Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Басова Галина
Объем: 16111 [ символов ]
Три дня одного лета. Проза для детей младшего школьного возраста, от 7 до 12 лет.
ОДИН ДЕНЬ
День был в самом разгаре. Солнце, похожее на подсолнух, лениво лежало в самой середине неба. Облака, редко раскиданные вокруг, замерли, остановив свой бег. Где-то важно гудели шмели. Тяжёлые шапки пионов вальяжно развалились на клумбе, надменные нарциссы выстроились гордо в ряд. Перламутровые бабочки бесшумно порхали, завершая весёлую картину вселенского счастья.
Рита приставила лестницу к чердаку времянки, ей давно хотелось узнать, что там есть. И действительно, посмотреть было на что: журналы мод аккуратными стопками лежали в стареньком чемодане, а там - красивые девушки, похожие друг на друга, как принцессы: тонкие, осиные талии подхвачены поясками, на ногах – «лодочки». Великолепные наряды: блузы, юбки, платья - этим можно было любоваться бесконечно. Если ты - Настоящая Женщина.
Неожиданно тряхнуло, и Рита ударилась головой о доску. Списывая всё на свою неловкость, она села удобнее и взяла другой журнал. Вдруг её откинуло в сторону. И гораздо сильнее. Какая – то неведомая сила забавлялась её беспомощностью. Рита, широко открыв глаза, обоими руками схватилась за старый ящик, на котором сидела.
- Рита! Рита! Где ты? – услышала она тревожный крик матери. С трудом, падая то в одну, то в другую сторону, Рита, наконец – то, добралась до двери и выглянула в проём. Мама была внизу, она стояла на лестнице, брошенной на землю. Увидев дочь, она быстро соскочила с лестницы, подняла её и приставила к чердаку времянки.
-Слезай быстро, пока тихо!
- Мам, а что случилось? - спросила Рита, спрыгивая на землю.
- Землетрясение, доченька! Становись на лестницу!
- А где же папа?!
- Не знаю, милая. Должен был уже вернуться, - мать с тревогой оглядывалась по сторонам. Соседей не было видно. Земля тихо гудела. Потом было несколько толчков. И всё затихло. Мать, ещё не веря, что всё закончилось, стояла на спасительной лестнице, прижимая к себе дочь. А Рита так ничего и не поняла: какое такое землетрясение, и почему мама так крепко прижимает её к себе.
Потом они вместе поливали цветы и пели песни. А потом приехал отец, и Рита слышала, как мама, тихо плача, говорила, как она за них за всех испугалась, и хорошо, что всё так быстро закончилось. И папа её успокаивал.
А Рита пошла на старое кладбище, чтобы нарвать мамочке букет цветов. Клевер, кашка и кукушкины слёзки – нехитрое богатство, которое, по мнению Риты, должно было согреть мамино сердце. Она перепрыгнула весело журчащий арык, потом небольшой, наполовину засыпанный ров. То тут, то там виднелись оградки с полумесяцами. А невдалеке гордо стоял белый в узорах мазар. Мама говорила, что это домики для умерших людей.
Тут же были соседские девочки: сестрёнки - близнецы. Вдруг под Ритой провалилась земля, и она оказалась напротив сидящего, человеческого скелета. Всё произошло быстро, Рита и опомниться не успела, как подскочили подружки и вытащили её. Она и не испугалась. Может потому, что не знала, что надо бояться.
А в природе всё продолжало жить по своим законам. Наблюдая за бабочками, среди которых были и большие с нарисованными на крыльях глазами - их Рита называла «королями» - девчонки, размахивая раскинутыми в стороны руками, весело смеялись: «Мы – бабочки!»
Потом из цветов мальвы, растущей у арыка, делали себе принцесс и королев. Строили им дворцы из песка и разноцветных стёклышек и устраивали балы. Рядом, в кустах надсадно пела неизвестная птица, а вдали на дереве, как заведенная, голосила кукушка. Девчонки, прыгая на одной ножке, весело спрашивали её, сколько они проживут на свете.
Если бы день на этом и закончился, то было бы просто здорово. Но Рита решила нарвать черешни. Нарвала. И забыла закрыть калитку в сад, а соседская коза слопала все мамины цветы. Ещё потоптала грядки и разбила пару глиняных горшков. Горшки – что! Их и купить можно. А цветы теперь пока вырастут. Только на следующее лето.
И мама снова плакала. А потом плакала Рита. Она нечаянно разбила мамину чайную чашку: красную в белый горох. И хотя мама совсем не сердилась и не ругалась, Рита рыдала как потерпевшая.
А потом появился папа. Он взял Риту на руки и отнёс в спальню. Уложив на кровать и поправив подушку, он погладил её волосы и сказал, что она, когда вырастет, обязательно станет большим человеком. И Рита ему верила. А ещё он сказал, что завтра скоро будет. И её ждёт сюрприз.
Рита не знала, что такое «сюрприз». Но папа улыбался, и Рита, закрыв глаза, сказала, что обязательно дождётся «завтра».
 
ЗАВТРА
Утром Рита открыла глаза и вспомнила, что сегодня – «завтра». Ещё вечером, когда мама зашла пожелать ей спокойной ночи, она спросила:
- Мам, а что такое «сюрприз»?
- Сюрприз – это что-то неожиданное. И - приятное.
Теперь осталось только дождаться прихода папы. Он обязательно выполнит своё обещание.
День тянулся медленно. Сначала с мамой попили на кухне чай. Потом помыли посуду. Потом они шили. Мама Рите новую красную курточку, а Рита кукле пальтишко с пояском. Мама, сидя за машинкой, пела негромко красивую песню о венском вальсе. А Рита, чтобы быстрее справиться с шитьём, взяла нитку подлиннее и так всё запутала, что теперь могли помочь только ножницы. Мама, оставив своё рукоделие, взяла в руки куклино пальтецо. А затем, поглядев внимательно на дочь, сказала:
- Только от большой лени можно взять такую большую нить!
А потом она рассказала сказку о чёрте и хитром портняжке, о том, как они поспорили, кто быстрее сошьёт кафтан. И, как полагается в сказках, чёрт проиграл. А всё потому, что оторвал себе очень длинную нитку.
Разглядывая Ритино шитьё, она засмеялась: « Дочка шьёт, песни поёт, а мать - порет, да плачет!» Потом она прострочила и обметала на машинке все швы, пристроила по подолу красивую тесёмку… Всё! Пальто – готово. И куртка – тоже. Рита примерила обнову. Замечательно! Какие они молодцы! Сколько дел переделали.
Потом сходили к соседям. Их коза стала мамой. Два козлёнка – чёрненький и беленький, если б не шевелились, то вообще б могли сойти за две чудесные игрушки – шёрстка шёлковая, ножки точёные. Такие смешные!
Посмотрев на это великолепие, мама произнесла:
- Ну что ж! Значит мои цветы не даром пропали. Смотри, какая красота получилась.
Потом они смеялись и пили с соседкой чай. С вареньем из ранеток. Мама тоже такое варит: ранетки – целиком в густом сахарном сиропе, они прозрачны настолько, что даже все зёрнышки видно.
Дома они пекли пирожки и ждали папу.
И он пришёл! Довольный и счастливый. Засунув руку за пазуху, он что-то оттуда вытащил. Это был щенок. Маленький – целиком помещался на папиной ладошке. Он смешно тыкался мордочкой в сомкнутые пальцы. Папа бережно опустил его на пол, и «новосёл», поскуливая, отправился осваивать территорию. Недолго думая, присел. И пошёл дальше, оставив после себя небольшую лужицу.
- Папочка, он, наверное, кушать хочет! Такой крошечный! А как мы его назовём?
-Я уже думал об этом. А давайте назовём его Арго.
- Арго? А что это означает?
- В древней Греции были такие храбрые люди. Они плавали на корабле и назвали его «Арго». Плавая, они увидели много нового и интересного. И совершили много подвигов. А когда им было весело, они танцевали сиртаки.
-А что это?
- Это танец такой. Красивых и гордых людей.
Отец подошёл к проигрывателю и включил пластинку.
- Вот это и есть – сиртаки! А танцуют вот так. Давай научу. Это – не сложно. Поехали! Вот так! И так! Молодец! Получается!
Они, взявшись за руки, танцевали. Комната стала невероятно большой. Всё кружилось в звуках музыки. А мама смотрела на них и улыбалась.
А потом кормили Арго молочком из блюдечка. Он был такой толстенький и неуклюжий. Весь коричневый. С подпалинами. Может овчарка?!
В заботах о новом жителе пролетел весь вечер. В углу возле печки ему было устроено уютное местечко: постелили маленький половичок, и Рита принесла из кукольного уголка небольшую, сшитую ей самой, подушечку.
Вообще – то Рита не играла в куклы, но для порядка, раз в неделю убиралась в куклиной комнате: переставляла мебель, перетирала посуду и стирала вещи. А потом она забывала про всё это. До следующей уборки. По её мнению, были дела и поважней. Она любила рисовать, помогать по дому маме, ходить в школу. И прыгать через скакалку. Тут ей равных не было! Она могла скакать без остановки хоть сколько: и крестиком, и задом наперёд, и через раз!
Перед тем как лечь спать, Рита заглянула в комнату к маме. Она что – то шила и, как всегда, напевала. Папа, разложив на полу свои эскизы, о чём – то думал.
Рита на цыпочках, тихо – тихо ушла в свою комнату, не забыв по пути погладить пушистый комочек с гордым греческим именем. Тот тихо поскуливал во сне, смешно перебирая лапками. Путешественник!
Рита легла в постель и помахала рукой заглядывающей в окно большой звезде. Ну вот, и «завтра» кончилось.
 
СТРАННИЦА
На следующий день у Риты было очень много дел. Помыв посуду и прибравшись в своей комнате, она села рисовать. Это были её дополнительные уроки: папа давал задания, и Рита их старательно выполняла. Правда, не каждый день. Сейчас она срисовывала по клеточкам с открытки красивых «золотых» рыбок, у них были большие красные хвосты и плавники. Перерисовать надо было абсолютно точно, а потом, убрав ластиком уже не нужные клетки, акварельными красками раскрасить всё, также как на картинке. Папа вечером обязательно будет придирчиво принимать работу. Всё, что касается живописи, для него – серьёзно. И тут поблажек не жди! Ещё Рита нарисовала первые десять букв из алфавита. Тоже непростое занятие – здесь нужна точность и чёткие линии. Папа говорит, что всё это Рите когда – нибудь пригодится, даже если она и не станет профессиональным художником.
Рита вспомнила, как – то на уроке труда им дали домашнее задание – сделать из бумаги кубик и на каждой стороне приклеить какие – нибудь картинки, вырезанные из открыток: цветочки, шарики, мячики… Но папе эта затея не понравилась, он сказал, что в доме нет ненужных вещей, тем более открыток. Как это можно разрезать красоту для какой – то ерунды!
-Нет, папочка! Это – не ерунда. Мне за это оценку поставят.
-Оценку за то, что ты изрезала что – то хорошее?
-Нет! Не за это! А за работу!
- А вот если за работу, то возьми и нарисуй всё, что тебе хочется на этом кубике.
- Ну да! У всех будут приклеенные, а у меня – нарисовано – как у « белой вороны»!
Рита первый раз спорила с отцом. Но папа проявил твёрдость характера, и открытки остались целыми. Сгорая от стыда, Рита понесла свою разрисованную поделку в школу. Каково же было удивление, когда её похвалили и сказали, что её кубик – самый лучший. Вот тогда Рита ещё больше зауважала отца и больше никогда с ним не спорила.
Раза два в неделю, когда у папы было время, по вечерам Рита училась играть на аккордеоне. Но, честно говоря, это ей совсем не нравилось: инструмент был огромный, он тяжело давил на колени, и ещё, Рита не видела клавиш. Да и как их увидишь, если Ритина макушка не доставала до верхнего края, меха раздувались тяжело. В общем, удовольствия было мало. Но Рита послушно пиликала, потому что папе это нравилось.
Ещё он учил Риту танцевать вальс. Давал ей в руки табуретку и, становясь рядом, под счёт «раз, два, три» показывал, как это делается.
-Научишься танцевать с табуреткой, потом хоть с кем станцуешь!
 
… После обеда, выбежав на улицу, Рита увидела, что двери времянки приоткрыты. Она вошла, там сидела незнакомая старушка: светленький платочек, небольшое, в мелких морщинках лицо и серьёзные, с прищуром, серые глаза.
- Здравствуйте! – от неожиданности выронила Рита.
- Познакомься, доченька! Это – бабушка Таня. – в комнату вошла мама, - Она у нас поживёт пока. Поставь–ка, милая, чайник, пора и перекусить с дороги.
Накормив и уложив гостью отдыхать, они остались на кухне одни.
- Мам, а чья это бабушка? И почему она у нас жить будет? У неё что, своего дома нет?
- Как видно, нет, - вздохнула мама, - нам ведь нетрудно ей помочь, времянка у нас пустая стоит, всё необходимое там есть. Люди должны помогать друг другу.
- Мамочка, а откуда она пришла?
- Никто не знает. Да я и не спрашивала. Странница она!
- Какая? Странная?
- Не странная, а странница. По свету странствует, ходит значит.
- А! Она, наверное, много знает.
- Думаю, да!
 
Рита потихоньку вошла в комнату, на кровати, где спала странница, было ещё много места. Худенькие плечи, прикрытые покрывалом, мерно поднимались и опускались. Рита удивилась, как тихо она спит. На окне зажжужала муха, влетевшая вслед за Ритой в комнату. Присев на краешек табурета, Рита огляделась: всё тот – же её любимый ковёр над кроватью, в углу – печь, нехитрый стол, стулья, на стене – картина. Папина. В большой раме – во весь рост – балерина. В пачке и пуантах. Она стояла у станка. Но не так, как обычно пишут балетных – со вскинутыми руками и на цыпочках. Нет! Она стояла просто, уперев усталые руки в бока. Но привычная осанка и отведенная в сторону, как бы в танце, нога, говорили о многом. А необыкновенно голубые, строгие глаза смотрели сверху вниз.
Рита тоже хотела пойти в балет, научилась ходить на пальчиках и крутить фуэте. Но как – то не случилось. О чём Рита не очень жалеет, глядя на эту картину.
Вдруг Рита почувствовала на себе чей – то пристальный взгляд. Она, задумавшись, и не заметила, что гостья уже проснулась. Она сидела на кровати – простоволосая, в ситцевом лёгком платье – и что – то держала на коленях.
- Извините, я не хотела Вас будить!
- А ты меня и не будила. Просто я уже выспалась. Иди – ка сюда! – старушка развязывала свой узелок. Риту разобрало любопытство, что там у неё! Она подсела поближе. В котомке были конфеты – разные, печенье – тоже всякое, булочки и даже шоколадка.
- Угощайся, не стесняйся!
- Мама говорила, Вы по миру ходите, - осторожно начала беседу Рита, откусывая печенье, - а что же Вы едите?
-А что Бог подаст. Добрые люди в беде не оставляют. Видела я много. И многих. Кого – то я поучила, у кого – то сама ума – разума набралась. Белый свет – он большой! Вот у вас тут горы рядом, ишь какие вершины – белые, да высокие. А прошлым летом я у моря была. Ты не смотри, что я в летах. Я – пташка Божия.
Бросив взгляд на стол, Рита увидела там книгу. У них тоже такая есть. Только у бабушки она поменьше будет. А папина – большая. Рита её иногда рассматривала, читать не смогла, непонятно. Иллюстрации специальной бумагой переложены. Это Главная Книга Бога. Так сказал папа.
- А я никак не могу научиться, сама заплетать косички,- ляпнула Рита, чтобы как – то поддержать беседу.
- Так это – не беда! – оживилась старушка, - я живо тебя научу, неси три ленточки!
Рита тут же в тумбочке нашла две старенькие ленточки и шнурок. Бабушкины пальцы быстро связали всё это в тугой узел с одного конца. И – пошла работа! Слева – направо, справа – налево! Через полчаса Рита уже тянула себя за волосы, пытаясь применить навыки на практике. Получалось не очень.
-Лиха беда – начало! – приговаривала старушка. У неё были ловкие руки и хорошая, добрая улыбка.
- А знаете, я, когда учу уроки, сутулюсь. И меня косами привязывают к спинке стула, чтобы я не забывала сидеть прямо.
- А ты не горбаться, тогда и привязываться к стулу надобности не станет. Привязываться надо к хорошему человеку!
- Вот вы где! А я дочку потеряла! Ищу – ищу!
- Мамочка, а я научилась косы заплетать!
- Большая ты у меня! И хорошая.
- Хорошая!? И ты – хорошая! И бабушка - хорошая, – она крепко обняла мать. На что та, шутя, сказала: «Ну, ты меня так и задушишь, отпусти!»
- Не могу!
- Почему?
- Дорога к счастью! Мамочка, а ко мне можно привязаться?
- Можно, можно! – засмеялась мама, - и не отвяжешься.
На подоконнике стояли в простом стаканчике высохшие подснежники. Их Рита собирала, как только появились проталины. А потом были тюльпаны и маки. И ещё – кукушкины слёзки…
Вечер пролетел быстро. Лёжа на кровати, Рита повторила про себя: «Привязываться надо к хорошим людям!». И улыбнулась.
Copyright: Басова Галина, 2014
Свидетельство о публикации №315841
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19.05.2014 18:35

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта