Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Павел Филатов
Объем: 5982 [ символов ]
НАИВНОЕ ИСКУССТВО ЖИТЬ
В годы туманной юности был я студентом-этнографом. И пришлось мне
проходить после первого курса этнографическую практику. В те годы,
университет поддерживал материально, поэтому я без особого страха
поехал в русскую глубинку за тем материалом, который теперь никак не
достанешь.
Я приехал в провинциальный городок, сошел с автобуса. Далее мой путь
лежал через Оку, на Левобережье, в поселок. Я прошел на остановку,
сел в автобус. От автостанции спустился вниз, по дороге, проложенной
сквозь гору, и вышел на площадь перед рынком. Места незнакомые, но
до боли родные. Не спеша, прогулялся по рынку, где шла бойкая
торговля абсолютно всем, затем спустился к понтонному мосту,
перебрался по нему на левый берег. Сел в старый автобус, огляделся.
На меня никто не обращал особого внимания, все были заняты
разговорами со всеми. Как я понял, все и знали всех. Так я впервые
ознакомился с «коллективным сознанием» (в каких эмпиреях тогда
витал, а!) жителей того местечка, которое собирался исследовать.
Автобус тронулся, мы ехали по асфальтированной дороге. Справа была
небольшая речка, слева – замечательные заливные луга с дубовыми
гривами, радовавшими глаз своей свежей, чистой зеленью. После
небольшого подъема в горку, начался, собственно, поселок. Ничего
примечательного, обычная и типичная среднерусская провинция.
Только, пожалуй, здание церкви – мощное, фундаментальное, столь же
устремленное к небу, сколь прочно стоявшее на земле. Я доехал до
конечной остановки автобуса, вышел, осмотрелся. Сразу определил
здание местной администрации, где меня должны были ожидать.
…Меня проводили в местный Дом Культуры, в отдельный кабинет,
принесли чай, и все, что к нему полагается. Ровно через час, когда я
уже начал скучать, явились три местных бабушки. Я пригласил их
присесть. «Мария Яковлевна», «Евдокия Николаевна», «Анастасия
Лазаревна», представились они. Бабушки были одеты в видавшие виды
фланелевые халаты, из-под которых выглядывали спортивные штаны,
они, в свою очередь, были заправлены в носки. Обуты бабушки были в
калоши. Меня очень позабавила подобная «форма одежды». Наверное,
отвык от таких изысков стиля за год студенчества (сам я не из
городской интеллигенции).
От бабушек я ожидал услышать сказки, легенды, были их замечательной
земли…Но выяснилось, что никто из них не знает ничего подобного.
Поскольку все они – уже героини нашего времени, а встретиться со
студентом их попросили за деньги, пусть и небольшие. И вот, возникла у
меня мысль поговорить с ними именно о том, что знают они – о жизни
глубинки вообще, о себе самих, о своих соседях. (Ну, нельзя же тратить
университетские средства просто так). Сначала бабушки
безмолвствовали, смотрели друг на друга. Но потом разболтались и
рассказали мне, что смогли.
Бабушка Дуня, самая шустрая и смелая, рассказала историю из
семидесятых годов (передаю ее полностью, так, как слышал от
бабушки, но в некоторой литературной обработке). Итак, «…Был у нас в
селе мужик, работал на заводе. Мужик как мужик, только очень худой.
Очень. Звали его «Обезжиренный», а прозвище было от заводского
участка обезжировки в гальваническом цехе. Поругался он как-то с
женой. И заявил, что выйдет на улицу в трусах, чтобы все видели, как
жена его плохо кормит. А жена (жена-то) ответила: «А ты и трусы
сними, пусть все видят, есть ли за что тебя кормить». Бабушки
захихикали и обменялись репликами, смысл которых до меня не совсем
дошел.
Когда бабушки отсмеялись, другая, Настя, рассказал другую историю
(Также передаю в обработке). «Был у нас в селе сварщик, звали его
Федотыч. Вышел с утра из дому, на работу надо идти. Ну, а был он не
совсем здоров. Не совсем. Стояла около дома бочка с водой, и решил он
побултыхать в ней свою голову. Но не учел, что одет в фуфайку, а
бочка из-под бензина, с большими зазубринами по верхнему краю
от грубо вырубленной зубилом крышки. Сунул, значит, башку-то в
бочку, да и зацепился фуфайкой. Как есть тонет – башка в бочке, а
туловище рядом с ней. Брат его спас. Так и говорил потом Федотыч:
«Не ср… бы брат Ваня в туалете – конец бы мне пришел». Бабушки
опять засмеялись, видимо, вспоминая еще что-то о сварщике…
В разговор вступила бабушка Маша. Она начал рассказывать о
Михалыче (снова передаю литературным языком). «Согнала жена у
Михалыча как-то раз самогон, залила в трехлитровую банку, закрыла
капроновой крышкой и закопала в огороде под яблоней, чтобы
Михалыч, у которого нюх был на такое дело, не нашел. Мало дело –
пошел Михалыч огород поливать, да и пропал. Выходит часа через три
жена в огород (она огурцы солила, да и забыла по мужа), а Михалыч
валяется на земле, весь в грязи, вода пол-огорода залила, пьяный
без памяти, и банка, ополовиненная, рядом стоит. Оказывается, начал
поливать, случайно плеснул из шланга на то место, где была банка
зарыта. Вода размыла землю и показалась крышка. Михалыч бросил
шланг, извлек из земли банку и отдегустировал».
…И долго мы еще сидели с бабушками, пили чай. Я слушал их рассказы,
полностью погружаясь в такой далекий и такой родной мир русского
села. В тот вечер я понял, что русская народная культура никуда не
ушла, что она и есть та живая ткань человеческого бытия, которая
обеспечивает связь поколений, не дает нам сойти с ума. Ибо как
назвать (с деревенской точки зрения) человека, который, заламывая
руки в отчаянии, стенает о «Руси Уходящей», но не знает соседей,
живет за решеткой в каменной коробке, не умеет наколоть дров и
протопить печку?
…Разошлись мы поздно. В гостинице, расположенной в бывшем
заводском общежитии, которое на местном «арго» звалось
«Муравейник», я долго сидел у окна, вспоминая сильно «окающие»,
приправленные солеными словечками речи бабушек. Наших
обыкновенных сельских бабушек. Наших доморощенных
экзистенциалисток.
Copyright: Павел Филатов, 2016
Свидетельство о публикации №315386
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20.01.2016 03:32

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта