Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 7754 [ символов ]
Мария Башкирцева. "На зов души завороженной."...
МАРИЯ БАШКИРЦЕВА: \" НА ЗОВ ДУШИ ЗАВОРОЖЕННОЙ\",
О КНИГЕ КОЛЕТ КОСНЬЕ \"МАРИЯ БАШКИРЦЕВА. ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ\".
Москва . Издательство \"Терра - Книжный Клуб. 2008 год. 288 стр.
Перевод Т. Чугуновой..
…Мария Константиновна Башкирцева никогда не писала стихов.. Она писала дневник – с малых лет.. Письма, картины.. В дневнике пыталась написать свою биографию. Полную, естественную, настоящую.. С думами, чувствами, впечатлениями…
Как птица поет свою песню не задумываясь о каплях дождя, так и Мария Башкирцева хотела в своем сокровенном \"Дневнике\" написать свою песнь Души, не оглядываясь ни на кого, ни с кем не соревнуясь… Канва жизни. Неподдельная, неистовая… Изящная молодая девушка, умершая двадцати пяти с небольшим лет от роду , от чахотки, развившейся бурно едва ли не в детском возрасте, на почве подавленных желаний, слез от разлуки с отцом и родными местами, которые любила неподдельно, потому что были красивы и спокойны, как река, протекавшая в богатой усадьбе, как зеркальные пруды, как прохладные углы беседок - ротонд… Темные, хранящие тайны детства..
Ей нужно было создавать свое детство. Ибо на самом деле его у нее не было. Оно было украдено амбициями взрослых, их игрой в чувства, их ненастоящей, театрально – горестной каруселью разрывов, споров, судебных тяжб, неприязни и враждебности друг к другу, неистовства страстей, до сумасшествия. Скрывания их.… Делили ли при этом душу самой маленькой Марии, мечтавшей истово о своем мире – девушка умалчивает .. Или дает понять между строк… Вероятно, да… \"Дышать я могу только в мастерской или с чужими людьми, Появляться на публике со своей семьей давно уже стало пыткой!\" – признается Мария на страницах дневника.
Думается, что делили еще и потому, что сама она жила - \"на разрыв\".. Хотела стать певицею, обладала чудным голосом, красотою, манерами, изяществом жестов и движений, но начала в результате жестокой простуды глохнуть, терять слух и врачи запретили заниматься пением. Жадно изучала языки. Читала на латыни и древнегреческом, французском и итальянском, оборудовала собственную изящную студию, в которой книги летели с полок, рояль соседствовал с мольбертом, ноты с палитрой и мастихинами.. Но жар чахотки съедал все силы души и тела. Не отдавая Марию во власть того, что она так любила и жаждала достичь. Ни во власть любви, ни во власть счастливого женского эгоизма – мир духов, поцелуев, нарядов, смеха, свободных прогулок, жизни вообще, которая может быть каплею вечности или брызгами моря.. Может быть чем то непреходящим, зовущим, волнующим, манящим.. Пенным и бренным одновременно. Чем всегда и бывает.
Колет Коснье написала правдивую, изящную, строгую и страстную книгу о Марии Башкирцевой, восстановив подлинные страницы ее исковерканного душеприказчиками - родными и издателями дневника. В книге французской исследовательницы мы видим подлинной портрет Марии - неповторимый, яркий, незамутненный ничем. Как жемчужина, добытая со дна моря, сверкает перед нами всеми гранями ее сложный характер, обуреваемый страстями: печалью, метаниями неразделенной любви и тайнами даруемыми незнакомцам и светским ухажерам на балах и маскарадах пылкостью разбуженного девического сердца, сладостью заветных мечтаний достичь вершин творчества, и мятной, зрелой горечью несбывшихся надежд, тающих, как снег, в ожидании неизбежного финала – смерти.
… Отрывки писем Марии к Гюи де Мопассану и Жюлиану Бастьен Лепажу, приведенные в контексте книги Колет Коснье потрясают своей беззащитностью, обнаженностью души и одновременно – чувством собственного достоинства, женственностью, изяществом, лукавством, глубиной восприятия мира и чужого сердца: \" я понимаю , что это счастье – жить в семье, и я была бы несчастной, случись мне не иметь семьи. С семьей можно делать покупки, кататься в Булонском лесу, посещать театр. В окружении семьи хорошо болеть, лечиться, словом, все, что относиться к обыденной жизни, но только не путешествовать!!!Это как если бы мне нравилось вальсировать со своей тетей. Скучно и даже смешно.
25 октября 1881 года. \"
\"Я думала, Бог оставил мне живопись и заперлась в этом, как в последнем прибежище Но вот и она от меня уходит, а мне остается лишь выплакать все глаза…\"
30 ноября 1881 года Испания. Из путевых писем Ж. Б. Бастьен – Лепажу.
\"Я все еще в возрасте, когда мысль о смерти кружит голову. Мне кажется, никто так не любит всего, как я: искусство, музыку, живопись, книги, свет, нарялы, роскошь, шум, покой, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце; все времена года, все атмосферные явления, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя; снег зимой, дождь осенью и з весну с ее безумием , тихие летние дни и прекрасные звездные ночи..\" я хотела бы все повидать, все иметь, все обнять, смеяться со всем и умереть, раз так нужно, через два года или через тридцать лет, умереть с упоением, изведав и эту последнюю тайну, этот конец всего, либо - божественное начало.\"
Дневник. Неизданное. 11 марта 1884 года
________________
.. Ее называли чудо - ребенком, цветком, «Однако, Мария Башкирцева – не ребенок, не Муся!» – эмоционально и горячо восклицает К. Коснье на страницах своей книги. \" Нужно читать ее \"Дневник\" целиком, без изъятий, чтобы открыть в нем нечто большее, чем эхо исчезнувшего общества, либо историю больного человека: это свидетельство творческой личности, из которого можно понять и то, почему так мало женщин, преуспевших в области искусства.
Ее записи проливают свет на противоречия и конфликты, которые пережила женщина, выбравшая путь созидания. \"Дневник\" можно читать и как рассказ о битвах, надеждах и отчаянии. Это полное горечи констатация порядка вещей: мир творчества принадлежит мужчинам, женщины терпимы в нем лишь в той мере, в какой исполняют роль, которой от них ожидают - слишком хорошенькие женщины никак не могут быть полноценными творцами, женщины, не годящиеся на роль Музы, могут быть лишь бледными отражениями творцов, женщины низшего порядка, невежественные, в силу благопристойности вообще не подпускаются к творчеству.\" – Со страстью и горечью резюмирует Колет Коснье в эпилоге книги о Марии Башкирцевой, \"русской нимфе, элитарном существе, любимице богов\", многоликой, как мозаичное полотно эпохи Возрождения. \"Дневник мадемуазель Марии, - продолжает исследовательница, \" показывает долгий путь к освобождению, рождение женщины - художника, понимающей, что она обманута, что настало время становиться самой собою, а не Этерией, не вдохновительницей. Этот крик души был задушен сперва болезнью, а потом и смертью.. Убил ее туберкулез, но умерла она от невозможности существовать, созидая, в обществе, которое исказило ее посмертный образ\"
 
Подлинный образ Марии Башкирцевой все еще скрыт от нас.. Как нужно услышать, узнать, увидеть, ощутить его истинные краски, узнать в себя в них и ответить на \"зов Души завороженной\".. Настанет ли такой миг, час, день? Листая, страницы книги К. Коснье я постоянно думаю об этом.. Приглашаю и Вас поразмышлять, друзья… А вдруг он уже пробил? Не пропустить бы…
 
© Светлана Макаренко. Ноябрь 2011 год.
При подготовке авторского текста использованы следующие материалы:
Мария Башкирцева. \" Дневник\". Издательство \"Захаров\" М 2001 год.
К. Коснье.» Мария Башкирцева. Портрет без ретуши». М. Терра – Книжный клуб\" 2008 год. Личное собрание автора статьи.
Светлана Макаренко. Мария Башкирцева. \"Единственная роза в моей жизни». Биографическое эссе .
Copyright: Светлана Макаренко (Princess), 2012
Свидетельство о публикации №274353
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.01.2012 17:18

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта