Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Геннадий Сидоровнин
Объем: 15611 [ символов ]
Дело пернатых. Глава II
АВЕРЧЕНКО И Кo.
 
На следующий урок набился пришлый народ из других классов и Николай Николаевич, удивившись, не решился никому отказать: диспут так диспут. Слово взял уже не Сокольский, а другой ученик, и, откашлявшись, начал прямо с листа. Форма была выбрана вызывающая: не реферат, не сочинение или доклад, а настоящая прокурорская речь. А для начала плюгавый десятиклассник выдал эпиграф: «Всякий смех – начало слез...»…И следом сразу понес:
«Итак, на скамью подсудимых приглашается гражданин Аркадий Аверченко, неутомимый редактор «Сатирикона». По официальной версии критик советской власти, в октябре 1920 г. эвакуировавшийся в Константинополь, живший впоследствии в Праге, выезжавший в гастрольные поездки в Германию, Польшу, Прибалтику. Только маленький дополнительный штрих – исключительно истины ради: на деле Аверченко критиковал не только советскую власть, но всех кого позволительно было критиковать – например, еще раньше он изрядно попортил кровь и левым, и правым, и кадетам и черносотенцам-патриотам, которых особо выделял среди других. Сатира – жанр исключительный, она питается издержками жизни, без которых быстро сходит на нет. А потому в критический период общественной жизни сатирики и юмористы роятся как мошкара над ... Так, в Петербурге накануне Октябрьского переворота было около сотни изданий, ставивших целью публику насмешить. И по большому счету своим появлением эта порода обязана людским порокам и общественным недостаткам, не признавая, однако с ними прямого родства...
Пишут, что «Сатирикон», ведомый Аверченко, чрезвычайно дорожил репутацией «Независимого журнала, промышляющего смехом», и «сатириконцы» стремились «не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности… Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях (выд. Г. П.) почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.
Итак, Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал (выд. – Г. П.) …» Чтобы выдавить из современных рафинированных аннотаций, мемуаров и автобиографий правдивую суть, мало перетрясти, испробовать на зуб печатные тексты, надо еще вникнуть в язык, задача которого эту суть затемнить. Итак, если перевести на более понятный язык, редакция держала «нос по ветру», подняв на флагшток вымпел лихой конъюнктуры. И успех был налицо: «…и я с гордостью могу сказать теперь, что редкий культурный человек не знает нашего \"Сатирикона\" (на год 8 руб., на полгода 4 руб.)», – ну о чем еще можно было мечтать в несчастной самодержавной России, где корова стояла всего пять рублей!..
Но прямых призывов к свержению власти редактор себе лично не позволял: они носили косвенный, зато неумолчный характер. Страницы журнала были заполнены фельетонами, опусами, анекдотами, вектор которых был направлен против самодержавия, как исторической власти, а девиз был один: «Так жить дальше нельзя!»…
Примечательно, что Аверченко в отличие от сотоварищей умудрился сохранить внешность совершенно не подвластного партийным течениям человека. Он благоразумно посещал мероприятия, куда вход либеральной публике был закрыт: может, чтобы набраться там впечатлений для новых сюжетов, а, может, на всякий случай, чтобы не попасть окончательно в опалу властям. Однажды он даже пришел на похороны видного петербуржца, известного своими «правыми» взглядами. Один из противников, завидя его, подал реплику, отметив этот странный визит. Аверченко затем печатно заверил, что на похороны автора реплики не придет…
Друзья-биографы написали, что у Аверченко постоянно допытывались, какого он направления. А он свою партийную принадлежность умело скрывал: «Однажды… один из маститых критиков, много пишущий, никем не читаемый, но сохраняющий авторитет благодаря своей высокоторжественной и солидной глупости, спросил его: – Скажите, Аверченко, – какого вы направления? Арк. Тим. вдруг покраснел и, заикаясь – обычное явление, когда он волновался – ответил: – По отношению к вами и другим, лезущим с такими вопросами – совершенно обратного»...
Бесспорно, это был достойный ответ, тем не менее, у недоброжелателей были тогда подозрения, что Аверченко скромничал: на деле он был глубоко партийным и верующим человеком: его верой и партией был гонорар... Тариф построчной или штучной оплаты служил ему, как и многим другим сатирикам-юмористам, лоцманом в жизни и маяком. В конце концов, смех стал для него источником жизни и всех ее наслаждений: «...Он хохотал, и вся страна, как эхо,
Ликуя, вторила веселью короля».
Сначала его кампания хохотала над монархистами, «столыпинцами» и «черносотенцами», потом над кабинетом Коковцова, проторив путь к власти «временщикам», над которыми долго хохотать не пришлось: их быстро сменили большевики, давшие скоро понять, что шутить не намерены и что хорошо смеяться последним или молчать...
Поучительно, что «приветствуя революцию» Аверченко совершенно не ожидал «Октября», но по старой журналистской привычке бросился слушать очередного вождя. В самом деле, что ожидал литературный вития под балконом с Ильичом, призывающим «грабить награбленное»? Случайно ли наш литератор там оказался? Неужели лишь для того, чтобы написать «Письмо вождю», ставшее впоследствии знаменитым? Или, может, задумка была совершенно иная – в духе всего предыдущего творчества, революцию призывающего и прославляющего?..
И разве не горечь обманутых и нелепых надежд в самом известном фельетоне Аверченко – «Дюжина ножей в спину революции»? Вчитайтесь в эти «интеллигентские всхлипы обманутого хохмача». При внимательном обзоре произведений этого, как писали рапповцы, «буржуазного гада», и всей «сатирической своры» каждый может отметить, что эти аверченки, андреевы, тэффи были попросту слепые котята, танцоры на пепелище, несчастные трюкачи. Показательно, что фельетон про ножи понравился самому Ильичу, который даже похвалил его в «Правде». В самом деле, «мавр сделал дело...», и теперь смех генерального сатириконца походил больше на плачь. Эти стенания замечательным образом подтверждали, что большевики пришли надолго, всерьез, и что не позволят, как при прежнем режиме, безответно над властью шутить. И чтобы безопасно хохотать над последними, сатириконцам пришлось покинуть страну...
Уже спасаясь от большевиков, где-то под Севастополем, наш весельчак попал на уходящий подальше от родных берегов миноносец, «на котором было, по его словам, три моряка, семь гимназистов и два испуганных человека. Если верить Аверченке, то ему предложили тогда «пост» хозяина миноносца.
«Вот, знаешь, где я получил настоящее удовольствие! В течение двух дней я был заправским капитаном самого настоящего миноносца! Это, брат, тебе не фельетоны писать»…
Однако, несмотря на бегство, популярного писателя-юмориста было трудно заподозрить в скверном отношении к большевикам, скорее он был большевицкий полпред за границей: в отношении к новой власти в России Аверченко проявил исключительный пиетет и полный нейтралитет. Зато вскоре Аверченко опять процветает, колесит по Европе, издается на всех языках: «А теперь я гражданин мира – и страны мелькают передо мной, как придорожные столбы. Земной шар сделался мал. За последние 3 года он высох и сжался, как старый лимон». Только изредка сатирик сетует и тревожится о России, точнее о своих гонорарах, которые, увы, невозможно теперь получить:
«Сейчас получилось курьезное положение: иностранцы знакомятся с русскими писателями раньше русских. Я, например, написал комедию «Игра со смертью» и она ставится на каких угодно языках, кроме русскаго. В России я не могу ее поставить. Почему? Потому, что советское правительство конфисковало в свою пользу всех авторских писателей-эмигрантов... Не обязаны же мы обогащать Третий Интернационал. Да вот вам пример: выпустил я книгу по русски: \"Записки Простодушнаго\". А Госиздат сейчас же выпустил ее в России. А выпущу я книгу на венгерском или чешском языке – и спокоен. Хотя, некоторых и это не останавливает: мои рассказы в «Прагер Прессе» на немецком языке переводятся некоторыми варшавскими газетами на польский, а бессарабскими русскими газетами с польскаго обратно – на русский... Когда это было видно, чтобы русского писателя переводили на русский язык?!».
Разумеется, как и остальные собратья по цеху, Аверченко был отчаянный моралист. А где, как ни в изъянах человеческой жизни, таится руда для анекдотов, фельетонов и сатирических повестей?! Писатель-юморист, а тем паче сатирик без «пережитков прошлого» или сохранившихся «кое-где, еще, недостатков» – как рыба на берегу. Вот и Аверченко принципиально было не так уж и важно, под чьим балконом стоять и чьи слушать речи – главное, чтобы было над чем посмеяться, чтобы не иссякал гонорарный родник.
В одном из своих еще дореволюционных сюжетов («Ложь») сатирик открывает публике старую как мир, но неизменно популярную тему, – адюльтера – во внешне очень приличной семье. Фабула внешне проста: супруга, чтобы скрыть неприятный для мужа пустяк, завирается до предела, поставив в ложное положение массу людей. А супруг лжет просто и вдохновенно, не вызывая при том ни подозрений, ни сомнений ни в ком. Автор завершает рассказ восторженным восклицанием: «Да. Вот это ложь!». Большой знаток розыгрышей, мистификации и обмана Аверченко знает, что сокрытие правды, как и ее умаление – не меньшая ложь; а также о том, что самая опасная – правдоподобная ложь, в сети которой чаще всего попадают неискушенные люди. Но если вникнуть в творчество популярного писателя-юмориста, окажется, что он всю свою жизнь плел эту искусную сеть…
К чести писателя, надо признать, что после пришествия к власти большевиков и своего благополучного бегства Аверченко не спешит с безопасной дистанции, как другие коллеги по цеху, забрасывать грязью Советы. Он выказывает большую проницательность и осторожность, старается обходить острые углы стороной. Его бывший друг и соратник по «Сатирикону» А. Бухов, предлагая «Арийцу – Ark. Avercenko» письмом «новейшие казусы в самой тонкой изящной форме, самые свежие, освещенные матовым, смягченным светом тонкой не обидной для большевиков иронии(выд. – Г. П.)», даже высказывает подозрение: «Ты, кажется, чорт, их побаиваешься»...
Однако Аверченко, в самом деле, был гораздо осмотрительней остальных, ссориться с большевиками не собирался, а его свободомыслие простиралось не дальше рамок табу. Тревожило, как мы упомянули, одно – пропавшие гонорары… Другой мудрец-литератор – Николай Брешко-Брешковский так пишет о внутренней перемене нашего персонажа: «Чехи носили его на руках. Много переводили, щедро платили. По всей эмиграции шли пьесы, приносили авторские. Жилось хорошо! Внешне Аверченко оставался прежним. Тот же мягкий юмор, то же любвеобильное отношение к людям, но угадывалась какая-то надтреснутость. Он скорбел по России, замученной, истерзанной, и порой эта скорбь трагически откликалась в его новых рассказах»...
Вот что умиляет в подобных рецензиях – так это простодушие, с которым пытаются вызвать сострадание к прямым виновникам катастрофы, несмотря на очевидный вред огребающим за свои деяния гонорар. «Искусство убеждать людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению», – писал древний мудрец из Леонтин. Однако Аверченко написал больше этого мудреца, убеждая граждан великой державы, что жить так дальше нельзя, и шаманские камлания «сатириконцев» имели успех. Только позже оказалось, что все они вместе взятые не видели дальше своего носа. В итоге Аверченко спасся на миноносце, а оставшиеся уже не по доброй воле стали рабами осмеянных ими большевиков...
Итак, самые осмотрительные сатирики-юмористы спрятались от возмездия на чужбине. И ради справедливости следует выманить их в Россию на исторический суд – посулами славы и гонорара, ради которых борзописцы готовы на все. Мы соберем эту литературную шваль в вагон-заки и отправим туда, где пропали миллионы обманутых ими людей. Пусть там, в холодном и диком краю они хохочут и рассказывают литературные байки возле параши друг другу. Пополним творческие ряды в наших зонах: сатирики и юмористы должны быть ближе к народу!..
И пусть никто не питает иллюзий: сатира новых времен взошла на питательных соках отравы, сочившейся из строк Аверченко, Эрдмана и других, которые еще ждут своего судного часа. Послушайте сегодня их идейных питомцев – от Петербурга, Москвы и Одессы до Брайтон-Бич и Сиднея: герои и темы все те же – все о русском пьянице, мерзавце и хаме, все о «стране дураков». И вроде не было храбрых походов, великих свершений, славных людей и побед. Вроде не было великой державы, умиротворившей сотни народов, а всего лишь – постылая «Евразия», пространство, кизяк для растопки чумных заемных идей. Кто герои российской литературы? Шизофреники, алкоголики, христопродавцы, растлители малолеток, бродяги, воры, подхалимы и стукачи. На тысячи персонажей – только один решительный человек с топором, и тот, в конце концов, раскололся и оказался слабак… А сами классики, чем ни уроды?! То столкнут под поезд слабую даму, то утопят собачку, то вырубят сад... Нет, такой национальной литературы больше не встретишь, такая духовная пища – отрава и погибель для нашей страны...
Так возблагодарим за нашу чудесную жизнь отчаянных русских сатириков: прежней России давно уже нет, а над ней все глумятся – это, в самом деле, редчайший талант... А наши гениальные острословы сами, видимо, переворачиваются от этого смеха в гробу. Да только поздно каяться, господа, за вашу медвежью услугу: ваше правое дело теперь в надежных «левых» руках»…
***
Старшеклассники, видимо, не все читали Аверченко, из сатириков знали только Жванецкого и Петросяна, причем полагали, что им пишет тексты Шифрин, но расходились довольные, поскольку Николай Николаевич даже не успел ничего возразить. А почему, собственно, он обязан был пикироваться: в конце концов, знаменитый сатирик в свое время, в самом деле, высмеял всю российскую жизнь, а теперь обманутые современники вправе посмеяться над автором… И поделом!
А для самого преподавателя теперь также не оставалось сомнений, что за всем этим делом стоит пожелавший остаться в тени человек, а, может быть, целая группа специалистов. В общем, здесь следовало снова держать совет с мудрым директором и быть с учениками настороже.
Между тем, на следующий урок была заявлена важная тема – творчество Блока. «Неужели, найдется опять какой-нибудь критик?» – терзался наш педагог. – И, ведь, придется ему тогда оппонировать: так как отмолчаться будет неловко, иначе скажут, что сам негодяй...
 
Конец II главы.
Продолжение следует...
 
Цитаты приведены преимущественно в авторской редакции.
 
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВМЕСТО ПРОЛОГА
2. СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ ТОВАРИЩА ГОРЬКОГО
3. Аверченко и Кo.
4. А. БЛОК: ПОЭТ-ГРАЖДАНИН И ЧЕКИСТ
5. ПОДКИДЫШ ИСТОРИИ Н. БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ
6. «ПОСЛАНЕЦ» ЛЕНИНА – ВАЛЕНТИНОВ
7. ГЕРЦЕН, «Колокол» И ДРУГИЕ…
8 СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: НО И Я КОГО-НИБУДЬ ЗАРЕЖУ ...
9. Михаил Зощенко – ОТЕЦ СОВЕТСКОЙ САТИРЫ
10. «Самый человечный» погромщик В. Ленин
11. «Певец революции» В. Маяковский
12. «ДЕДУШКА РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» П. МИЛЮКОВ...
13. растлитель малолеток В. НАБОКОВ
13. ОТ ПЕТЕРБУРГА ДО МОСКВЫ С РАДИЩЕВЫМ ВМЕСТЕ...
14. Чернышевский, БЕС РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15. ДЕЛО ПАЦИЕНТА А. ЧЕХОНТЕ
16. ЧЕМ НАМ ПОДОЗРИТЕЛЕН Василий Шульгин…
17. УЧЕНЫЕ – ШИШИ МОЧЕНЫЕ...
18. ОСТОРОЖНО: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ!..
19. Эпилог
Copyright: Геннадий Сидоровнин, 2011
Свидетельство о публикации №268693
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.12.2011 21:02

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта