Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 18500 [ символов ]
Коэлет (Экклизиаст).
Коэлет (Экклезиаст).
«умножая мудрость, умножаешь огорчение, мудрость –
это разбитые желания».
Коэлет (Экклезиаст).
Это он приучил мыслящих людей творчески думать, сомневаться... Со смирением и гордым достоинством переносить страдания... Оставаться человеком!
 
Из написанного Царем Шломо (Соломоном) дошли до нас три книги. Между ними сушествует очень большая разница в стиле, форме исполнения. Это поэтически звучащая, любовно-лирическая «Песнь песней» - произведение молодого автора об идеальных отношениях в семье. Символизирует неразрывную связь народа иудейского с Всевышним. Царь и Пастух заботится о Соих стадах.
 
Во второй книге – умудренный жизнью автор вкладывает свои мысли в советчик воспитателя. Произведение нравоучительного направления безличного свойства – названо «Мишлей» (Притчи). Нужно знать и помнить: в реальном мире – среди людей благородных, честных – обитают лжецы и воры, насмешники и глупцы... Радости и удовольствия ищут легкомысленные женщины. Он обращается к абстрактному человеку.
 
Завершает его творческое наследие – обобщающий труд огромного потенциала, философского направления. Произведение формулирует жизненное призвание Царя и человека, сущность бытия, цели жизни и смысл Вечности – это «Коэлет» (Экклезиаст). Рукой автора водит Святой Дух. Книга жизненной правды - не достигает уровня пророческого. Откровенные признания обрамлены противоречиями диалектики бытия.
 
Царь представляет себя кратко, довольно скромно: «Слова Коэлета, сына Давида, Царя в Иерусалиме».
Царь Соломон – мудрый мыслитель. Он Царь Иерушалаима, Святого города Мудрости. Не сразу, не просто высказал мнение: его вывод - результат длительного, мучительного раздумья. Плод сомнения вкрадывается – в этом противоречивость настроения автора в разные моменты.
 
Судьба Царя Соломона – не очень простая. Время продолжительного его Царствия называют Счастливым для народа и государства Земли Израиля. Но не все легко и просто складывалось. Полгода провел изгнанником – вне стен Иерушалаима.
 
Эта книга о прошлом, настоящем и будущем каждого смертного человека. «Суета сует, - сказал Коэлет, - суета сует, все – суета». Возможно, дан не совсем точный перевод. Точнее следовало сказать: «Суета суетЫ, - сказал Коэлет, - суета суетЫ, все – суета». Совсем не зря очень авторитетные интерпретаторы указывают: суетЫ – множественное число. В этой фразе присутствуют как минимум «СЕМЬ СУЕТ». Переводчик с иврита дает в падежном варианте. Это похоже - перевод меняет первоначальный текст.
 
По типу современного ему человека – Царь узнал довольно полно смысл и форму суеты во время своего правления. Дополнил опыт знаниями – в течение странствий. Коэлет осмысленно приходит к выводу: нет ничего вечного. За этим приходит углубленное осознание: придет время – падет Иерусалим, перестанет являться столицей. Перестанет служить, славить и украшать - возведенный в этом вечном городе Храм. На какое-то время народ иудейский останется в одиночестве запустения – без Поводыря и Его добрых напутствий.
 
Царь Шломо – это уже в его имени заложено – искал в жизни и мире совершенства: главное для себя призвание. Находил – не останавливался. Продолжал продвигаться – искать и искать.
Если «все – суета» - зачем окружать себя вещами, создавать семью, заводить детей, почести, жизненные блага... Да и сама жизнь теряет смысл? Много бесполезного в жизни – уходит посредством зрения, речи и слов.
 
В обращении ко всем и каждому Царь Шломо сказал: «Все, что с тобой случается: болезни, голод, всякие несчастья - переведи это все в слова и с этими словами иди ко
В-севышнему». Для молитвы и прямого общения с Господом он и возвел Величественный Храм. И мысль – тоже суета. Царь ищет совершенство – не суету! Одним из совершенств природы считает человека. Но... разглядывает этого человека вблизи – осознает: часто и труд, и жизнь оказываются бесполезной суетой. От безделия, для бездеников - жизнь становится в обузу. Превращается в суету. И почти бесполезные люди – возникают лентяи по причине отказа достойно платить за труд.
 
Царь любопытствует с излишней остротой: «Задайте себе вопрос: от всей вашей работы, от всего, что вы делаете под Солнцем, что осталось?» Сохраняется временем только вещь монолитная – стоющая. Входит в категорию совершенного. Он надеется устранить из жизни суету – жизни придать смысл и важность. В жизни любого человека – есть нечто важное: его немного! Остальное – суета. Терпение не бесконечно. На своей работе или службе люди сохраняют максимум терпения. Домой возвращаются обессиленными – без терпения. Часто ведут себя по-хамски, а то и по-зверски. Не следует тратить себя попусту – на пустых занятиях. Но как держать себя «в руках», на уровне приличий и культуры?
 
«Поколение уходит, поколение приходит, а Земля пребывает вовеки». Первое, точнее: предыдущее поколение «уходит» - это поколение праведников. «Приходит» - поколение злодеев». При приближении к моменту пришествия Машиаха (Мессии) - общество своими поколениями становится более испорченным. Падают нравы населяющих людей. Живая составляющая переменна, но Земля Израиля остается. Пребывает только во внешнем изменении -
под действием человеческого фактора. Но злодею не дастся возможность попользоваться обретенным в удовольствие.
 
Царь Шломо – первый диалектик. Он видит многообразие, противоречиврсть, движение... Понял, пояснил: жизнь – это дорога. Человек идет по этой дороге. Это ангел остается неизменным. Человек быстро и сильно меняется. Жизнь его ведет к смерти, приближает к могиле.
 
«Какова выгода человека во всяком его труде, которым он занимается под солнцем?» Выгода случается редко. Человек кормится – трудом. Заботится о благе семьи, здоровье... Иногда выпадает возможность провести приятно досуг. Внутреннее содержание мира – тяжелый, потный труд. Для получения любого изделия – попотей-потрудись! Среди людей встречаются трудяги, но и – ловкачи, хитрецы. Не знают покоя -увлеченные злым умыслом люди: идут на крайние дейтвия.
 
«И восходит солнце и заходит солнце, и устремляется к месту, где оно восходит. Из мира природы пример возьмите». И берут пример! Иногда – даже часто – поступают вопреки требованиям природы: по эгоистическому желанию или волевому побуждению.
 
«Все вещи утомляются, и никто не сможет рассказать, не насытятся очи тем, что видят, и не переполнятся уши тем, что слышат». Это чаще, иногда постоянно происходит с людьми с рассеянным вниманием, а также жадными, насмешниками, ненасытными и неверующими безбожниками.
 
Жизнь не всегда наполняет постоянство действия. Закон не входит в готовое русло постепенного преобразования. Меняется, чередуется последовательность действия. Часто происходят непонятные явления. Человек или даже целое поколение людей трудятся – плодами их рук и энергией созидания пользуются другие. Эти крадут или наследуют богатства. На множестве примеров подобного свойства закрадывается сомнение: есть и какая выгода (польза) в труде?
 
Господь превратил Землю Израиля – в символ скромности. Скромность – в форме сущности и Аарец останутся всегда. Скромность потребностей и желаний ведет к душевному покою, удовлетворенности наличным - с пользой сказывается на состоянии здоровья. Жизнь поколений, форма перемен, развитие цивилизации – происходят по кругу. Не обязательно круг – по форме круг. Он может напоминать эллипс.
 
«Что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться. Нет ничего нового под Солнцем». Это основной постулат философии неизменности. К нему приблизилось уточнение: «Искривленное - нельзя выпрямить, чего не достает -нельзя исчислить».
 
Почти у каждого человека физически полноценного человека имеются шансы творческого развития – воздействовать на преобразование. Попытаться что-то исправить, изменить. Оставить свой след в памяти и природе. Хоть попытаться! Не сидеть сложа руки – считать мух!
 
«И устремляется оно (Солнце) к месту своему». Круг замыкается по определенному маршруту пути. Природа внутреннего зрения, небезраличность отношения помогает человеку углубиться, увидеть происходящее с ним внутри. Движение - признак жизни. Это много, но еще не все. Важно определить, знать, куда оно направлено? Куда ведет и приведет?
 
«Идет к югу, поворачивает к северу... ветер Солнца». Этот «ветер Солнца» - важен, подобен энергии созидания, творения, преобразования. Он входит в Душу – созидает Жизнь. Без этого «ветра Солнца» материя истощает свои ресурсы – становится вялой. Гниет, отмирает. Под действием солнечных имаульсов - «кружится, кружится, вращается и на круги свои возвращается ветер». Живительно воздействует. Возбуждает стремление. У всех людей происходит по-разному его влияние. У одних – их меньшинство – приводит к духовному развитию и совершенствованию. В массе, у большинства - происходит развитие себялюбия, ожесточение эгоизма. Корыстное стремление поживиться – чужим! Возрадоваться!
 
«То, что началось в грязи, в грязи и закончиться». От основы – идет любое действие. Из источника – выходит поток. Из грязного источника – грязный поток. Другое невозможно.
Изредка – перемешано. Даже малая порция грязи – марает. Словно ложка дегтя в бочке меда. Выходит: грязь имеет большую силу, чем чистый раствор.
 
«Все реки текут в море, но море не переполняется». Происходит водообмен между морями и океанами. Воды меняют места сосредоточения. Общее количество воды дает примерный баланс.
 
И вновь возвращаемся к знакомому: «То, что было, то и будет. Нет нового под Солнцем». Новое – это хорошо забытое старое. Возникает – ошарашит. Вскоре к нему привыкают: вроде всегда имелось. Как без него обходились? Заранее себе представить не могут: и оно – временно. Уйдет... Унесет с собой – новизну и даже о нем память.
 
О новом Коэлет говорит серьезно: «Глупости это, это не новое. Это было в веках. Давно это было, и прошло до нас». Новое – по отношению недано бывшему. Оно скоро потеряет новизну. И – кто знает: сколько времени оно просуществует? Уйдет – его заменит другое «новое»: когда-то бывшее.
«Было это в веках. Это было тогда, когда нас еще не было. Как такое может быть: что-то было, а мы об этом не знаем?» Царь Шломо говорит : «Это легко объяснить...» Память
человека теряет даже собственное прошлое: и недавнее! А прошлое общества? Обществ? Правительств? Государств? Многие и многие ушли – в небытие. Археологи находит: не всегда точно объясняют. Мечутся в потемках – веков, народов... Прошлое – таинственно, как и будущее. Он же утверждает: «о последующих, которые будут, не останется памяти». Верно, это так. Но часть, определенная часть – останется, сохранится... Как и в прошлом – случалось. До нас доходила часть – прошлого.
 
В процессе долгого и успешного царствования - Царь Шломо нарушил несколько запретов Господа. Он увеличил численность лошадей – выше дозволенного уровня. Ему дан запрет заводить много жен. Он завел гарем – во дворце. А ведь жены-женщины между собой не уживаются без ссор. В моменты запала эмоций, отсутствия логического контроля – из их уст непременно вырвутся ругательства, проклинания: направлены против мужа-Царя. А эти поношения услышат другие жены и даже служанки. Поношения могут дойти до слуха Ангелов Господних и даже Самого Господа!
 
Господь предупредил: нельзя Царю отходить от государственных дел – заботиться о собственном богатстве. И в данном смысле Царь Шломо не прислушался к совету – сильно возгордился. Накопил богатство.
 
В продолжении всего его правления - Господь строго следит за Царем Шломо. Предупреждал о греховных поступках и неправых путях.
 
Царь Шломо не посчитался с этим предупреждением Господа. Самоуверенно заявил: «Этого со мной не случится!» Поступил своевольно. Оказался жертвой собственных заблуждений. Осознал позже – в период мучительных странствий, неверия, насмешек...
И по этим трем прегрешениям Царь Шломо стал неугоден Господу. Пришел момент – иссякло терпение Господа: направил Он к Царю – Своего посланца Ашмидая.
 
Рамбан указывает в своих комментариях – написано в Торе: «Спустились ангелы и взяли в жены дочерей людей, из-за Наама, сестры Каина, она была очень красива. А другие говорят, что она была женой Шиндона и родила Ашмидая, от нее и пошли черти».
 
Амидай – по составляющему слогу имени его ясно – человек несовершенный, не доведенный до кондиции человеческой природы. Но он знал секрет производства алмазов. В построенном без одного металлического гвоздя или скрепления Храме – нужен именно алмаз. Амидая напоили вином - насильно привели к Царю Шломо. Он выдал секрет производства алмаза. С момента своего грехопадения возненавидил Царя Шломо. А тот Амидай – тоже царь, но царь чертей. Дождался удачного момента и – совершил тихий переворот: сбросил Шломо с царского трона. Сам занял освободившееся место. При этом он – проявил себя хитрецом, не очень тщеславен: не объявил о своем воцарении. Изгнал Ашмидай настоящего Царя. Его отправили в далекую провинцию. Не заточили – лишили всего! Амидай продолжает действовать под именем «Шломо». И ему подчинялись – по закону и природе Верховной Власти. О произошедшем тихом перевороте никто не знал, скоро и не узнал.
 
Из всевластного Царя стал он нищим скитальцем. Бродяга Шломо ходит по Земле Израиля... Наблюдает за людьми. Его интересуют нравы, обычаи, поведение... Всюду он узнает нечто странное. В каждом новом месте он останавливается у ворот и сообщает: «Я, Царь Шломо, Коэлет, царствовал над Израилем - в Иерусалиме». Нигде и никто его всерьез не принимает: нищий попрошака, болтун – и только! Над ним смеются. Дети строят рожицы, иногда в него бросают камни. Коэлет уходит и приходит. Повсюду – повторяется встреча, жуткие отношения, насмешки... «Чтобы Царь и – нищий?! Такого быть не может!»
 
Босоногий Шломо ходил по разным местам, говорил: «Я – Царь Шломо!» Ему не верят, отвечают: «Наш Царь Шломо – в Иерушалаиме! А ты – сумасшедший! Себя выдаешь за Царя!» Дети и взрослые над ним смеялись, не могли поверить: Царь – пеший и босоногий.
 
Странствует по Земле Израиля - Царь Шломо увидел и узнал другую жизнь, других людей – не такими их представляли советники в докладах, да и сам обозревал - из дворца и шатров. Увидел свой народ – другим! В этот период странствий он как бы увидел... подноготную бытия, скверную часть жизни... Как бы... вторую сторону Луны. Увиденное привело его в пессимистический трепет. Но он прошел весь свой путь – с удивительным мужеством. У него хватило терпения: пройти путь испытаний. Остался оптимистом.
Только через полгода простые люди УВИДЕЛИ – до этого видели, не придавали значения – Царь Шломо без обуви, без ВЛАСТИ! Люди призадумались: «С чего вдруг – этот нищий с рабитыми от дорог ногами – на вид и по словам он вовсе не сумасшедший... Почему это он? А что если...?»
 
Бнаягу бен Йоад в прошлом служил у Царя Шломо – знал его в лицо. У него и сейчас в царском дворце сыщутся всезнающие друзья. Отправили его обществом в Иерушалаим: д
олжен все разузнать подробно. По возможности, стретиться с самим Царем Шломо.
 
Бнаягу бен Йоад добрался до столицы. И ко дворцу пришел... Встретил знакомых придворных. Сказали: царь «Шломо» - во дворце. Давно уже не показывается. Никто его не видит, не знает о нем ничего. Посланец – не простак. Пробрался... Слышит... Некто находится за занавеской. Разговор ведут – не ведят лица. Голос... тот и не тот... Только по лицу сможет он узнать. Приходил он несколько раз – за занавеску не пускают. Только однажды удалось увидеть из-за занавески ноги... ноги пастуха-петуха! Сразу поняли: это Ашмидай.
Вернулся ли Царь Шломо на трон?
 
Царь Шломо – в роли безвестного странника – с удивительной откровенностью рассказывает о себе и сопутствующих пути мыслях. Он не украшает мир, не критикует, не высмеивает – только изучает, исследует: «И обратил я сердце свое, чтобы с мудростью изучить и исследовать все, что делается под небесами». Узнанное – его преображает. Не поучая, нас воспитывает. Откровенничает. Признает: в мире существует Зло. Разного оно свойства, размера и опасности. И от людей часто исходит зло. Вместо занятий Торой – людей увлекают низменные занятия. И эта никчемность – лучшее определение суеты.
Шломо хочет понять первопричину Зла. Он понял из указания Господа: Зло – это «те злые дела, которые дал Б-г сынам человеческим, чтобы они томились в этом». Злые дела – всего лишь форма томления: не жизни!
 
Коэлет рвется постоянно к свободе. Он одновременно предупреждает об опасности той самой свободы. Приводит к безответственности, эгоизму, прочим порокам общественным и бытовым. Единственной возможностью свободы чаще всего пользуются – свободой выбора. При удачном выборе – человек возносится. Немногим удается по праву сказать, повторить Коэлета: «И увеличил и приумножил я мудрость».
 
Ведь так ему повезло: еще маленьким ребенком Господь заметил его, спросил: «Кем ты хочешь быть: богатым, героем?» Мальчик Шломо спокойно и уверенно ответил: «Я хочу только постичь мудрость, чтобы я мог управлять этим народом и мог его понимать».
 
Господь оценил ответ отрока – Дал ему много ценных качеств. Этот отрок, юноша упорно учился. Искал смысл жизни и мудрость событий. Умение находить лучшие решение. Справедливость. Так возникла Мудрость Соломона!
 
Но в пути странствий он узнал многое, ему неведомое. До него просто не существовавшее. Он стал мудрее всех прежних правителей Страны Израиля. Стал самым мудрым в Иерушалаиме. Признанным Мудрецом современного ему Мира.
 
В пути странствий он пополняет Мудрость. Дополнительно наблюдает за проявлениями глупости и формами безумий. Он открыл два пути: «познание дороги мудрости и дороги безумия и глупости».
 
В знаним не осталось одного направления. Само знание поподнилось, перемешалось. И знание не всегда превосходит глупость. По справедливости: знание следует отделить от глупости. Поместить его на разных сторонах. Мудрость тоже не всегда продвигается по ровной дороге. Часто петляет. Мудрость с правильного пути сталкивают желания и прихоти. Разбитые желания – это пройденные в пути выружденные остановки. Те желания не так скоро уходят. Они томят дух не меньше, чем издеваются над мудростью. Разбитыми желаниями устилают свой путь глупцы и безумцы. Но путь мудрости тоже иногда сопровождают разбитые желания. Так что – есть разница между мудротью и глупостью. Иногда она велика, а иногда – даже не очень...
 
В очень сложном философском произведении помог разобраться Раввин Давид Вайс.
Copyright: Моисей Бельферман, 2007
Свидетельство о публикации №150710
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.11.2007 17:21

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ирина Любезнова[ 04.12.2007 ]
   Уважаемый Мудрый Моисей. Обязательно вернусь и прочитаю медленно каждую строку. Интересно.
   Зацепило: "Разница между глупостью и мудростью".
   Мне интересен Тибет.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта