улицы Сумской»: Ярмарочная, Николаевская (или Никольская), Тевелева (неофициально — площадь «Тель-Авива»), Советской Украины, Конституции. «Моисей» (Яков) Соломонович Тевелев — лавочник, член областного комитета Советов Донецко-Криворожской республики, убит в 1918 году в Харькове при немецкой оккупации. (Прозвище Моисей получил за свою впечатляющую рыжую бороду.)
 
2. ««Российко-Азийский» (неточность от «Гуг-о-л»)». А вот точность от «Google»: «Русско-Азиатский банк».
 
6. Кинотеатр «1-й комсомольский» (до 1917 года — «Ампир») не следует путать с кинотеатром «2-й комсомольский» (на Холодной горе). И польские «пеплы» (просто «Пепел» и «Пепел и алмаз») не следует путать.
 
13. В доме № 14 до 1917 года была женская гимназия Драшковской, а после — «разное» (в частности, шахматный клуб и Дом физкультуры).
 
16. Булочную спустя годы преобразовали в кафе. В нем любили бывать неформалы. Место своего сбора они называли «булкой». В 1990-х годах это кафе официально именовалось «Булкой».
 
18. «Победе памятник воздвигнут рукотворный. Беседка, пруд, фонтан, усилия троя, родили новый символ — скромный, непритворный. «К нему не зарастет...» — «Зеркальная струя»!» А в народе указанный фонтан называли «бахчи-Чураев-ским», по фамилии первого секретаря харьковского горкома КПСС в 1930-1940-е годы. Здесь сокрыта потрясающая история запретной любви на фоне... тоталитаризма (которая и была рассказана «скамейной соседке»). [Для тех, кто не в теме: жизненные следы твердокаменного коммуниста Чураева трагически обрываются в подвалах, тех самых, что под Лубянской площадью...]
 
19. Новый помпезный ХАТОБ (харьковский академический театр оперы и балета), в будущем ХНАТОБ (национальный и проч.) «долгостроили» 21 год. Решение о строительстве принял «и лично дорогой товарищ Брежнев Леонид Ильич», будучи в г. Харькове в командировке и, как гласит молва, под благотворным влиянием недурного обеда (с икоркой и прочими алкогольными радостями жизни).
 
20. Закусочная «Автомат» (он же — «Пулемет») со временем трансформировалась в кафе «Харьковчанка». В «капиталистическом будущем» какое-то время была она и «Пулеметом». А нынче там... японский ресторан.
 
21. На территории сада Шевченко немало лет мирно сосуществовали три основных сообщества, на арго именуемые так: «брехаловка», «мельница», «яма». При наличии острого зрения, стоя возле памятника великому Кобзарю, можно было наблюдать сразу за всеми этими сообществами, каждое из которых суть собственный колоритный мирок людей, «повязанных узлом» общего увлечения. (Хотите подробности — ищите текст «Мемуары по-харьковски».)
 
22. Памятник архитектору Бекетову находится перед входом в Харьковский национальный университет строительства и архитектуры (ул. Сумская № 40). Уместнее не придумаешь.
 
24. Да-да. Памятник Василию Каразину, находившийся там, где сейчас находится памятник Тарасу Шевченко, был перемещен в глубину сада (поближе к университету).
 
26. Противотуберкулезный диспансер (с иным названием, но с тем же назначением) был открыт в 1910 году и «здравствовал» почти 100 лет. (Почил в капиталистической бозе в 2009 году.)
 
27. Там, где сейчас находится третий городской Дворец пионеров, изначально размещался... Ветеринарный институт.
 
29. До 1917 года место нынешней «главной площади г. Харькова» частично занимала небольшая Ветеринарная площадь (названная по зданию Ветеринарного института). В 1920-х годах она была перестроена и названа «площадь Дзержинского» (в честь понятно кого, успешно трудившегося некоторое время в указанном городе по основной специальности). В 1990-х годах она называлась «площадь Независимости», а с 1998 года носит название «площадь Свободы».
 
31. Капиталистический хозяин бесплатной «галерки» АВЭК свой первый (и десятки последующих) миллионов собрал (нашел) на... базаре. В превосходных экспозициях этой галереи частенько присутствуют отличные картины и скульптуры, «фигурантами» которых являются еврейские оркестры.
 
33. «Страшный дом» (Бергера) с 1919 по 1922 год был основным помещением Харьковской губернской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
 
35. В будущем Дворце бракосочетания в 1919-1922 годах размещался один из филиалов харьковской ЧК. Некоторое время это учреждение возглавлял печально известный Саенко. По свидетельствам многих людей, он был законченным садистом. (А напротив указанного Дворца, в доме № 100, в годы фашистской оккупации находилось гестапо...)
 
38. Немолодой автор поэмы еще помнит времена, когда вход в городской парк имени Горького был платным. А каштаны «на главной аллее» тогда еще «не подсохли»...
 
39. И снайпер, и мэр — отнюдь не художественная выдумка, а жуткая харьковская реальность 2014 года.
Copyright: Семен Губницкий, 2016
Свидетельство о публикации №351246
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.02.2016 21:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта