Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Залман Шмейлин
Объем: 11666 [ символов ]
Тяжкие ступени Фридриха Горенштейна
З.ШМЕЙЛИН
 
ТЯЖКИЕ СТУПЕНИ ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА
 
Комментировать спрессованную прозу Ф.Горенштейна, писателя, на мой взгляд, совершенно выдающегося из всех ныне пишущих на русском языке, вещь неблагодарная. Как спрессовать уже спрессованное? Поэтому я решил не разбирать сам текст и содержание, в чем нет никакой надобности, а изложить мысли и ассоциации, которые он вызывает, тем более, что романы "Место" и "Ступени", написанные более 30 лет назад и сегодня актуальны, как никогда.
В лучших традициях русской прозы, автор пытается осознать, осмыслить суть трагедии, разворачивающейся на всем пространстве бывшей великой империи.
Быт выиграл свою войну против социализма. Разрыв между идеологией и "народным" сознанием изначально предопределял исход. Их противостояние поначалу сглаживалось целями-шел процесс революции, гражданской войны, носившие вид катастрофы. Но постепенно, с налаживанием гражданской жизни противоречия полезли из сундука. Глубинное сознание постоянно рождало из себя некие ценности(национальную совесть или долг), которые расходились веером от официальной идеологии и практики властей. Вся предыдущая история властно заявляла о своей укорененности. Чтобы сбить накал противостояния власть сначала обратила свою длань против ортодоксов от идеологии ("борьба с оппозицией"-альтернативой была бы война с собственным народом, который в реальности новую идеологию не воспринимал или воспринимал ее как-то не в серьез), потом набрала такие кадры, которые этой идеологии,т.е. марксизма в его истинном значении не понимали. Но и это не помогало.
Социализм проходил все этапы, свойственные тем реформациям и революциям, которые уже свершались внутри христианской цивилизации, включая и ту, первую, затеянную апостолами Христа. Это сквозная мысль Ф.Горенштейна. В романе "Ступени" устами помешавшегося на этой идее врача-психиатра он замечает, что противоречия христианской цивилизации заложены в самой фигуре Христа, трагедия которого разворачивается, как этапы шизофренической болезни.
"Христианство, как идея существовала и до Иисуса. Иисус был одним из верующих христиан, но он так сильно поверил в Христа, что слился с ним, и на первых порах, пока ум человеческий коснел в невежестве, это сделало идею Христа более доступной...Однако со временем подобная материализация Христа начала давать обратный результат"
Многое объясняется психопатичностью этой эсхатологической фигуры.
"Главным противоречием Христа является Иисус, сын Марии, пасынок плотника Иосифа. С момента возникновения христианства между ними ведется жестокая , непримиримая война. Это противоречие между плотью и бесплотьем... Иисус- реальность, Христос - мечта...Иисус требует действия, Христос-идеи"
В конечном счете Иисус - это продолжение первого, грешного человека-Адама, а Христос - это последний, идеальный, превратившийся в бесплотный дух Человек, на котором, собственно заканчивается человеческая история.
Коммунизм возник внутри христианской цивилизации, как разрешение ее противоречий, но это был не более, чем инвариант, внутри которого заложена все тот же идеал, но не сконцентрированный в одной сверх личности, а как бы перенесенный в будущее.
По мере "углубления" социализма, пропасть между реальным сознанием и навязываемой идеологической схемой стремительно расширялась. Пришел черед бороться с идеологией, ибо она даже в микроскопических дозах не уживалась с реальностью, рождаемой жизнью. Самый драматический момент этой борьбы-ХХ11 съезд компартии и доклад Н.С.Хрущева.Это уже клубок непримиримостей. Демоническая фигура Сталина как бы оправдывала, объясняла тщетность всех колоссальных усилий сблизить идеал с буднями. Дальше - крах.
На последних этапах власти прибегли к испытанному маневру, когда борьба с идеологией выглядит, как борьба с чужеродными для основной массы, но основными ее носителями, т.е. к антисемитизму.
В конфронтации идеалов и жизненных установок оказывается заложена механика, неизбежность, онтология антисемитизма, в ней и вся судьба христианства, которое тоже испытывало постоянную неуживчивость официального культа, заимствованного у евреев, с низким самосознанием масс. Борьбой с евреями, как источником идеологии, христианство с трудом, но сохраняло внутреннее единство.И так продолжалось до тех пор, пока церковь не отделили от государства, которое исповедывало несколько иные ценности и которое держалось на противоречии разных социальных групп. В конце концов современное государство Запада и есть консенсус идеологий, оно учитывает наличие реальных интересов и не навязывает нравственных схем, ограничивая каждого индивидуума законом, но не идеологией.
Социализм в России - это трагедия, подтверждаемая миллионами жертв.Это попытка директивно внедрить в жизнь идеологизмы, к которым в течение 2000 лет церковь пыталась приручить увещеванием. Это была высокая, титаническая борьба за будущее, позорно проигранная, но еще более позорно продолжаемая властью, бессмысленно плодя новые преступления. Трагедия не в том, что народ обманывали в течение 70 лет, а в том, что попытка"устроить социализм" опережала время и потому непрерывно рождала противодвижение, так что новое поколение оказывалось сще дальше от идеала, чем предыдущее.
Идеи без ярких оберток могут выглядеть неприглядно, как неприглядно, обычно, выглядит смерть или рождение человека. Потому что суть того, что свершается, проявляется позже. Противоречия христианства происходят от того, что оно заимствовало у другого, еврейского народа то, что ему, этому еврейскому народу, было присуще от его естества, от его природы. И это природное было не материального свойства, а духовного и никакими конкретными, т.е.ограниченными рамками описано быть не может, и то, что вошло в христианский канон из еврейского - это буква, а не суть.
И дух социализма, который с такой кровью строила Россия, был долгое время рядом, в нищих еврейскмх кварталах, в забитых "жидках" и прорывался лишь протуберанцами в тех отщепенцах, что из этого еврейства выходили (как будто можно выйти из самого себя) и являли миру чудеса высочайших достижений, но с некоторой чужеродной особенностью-"еврейскую науку", "еврейское искусство","еврейское христианство"
На смену рухнувшей идеологии социализма (неважно в России или на Западе) рвется национализм, даже если он под христианским флагом, возврат к чисто христианскому миросозерцанию, по всей вероятности, исключен, как невозможно вернуть себе невинность.
Националисты в христианском мире, когда направляют свои стрелы против евреев, на деле воюют против христианства, этим они маскируют свое несогласие с официальной идеологией, что сделало бы их отщепенцами в собственном государстве. Их цель, напротив, в стремлении подмять под себя существующую государственную структуру.
Через идеологию проходит настоящая, глубинная связь, взаимопонимание, неписанный договор между властью и обществом. Ослабление власти есть следствие кризиса идеологии и причина усиления этого кризиса, одновременно. Здесь как бы идет цепная реакция. Смерть Сталина как раз и запустила такую реакцию. И как результат, обращение низов к примитивным идеологическим формам - к язычеству и к антисемитизму. Сами евреи никак повлиять на этот процесс не могут, он с ними непосредственно не связан, а возникает оттого, что еврейская национальная форма идеологии стала всемирной.
Также в рамках еврейства не может быть разрешен и сам еврейский вопрос. В мире, в котором 23 христиан и мусульман, даже уничтожение всех евреев до единого человека ничего не изменит. Даже в таком невероятном варианте антисемитизм останется как идеология, ибо она самодостаточна. Антисемитизм -это не аргументы одной доктрины против другой. Разногласия и разнотолкования относительно различных аспектов идеологии были есть и будут. Но это еще не антисемитизм, который заявляет себя, как кризис собственной идеологии, практически ее завуалированное ( или откровенное, как у Гитлера) отрицание. Христианство, как и иудаизм- это религия внутреннего самоусовершенствования, а не глобальной экспансии. Экспансия убивает сам дух, саму основу религиозного миропознания, миросозерцания. Церковь - это компрмисс и компромисс шаткий, но тем не менее он позволил поддерживать нравственный уровень достаточно длинное в историческом контексте время. И вспышки антисемитизма позволяли как то переживать критические моменты. Исчезновение евреев сразу высветило бы проблему, и христианство, ставшее открытой мишенью, вряд ли выдержало бы даже первую серьезную атаку. Как это ни парадоксально, но единственный в этом мире возможный цивилизованный национализм - это еврейский, ибо сама идея единобожия, т.е. единства мира выросла из особенностей еврейского национального сознания. Национализм же в рамках исламской или христианской цивилизаций означает непременное отрицание и ислама и христианства, как несовместимых модификаций духа. Антисемитизм - это единственная форма национализма, которую может себе позволить каждая христианская(и исламская) нация, не впадая в противоречие с генеральной доктриной. А еврей, оказавшийся объектом националистической истерии, становится специфическим психопатическим типом, независимо от природных данных, т.е. специфическим типом изгоя, отщепенца, вынужденным прикладывать совершенно неимоверные усилия, чтобы выжить. Поистине избранный народ!
С коммунизмом произошло то же, что и с христианством. Внутренние противоречия между светлой идеей и ее воплощением не удалось преодолеть ни трудовым энтузиазмом, ни беспримерными репрессиям. Увлекшись борьбой с режимом, единственной целью которого постепенно стало сохранение власти партократии любым путем, его противники по внешним признакам отождествили российский социализм с фашизмом.
Однако, здесь трагическое заблуждение. Мы старательно затаптывали сталинизм, полагая, что топчем проблему, а топтали неудачную попытку ее разрешения.
Между сталинизмом и гитлеризмом разница в целую цивилизацию.
Проиграв социализм, мир оказался идейно безоружным перед агрессивным национализмом и новыми формами фашизма.
Фашизм, который мы знаем - это кризис христианской цивилизации, в своей предельной точке обратившейся к язычеству. Гитлер с предельной ясностью высказал свое кредо, заявив( в свободном изложении): "Мы переживаем эпоху, когда здравый смысл и мораль изжили себя. Совесть - это пережиток, который мешает жить. Ее придумали евреи для своей пользы. Значение имеют только сила и воля. Мир идет к тому, чтобы абсолютно противопоставить себя всему еврейскому."
Русские националисты не так откровенны.Они цепляют свастику на церковную хоругвь, но их Христос очень похож на черносотенца.
А исламские фундаменталисты в лице своих самых авторитетных лидеров буквально дословно повторяют инсинуации Гитлера, даже его лексику в отношении всех, кто оказывается за пределами их специфического, застывшего 1000 лет назад мира.
Это даже не возврат к язычеству. Язычество древних греков родило идею гумманизма, а суровый имперский дух римлян породил святое отношение к закону, превращающее социум в равноправных граждан. Язычество фашизма - это язычество изуверских культов, требующих человеческих жертв, где у жертвы только одно право - быть жертвой. Это новая порода человекообразных, отрицающая все человеческое и свою связь со всей предыдущей историей.
Ю.Фучек в свое время сказал:" Люди, я любил вас, будьте бдительны" К бдительности обращаться уже поздно. Слишком большая эйфория была после "победы над фашизмом", ибо думали, что он приходит извне. А он приходит из самых глубин нашей собственной, обыкновенной, плотской жизни.
И, вчитываясь в удивительные, пророческие книги Ф.Горенштейна, я думаю про себя:"Люди, будьте мужественны!"
Copyright: Залман Шмейлин, 2008
Свидетельство о публикации №175373
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04.08.2008 18:15

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта