Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Бычков
Объем: 15146 [ символов ]
Катастрофа (На реальных событиях. Места и имена изменены)
Военный аэродром в знойной закавказской долине. Военно-транспортный
авиационный полк недавно сформирован. Большинство экипажей на этом
же аэродроме и служили, в бомбардировочном авиаполку, на реактивных
самолётал Ил-28. Пришли другие времена и другие требования к
Вооружённым Силам. Нужны мобильные войска, способные в кратчайшие
сроки перебазироваться на большие расстояния. Для этого и создали в
спешном порядке Военно-транспортную авиацию. А бомбардировочные
полки расформировали. Летали сначала на поршневых Ил-14 и Ли-2.
Самолёты Ан-8 – первые турбовинтовые ласточки в этом большом и важном
роде войск. Были и разочарованные в такой перемене имиджа. Как никак,
летали на скорости 800, а теперь 450, потолок 12 км, а теперь 9,6.
Инженеры, техники, механики освоили технику быстро. И вот уже весь
полк готов к главному – к практическим полётам на боевое применение, то
есть к полётам по маршрутам с выброской десанта
 
*
 
Толя Барабин торопил шестилетнюю дочурку Миру. Они уже опаздывают в
гарнизонный детский сад.
У Миры этот год выпускной. Она усердно готовится в первый класс.
Накануне они с папой купили шикарную детскую коляску. Сегодня папа
привезёт из роддома братика. Они с мамой уже и имя ему придумали –
Павлик. Павел Анатольевич!
Апрель здесь, что июнь в родном Казахстане. Жарко. «Я бы тоже пошла с
папой за Павликом, - думает про себя Мира, - но у него сегодня ночные
полёты, нужно спешить».
- Ну, пока, папуля, обними и за меня мамулю и Павлика.
Сдав Миру воспитателям, Толя поспешил домой. Надо навести порядок в
квартире, всё помыть, проветрить. Коляска и таз для купания малыша
готовы. Так, вроде всё. Пора в роддом.
Для Толи сегодняшний полёт важен, командира экипажа и его – штурмана,
проверяют на допуск к самостоятельным полётам по маршруту на полный
радиус самолёта в составе штатного экипажа ночью. Толя уверен, проверка
– просто формальность, опыта ему не занимать. Весь полк только-только
переучился на новые самолёты. Новое для него только расчёты и
выполнение манёвра на десантирование. Но и это он уже освоил, до этого
почти три года он летал на самолётах Ил-14. Участвовал в спец
командировке авиагруппы полка во Вьетнам. Там побывал и в проделках,
понюхал, как говорится, пороха. Вернулся с грамотами и наградами за
подписью самого Хо-Ши-Мина.
«Пойду пешком,- клубок воспоминаний разматывается, то останавливаясь
на чём-то важном и поворотном в жизни, то убыстряясь на второстепенном
и привычном, - многовато воды утекло в горной речке Мингечай,
протекающей через город, и много компотов выпито. Девятый год уже
здесь, привык, климат райский. Но тяготит удалённость от родных степных
просторов. Снежные вершины Кавказа чётко обрисовывают контур хребта.
Ночью, при грозах по ту сторону хребта, молнии и зарницы высвечивают
этот горный бастион, усиливая впечатление отрешённости здешнего бытия
и, вместе с тем, сказочности и романтики.
Русских здесь не так много, в основном военные. Вражды у местных к нам
нет, но холодная отчуждённость ощущается»
Размышления прерываются перед дверью роддома. Такси здесь тусуются
всегда. Роддом большой, простоя не бывает. Договорился со знакомым
Мамедом, бывало, по тревоге до аэродрома подвозил.
-_Барыбины готовы?
- Ждут уже. Малыша запеленали. Девочки, спускайте Барыбину! –
командует дежурная по селектору.
- Принимай наследника, торжественно говорит медсестра, передавая
упакованного Павлушку отцу.
Букет цветов и коробку конфет сестре, букет мамульке:
- Спасибо большое, девочки!
Дома Павлуша уложен в коляску.
- Спит, не открывай. Поторопись, – захлопотала Ната. С обедом сама
разберусь. Уже машины подъехали. Иди. Ни пуха!
Толя быстро переодевается в лётное, целуя Нату:
- Извини. Приеду утром. Пока.
 
*
 
- Что-то штурман задерживается, - беспокойно спросил Валерий Пугин у
подбегающего борт-техника Дениса Серёгина. Денис, молодой лейтенант,
холостяк, балагур и заводила в любой кампании, весело ответил:
- Должен быть товарищ капитан. Хотя, он вчера в городской роддом ездил, с
дочкой. Сегодня он должен жену, Нату, с ребёнком оттуда забрать. Во везёт
штурманцу – мальчик, полный комплект.
- Не пройдёт и года – «будет тебе белочка, будет и свисток», - проворчал
штурман отряда Гена Честнов, закинув ногу на борт машины.
- Товарищ майор, мои в сборе, вон и Барабин бежит, - обратился Пугин к
подошедшему командиру отряда Альберту Мелконяну. - десантник уже в
машине сидит.
Борттехник по десантному оборудованию Юлий Труханов подал руку
майору, проворно вскочившему вслед за командиром экипажа Валерием
Пугиным.
- Молодому папаше – гип-гип-ура! – Подавая руку штурману, торжественно
провозгласил второй пилот. Барыбин нехотя вскарабкался вслед за своим
командиром.
- Ты что не в настроении, штурман? Выше голову! С пополнением! С тебя
причитается, - приветствовал командир Толю, похлопывая по плечу, - место
молодому папаше! Как Наталья?
- Наташа в норме. Привёз их только что. Не посмотрел даже на наследника.
- Ничего, наверстаешь. Молодец! Наташе привет. Зайдём обязательно.
В машине постепенно разгорался разговор. Шутки, подковырки, анекдоты.
Машины с лётным составом подрулили к столовой.
- На обед пол часа, через сорок минут построение.
 
*
 
- Полк, поэскадрильно, становись! Равняйсь! Смирно! Комэскам проверить
наличие, доложить!
Комэски уже в дороге определились с «наличием». Быстрый осмотр. Вроде,
все бодры и рвутся «в бой».
Принят доклад всех комэсков, техсостав уже на самолётах.
- Пооолк, Смирно! Равнение на…середину! Товарищ полковник, лётный
состав построен для получения задачи по тревоге, Отсутствующих нет.
- Товарищи, пока вы ехали на аэродром, полк поднят по тревоге указанием
штаба ВТА. Проверяющие уже в штабе, на стоянках и на КДП. Лётный
состав, в класс для получения заданий на полёты.
- На сегодняшний день у вас была составлена плановая таблица полётов –
начал в классе представитель штаба ВТА, - ваш полк проверяется для
принятия решения о вводе его в боевой состав ВТА, мы с вашим командиром
внесли небольшие изменения. Командиры эскадрилий будут проверены на
технику пилотирования и несколько экипажей выборочно в полётах по
маршруту лётчиками и штурманами-инспекторами Отдела Боевой
Подготовки ВТА, остальные контрольные полёты рядовых экипажей
командирами отрядов на допуск к самостоятельным полётам на боевое
применение ночью согласно вашей плановой таблицы. Заместителю
командира полка по лётной подготовке довести до экипажей изменения
плановой таблицы.
Доклад полкового врача, доведение данных по связи, кода «свой – чужой»,
доклад синоптика.
- В полосе маршрута группы установлен временный режим полётов. Вход в
зоны районных диспетчерских пунктов не запрашивать, снижение на
последнем этапе - до высоты безопасной, дальнейшее снижение – по
командам РП аэродрома. Вопросы? Вопросов нет. Полётами руковожу я, в
воздухе - зам по лётной. Запросы на запуск за 5 минут до назначенного
времени вылета. Начало полётов через пол часа, – заканчивает
предполётные указания командир полка.
- Альберт Ашотович, понял изменение? Полетишь контролировать Пугина
вместо меня, распорядился командир эскадрильи Акаёмов, -меня генерал
контролирует.
- Понял.
- Техник по десантированию может не лететь, - распорядился Альберт
Ашотович, - для него работы не предвидится. Просторнее в гермокабине
будет.
- Понял, товарищ майор, лейтенант Труханов, в распоряжение инженера
полка.
Мелконянн много раз летал с Пугиным на технику пилотирования по кругам
и в зону. Он прекрасно знает все его плюсы и минусы. А минусы были,
конечно. Все они исправлены в многократных контрольных и
самостоятельных полётах в районе аэродрома. Выполнил экипаж и весь
набор упражнений по Курсу Боевой подготовки ВТА в маршрутных полётах.
Теперь предстояло выдать всё, что отработано, в полном объёме, с
имитацией десантирования на заданную площадку и получить допуск к
самостоятельных полётам в составе штатного экипажа ночью.
Ракета с балкона КДП. И сразу слышен гул запускаемых турбин.
Выруливание. Взлёт. По маршруту летят несколько экипажей, потоком, с
безопасным временным интервалом. Набор высоты на первом этапе.
Впереди уже виден Тбилиси, большой, сияющей в ночи электрическим
освещением. Облаков нет. Тбилиси прошли уже на заданном эшелоне.
Разворот в сторону Кавказского хребта, на Моздок. Полёт спокойный.
Штурман, наблюдая на экране локатора чёткие контуры гор, определил угол
сноса, поправил курс. Пролётом по времени отрезка маршрута рассчитал
путевую скорость, доложил командиру расчётное время прохода Моздока.
Прошли Моздок. И пошла рутинная привычная работа экипажа, каждого
на своём месте отработанными до автоматизма приёмами. Все свои действия
члены экипажа громко проговаривает по внутренней связи, чтобы все
остальные представляли в любой момент полёта место и характер
выполняемых задач. Штурман определил путевую скорость на следующем
этапе. Ветер севернее хребта без сомнений изменился и по направлению, и
по скорости.
- Путевая 500, держать курс 120.
- Держу 120, - отвечает командир.
- Метео Махачкалы информирует, -докладывает радист, - по маршруту в
районе Хасавюрта высоко кучевая мощно кучевая облачность.
- Понял: Хасавюрт - мощная кучёвка, - отвечает командир, - радист, доложи
о погоде по дальней РП Мингечавура. Штурман, отслеживай засветки по
локатору.
- Засветок не наблюдаю, - сообщает штурман.
- Радио ведущего, - докладывает радист, - Хасавюрт прошёл, слабая
болтанка, идёт на Избербаш без изменений.
- Понял: слабая болтанка над Хасавюртом.
- Проходим Махачкалу, курс 140. По курсу полёта засветок не наблюдаю,
есть небольшие слева над морем на удалении 30, - спокойный голос
штурмана. Болтанка по мере приближения к Избербашу усиливается. Вошли
в облака.
Пора поточнее определить ветер на высоте. От этого будет зависеть
точность расчёта рубежа начала снижения. В горах снижение вне
видимости земли чревато. А тут – ночь. Локатор хоть и норовист в
настройках, но сейчас картинка отчётливая.
- Командир, проход Избербаша, разворот вправо на курс 210.
- Держу 210.
По локатору чёткое изображение гор. Вот виден и обрыв гряды, после неё
долина реки Куры.
- Через пять минут снижение. - голос штурмана по СПУ. Все члены
экипажа, услышав это, приободрились, усилили, так сказать, бдительность:
болтанка продолжалась, земли не видно.
- Командир, можно начинать снижение, - говорит штурман.
- Понял, как мнение проверяющего штурмана? Что скажешь, Геннадий
Николаевич? – слышен голос Альберта Ашотовича.
- По расчёту всё правильно, картинка на экране отчётливая, подтверждаю.
- Понял, - голос Пугина, - Снижаемся. Всем усилить осмотрительность.
- Расчётный режим снижения: вертикальная 5, время 72 секунды, засекаю.
Снижение до безопасной 1500, - напоминает штурман.
- Идём правильно, - вновь слышен штурман, - и через некоторое время, -
командир не увеличивай вертикальную, не увеличивай вертикальную.
Валерий плавно берёт штурвал на себя и, зажав правой ладонью оба РУДа
(ручки управления двигателями), продвигает их вперёд.
- Вертикальная в норме.
Командир снова отдаёт штурвал от себя, не убрав РУДы. Вертикальная
вновь нарастает – 7, 10 метров в секунду.
- Командир, вертикальная! Выдерживай 5.
- Стараюсь, ответил Валерий, вновь убирая РУДы.
- Командир, тяга! – озабоченно вмешивается борттехник.
- Вижу.
- Синхронно РУДами работай!
- Командир, курс! Уклоняемся влево. Держать 120.
Валерий пытается вернуться на заданный курс одновременным
отклонением руля направления и штурвалом вправо.
- Блин, Валера, РУДы ниже полётного малого газа! – восклицает
борттехник.
- Я не слышал щелчка фиксатора!
- Командир, воздушная падает – тревожный и громкий голос штурмана.
- Высота! Высота! Мы просели, - вновь штурман, громко, глотая воздух от
резкого изменения высоты.
Денис, прибавь тяги, - проговорил командир, резко беря штурвал на себя.
- Легче, - вмешивается Альберт Ашотович, - в горизонт, подержи. Блин,
воздушная не растёт!
- Вертикальная! Вертикальна! Курс! Курс! – встревоженный штурман.
Уже оба пилота резко берут штурвал на себя, но самолёт продолжает
проседать, потеряв подъёмную силу. Тяги не хватает….
 
*
 
Радио Турции объявило о катастрофе в горах Кавказа. Семьям не объявляли.
«На запасном аэродроме сидят, По тревоге». Спасательная группа полка к
месту катастрофы не пробилась. Вертолётам не сесть: скалы. Вызвали
альпинистов. Поднялись только через две недели. Над местом кружила стая
орлов. Всё - в мелкую щепку. Небольшие фрагменты тел. Обломки самолёта
спустить на представлялось возможным. Полковые техники, участвующие в
операции, установили боле-мене вертикально винт с погнутыми лопастями
а память экипажу. Что можно было погрузить в мешки, погрузили,
остальное предали каменистой земле под скалой.
В гарнизоне хоронили через 16 дней. Гробы не открывали. Траурная
музыка, залп караула.
Через два года я по просьбе Наташи приехал к ним В Минск, где после
смерти Толи они получили квартиру.
- Родственники собрали деньги. Поезжай в Мингечавур, поставь памятник.
Там стоят два обелиска на общей могиле, остальных похоронили в родных
местах.
Зашёл в штаб полка. «Ничем помочь не можем, что могли, сделали»,
ответил мне замполит. Долго бродил по обширному Армянскому городскому
кладбищу. Мраморные обелиски в большинстве в полный рост. Постоял у
надгробия из чёрного мрамора родителей маршала Баграмяна. Он родом из
села Славянка, что неподалёку.
Нашёл и братскую могилу ребят. Не сразу, под натиском воспоминаний о
нашей с Толей жизни, осел в приступе неудержимых рыданий.
Успокоившись, нашёл мастерскую, расположенную здесь же, на территории
кладбища, заказал памятник. Через неделю памятник был готов,
сфотографировал, чтобы известить семью и уехал к месту моей службы на
Камчатку.
Но вскоре пришло письмо от Миры: «Мама умирает». Из друзей остался
только я. Земляки, в училище спали на одной койке, он внизу, как старший
на один год, я внизу.
- Рак желудка. Жить, ну, месяц, не больше, сказал лечащий врач.
Погостил у Миры и Толи, так они решили в честь погибшего отца назвать
братика и сына., несколько дней, приходя ежедневно в больницу к Наташе.
Надо было уезжать – служба. Через неделю пришла телеграмма: «Мама
умерла».
 
*
 
Прошли годы. Армянское кладбище в Мингечевуре снесено с лица земли
пучиной распрей двух соседних свободолюбивых народов. А боль утраты
боевого товарища, развала великой страны, которой мы и служили ради
того, чтобы «была бы страна родная», утраты могил, не утихает, но растёт,
теперь уже и за судьбы детей и внуков.
Copyright: Михаил Бычков, 2017
Свидетельство о публикации №341545
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.03.2017 17:37

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Бычков[ 13.04.2015 ]
   Игоррь Четков. Екатеринбург. 13.04.2015
   
   Здравствуйте Михаил!
   
   Как получил это Ваше письмо, все бросил, сел и внимательно несколько раз прочитал Ваш "Рассказ по поводу"...
   Опять мысленно пережил эту трагедию, не мог спокойно читать...
   
   Сейчас меня переполняют чувства огромной благодарности Вам: прежде всего - Вы, настоящий мужчина с большой буквы,
   пронесший через всю жизнь святое чувство дружбы с Н.П.Балабой, поддержку его семьи, Вы - опытнейший высококлассный
   специалист-штурман, человек высокой морали и чести, настоящий офицер!
   Разрешите высказать Вам свое признание и уважение!
   
   Я с детства с трепетом и уважением отношусь к летчикам, военным, т.к. родился и рос в семье военнослужащего.
   Светлый пример моего отца, все, что я о нем знаю, что он успел дать мне - это на всю мою жизнь....
   И мама моя так и осталась верной только ему до своих последних дней.
   Я благодарен своим родителям за все, что они вложили в меня, воспитали, дали путевку в жизнь...
   
   У меня, может быть, обостренное чувство справедливости - всегда стараюсь жить по совести, честно, не предавая.
   Меня все время подспудно гложет чувство моей вины в том, что я так и не смогу доказать невиновность экипажа.
   Ирина Балаба постоянно меня успокаивает (цитирую):
   ... наши отцы выполняли свой воинский долг с честью. И их вины нет. Царство им небесное и вечная память в наших сердцах. Я
   хожу в церковь и молюсь за упокоение. Мне твои чувства очень понятны... за 50 лет много воды утекло, а наша боль с нами...
   хожу на кладбище к маме, молюсь там и о папе..."
   
   Летчик В.В.Безменов (я знакомил Вас с его письмами) считает, что:
   "...искать в происшествии причины, кто да что, ни к чему и контрпродуктивно...&­quot;­
   
   Но мне горестно и обидно, что так несправедливо во всем обвинен экипаж.
   
   Эти Ваши воспоминания и Ваша версия трагедии тоже будут помещены в мой семейный архив.
   
   Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни!
   
   С глубоким уважением,
   Игорь Четков
Михаил Бычков[ 13.04.2015 ]
   Игорь Четков. Екатеринбург.
   
   Мне дороги эти Ваши воспоминания.
   Благодарен Вам безмерно!
   
   Приношу Вам свои извинения, что долго не писал Вам - был в командировке, потом меня на работе проверяла комиссия
   (я работаю директором по качеству холдинга по шахтному и рудничному оборудованию), также я переписывался еще с
   одним летчиком, который служил в этом же полку, но позже - 10 лет спустя. Результаты переписки сообщу Вам позже...
   
   Я писал Вам про семью Миналян. Его могилу в Гаграх, давно, более 20 лет, никто не посещал и не ухаживал за ней.
   Его дети-дочери живут своими семьями либо в США, либо совсем недавно вернулись назад, но еще не обустроились...
   Я на могиле А.А.Миналяна никогда не был. На ней лишь бывала моя мама.
   Поставил себе задачу найти эту могилу.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта