Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Дина Исаева
Объем: 7107 [ символов ]
Афганская тема
Афганская тема
или
A la guerre comme a la guerre
 
Одна и та же музыка, одни и те же стихи по-разному воспринимаются в различное время, в различных ситуациях, тем более, различными людьми. Хочу привести пример об отношении к музыке, стихам, написанным воинами-интернационалистами. История эта из моей жизни и моего опыта работы в школе.
 
Это случилось в девяносто четвертом году, когда после определенных событий в стране я выехала из Казахстана в Россию. В своем родном городе я стала теперь эмигрантом, которому было трудно устроиться на работу. Очень долго предъявляла серенький тоненький листочек о принятии мной Российского гражданства и о том, что гражданкой Казахстана я никогда не являлась. На работу я, конечно, устроилась, но только в общеобразовательную школу. Так я стала школьной «музычкой». Нисколько о том времени не жалею, так как это было время общения с интересными людьми, время, насыщенное яркими событиями в моей жизни.
 
Школа была большая, недавно сданная в эксплуатацию, с претензией на лучшую в городе. Школа-гимназия. Классы переполненные. Почему все стремились учиться здесь? Директор был крут – за любую провинность выгонял из школы не только детей, но и учителей. Вся моя нагрузка тогда состояла из уроков музыки в седьмых и восьмых классах. Часов было очень много. Если даже вы никогда не работали в общеобразовательной школе учителем музыки, то вам, наверное, не трудно представить обстановку на таких уроках. На работу шла как на войну – неизвестно было, что дети могут выкинуть на этот раз. То они стреляли из водяных пистолетов, то объяснялись всем в любви, то изображали из себя увлеченных музыкой детей. Сейчас они выросли, здороваются при встрече, и я их вспоминаю с теплотой. Но тогда…
 
Ближе в 23 февраля я проводила урок, который был посвящен афганской войне. Почему именно такая тема – долго рассказывать. Скажу только, что еще с института у нас лежали собранные песни и стихи воинов-интернационалистов. События в Чечне натолкнули меня на эту тему. Когда готовилась к уроку, то просматривала весь собранный материал. Честно, все было серо, однообразно, скучно. Содержание не трогало совсем, аккомпанемент – примитивное бренчание гитары, да еще и певцы были не очень. И вдруг – нашла, это была она, песня, которую мне хотелось петь, разучивать с детьми. Это была «Ордена не продаются» Юрия Слатова. Приятный тенор, прекрасный аккомпанемент, интересное содержание.
 
Удивилась: с первых же минут парни, которые обычно скисали и томились за партами от классики, сидели не шелохнувшись. Сначала прослушали несколько раз, потом стали высказывать мнение о содержании, рассказывать об отцах, бывших на этой войне. Они тут же на уроке пытались запомнить слова песни. Они их зубрили! В это время шла чеченская война, поэтому говорили о ней, отправке на нее своих старших братьев, друзей. Все были возбуждены музыкой и войной. Даже я. Обычно я хладнокровно держу себя на уроках. А тут – я шла на поводу у них, они более эмоционально воспринимали эту песню. Просили, чтобы я поставила послушать им всю кассету до конца. И представьте себе, эти же самые песни, которые мне дома казались серыми и неинтересными, теперь звучали совершенно не так, а проникновенно и эмоционально. Это были строчки опаленные огнем, обагренные кровью, пересыпанные горячим песком…
 
Он сидел на последней парте. Щупленький паренек, видно, что с проблемами дома и в школе. Не пел, ничего не писал, слушал, опустив в парту глаза. Перед ним – чистая раскрытая тетрадь.Он и раньше никогда не работал на уроках, постоянно требовал к себе внимания. А тут притих, присмирел. Подумала: даже он заинтересовался. Когда хор ломающихся юношеских голосов дошел до третьего куплета, где пелось о горящих «мигах», вдруг внезапно вскочил и быстро выбежал в коридор. Все удивленно посмотрели, но пение не прервали. Через несколько минут парень вернулся назад. Все опять посмотрели на него, но опять пение продолжали. Мало ли зачем ему нужно было выйти? Отвлекаться на него никто не хотел. Музыка была важнее! Еще через несколько минут в класс вбежала техничка. Схватив парня за шиворот, поволокла к выходу. Все опять недоуменно посмотрели, но опять продолжали петь. Обычно технички никогда не заходили в класс во время урока – даже на перемене не торопили. Но, детям и мне было безразлично все, кроме того, чем мы тогда были заняты. Мы воодушевленно исполняли песню! Еще через несколько минут прибежала секретарь, вызывая меня после урока к директору. Ну, наконец-то, разъяснится!
 
В кабинете парень размазывал слезы по щекам. Директор пригласил меня сесть и задал только один вопрос: разрешала ли я ученику во время урока выйти из класса или нет. Я ответила, что тот даже и не спрашивал. Директор меня поблагодарил и не стал задерживать, ничего не объяснил. Дальнейшее я узнала от детей и учителей.
 
Оказывается, парень, выбежав в коридор, в туалете поджег корзину с мусором. Вспыхнув ярким пламенем, огонь перекинулся на стены. Пожар тушила техничка, привлеченная запахом гари. «Миги» падали наяву! На перемене все ходили осматривать в мужском туалете «место битвы», стены, опаленные афганской войной. Сумка с учебниками лежала в течение шести уроков у меня в кабинете, её никто не приходил забирать. Все это время директор разбирался с провинившимся и к концу дня выгнал его из школы. Сумку забирала мать.
 
Оставшись одна, я попыталась понять все то, что произошло. Такое могло случиться потому, что ребенок перевозбудился на уроке. Причем своей вины я не видела никакой - это были только музыка и больная нервная система ребенка. Мне рассказали, что у него были постоянные проблемы, и спасать его от исключения из школы никто не хотел. Через год я опять проводила этот урок в других классах, восприятие детей было то же самое. Но теперь уже никто школу не поджигал. Так продолжалось до тех пор, пока была Чечня. Как только в государстве устанавливался мир, урок этот проводить мне совсем не хотелось. Было неинтересно не только детям, но и мне. Даже «Ордена» Слатова. А её популярность теперь мне виделась уже в том, что эта песня была как раз о непонимании этой самой войны. То есть, это были стихи и музыка, которые в повседневности не доходили до слушателя. Нужна была определенная обстановка. Нужен был определенный Космос, тревожный, воинственный, кем-то обиженный.
 
Теперь, когда я читаю стихи об Афгане, то думаю, как далеки мы все от них. Они нам видятся серыми, скучными. А наши повседневные проблемы кажутся самыми наиважнейшими, самыми серьезными. Что такое чужая жизнь по сравнению с ними? Что такое чужое горе, оставившее отметину в чьем-то сердце. Ничего! Нас это не волнует. Это наша духовная черствость? Или отсутствие таланта у авторов? Не знаю... Но точно знаю, что в другое время эти же самые стихи, песни звучат откровенным взрывом. Песни, настроенные войной...
Copyright: Дина Исаева, 2010
Свидетельство о публикации №186222
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09.10.2010 09:20

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Денис Башкиров[ 14.11.2008 ]
   Интересная зарисовка!
   Рад встрече с коллегой(еще по прошлому рассказу понял) -
   Тоже преподавал - в пеницитарном учреждении - химию!!!
   Насмотрелся, с тех пор в школу..ни ногой!!!!
   
   Немотивированое поведение подростка - хорошая тема, но Ваш рассказ немного о другом...
   
   Понравилось!!!
 
Дина Исаева[ 14.11.2008 ]
   Денис-Коллега! У меня подруга-химичка с той школы до сих пор химию учит. Я спрашиваю: "Ты что, до сих пор её не выучила?" Она отвечает. что химия - развивающаяся наука и каждый год новые темы и учебники. А я не знаю. что такое "пеницитарное&q­uot;­ учреждение? У меня в словаре нет. Дина.
Дина Исаева[ 14.11.2008 ]
   Нашла: пенитенциарный - исправительный. Спасибо!
Лев Ланский[ 21.11.2008 ]
   Дина Исаева - Вы умничка!!
   Слог замечательный!
   Интересно подана тема, вроде бы
   о школе, а ведь о вечном: о душе
   человеческой. Как мы преломляемся
   в нашем отношении к прошлому и
   пережитому.
 
Дина Исаева[ 21.11.2008 ]
   Большое спасибо за такой хороший отзыв! Мне было очень приятно и лестно. Но я себя скромнее оцениваю. С уважением, Дина Исаева.
Игорь Краснов[ 29.11.2008 ]
   Прочитал - и будто кто-то по сердцу рубанул. У меня тоже есть рассказ, называется просто "Два солдата", он тоже посвящён афганской теме, ребятам-афганцам. О таком всегда непросто писать, читать. И всем низкий поклон, кто это делает.
 
Дина Исаева[ 29.11.2008 ]
   Спасибо! Обязательно прочту Ваш. С уважением, Дина Исаева.
Сеня Уставший[ 05.04.2009 ]
   Очень хороша сама манера повествования. Ну, а с Вашими аргументами, в конце предпоследнего абзаца и в последнем абзаце, - я согласен абсолютно.
   С уважением
 
Дина Исаева[ 05.04.2009 ]
   Сеня, спасибо, что заглянули на мою страницу. За рецензию и понимание тоже. С уважением, Дина Исаева. Я всегда Вам рада.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта