Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Игорь Бураков
Объем: 5615 [ символов ]
Рецензия на рассказ Дмитрия Чаркова "Наступите на меня снова, плз" ВКР-10 Э-2
"Современные режиссеры по стилю своей работы все больше приближаются к поведению Создателя. Например, показывают, как из пушки стреляют арбузами по пегому коню, а тот в ответ выпускает лазерные лучи из глаз. А на вопрос: «Что же это все означает?» только загадочно улыбаются и ничего не говорят."
 
Как человек широких взглядов, я всегда приветствую эксперименты, попытки иначе взглянуть на привычные предметы и явления. Но я все еще остаюсь сторонником идеи «контролируемого хаоса». Во многих сферах нашей жизни найдется место как творческому порыву, так и следованию определенным правилам и нормам. Поэтому я не терплю, когда людей судят за их поступки, не попытавшись вникнуть в суть того, что они делают.
 
Как Дмитрий Чарков сам признал, его фантастико-ситирический рассказ «Богадельня» (участник первого этапа ВКР-10 и предмет жарких споров) является в большей степени именно экспериментом, не свойственным основному творчеству автора. Насколько я могу судить, Дмитрий в своих рассказах сочетает элементы реализма с высмеиванием и редким гиперболизированием происходящего: бизнесмены, носящие тельняшки поверх пиджаков, руководитель, умело направляющий в нужное русло энергию своих сотрудников (даже сексуальную). Никогда бы не подумал, что такая корпоративная литература со здоровым чувством юмора будет в действительности интересна мне.
 
Однако в «Богадельне» Чарков пошел дальше — он изобразил будущее, гиперболизировав все наше современное общество, создал срез проблем, идей, мнений, тем для разговоров, затронув очень многое в одном маленьком произведении. При этом рассказ поучился динамичный, умный и юморной. Я очень хвалил этот рассказ за небанальные идеи и нестандартный подход. Ровно за те же самые вещи я намерен ругать новый рассказ Чаркова «Наступите на меня снова, плз»...
 
Основных элементов, которые я уловил в рассказе «Наступите...», всего два, и они тесно переплетаются друг с другом. Первый элемент — это сюжет, или то, что можно назвать сюжетом. На некое насекомое наступили ботинком, оно оставалось какое-то время прилипшим к подошве, а затем отпало. Элементарно, не правда ли?
 
Второй элемент — это та идея, которая подразумевается автором под этим незамысловатым сюжетом. Идея преподносится нам через впечатления насекомого и его интерпретацию происходящего. Сперва оно целое и живое, затем его давят ботинком, и оно становится мертвым (бездушным), но на время является единым целым с чем-то много большим, чем оно могло когда-либо стать. Вместе с ботинком оно куда-то движется, вместе с ботинком давит других несчастных насекомых, вместе с ботинком разделяет комфортные периоды и периоды нахождения во вредоносной среде. А оторвавшись от подошвы, насекомое осознает, что потеряло больше чем сопричастность с подошвой, оно стало еще меньшим, чем было до «наступления».
 
Отсюда исходит вывод, что все ощущения оказались ложными, сопричастность была лишь видимостью, действие в резонансе — просто случайностью. Ботинок едва ли целенаправленно давил насекомое, наверняка не осознавал о его присутствии на подошве, и впоследствии не заметил потери. Многие крупные начинания, перелопатившие чужие жизни и душу, можно сравнить с ботинком, раздавившим насекомое.
 
Конечно перед нами сатира — ничем неприкрытая, злая и бескомпромиссная. Такая, за которую властные представители ботинков лишали несчастных насекомых права голоса или ссылали куда подальше. Сравнение меткое, заставляющее усмехнуться и даже немного задуматься. Можно высмеивать политическую проституцию, осуждать слепое следование за толпой, говорить об ужасе «дисмасштабности», когда ничтожное противопоставляется колоссальному... Мимо такой идеи невозможно пройти, как нельзя не убрать соринку в глазу или не вытряхнуть камень из ботинка (обувь меня сегодня преследует просто).
 
Ну, вот мы и усвоили суть представленной идеи, постигли один слой. Идем дальше? Нет, не идем, потому что некуда идти — на этом все и закончилось. Да, сравнение универсально — его можно приложить к политике, к религии, к какому-нибудь творческому или философскому направлению... даже к нашему порталу (как мне кажется, отчасти именно на связь с ситуацией на портале Чарков намекает в комментариях к своему творению). Но я поймал себя на мысли, что мне больше нечего почерпнуть из текста. Передо мной анекдот, заключающийся в короткой зарисовке, которую зачем-то раздули до размеров рассказа. Рассказа, который при всей своей миниатюрности, не является миниатюрой, довольно однозначен в передаваемой мысли и даже не имеет реальной художественной ценности.
 
Больше всего мне недостает того пиршества для ума, которое я увидел в Богадельне. Нет метких фразочек, нет хитринки, скрывающейся за напускным бредом. Есть только неловкая попытка ни в коем случае не называть вещи своими именами, что выглядит слишком просто для автора «мультфильмов Михалкова»...
 
И ведь работа даже не является ни детективом, ни фантастикой, ни приключением, ни мистикой, ни фэнтези. Перед нами иносказательное описание аспекта жизни — он говорит «просто о жизни», хоть и с иронией.
 
Разочаровывает предположение, что уважаемый мной автор выложил на конкурс работу, которая была создана не во имя творчества, а в результате негодования, из желания поступить в пику всем, по-своему... отомстить. Эта работа заведомо не может победить в конкурсе. Эта работа не соответствует номинации, в которой она выложена. Эта работа получает от меня низкую оценку — мастера не должны опускаться ниже собственного уровня. Даже в названии автор словно обращается к своим обидчикам... Конкретнее выразить свое отношение Дмитрий мог только послав всех и вся на три буквы.
Copyright: Игорь Бураков, 2013
Свидетельство о публикации №310615
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.10.2013 22:21

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта