Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валентин Алексеев
Объем: 7388 [ символов ]
"Попытка размышлений о принципах анализа стихотворной подборки"
Обратиться к данному вопросу меня заставил один из конкурсов, в котором наряду с отдельными стихами участвовали и подборки. Именно неравностепенность стихового материала и заставила меня серьезно задуматься о том, как, собственно, сравнивать между собой стих и подборку, и в чем состоят особенности оценки подборки как таковой.
Мне потребовалось зафиксировать свое понимание теоретических предпосылок, которые и предлагаются ниже вниманию читателя.
При ближайшем рассмотрении думаю, не я один столкнулся с тем, что подборка подборке рознь. При попытке же приблизиться к пониманию того, чем определяется «удачность» или «неудачность» конкретной подборки, выясняется, что само понятие «подборка стихов» - феномен расплывчатый, текучий, неуловимый.
При всей неуловимости и трансцендентальности поэзии, которые еще как-то сглаживаются при анализе и оценивании одного стихотворения, при аналогичной операции над подборкой ясно видна необходимость нахождения своего рода «интегрального исчисления» некоего класса предметов под общим названием «подборка стихов». Не избежал этого и я. Ибо, как видится совершенно явственно, качество подборки вовсе не является прямолинейной суммой достоинств входящих в нее стихотворений. Подтверждение этого можно усмотреть в том, что нередко сборная солянка из сильных стихов, собранных в одной подборке, уступает по общему впечатлению подборке с более «тихими», порою даже менее мастеровитыми строками (я здесь, разумеется, имею в виду различие не столько техническое, сколько в уровне отношения к слову; и оно, это различие, безусловно не характеризуется огромной дистанцией, иначе сам поднятый в рассуждении вопрос даже не стоял бы).
Извечный вопрос – как быть? – сподвигнул меня на это мини-исследование, тем более, что мне не удалось обнаружить каких-либо обширных работ, посвященных этому вопросу. Возможно, я плохо искал, но, в любом случае, это не избавляет меня от самостоятельных поисков ответа на этот вопрос.
Для начала, наверное, стоит прояснить различие между циклом и подборкой стихотворений. Безусловно, цикл имеет более строгую организацию, нежели подборка – как тематическую, так и структурную. На мой взгляд, к циклу несколько парадоксальным, но вполне возможным образом можно применить знаменитую каноническую триаду драматических произведений: «единство места, времени и действия». Вернее будет сказать, «единство героя, темы и интонации». Не вдаваясь в углубленное рассмотрение этого любопытного момента, обращусь к понятию «подборки».
А вот здесь столь ясные и даже в какой-то степени формализованные критерии не работают. Но вместе с тем я стою на той позиции, что с точки зрения оценивания подборка – это, в первую очередь и прежде всего, текст. Текст, который имеет свою организацию, свою структуру и композицию, свой ритм и прочие текстовые характеристики. Ниже я попробую перечислить те из них, которые, на мой взгляд, могут иметь отношение к подборке. Оговорюсь, что считаю любой из найденных мною критериев вероятностным. Иными словами, ни один из них, по всей видимости, не является строго обязательным или достаточным для оценивания подборки. В этом скрывается определенная методологическая сложность.
Итак, возвращаясь к искомым характеристикам, назову, во-первых, тему. Подчеркну, что тематика стихов, составляющих подборку, может быть разной. Но тема как нечто большее, чем тематика, как предмет поэзии, вероятнее всего, будет общей; даже будет вернее сказать, что поэт обратится к некоему «вечному вопросу» или кругу близких вопросов, которые он будет ставить в своих строках. Уловив этот «вечный вопрос», уловив связь ракурсов поэтического взгляда, мы, возможно, будем в состоянии увидеть ту грань бытия, которая волнует поэта, выразителем «музыки сфер» которой он стал.
Второй подобной характеристикой станет, скорее всего, поэтика. Что я здесь имею в виду? Конечно, поэт, если он поэт, никогда не стоит на месте. Сущностью поэзии всегда можно назвать поиск, в первую очередь, поиск слова. Но вместе с тем, думаю, в творчестве поэта можно, как правило, выделить некие периоды, маркируемые теми или иными сходными чертами (подчеркиваю – чертами поэтики). Эти черты, приемы репрезентируют нам, читателям, поэта, дают представление об арсенале специфически авторских приемов, об идейно-художественном методе поэта в совокупности индивидуальных и уникальных особенностей его личной поэтики. Подчеркну при этом, что тема и поэтика могут образовывать жанрово-эстетическое единство подборки. Здесь уместно, на мой взгляд, привлекать и анализировать и стилистику, и жанры, и техническое мастерство, и многие аспекты поэзии как языкового феномена.
В качестве следующей характеристики я бы выделил эмоционально-экспрессивную компоненту стихов, своего рода «каденцию» поэта. Как в практике речевых высказываний, так и в поэтической практике можно уловить своеобразное эмоциональное интонирование, которое будет определенным образом ритмически организовано. Степень этой ритмической организованности будет, возможно, сильно влиять на восприятие подборки как единого текста, единого биения сердца поэта или неразрывной связи его поэтического «дыхания». Либо, наоборот, производить впечатление эклектики душевных переживаний. С другой стороны, этот критерий весьма тонкий, трудно уловимый и, пожалуй, наиболее сильно зависит от особенностей психической организации и восприятия адресата текста.
Но именно предыдущая характеристика позволяет в какой-то степени перейти к вопросу о композиции подборки. Я сразу подчеркну, что буду говорить в большей степени не о развитии темы, поднятой поэтом, и вытекающем из этого композиционном решении – потому что это как раз на поверхности. Логику решения поэтом тех или иных «вечных вопросов», логику смены ракурсов, думаю, можно уловить довольно легко. Меня же интересуют несколько более сложные и трудноуловимые вопросы композиции. Наряду с отмеченной «каденцией» нужно, как мне кажется, принимать во внимание «драматургию чувств», своего рода «психологический сюжет» подборки. Речь идет, в моем представлении, о логике «движений души человеческой», как она есть и как выражена в подборке. Возможно, эта характеристика довольно размыта и неясна. Но она, на мой взгляд, присутствует, причем непосредственным образом влияет на место того или иного стихотворения в подборке. Отсюда, кстати, вытекает то следствие, что не только в цикле, но и в подборке, в которой наличествуют некая драматургия чувств, психологическое развитие, движение эмоций «от альфы до омеги», так вот, в такой подборке невозможно изменить порядок расстановки стихов. И, стало быть, становится возможно говорить о композиционном решении, приемах, о сюжете.
И в свете всего перечисленного, полагаю, можно уже увидеть своего рода «архитектонику» подборки, те ее «несущие опоры», понимание которых, собственно, может существенно повлиять на процесс оценивания подборки. Еще раз повторюсь, что, по моему мнению, подборка стихов – это никогда не произвольный набор неких стихов, состав и расположение которых задаются исключительно немотивированным выбором автора. Я придерживаюсь мнению, что подборка – это всегда некий метатекст, вырастающий из своих составных частей – отдельных стихов. И в этом метатексте, как в любом другом тексте, можно выделить идейно-эстетический, эмоционально-экспрессивный, ритмико-структурный и композиционно-архитектонический компоненты, а также оценить удачность их конкретного воплощения.
Copyright: Валентин Алексеев, 2009
Свидетельство о публикации №212804
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.06.2009 16:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Галина Пиастро[ 10.12.2009 ]
   Весьма и весьма интересно. Мне, естественно, как практику, так сказать. Согласна, что не просто подборка, это не некий список первых попавшихся, даже любимых, даже удачных, на вкус автора, стихов.
   Но насколько, по Вашему мнению, эта канва очевидна читателю. Ведь именно этому Вы даёте определение «мета .
   «Я придерживаюсь мнению, что подборка – это всегда некий метатекст, вырастающий из своих составных частей – отдельных стихов».
   Хотя, ан мой взгляд, ну, уж метатекстом может быть только сама концепция, конструкция выстраивания подборки.
   Да, а читающий должен обладать архислухом?
   Галина.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта