Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алена Воробьева
Объем: 8208 [ символов ]
Сашенька Новожилов: душа вырывается наружу
После Серебряного века и «алгебраического» Бродского в поэзии XXI века можно быть только гением – того революционного уровня, каким для русской литературы стал Пушкин, а для французской – Рембо.
Александра (Сашеньку) Новожилова часто сравнивают с Рембо. Безусловно, оба они схожи своими непривычными для классического слуха экспериментами со словом и мировоззрением в стихах, переворачиванием традиций и устоев, болезненной чуткостью к современному им времени и бесстрашием чувственности к человеческой физиологии. На этом, пожалуй, общее заканчивается, начинаются отличия.
Во-первых, Новожилов – русский поэт: фундамент его поэзии незыблем, поскольку зиждется на авангарде футуристов и обэриутов Серебряного века, реже – текстах музыкальных групп русского рока. Он не размыт, он конкретен и абсолютно ощутим как человек (и больше – как человек, чем поэт, поскольку поэта ощутить нельзя, можно только почувствовать – чем-то шестым, а не – осязания), но вместе с тем он поражает мощностью того парадоксального явления в поэзии, которое нельзя анализировать – это уже не эксперименты со словом, это – парапоэзия, энергетический сгусток души, вырывающейся наружу, этакий душевный (вот она, эта крайность!) эксгибиционизм:
У меня полное отсутствие ширинки во всем теле,
Так что душа вырывается наружу.
Во-вторых, Сашенька в поэзии не одинок, не вне толпы. Скорее, наоборот, употребляя лесковский эпитет, Новожилов – «записчик (не выдумщик)» современного поколения. Маргинальная его часть, представители молодежной культуры и группировок будут восприниматься исследователями начала XXI века через новожиловскую призму. А она – прозрачна и безжалостна, как алхимическая колба с опасной смесью. Автор агрессивен не сам по себе, и не против всех, а со всеми. Он – голос этой толпы, но даже в ней он ведёт монолог, исповедь городского дервиша, привлекающего внимание к язвам на теле и душе своего поколения. Для этого он использует все невозможные способы стихосложения. Иногда напускная истерика переходит в подлинную истерию:
бе! Бэ! бЭ! БЭ!,
где, впрочем, автор со свойственной ему экспрессией переводит (раскрывает) тему, и даже меняет голос:
А раньше я тебя любила так
Что готова была вены на руках вскрыть
А теперь нет
Люблю Пашу
У него свой дом
И Ford Focus
Интересно то, что Новожилову присуща многоголосица, прямая речь – скорее уж, анти- (-лирических) героев его творчества. Они не стесняются нецензурных выражений, базарной брани, похабщины. Новожилов бесстрастно, «меж детей ничтожных мира», фиксирует это в своих стихах, местами напоминающих рубленую прозу. Иногда кажется, что на его страницах разлита сперма (как некоторые страницы Артюра Рембо кажутся выпачканными засохшей кровью и человеческими экскрементами). В этой самовлюбленности автор является «кривым» наследником русских поэтов: Есенин воспевал свои глаза, волосы, Новожилов опустился ниже пояса. Впрочем, он упоминает «негритянские губы, обожженные алкоголем», но даже такая невинная фраза в контексте Новожилова выглядит непристойно. От негативного восприятия классическим слухом диссонанса новожиловской какофонии спасает его контрастность, та многогранность человеческой психики, какая есть у каждой личности:
Когда нет никого – это ох...е чтиво.
Когда нет друзей – это единение с Богом…
Черное и белое рядом, в соседствующих строчках, крайность, проистекающая из крайности, никакого компромисса, серого цвета, полутона, полутени. Именно в этом – авторская чистота, взыскательность по отношению к другим в мире и в первую очередь к себе, бескомпромиссность и постоянный поиск своего «я», настоящего себя, который не боится признаться в том, что он – running (по русской аналогии звучания – ранен) в сердце, и к которому не прилипает (хотя кому-то – тоже бескомпромиссному – так не покажется) специфика его творчества. Потому что воистину тот, кто ранен в сердце, легко раним, а потому старается защитить это сердце грубым, жестким, подчас – неконтролируемо агрессивным – панцирем ширококостных стихотворных строк. Тем не менее, забрало его открыто, Новожилов не примеряет масок; он снимает их с окружающих, выявляя непоказные красоту или уродство неприкрытой человеческой души.
Вся эта эквилибристика понятий и слов, безусловно, талантлива. Стихотворные выкрутасы автора вызывают интерес еще и потому, что, во-первых, любопытно наблюдать за современной интерпретацией дела кубофутуристов и иже с ними (сам поэт, отталкиваясь от известного литературного течения, провозгласил себя новожинистом), во-вторых, потому, что сейчас поэзия автора находится в той стадии набухшего бутона, из которого может родиться доселе невиданный, диковинный, дерзкий, благоуханный цветок – как родился великий поэт и из хулигана Есенина, и из бунтаря Маяковского. Послушник поэзии (профессор, учитель, любитель, студент) с интересом, присущим скорее звездочету, чем, скажем, садовнику, следит за рождением новой небесной величины, звезды, которая вспыхивает и на поэтическом небосклоне в свое предсказанное время и на своем предначертанном месте.
Для этого рождения у Новожилова есть все: и образность («я видел, как недопетый куплет растворялся в бутылке (очевидно, недопитой – авт.) с коньячным напитком»), и цветопись вкупе со взламыванием устоявшихся брэндов и стереотипов, вплоть до символов Родины:
сторожить с тобой красную площадь
затем охранять синюю площадь
потом защищать зеленую площадь,
и неожиданная развязка публичной (публикующейся) исповеди буквально дневниковых, полуинтимных, а порой – беспощадно откровенных – стихах автора («ни разу (не раз) в своём творчестве я не употреблял слово «любить» («пить»)) и, конечно, высочайшей пробы звукопись, иногда вплоть до молодецкого жонглирования словами, когда начинает ускользать смысл. Гениальны находки в определениях: «публика предпохоронного возраста», вкрапление в авторский текст интернет-рецензий.
Это и та колдовская смесь предметности, больше напоминающая визуальное зелье, мало подходящее для поэзии, но играющая минимум роль второго плана в поэтике Новожилова – статистика (расстояние между городами), цитирование (указателей, надписей – чуть ли не на заборах!, строчек известных или неизвестных различному читателю песен на русском и нерусском языке). Все это дает в определении вкуса и запаха новожиловской стихотворной ноты оттенок легкой горчинки, присущей скорее дорогому флакону искусных духов мирового парфюмера. Новожилов относится к своим стихам с тем же чувством и ответственностью создателя соответствующих друг другу формы и содержания. Он смешивает в пряную смесь тот коктейль современного гламура и антигламура, который неотделим сегодня от дизайна нашей жизни, и пропускает через себя общество потребителей и приспособленцев. В этом – его противостояние современной черни (в той же толпе его поколения) – «Слуга (могу стать)» – которое роднит его с Пушкиным. При этом поэт-Новожилов «варится в собственном соку» – он не ищет Бога, не ищет любви, не требует истины. Его поэзия эгоистична, как зеркало, в которое пристально всматривается автор («Я – нежный Бог…»), но она интересна тем, что в его отражении читатель иногда видит (хочет видеть) себя. Тем, что столетие назад в себя так же всматривались Маяковский, Хлебников, Бурлюк. И за аффектацией человеческой личины – чина, статуса, положения – проглядывала человеческая душа – истинная, без маски, без наносного пафоса, говорящая с Богом на понятном обоим языке. К тому же приводит эгоцентризм Сашеньки Новожилова – несмотря на его ярко выраженный протест, врожденное всем поэтам одиночество, жажду внешней любви и внутренней свободы, а также обостренное чувство эгопофигизма – его стихи захватывают и запоминаются. При этом читать его следует дозированно: Новожилов – литературный концентрат. Его вторая книга вышла слишком насыщенной, и сразу в полном объеме ее читать нельзя – как Библию. Может быть, поэзию Александра Новожилова и будут воспринимать как новый апокалипсис революционно сбывшегося футуриста, эпатаж и самолюбование которого не мешает ему гениально раскрывать неведомые грани поэзии, мимолетности мгновений жизни и смерти, низменности и высоты человека.
Copyright: Алена Воробьева, 2009
Свидетельство о публикации №167487
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.10.2009 10:40

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта