Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Философская и религиозная лирикаАвтор: Валентина Бондаренко
Объем: 12 [ строк ]
\"Ни дела, ни помыслы благие...\"
Ни дела, ни помыслы благие
И не осознание вины –
Тайна православной литургии –
В даре светоносной тишины.
 
Но в миру свечам быстрее таять.
И, себя не в силах превозмочь,
Плоть людская, эта волчья память,
Душу опрокидывает в ночь.
 
Вот она, кружится в непроглядье,
Лишь молитвой прежнею жива,
И хранит случайное проклятье –
Тленной плотью облекать слова.
Copyright: Валентина Бондаренко, 2004
Свидетельство о публикации №33341
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.12.2004 12:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ю РЭК[ 23.02.2005 ]
   Без перевода не понять,
   Все то б по-русски так сказать,
   чтоб душа могла внимать
   И летать, летать, летать...
 
Валентина Бондаренко[ 24.02.2005 ]
   Уважаемый Ю РЭК,
   я не ставила своей целью зарифмовать Нагорную проповедь. Хотите простоты и ясности - обратитесь к Новому Завету, к первоисточникам (да и то там все не так просто, как Вам хотелось бы).
   Я писала о своей душе, в которой непросто разобраться... Как сказал кто-то из мудрецов, "человек постиг мир - но не может постичь самого себя"... Это стихотворение - некий полуосознанный код, который в момент свой фиксации на бумаге мне, например, помог понять о себе нечто очень нужное в тот момент. Не знаю, может ли помочь еще кому-то - тот другой человек по крайней мере должен этого очень захотеть! - но если даже нет, то для меня художественная и духовная задача этого стихотворения может считаться выполненной.
Сонетыч[ 13.04.2005 ]
   Вот уж ... литургия в тишине... Не знаю, не знаю что и сказать.
   Волчья память - душу в ночь? Я по своей наивности считал, что не память виной в грехах человеческих, а грешная природа и маловерие. Почему ночь это плохо? Скорее в грех, а ад...
   Душа кружится в непроглядье жива прежнею молитвой в ночи?
   Чьё проклятье хранит душа? Разве не сначало было СЛОВО? И слово не было БОГ? И всё-ж таки! Разве литургия хоть чем-нибудь напоминает пантомиму или балет?
   
   Разве, уважаемая Валентина, вопросы мои не логичны?
   Дар светоносной тишины - сильно сказано. Но при чём тут литургия?
   Прошу прощения, если опять резок. Но тема...
 
Валентина Бондаренко[ 13.04.2005 ]
   Уважаемый Сонетыч!
   
   Ну ведь вижу, что Вы все понимаете правильно... однако Вы почему-то не можете дать себе свободу воспринимать религию широко, как надо бы нормальному незашоренному человеку. Опять - в лоб, абсолютно канонично, шаг влево, шаг вправо - побег... Отсюда и замечания, в которых Вы сами же себе противоречите. Если судить по-Вашему, так и стихи на религиозные темы писать нельзя. Отчасти с Вами согласна: лучшая поэзия - это Библия, поэтому очень негативно отношусь к периодически возникающим попыткам переложить Слово на рифмованный язык. Но когда дело касается каждого отдельно взятого человека, поэта, который прислушивается к жизни своей души, то тут уже имеет право на существование субъективный взгляд на духовные процессы. Это в общем. А теперь - по сути.
   
   1. "Вот уж ... литургия в тишине..." "Дар светоносной тишины - сильно сказано."
   Не ЛИТУРГИЯ В ТИШИНЕ, а "ТАЙНА православной литургии – В ДАРЕ светоносной тишины"! Т.е. литургия ДАРИТ тишину душе, в чем и заключается ее ТАЙНА. Ведь понятно же! И Вы поняли, судя по второму замечанию! Так зачем же?...
   
   2. "Волчья память - душу в ночь? Я по своей наивности считал, что не память виной в грехах человеческих, а грешная природа и маловерие."
   И опять все верно раскрыли! "Волчья память" - это и есть память тела (в противовес душе), т.е. все та же грешная, животная природа человека, плотская инерция греха.
   
   3. "Почему ночь это плохо? Скорее в грех, а ад..."
   Правильно! Ночь "плоха" лишь в контексте этого стихотворения, как противоположность "СВЕТОносной тишине". "Светоносная тишина" суть мир в душе, торжество духа, а "ночь" - сиречь ее антоним, торжество плоти, оно же - грех.
   
   4. "Душа кружится в непроглядье жива прежнею молитвой в ночи?"
   Почти. Ночь=непроглядье (не видно там ничего), т.е. "Душа кружится в непроглядье, жива лишь ПРЕЖНЕЮ молитвой" - непосредственно по тексту, куда Вы прилепили ночь из предыдущего предложения, и получилась бессмыслица.
   
   5. "Чьё проклятье хранит душа? Разве не сначало было СЛОВО? И слово не было БОГ? И всё-ж таки! Разве литургия хоть чем-нибудь напоминает пантомиму или балет?"
   Про пантомиму и балет не поняла - это к чему??
   Последние две строки действительно немного путаные, но я попробую объяснить, что хотела в них сказать.
   В начале действительно было Слово, и Слово было Бог, и Слово было у Бога. Бог - начало ТВОРЧЕСКОЕ (т.к. СОТВОРИЛ все сущее), а есть еще ИСКУССТВО - от слова "искус, искушение", и идет оно понятно от кого. Ср. еще "искусственный", т.е. псевдоживой, сотворенный тем, кто не имеет силы вложить в свое творение Дух. Соответственно, есть животворящее Слово, идущее от Бога и данное немногим, и есть слова, дающиеся "обезьяной Бога" всем, кому не дают покоя лавры первых. Я не считаю себя избранной, а поэтому уверена, что, как и 99,9% пишущих людей, занимаюсь искусством, а не творчеством. Отчасти из-за этого и не пишу в последнее время ничего. Следовательно:
   "Случайное проклятье" - литературный талант, которого я не искала в гордыне, но получила, а значит, все равно виновна, греховна и вынуждена стараться хотя бы, чтобы мое искусство приносило пользу, дарило светлые чувства, а не способствовало делу дьявола;
   "Тленной плотью облекать слова" - не останусь я в истории, нерукотворный памятник мой весьма и весьма хлипок, и растворятся мои стишки в пространстве, распадутся, хорошо если на светлые атомы, которые послужат еще какому-нибудь новому гению. Кстати, вспомните из Пушкина: "Дар напрасный, дар случайный" - именно об этом я и пишу. С той разницей, что Пушкин-таки поскромничал, он-то как раз был из носителей Слова, а мой дар - воистину и напрасный, и случайный, и тленный. Но крест дается по силам, раз дан мне этот талант - значит, для чего-то он нужен, потому и занимаюсь я литературой, пытаясь сохранить хрупкое равновесие между искус(ств)ом и духовностью.
   
   Вот. Объяснила. Вы поймите, что СТИХИ тем и отличаются от всех остальных проявлений речевой и умственной деятельности человека, что оперируют ОБРАЗАМИ. И "волчья память", и "ночь", и "светоносная тишина", и все остальное - это ОБРАЗЫ, которые требуют РАСШИФРОВКИ. И Вы сами на уровне эмоций все правильно расшифровали, но разум Ваш воспротивился образной перефразировке духовных терминов. Если бы я оперировала каноническими терминами, которые привлекла для своего разъяснения (кстати, исключительный случай, никогда стихи не объясняю, сейчас сделала это только ради сохранения нашего хрупкого взаимопонимания), то в лучшем случае получилось бы философское эссе, в худшем - очередное графоманское переложение истин Священного Писания. И то, и другое вряд ли было бы достойно читательского внимания, в обоих случаях лучше обращаться к первоисточникам - богословам, религиозным философам и самой Библии. А рассказать о своем духовном опыте мне хочется, и сделать это я могу единственным доступным (и достойным) мне способом - с помощью стихов, а значит, с использованием поэтического языка и поэтических средств, которые всегда индивидуальны (ну, не всегда, а только у мало-мальски хороших поэтов, чем они и отличаются от безликих графоманов).
   
   Надеюсь, Вы со мной согласитесь.
   
   С уважением, Валентина.
Сонетыч[ 14.04.2005 ]
   Уважаемая – уважаемая Валентина!
   У нас в городе две ночи не работал интернет, поэтому отвечаю с задержкой.
   … Это очень интересная тема: незашоренное восприятие религии, которое может быть выражено тремя словами «я так понимаю…». С точки зрения православия - это ересь, на которую каждый имеет право (?!). Знаете, Валентина, внимательно вчитавшись в любой текст видно не только то, что автор сказал, но и то - что он хотел сказать, какой посыл несёт стихотворение, что подвигло автора на его создание. Ведь так? Искреннее ли раскаяние и стыд за свои грехи, или желание поумствовать - поразмышлять на тему спасения души, своей души….
   Вы, моя уважаемая собеседница Валентина, всё прекрасно объяснили… что хотели написать и почему написали именно так, а не иначе. Спасибо. Кстати! Я немного встречал православных стихов, написанных профессионально. Но оченно рекомендую, даже прошу, Вас найти стихи иеромонаха Романа. А Вы говорите - вообще не писать на религиозные темы…
   Вы правы и в том, что стихи не стоит объяснять. Что написали, то написали. И в том Вы правы, что стихи пишутся на языке образов. И опять Вы правы, что у каждого пишущего свой язык.
   Из этого следует то, что не к стихотворению этому я придрался, а к тому, что именно Вы написали. Критика моя сродни критике сапожника перед картиной, на которой неверно изображён башмак… Причем, я и сам не уверен, что башмак нужно рисовать по-другому, но прям на груди рубаху рву! Исходя из того, что пишущий на какую-либо тему, обязан эту тему изучить основательно. Вот где собака зарыта.
   Кстати, дар у Вас и не напрасный и не случайный. В Ваших стихах столько ПОЭЗИИ, что мне и не снилось. Это я так устроен, что обращаю ваше внимание только на то, что меня огорчило. Поверьте, что потрясающих строчек – образов у Вас на порядок (на два порядка!) больше. Тем обиднее - недостаточки, которые есть у всех. Просто на Вашем уровне они более заметны, чем в стихах не столь талантливого поэта.
   
   Вот в чём я вижу свою основную, извините, цель. Сподвигнуть Вас, уж простите меня, почти старика, более требовательно относиться к своему творчеству. У Вас же всё есть для ПОЭЗИИ, только чуть – чуть повыше поднять планочку требований к себе. Я банален, но … не прощайте себе ни слова … и Вы – классик! Я, по сравнению с вами, только ремесленник. Честное слово.
   
   Странное получилось сочинение. Но Вы же меня понимаете?! Вы и сами всё прекрасно видите, судя по разбору моих виршей. Осмелюсь … прошу Вас прочесть всё - таки мой венок «по настоянью…» Уж если мы на тему религии говорим. А как Ваше мнение?
Валентина Бондаренко[ 18.04.2005 ]
   Уважаемый Сонетыч!
   
   В самом деле, спорить особо не о чем. Когда я говорю о незашоренном восприятии религии, я говорю не столько даже о религии, сколько об особенностях человеческого восприятия вообще. Каждый человек видит мир индивидуально, объяснить и подкрепить какими-либо научными фактами это практически невозможно, но это так! Вполне естественно, что и духовные материи мы воспринимаем едва уловимо по-своему. Если разворачивать мысль далее - необходимо терпимо относиться к другому человеку, который заведомо мыслит по-другому. "Кто не с нами - тот против нас!" - такого просто быть не должно, из этого вырастает фашизм, инквизиция и прочие малоприятные вещи. Вот что я подразумеваю, когда говорю о незашоренности. Есть Бог, есть Дух, есть понятия о грехе и праведности, единые, кстати, во всех религиях, - это незыблемо. Все остальное, начиная от слов, с которыми мы обращаемся к Богу в молитве, и заканчивая обрядовой стороной, вплоть до разных вероисповеданий, - это частности, к которым необходимо относиться с пониманием.
   
   Стихи и песни иеромонаха Романа знаю и люблю давно, есть у меня его книга, кассеты. Это настоящая духовная поэзия. Кстати, не скажу, что ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, в чем и заключается ее преимущество в моих глазах. Полное отсутствие гордыни и погони за "словами", живой и чистый Дух. А Вы читали поэму "Юность Христа" Юрия Кузнецова в "Нашем современнике"? Вот это - профессиональная поэзия. И это - гордыня, которую я на дух не переношу. Если не читали, то и не надо, поверьте мне. Ее автор уже получил сполна свое наказание.
   
   Мои стихи - это "слова", в чем я охотно и признаюсь. Это - мой личный духовный опыт, на большее я не претендую. Более того: если мне будут приписывать большее, буду активно открещиваться. Но и не меньшее не согласна.
   
   С неизменным уважением, Валентина.
   
   PS Простите, абсолютно не было времени почитать и разобрать Ваши стихи - последние дни перед отпуском, подтягиваю свои рабочие хвосты, в отпуске, как Вы понимаете, мне тоже не до этого будет... Но во второй половине мая обещаю к этому вернуться.
Сонетыч[ 19.04.2005 ]
   Спасибо, милая валентина, за терпение. Мне, право, уже стыдно за свои наезды.
   Но ВЫ же всё понимаете и теперь! Счастливого отпуска!!!
   Сонетыч.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта