Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Владимир Чигринов
Объем: 11701 [ символов ]
Глава 4. Вера Измайловна
 
После работы Ольга поехала за сыном. Забрав его, они пошли по магазинам. По дороге он сообщал, что помирился с Леной, нарисовал большую картину с попугаями, подрался с Вовкой, который обидел собачку, прихлопнул какую-то козявочку, чудом сохранившуюся в тепле, и сделал ещё кучу больших и малых дел.
- А зачем же ты убил козявочку? - спросила Ольга, запихивая в и без того уже полную сетку две пачки творога.
- А её девчонки испугались, ну я и проявил отвагу. Ты ж меня учила быть смелым.
Ольга улыбнулась, вспомнив, сколько стоило ей трудов научить сына не жаловаться и не хныкать, когда его обижали, а давать сдачи и уметь постоять за себя. Много хлопот доставляла и его привычка охотиться за всякими букашками и, поймав, четвертовать их. Сейчас он этого уже не делал, но от привычки охотиться не мог избавиться.
- А ты подумал, что это была мама-козявочка, которая спешила к своему сыну-козявчику? Она, может быть, несла ему покушать, а ты убил её, и теперь маленький козявчик сидит голодный и умирает без мамы.
Витька задумался, ему стало жалко и маму, и сына, но отказаться от охоты он не мог. И чтобы перевести разговор, он спросил:
- Мам, а почему сегодня ты зашла за мной, а не бабушка Вера?
- Бабушке Вере некогда, а мне надо пораньше быть дома.
Сын ещё подумал, а потом со вздохом пообещал:
- Мам, я больше никогда не буду убивать насекомых. И вообще никого не буду обижать.
… Придя домой, Ольга принялась готовить ужин. В кухню вошла соседка. Вера Измайловна была заслуженной учительницей - филологом пятитесяти пяти лет. Она могла бы продолжать работать, но фронтовые годы самым отрицательным образом сказались на её здоровье. Имея высокие боевые награды, она смогла оформить пенсию в пятьдесят лет. На фрон те она была радисткой, два раза выходила из окружения, имела ранения. Её муж, лётчик, погиб в небе над Харьковом, где она когда-то окончила педагогический институт. А тринадцатилетний сын и пятилетняя дочь погибли при эвакуации под бомбами. Известия эти рано посеребрили её голову. Она так и осталась одна, вернувшись после войны в свою школу, когда ту восстановили, т.е. отстроили заново. Иногда она забирала сына Ольги из садика, особенно в те дни, когда та уезжала на свой завод. Вера Измайловна имела боевой, задорный характер, и соседи часто слышали её заливистый смех и видели голубоглазую добрую улыбку.
- Олечка, здравствуй, ты что это сегодня так рано, я даже не успела за Витей сходить?
- Сегодня я иду ва-банк, Вера Измайловна.
- Наконец-то! - Вера Измайловна откинула крышку кастрюли и попробовала варящийся борщ. - Давно пора. У тебя адское терпение, тянуть столько времени! Ты сегодня плохо выглядишь, вон круги под глазами. Устала?
- Просто я не спала ночь.
- Эх, Ольга, погляжу я на тебя - выпороть тебя некому. Давно бы разошлась со своим хлыщём, нашла бы себе человека хорошего.
- Да где ж их искать-то, хороших, на дороге они не валяются. Там валяются только плохие. Да и ни к чему мне всё это, я о себе уж и не думаю, лишь бы Витьке было хорошо. А кому он нужен, кроме меня? Много этих хороших, как мухи возле сладкого вьются, а как узнают о сыне, так сразу скучнеют. Себе я всегда найду, когда надо, а вот сыну нужен отец.
Вера Измайловна печально покачала головой:
- Да, дефицит нынче - просто хороший человек, просто настоящий мужчина. Всех их тянет на лёгкое, и никому нет дела, что там у тебя в душе.
- А вы всё сочиняете? - спросила Ольга больше для того, чтобы не прервался разговор.
- Да, Олечка, а что же мне ещё остаётся делать на пенсии.
- Ну, вы уж слишком строги к себе. У вас прекрасные стихи. Вам надо бы подготовить к печати сборник и выпустить. Хотите, я вас познакомлю с одним редактором?
Вера Измайловна со смехом замахала на Ольгу руками:
- Что ты, что ты, да я тебя с дюжиной редакторов познакомлю. Есть у меня несколько напечатанных, о детях, о нашем нелёгком хлебе педагогов. Да разве это стихи?! Вот хочешь, я тебе прочту один, сокровенный?..
Ольга присела у стола на край табуретки, подперев рукой щеку, и зачарованно смотрела на соседку. Ей нравились её стихи, те, которые не напечатаны. Вера Измайловна посолила борщ и, вытерев руку о фартук, прислонилась к дверному косяку, скрестив руки на груди и отрешённо глядя куда-то через стену. Вся она была охвачена каким-то порывом, живые весёлые глаза светились, седые пряди волос падали на красивое когда-то в молодости морщинистое лицо. Она начала тихим грудным голосом…
 
Если в жизни моей что-то сделалось плохо -
Я в читальный иду, как обиженный к маме.
Не умею с людьми я ни охать, ни ахать
И советуюсь с книгами, словно с друзьями.
 
Книги втиснуты в строй, как солдаты на смотре.
И развешены чинно по стенам портреты.
На меня с них сейчас укоризненно смотрят
И меня осуждают за трусость поэты.
 
Маяковский привычным ораторским жестом
Чуб со лба машинально откинул:
«Я б за трусость нашёл тебе тихое место,
Я б на полку тебя вместе с Блоком задвинул!
 
От борьбы справедливой уходишь в сторонку?
От обиды лишь слёзы в платочек пуская.
А на фронте была боевая девчонка,
И со смертью встречалась в упор, не мигая…
 
Впрочем, что ж я? Я тоже согнулся когда-то,
А мои были крепче, надёжнее плечи.
Вот остались стихи, да какие-то даты…
Впрочем, гений - и тот, очевидно, не вечен!»
 
Синеглазый рязанский мальчишка Есенин
Смотрит с доброй и ясной крестьянской улыбкой.
Словно хочет сказать: «Он всегда неизвестен,
Этот мир с его вечной и горькой ошибкой.
 
Каждый должен пройти сквозь такие этапы,
Весь вопрос только в том, как сберечь свои нервы.
Я вот, помню, впервые обжёг свои лапы
О красивое тело потасканной стервы.
 
А потом и обиды считать научился,
Собирал их в сумы, как куски побирушка.
И однажды, не выдержав, в стельку напился
И не мог протрезвиться до смерти, пьянчужка.
 
Только ты берегись этой узенькой стёжки -
На неё поверни, и не будет возврата.
И останутся бабушке рожки да ножки,
Да пустая, холодная старая хата».
 
Вера Измайловна умолкла, руки её опустились. Она стояла уставшая, опустошённая, капельки пота выступили на лбу, и уже исчез молодой порыв, она сразу постарела, в её глазах застыла затаённая боль. Ольга подняла мокрое от слёз лицо, и утирая его фартуком, срывающимся голосом воскликнула:
- Вера Измайловна! Это чудесно, прекрасно, это сама поэзия! И вся жизнь…
Учительница достала платочек и, промокая им лоб, рассеянно улыбнулась:
- Вот, а из редакции оно возвратилось всё искромсанное, с припиской редактора: «Много чувства, мало мысли, пахнет упадничеством»! А ты говоришь - сборник выпустить. Хватит, попили они моей кровушки. Ведь каждое зачёркнутое слово - это ножом по сердцу. Я вообще не понимаю, как это можно в стихотворении что-то выбросить, зачеркнуть, заменить… Ведь сразу теряется тот еле ощутимый воздушный настрой, который делает простые слова по-э-зи-ей! Ведь каждое слово выстрадано, каждое слово - это часть тебя самого. Я ещё допускаю - в прозе, там можно, но ведь поэзия!.. Нет, я никогда не пойму этого. Не пойму! Так что хватит мои стихи бросать на дубовые столы. Я достаточно из-за них наглоталась валидола. Чтоб я им, им понесла мои кровинушки?! Нет уж, пусть лучше всё это умрёт вместе со мной, а измываться над ними я не дам.
Вера Измайловна, взволнованная, с выбившимися из-под причёски волосами, подошла к окну и открыла форточку. Холодный сырой воздух ворвался в чадную кухню. На улице шёл сильный хлёсткий дождь. Ветер остервенело рвал полосатую матерчатую крышу сиротливо прижавшегося к противоположному дому летнего кафе, как будто пытался раздеть его. Тяжёлые дождевые капли замысловато плясали на пустых мраморных столах, то сходясь в круг, то разбегаясь и продолжая свою неистовую пляску на кафельном полу. «Надо же, как «Танец с саблями», - подумала Ольга.
Вера Измайловна жадно вдыхала пьянящий влажный воздух. Ольга встала из-за стола и, обняв её сзади за плечи, тихо прижалась к ней.
- Вы не расстраиваётесь, Вера Измайловна, всё образуется.
- Нет, ты посмотри, какое чудо! - Вера Измайловна восхищённо кивнула на улицу. - Сколько дикости и свободы в этой пляске дождя! И сколько красоты! Словно видишь неистовый танец какого-нибудь забытого богом и людьми племени дикарей у ночного костра. Нет, в этом определённо что-то есть! Я это напишу. Люблю я, Олечка, осень, особенно голую осень…
Она повернулась и поцеловала Ольгу в холодный лоб:
- Ты Витю пришли ко мне, нам с ним скучно не будет. И накормлю я его. А себя не ро няй перед Вадимом, уступишь сегодня - будешь всю жизнь кусать локти.
Copyright: Владимир Чигринов, 2015
Свидетельство о публикации №310423
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.01.2015 15:26

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта