Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Бекет Карашин
Объем: 12955 [ символов ]
ТОКСАРЫ О СКИФСКОЙ ДРУЖБЕ
(конспект древнегреческих записей)
 
Наш замечательный древнейший земляк Токсары (древние греки
называли его Токсарид или Токсарис) родился в середине VI века до
нашей эры в Прикаспии. В 580-ых годах до н.э. он попал в Элладу в
целях изучения культуры и науки Древней Греции.
 
Токсары был разносторонней и выдающейся личностью: поэтом,
путешественником, оратором-златоустом, сочинителем и исполнителем
музыки, лекарем, этнографом (говоря, конечно, современным языком).
Но славу в Элладе ему принесло искусство костоправа. Со всех концов
Греции несли к нему на приём покалеченных и искалеченных
индивидов. Всех их он ставил на ноги, тем самым, завоевав на чужбине
любовь и почёт, уважение и славу.
 
Известна его встреча с земляком, великим сыном степей Анакарызы
(Анахарсис), который в 594 г. до н.э. в возрасте 26 лет также прибыл в
Элладу в поисках приключений, неизведанных знаний и культурных
ценностей. Когда Анахарсис, покорив Грецию своими познаниями,
златоустными речами, победив в спорах всех первых греческих
философов и писателей, засобирался домой, тогда он убеждал Токсары
вернуться вместе с ним на Родину.
 
Но Токсары отказался вернуться, обосновав свой отказ тем, что в степи
костоправов – пруд пруди, а в Элладе он нужен людям для того, чтобы
не только лечить, но и учить этому искусству своих учеников.
 
Вот вам, господа европоцентристы, сущность тех, кого вы, начиная с
греков и римлян, называли варварами!
 
О Токсарисе древнегреческие философы и писатели написали массу
строк. Один из них – Лукиан, свой рассказ «Токсарид или Дружба»
построил в форме диалога о дружбе между греком Мнесиппом и
Токсары. Это сочинение сильно напоминает платоновские диалоги, а
речи Токсары сравнимы с речами Сократа.
 
Спор начинается с того, что Мнесипп недоумевает, почему скифы, как
богам, поклоняются двум героям Эллады Оресту и Пиладу, которые
сумели бежать из скифского плена, убив при этом людей, и унеся с
собой идол скифов – Артемиду. На что Токсары отвечал:
 
«Выслушай же меня, почтеннейший, и посмотрим, насколько мы,
варвары, судим о хороших людях правильнее, чем вы. В Аргосе или
Микенах, например, нельзя увидеть славной могилы Ореста или Пилада,
а у нас вам покажут храм, посвященный им обоим, ибо они были
соратниками. Им приносят жертвы, и они получают все прочие почести;
а то, что они были не скифами, но чужестранцами, совсем не мешает
нам считать их доблестными людьми.
 
Мы ведь не наводим справок, откуда родом прекрасные и доблестные
люди, и не относимся к ним с пренебрежением, если они совершают
какой-нибудь добрый поступок, не будучи нашими друзьями. Восхваляя
их деяния, мы считаем таких людей своими близкими на основании их
поступков. Более же всего в этих людях вызывает наше удивление и
похвалу то, что они, по нашему мнению, являются наилучшими друзьями
из всех людей и могут стать законодателями в делах о том, как нужно
делить с друзьями превратности судьбы и как быть в почете у лучших
скифов.
 
Наши предки написали на медной доске все то, что друзья претерпели
оба вместе или один за другого, и пожертвовали ее в храм Ореста,
издав закон, чтобы началом учения и воспитания служила эта доска:
дети должны были заучивать то, что на ней написано».
 
Далее Токсары сообщает, что было написано и нарисовано на той
медной доске (выходит, у скифов была своя письменность?!?), а затем
продолжает мысль:
 
«Подобная привязанность, стойкость среди опасностей, верность и
дружелюбие, истинная и крепкая любовь друг к другу не являются, как
мы решили, простым человеческим свойством, но составляют достояние
какого-то лучшего ума. Ведь большинство людей, пока во время
плавания дует попутный ветер, сердятся на спутников, если они не
разделяют с ними в пол¬ной мере удовольствий; когда же хотя немного
подует противный ветер, они уходят, бросая своих друзей среди
опасностей.
 
Итак, знай, что скифы ничего не признают выше дружбы, что каждый
скиф сочтет наиболее достойным разделить с другом его труды и
опасности; равным образом у нас считается самой тяжкой обидой,
если тебя назовут изменником дружбы. Оттого мы и почитаем Ореста с
Пиладом, отличавшихся этой скифской доблестью и заслуживших славу
благодаря своей дружбе, - а дружбой мы более всего восхищаемся.
Поэтому мы прозвали их «Кораки» - на нашем языке это все равно что
сказать «гении, покровители дружбы». Тут Мнесипп признаётся в том,
что заблуждался, когда скифов считал варварами. Торсары же
продолжал:
 
«Пожалуй, в наше время я не стал бы хвастаться, что мы лучше эллинов
и в других отношениях, справедливее к родителям и больше почитаем
богов. Но нетрудно показать, что скифы являются более верными
друзьями, чем эллины, и что законы дружбы у нас более чтимы, чем у
вас. И, ради эллинских богов, выслушай без раздражения, если я
поделюсь с тобой наблюдениями, которые сделал, находясь уже долгое
время среди вас. Мне кажется, что вы лучше других можете
произносить речи о дружбе, - о делах же ее вы не заботитесь: для вас
вполне достаточно только восхвалять дружбу и показывать, какое
великое благо она составляет. В нужде же вы изменяете своим речам и
удираете - подумать только! - в самый ответственный момент. Когда
ваши трагические поэты показывают на сцене замечательные примеры
дружбы, вы восхищаетесь и рукоплещете; многие из вас проливают
слезы, когда друзья подвергаются опасности ради друзей. Но ради
своих друзей вы не решаетесь совершить ничего достойного похвалы.
Если друг окажется в нужде, то все эти многочисленные трагедии
тотчас же покидают вас и разлетаются, как сны, и вы остаетесь
похожими на пустые и немые маски, которые, широко разевая рот, тем
не менее, не произносят ни звука. Мы же, напротив, насколько отстаем
в рассуждениях о дружбе, настолько же превосходим вас в ее
проявлениях».
 
На этом месте спорщики договариваются донести друг другу по 5
реальных и современных им случаев дружбы.
 
Рассказы Мнесиппа об эллинской дружбе оказались на поверке
бледными, чем случаи из жизни Токсарида, который перед тем, как
приступить к своим рассказам, приводит своеобразные социологические
размышления о дружбе:
 
«Я же тебе расскажу о многочисленных убийствах, войнах и смерти за
друзей. Ты убедишься, что дела эллинской дружбы по сравнению со
скифскими - детская забава. Впрочем, ваши чувства имеют разумное
основание, и вполне естественно, что вы восхваляете незначительные
деяния; ведь у вас, живущих в глубоком мире, не может быть
выдающихся своей необычайностью случаев выказать дружбу. Так и во
время затишья не узнаешь, хорош ли кормчий: для этого нужна буря. У
нас же непрерывные войны: мы или сами нападаем на других, или
обороняемся от на¬бега, участвуем в схватках из-за пастбищ и
сражаемся из-за добычи: тут-то по преимуществу и нужны добрые
друзья. Вот при каких условиях мы заключаем самую надежную дружбу,
считая только ее одну оружием непобедимым и непреодолимым.
 
Прежде всего, я хочу тебе рассказать, каким об¬разом мы обретаем
друзей. Не на попойках, как вы, и не потому, что росли вместе или были
соседями. Нет, когда мы видим какого-нибудь человека, доблестного и
способного совершать великие подвиги, мы все спешим к нему, и то, что
вы считаете необходимым делать при сватовстве, то мы делаем, ища
друзей. Мы усердно сватаемся, делаем все, чтобы добиться дружбы и
не показаться недостойным ее. И вот, когда кто-нибудь избран в
друзья, заключают союз и приносят величайшую клятву: жить вместе и
умереть, если понадобится, друг за друга. И это мы выполняем. После
клятвы, надрезав себе пальцы, мы собираем кровь в чашу и, обнажив
острия мечей, оба, держась, друг за друга, пьем из нее; после этого нет
силы, которая могла бы нас разъединить. Дозволяется же заключать
дружбу самое большее с тремя; если же у кого-нибудь окажется много
друзей, то он для нас — все равно, что доступная для всех развратная
женщина: мы думаем, что дружба не может быть одинаково сильной,
раз мы делим свое расположение между многими».
 
Из всех 5 рассказов Токсары о дружбе возьмём лишь один, но наиболее
характеризующий скифскую дружбу. В нём Токсары рассказывал:
 
«Тогда я отправлялся из дому в Афины, желая познакомиться с
эллинским образованием, я приплыл Понтийскую Амастриду. Этот город,
расположенный неподалеку от Карамбы, является удобной стоянкой
плывущих из Скифии. Со мною был Сисинн (казахский вариант – Сисен
или Сексен, - курсив мой, - Б.К.), мой товарищ с детства. И вот, найдя у
гавани какую-то гостиницу и перенеся туда с корабля свои вещи, мы
пошли погулять, не предвидя никакой неприятности. Воспользовавшись
этим, какие-то воры, вытащив у двери засов, унесли у нас все, не
оставив даже столько, чтобы хватило на один день. Придя домой и
уви¬дав, что произошло, мы не нашли возможным жаловаться властям
ни на своих соседей, которых к тому же было много, ни на хозяина, из
страха показаться большинству обманщиками-вымогателями,
рассказывая, что кто-то похитил у нас четыреста дариков, много
одежды и ковров и остальное имущество, какое у нас было.
 
Мы стали обдумывать, что нам в таком положении делать — мы ведь
остались совершенно без средств на чужбине. Я решил тут же, как
был, вонзить в бок свой меч и уйти из жизни, чтобы голод и жажда не
вынудили совершить недостойный поступок. Но Сисинн ободрял меня
и уговаривал не делать этого. Он нашел самый подходящий способ
найти необходимое пропитание: нанялся таскать в гавани лес и
возвратился, купив на свой заработок припасов для нас. Следующим
утром, проходя по площади, он увидел шествие, состоявшее, по его
словам, из видных юно¬шей благородной осанки. На самом деле это
были на¬нятые за плату гладиаторы, которые через три дня вы¬ступали
во время представления. Разузнав относительно них все, что было надо,
Сисинн пришел ко мне и сказал:
 
- Токсарид, не называй себя больше бедным, - через три дня я сделаю
тебя богачом.
 
Так он сказал. С трудом просуществовав два дня, когда наступил
назначенный день, мы отправились посмотреть обещанное зрелище.
Сисинн захватил меня с собой в театр, как будто с целью показать
приятное и своеобразное эллинское представление. Усевшись, мы
видели, как охотились с дротиками на диких зверей, как их травили
собаками, как выпускали зверей на каких-то связанных людей, по-
видимому, злодеев. Наконец выступили гладиаторы. Глашатай, выведя
весьма рослого юношу, объявил, чтобы всякий желающий сразиться с
ним один на один выходил на середину, - за это он получит десять
тысяч драхм - плату за бой.
 
При этих словах Сисинн вскочил и, сбежав на арену, изъявил желание
сражаться и потребовал оружия. Получив десять тысяч драхм, он
принес их и отдал мне. «Если я окажусь победителем, - сказал он, - мы
уедем вместе, денег нам хватит; если же я паду - по¬хорони меня и
возвращайся обратно в Скифию».
 
При этих словах я громко зарыдал. А Сисинн вооружился, не надевая
только шлема: он сражался с непокрытой головой. Сперва он был
ранен: кривой меч задел его под коленом, так что кровь обильно
за¬струилась; я же со страху чуть не умер раньше него. Но Сисинн
подстерег своего противника, кинувшегося слишком смело, и
пронзил его насквозь, поразив в грудь. Гладиатор тут же пал к его
ногам. Сисинн, страдая и сам от раны, сел на убитого и едва не
ли¬шился жизни; я подбежал, поднял его и стал ободрять. Когда же
Сисинн был провозглашен победителем, я поднял его и доставил в
наше жилище. После долго¬го лечения он оправился и сейчас еще
живет в Скифии, женившись на моей сестре, - хотя все-таки хромает от
раны.
 
Это, Мнесипп, случилось не среди махлийцев и не в Алании, где не было
бы свидетелей и можно было бы не доверять мне; многие из
амастрийцев и сейчас еще помнят о поединке Сисинна».
 
Разумеется, в доказательствах истинной дружбы, которой более всего
соответствовала скифская дружба, Токсары одержал верх над своим
оппонентом, который, признав своё поражение, тут же предложил
Токсары свою дружбу.
 
К чему мы здесь приводим эти древние рассказы о дружбе? Да к тому,
что в нашу эпоху, когда всех и вся забодал «золотой телец», а
отношения между людьми становятся всё более и более
грязноторгашескими и мелкособственническими, меркантильными и
отчуждёнными, потребительскими и эгоистичными, нелишне было бы
вспомнить о высоких духовных чувствах, отношениях и ценностях, таких
как дружба и любовь, человечность и человеколюбие, которых наши
предки ценили выше злата и блата, собственной жизни и благополучия.
 
Эти высшие и вечные ценности не просто идеал, а та реальность,
которая часто спасала человечество и человечность, общество и людей
в трудные времена и «минуты роковые».
Copyright: Бекет Карашин, 2013
Свидетельство о публикации №312739
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.11.2013 18:00

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта