Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вадим Соколов
Объем: 16038 [ символов ]
русский художник П.З.Захаров
Русский художник Петр Захарович Захаров
1816 - 1846
 
http://www.checheninfo.ru/infoportal/biblio tekainfo/gzl/6739-akademik-iz-chechencev-vr emen-kavkazskoy-voyny.html
 
С.В. Павлюк, декан факультета среднего профессионального образования ИМСИТа
 
Несомненно, что в лице П.З. Захарова русская школа имела большую художественную силу, и можно только удивляться, почему он остался малоизвестен большой публике, а его биография – так тесно связанная с выдающимися людьми и событиями того времени и касающаяся нашего – остается неизвестной даже в общих чертах. «Чеченец» и ничего более.
Ф.М. Уманец
 
Петр Захарович Захаров занял достойное место среди русских художников-портретистов XIX в. В государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в государственном музее А.С. Пушкина в Москве представлены работы Петра Захарова. В 1836 г. М.И. Скотти создал парный портрет «Армянин Н. Нерсесов и чеченец Петр Захаров», итальянский карандаш, акварель.
 
Кандидат искусствоведения Н.Ш. Шабаньянц на протяжении многих лет вел поиск по разысканию картин чеченского художника, воссоздал его облик как человека и художника .
 
…Литературоведы не поставили точку в споре: кто послужил прототипом Мцыри? По версии П. Висковатого, основанной на рассказе А.П. Шан-Гирея, Лермонтов в 1937 г., проезжая по Старой грузинской дороге, наткнулся в окрестностях Мцхеты на монаха, который рассказал историю о маленьком пленнике, воспитаннике генерала. Помните, у М.Ю. Лермонтова?
 
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести.
 
Литературоведам пришлось провести большую исследовательскую работу, чтобы разглядеть реальную фигуру, которая стояла за именем Мцыри. Н.М. Молева считает: прототипом «Мцыри» был Петр Захаров; И. Андроников и А. Попов с этой версией не согласны… Автору статьи симпатична версия, по которой прототип «Мцыри» – П. Захаров. Данный факт подтверждает и эпиграф, который первоначально был у Лермонтова: «У каждого есть только одно отечество».
 
…Родился будущий художник в Чечне, в ауле Дады-Юрт в 1816 г. Через год началась Большая Кавказская война. Ситуация преддверия войны затрагивала интересы могущественных государств – Османской империи, Персии, Российской империи. Немаловажное место Кавказ занимал в восточной политике Англии и Франции. Кавказская война решала задачи присоединения земель, отделявших от России Грузию и Азербайджан, которые уже приняли русское подданство. Она завершилась присоединением к России всего Кавказа. Его народы были избавлены от порабощения восточной деспотией Ирана и Турции.
 
В то же время Кавказская война – война царизма против горцев Северного Кавказа. Царское правительство оправдывало свою политику на Кавказе тем, что несет его народам просвещение, культуру, покровительство и защиту.
 
В 1816 г. командиром Отдельного Грузинского корпуса и управляющим гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях был назначен генерал А.П. Ермолов. Перед ним – Чечня и Дагестан, на восток от Военно-Грузинской дороги, Кабарда и Закубанье – на запад. Ермолов начал с Чечни. В 1818 г. оттеснил чеченцев за реку Сунжу, и начал прорубать в лесах просеки, подводившие русские отряды к наиболее значительным поселениям.
 
Аул Дады-Юрт, где жил будущий чеченский художник, был процветающим притеречным аулом. Кто бывал в этих краях, знает, сколь щедра здесь земля, какими плодоносящими бывают сады.
 
А.П. Ермолов захватил аул. После ожесточенной битвы на краю обрыва солдаты наткнулись на умирающую женщину с раненым ребенком на груди. Мальчика подобрали, отдали для выхаживания казаку станицы Бороздиновской – Захару Недоносову. Он вел борьбу за спасение ребенка, проводил ночи у его постели. Поэтому и были даны имя и фамилия будущему художнику – Петр Захарович Захаров.
 
Когда мальчику исполнилось шесть лет, Ермолов отдал его на воспитание своему двоюродному брату – генералу, командовавшему в Грузии 3-й бригадой 21 пехотной дивизией П.Н. Ермолову. Петр Николаевич с любовью заботился о приемном сыне, дал хорошее образование и воспитание маленькому чеченцу.
 
Кавказская война завершилась в урочище Кбаадэ (ныне курортный поселок Красная Поляна). Наместник царя на Кавказе Великий князь Михаил провозгласил манифест о присоединении Западного Кавказа к России. Был торжественный парад русских войск, отслужен молебен…
 
Войска удалились. Остались изломанные судьбы. Как с одной, так и с другой стороны…
 
В биографии Захарова есть белые пятна, которые иногда занимают по нескольку лет его жизни. До сих пор неизвестно – да уж, наверное, и никогда не станет известным – его настоящие имя и фамилия. Сохранилась только легенда:
 
У П. Захарова были сестры. Старшая, оставшаяся в живых в числе 140 женщин и детей после разгрома аула Дады-Юрт, знала: брата взяли в плен и увезли – или в Москву, или в Петербург. Стала взрослой… И перед самым замужеством, сказала жениху: «Я выйду за тебя тогда, когда ты найдешь моего брата и привезешь его в наш аул…». Вспомним Лермонтова:
 
А мой отец? Он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелею моей…
 
Молодой горец дал невесте клятву и пустился в путь. Он нашел ее брата, вместе с ним вернулся в Дады-Юрт. Старики спросили девушку: «Откуда тебе известно, что именно он твой брат?» Она им сказала: «Однажды, когда он был совсем малышом, я его нянчила и нечаянно выпустила из рук. Он упал на землю, зацепил лежавшую косу, и у правой лопатки поранил спину. Если это мой брат, на его спине должен быть шрам». Через переводчика юношу попросили поднять рубашку. Под правой лопаткой был продолговатый шрам. Сестра бросилась к брату…
 
Легенда? Быль? Многие литературоведы назвали поэму «Мцыри» «грузинским фольклором».
 
Взять на воспитание осиротевших детей – случаи по тем временам типичные.
 
Известна история с Александром Александровичем Бестужевым – участником декабристского восстания. В отличие от Трубецкого, который отсиживался дома в разгар восстания, А. Бестужев шел во главе колонны Московского полка и, размахивая саблей, поощрял солдат. С твердостью он вел себя и на Сенатской площади. Не казнили Бестужева только потому, что он явился с повинной. Был сослан в Сибирь. А в 1829 г. переведен рядовым в отдельный Кавказский корпус. Здесь он взял из разоренного аула маленькую тавлинскую девочку – приютил, воспитывал как родную.
 
Бестужев был одним из образованнейших людей своего времени. На Кавказе в нем проснулся писатель. Здесь им были созданы «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», «Кавказские очерки»… То не были исторические книги – мы и поныне воспринимаем их как художественные произведения, которые воспевают природу Кавказа, горские обычаи, знакомят с горскими легендами, с сильными характерами. Слава писателя Марлинского (псевдоним Бестужева) не уступала в те годы славе Пушкина. Оба стояли у истоков великой русской прозы, великого русского реализма.
 
За 170 лет, прошедших со дня смерти А.А. Бестужева (1797–1837 гг.), литературные критики нашли много совпадений мотивов, интонаций у Бестужева-Марлинского («Испытание, «Аммалат-Бек», «Страшное гадание»), Пушкина («Кавказский пленник», «Выстрел», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»), Лермонтова («Дума», «Маскарад», «Герой нашего времени»), Гоголя («Невский проспект», «Тарас Бульба»), Тургенева («Бежин луг» и другие произведения). А ведь они написаны значительно позже книг Бестужева-Марлинского .
У Марлинского есть мимолетное рассуждение о тройке, о быстрой езде, которую любят русские, есть стихи со строкой: «Белеет парус одинокий»…
Бестужев не мог забыть унижения, которому его подвергли после декабристского восстания. Оказавшись в положении политического преступника, для которого были закрыты пути в то общество, в котором он ранее жил, Бестужев хотя и сумел вернуть себе офицерские эполеты, но вернуть прежнее место в жизни не мог. Стал искать смерти на поле боя. И нашел...
 
Бестужев-Марлинский погиб при высадке десанта у мыса Адлер. В Бестужевском сквере, заложенном в 1913 г. на месте форта Святого Духа, установлен ему скромный памятник – барельеф со строкой Пушкина: «И на обломках самовластья напишут наши имена».
 
Говорят, Бестужев приютил сиротку из-за одиночества. Ермолов одиночеством не страдал. У него была большая семья, семеро любимых детей… Но в его сердце нашлось местечко и для маленького чеченского мальчика, которого он искренне любил, называл «мой Петруша», «мой чеченец», сумел рассмотреть в нем талант художника.
В 1926 г. Ермолов обратился к президенту Петербургской Академии художеств А.Н. Оленину с просьбой принять 10-летнего Петрушу на обучение. Оленин согласие дал, но посоветовал вначале определить мальчика на обучение живописцу. Шесть лет обучался молодой художник портретной живописи у Льва Александровича Волкова, вскоре и сам стал создавать произведения. А в академию его не принимали. Петр Николаевич, видя рвение и талант мальчика, настойчиво искал через друзей пути определения его в академию. И только в 1833 г., блестяще сдав экзамены, Петр Захаров был зачислен посторонним учеником Петербургской Академии художеств. Было ему 17 лет. Начались годы учебы молодого горца из далекого кавказского аула.
 
Академия художеств была первым русским учебным заведением, призванным готовить российских изящных дел мастеров взамен иностранных, заполонивших Российскую империю. С идеей учреждения академии выступил видный елизаветинский вельможа Иван Иванович Шувалов – соученик Суворова, друг и покровитель Ломоносова, радевший о плодах просвещения в России. Он вошел в Сенат с предложением о создании Академии художеств, «которой плоды, когда приведется в состояние, не только будут славою здешней империи, но и великою пользою партикулярным работам, за которые иностранные (мастера – С.П.) посредственного звания, получая великие деньги, обоготясь, возвращаются, не оставя ни одного ни в каком художестве, который бы умел что делать».
 
Постановлением Правительствующего Сената от 6 ноября 1757 г. академия была создана. В 2007 г. ей исполнится 250 лет. Академия воспитала плеяду отечественных мастеров, гордость русского искусства зодчих Баженова, Старова, ваятелей Шубина, Козловского, Мартоса, живописцев Рокотова, Кипренского, Щедрина, Брюллова, Иванова, Крамского, Репина, Сурикова…
 
Благодаря энергии Шувалова, академия уже в 1758 г. набрала слушателей среди учеников гимназии при Московском университете, имевших успехи в изящных искусствах. Шувалову пришлось по одному выискивать способных к художествам юношей.
 
Такая практика не могла обеспечить постоянный набор слушателей в академию, и возникла идея создания Воспитательного училища, призванного наряду с общеобразовательными предметами давать художественные навыки учащимся – для дальнейшего их развития в академии.
 
Немаловажная роль в становлении академии принадлежала возникшему в 1820 г. «Обществу поощрения художников». А.И. Зауэрвельд – профессор академии, специалист по батальной живописи, у которого учились П.А. Федотов и Петр Захаров, так отзывался об Обществе: «Оно есть оппозиция Академии художеств или, может быть, только одному его президенту». Цель Общества – поддержка отдельных художников, пропаганда живописи и скульптуры. Помогало Общество и Петру Захарову.
 
Годы учебы Захарова пришлись на время, когда президентом академии стал А.Н. Оленин. Эти годы были отмечены кардинальными реформами, и в их проведении немаловажную роль сыграла личная инициатива президента. Его прямая заслуга – полное переоборудование классов и мастерских сообразно с требованиями современной методики, улучшение постановки преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, участие в пересмотре методики обучения рисунку, живописи на научной основе.
 
А.Н. Оленин, однако, неукоснительно проводил в жизнь устав академии, согласно которому в нее запрещалось принимать крепостных. «Истинным, обществу полезным художником, без доброго поведения, благородного любочестия быть никак не может… Гнусные самые пороки общества принадлежат холопскому, или рабскому, состоянию, в котором они получаются, так сказать, в наследство, а потому тесное сообщение сего рода людей и равенство оных в воспитании с юношами свободного состояния более приносят общего вреда, нежели пользы», – утверждал президент.
 
Сколько же упорства и настойчивости потребовалось Ермолову, чтобы в сложившейся ситуации его воспитанника приняли в Академию художеств!
Н.Ш. Шабаньянц обнаружил в Санкт-Петербургском архиве сведения о Петре Захарове: молодой художник учился отлично и за значительные успехи был принят на содержание в Общество поощрения художников. Как воспитанник этого общества, он получает право на копирование картин мастеров, написание перспективных видов комнат в Эрмитаже. Захаров упорно совершенствует мастерство, изучает классические произведения. Его работы получают лестную оценку критиков, некоторые отмечены денежными премиями, серебряными медалями.
 
В 1836, через три года учебы, Петр Захаров успешно заканчивает академию, вместе с аттестатом получает права почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Мастерство портретиста Захарова совершенствуется с каждой новой работой. Художник дает частные уроки, исполняет заказные портреты. Петру Захарову со стороны Ермолова оказывалась и моральная, и материальная поддержка – вплоть до поисков для него заказов. Захаров ценил все сделанное для него, платил ответной любовью; она – во всех его письмах.
 
Был он влюблен в девушку Глафиру – дочь своего первого учителя Л.А. Волкова, который готовил его в академию. Захаров просит руки его дочери… Отец не только не разрешил свадьбы, но и отправил дочь к родственникам на Кавказ, с угрозой «выдать ее там замуж за первого встречного». Первым встречным оказался военный А.А. Бертье де ля Гард – сын французского эмигранта, племянника наполеоновского маршала.
Материал из Википедии
Биография
 
Юношеский автопортрет, 1833—1834 гг.
В 1819 году во время Кавказской войны русские солдаты нашли мёртвую женщину и умирающего трёхлетнего ребёнка в чеченском ауле Дади-юрт, уничтоженном русскими войсками во время карательной экспедиции. Ребёнок был единственным выжившим в селении. Главнокомандующий Алексей Петрович Ермолов приказал армейским медикам сделать всё возможное, чтоб спасти ребёнка, несмотря на то, что последние утверждали что это невозможно. Но мальчик выжил и был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову, где воспитывался до 1823.
От имени казака ребёнок получил свою фамилию и отчество. Позже Пётр добавил слово «Чеченец» к своей фамилии. Подписывал свои картины «Захаров из чеченцев» или «Захаров-Чеченец».
Затем его взял на воспитание генерал Пётр Николаевич Ермолов. В раннем возрасте мальчик стал проявлять способности к рисованию. Уйдя в отставку и переехав с семьёй в Москву, Ермолов отдал своего приёмного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. В 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. В 1836 году Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почётного потомственного гражданина и звание свободного художника.
Дружил с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым[2].
Чтобы поправить материальное положение, он поступает на службу в департамент военных поселений Военного министерства в качестве рисовальщика. «Потеряв здоровье и при том надежды быть отправленным за границу, я покорился судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба» — писал он в 1841 году. Но в 1842 году обострилась болезнь, и Захаров был вынужден оставить службу. Он переехал в Москву, где дела пошли на лад.
Затем, вплоть до своей кончины жил в столице. В эти годы он стал академиком Императорской Академии художеств.
В январе 1846 года художник обвенчался с Александрой Постниковой, но через несколько месяцев она умерла, а вскоре, в том же 1846 году, скончался от чахотки и художник.
Copyright: Вадим Соколов, 2012
Свидетельство о публикации №278276
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 16.03.2012 11:53

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта