Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 30742 [ символов ]
Мария, жена Иосифа, мать Иисуса. " Благословенная в женах и проще любой из смертных". Робкий штрих биографии.
Мария, жена Иосифа, мать Иисуса. " Благословенная в женах и проще любой из смертных". Робкий штрих биографии.
 
ВСТУПЛЕНИЕ.
Может быть я никогда не решилась бы написать эту статью- настолько велика ответственность и безгранично чувство преклонения перед Этой Женщиной, которое я испытываю сейчас(в зрелом возрасте, осознанно и осмысленно, более, чем когда - либо), если бы не спор, возникший на днях совершенно случайно. Я, вероятно, была бы признана в нем проигравшей стороной, если присутствовал бы при этом споре, кроме меня и моей подруги еще какой-нибудь деятель православной церкви. Почему? Да потому что на категоричное утверждение моей подруги - по вере - баптистки: "Мария, родившая Христа - Спасителя была такою, как все и не отличалась особой святостью», я предпочла - промолчать.
 
Конечно, надо было спорить, доказывать, вспоминать апокрифы, святые легенды, предания, каноны православия, а я почему - то вспомнила неизвестно когда и где прочитанное: "Прав тот, кто мудро молчит, сохраняя заветы в сердце своем"…Кстати, и Она поступила когда -то давно точно также, сложив в «сердечный тайник» слова Божьего посланца о рождении Ею Младенца, который спасет Мир. Это было очень давно. С тех пор минуло два столетия.
 
Но споры о Таинстве этого Рождения, о тайне жизни Женщины, подарившей Миру Его, не утихают до сей поры. Хотя, казалось бы, какая тайна? Все расписано и описано давным-давно, в самой главной и известной Книге Мира и в тысячах менее известных; поэтические строчки о ней стали вершинами поэзии, музыкальные гимны в ее честь - образцовые каноны классики, лик ее знает всякий, даже самый маленький житель Планеты…
 
Хотя у каждого из живописцев, иконописцев он был свой, неповторимый, особый… Кстати, а не это ли и доказывает непохожесть Девы на всех, Ее избранность Богом?..
 
Так кто же была Мария, избранная для высокой миссии рождения Искупителя? Святая, недоступная, непостижимая для других или такая, как все, обыкновенная, и молитвы к ней (по утверждению, кстати, все многих и многих представителей новых религиозных течений)- ничего не стоят, поскольку не обладает она даже благоволением своего избранного Сына! (Ссылаются на строчки все того же Евангелия). Я не буду спорить. Я просто расскажу Вам о том, что знаю. Донесу до вас то, что думаю. А дальше - думайте Вы….
 
I.
Сведения о ее ранних годах мы находим в книге "Сказание Иакова о житие Марии". Написана она обстоятельно и серьезно и нет оснований не доверять ей.
 
Род Марии славился своим высоким происхождением - от царя Давида - благочестием и ученостью. Говоря современным языком, Мария родилась в благороднейшей семье. Была долгожданным, вымоленным ребенком. Мать ее, Анна, проводила время в долгих молитвах, прося Всевышнего даровать ей дитя. Вместе с супругом, Иоакимом, Анна удалилась в пустыню и там, в многодневном посте, предавалась размышлениям и молитвам. Желание чадолюбивых и терпеливых, усердных в вере и надежде супругов, было вознаграждено ожиданием ребенка. Анна не могла не опасаться за его рождение- она была уже в преклонном возрасте и дала обет Господу, что в случае благополучного разрешения посвятит свое единственное дитя служению Ему. Иоаким же знал из пророческого видения (в то время такое случалось с благочестивыми людьми, не то, что сейчас!),что родится у него не просто обычное дитя, а особо благостное, чудесное ,которому предназначен высокий путь. Не стал Иоаким рассказывать об этом жене: до поры до времени, чтобы не тревожить, но, вероятно, особо ревностно, как отец следил за воспитанием желанной дочери в духе веры и смирения.
 
Существует легенда, что по достижении Марией шестимесячного возраста, мать попыталась поставить ее на ноги. Дитя прошло семь шагов и вернулось на руки. Анна воскликнула, поняв, что сбывается предсказание ангела Божия: "Жив Господь Бог мой! Не будешь ты ходить по земле, пока я не введу тебя в Храм Господень !" Ребенок все время находился рядом с матерью, а ухаживали за ним няни с безупречной репутацией: девушки из особо верующих, известных благочестием семей. Когда ей исполнился год над нею было произнесено благословение церкви и священника, что делалось над всеми детьми в то время. Мария поражала окружающих своим добросердечием, необыкновенной для крошечного ребенка памятью и умом.
 
Иоаким поэтому хотел как можно скорее исполнить обет дарования дочери Богу, но Анна упросила мужа не разлучать ее с нею еще год. Мудрые родители стали заранее готовить ребенка к посвящению в храм, к служению в нем.
 
В свою третью от рождения осень(родилась Она 8 сентября) маленькая Мириам - именно так звучит ее имя по-древнееврейски, что значит :"превознесенная" - вместе с родителями вошла в храм, самостоятельно преодолев все 15 крутых ступенек! Вероятно, тогда же она произнесла свою первую большую молитву. Для всех родных и близких Иоакима и Анны, День введения и посвящения Марии в храм превратился в праздник, так как семья ее пользовалась в Назарете большим уважением и любовью.
 
Родители Марии преодолели все трудности пути до Иерусалима, чтобы выполнить свой Обет. (Ехать надо было три дня). После того как трехлетняя Мария вошла в храм, ей было отведено первосвященником Захарией особое место для молитвы, туда обычно женщины не допускались, но для Нее было сделано исключение.
 
II.
Мария осталась жить при храме, окруженная заботливыми попечениями старейшин и особо почитаемых верующих женщин. Занималась рукоделиями искусно вышивала одежды, покрывала и различные украшения для церкви, в том числе - церковные облачения священников, что доверялось не каждому. Разум ее и добросердечие, усердие в молитвах, поражали и восхищали многих усердных в вере. Ее любили искренне и сердечно, старшие подруги обучали искусному ремеслу ткачества, разбирали с нею страницы священных книг.
 
В 14-ть лет - к тому времени Мария уже осталась сиротою (родители ее умерли в летах преклонных) - первосвященник храма вызвал Марию к себе и сказал, что согласно закону, принятому среди евреев, Мария должна выбрать себе спутника жизни, выйти замуж, основать дом, семью и покинуть храм.
 
Ей это тем более приличествовало, по разумению духовного наставника, что происходила то Мария, как раз из рода Давида, из той самой ветви, откуда должен появиться Мессия, Спаситель.
 
В ответ на это, всегда почтительная и смиренная девушка, вдруг возразила священнику что посвятила свою Жизнь Господу, дала обет безбрачия и должна жить при храме или не иметь семьи. Растерянный первосвященник некоторое время пытался уговорить Марию, но обет был для иудеев священным законом и он оставил свои попытки, приняв более мудрое решение: передать Марию в руки, под покровительство благородного, известного праведной жизнью человека, который был бы защитником Марии перед лицом Бога и людей. Собрали совет между священниками, которые уважали и саму Марию и ее род, и проявленную твердость характера. Было решено молиться усердно, чтобы Бог указал самое верное решение. Мудрость вошла в сердце первосвященника Захарии - строгого и внимательного наставника Марии - и по голосу сердца своего, по велению Бога, велел он собрать неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова и принести с собою посохи свои.
 
После того как были отобраны в храме Божием двенадцать благочестивых мужей из колена Давидова (много старше Марии, вдовцов, с детьми), Захария вошел в святилище с их жезлами, долго молился и оставил жезлы до утра в храме. Когда вошли на следующее утро - узнать было ли какое - либо знамение Господа для принятия решения, - то увидели что посох Иосифа, дальнего родственника Марии, чудесным образом расцвел: на нем появились листья. Иосиф к тому времени был глубоким старцем 80-ти лет, имеющим большую семью, взрослых детей, славился своим искусным ремеслом плотника, строителя жилищ для людей, добрым и кротким нравом, сострадательным сердцем, благочестием и усердием в вере. Обычно тихий и покойный, он стал возражать против воли Совета первосвященников, говоря, что стар, обременен семьей и не хочет быть тягостью для юной и цветущей девушки и посмешищем для жителей Назарета. Захария в ответ строго выговорил ему, напомнив участь тех, кто не покорялся воле Бога: под их ногами расступалась, проваливалась земля. Захария призвал Иосифа смирить свое сердце и принять Марию под покровительство своей семьи и дома, - как и предполагает обряд обручения (что был тотчас по молитве и совершен).
 
Кто знает, может быть, смягчился Иосиф, увидев слезы Марии, которой негде было бы приклонить голову в случае отказа, представил своих дочерей на ее месте и…- протянул руку обрученной с ним девушке, чтобы отправиться вместе с нею в далекий городок по имени Назарет.
 
Бедный плотник ввел в свое благородное, но почти нищее семейство, девушку из храма, привыкшую не к тяжелой работе, а к изящному ремеслу - рукоделию, шитью золотом и бисером, чтению священных книг, к уединению. Девушку которая годилась ему не только в дочери, но и во внучки - по возрасту! Он удивлялся странным поворотам судьбы и Воли Небесной, но еще более удивлялся тому с каким смирением и твердостью Духа, радостью даже, приняла Мария свой жребий. Она пошла за ним покорно, но твердо, ни минуты не сомневаясь, что этот смиренный и кроткий, чистый сердцем человек, будет ей лучшим защитником и покровителем.
 
III.
Она, вероятно, вставала спозаранку, чтобы накормить большую семью, произнести со всеми утреннюю молитву, готовила трапезу к обеду, ходила по воду, вышивала, ткала, встречала вечером у порога Иосифа и его усталых сыновей, грела воду, чтоб могли они смыть пот и грязь со своих лиц и рук - тяжек труд плотника! Молилась много, усердно и горячо о здоровье семьи, даровавшей ей кров и заботу, о благополучии, о том, чтобы скорее могла она увидеть Мессию, когда придет Он в Мир.
 
По скромности своей, вплоть до принесения Ей благой Вести, не могла она понять слов еще пророка Исайи :"Се Дева во чреве зачнет,"- хотя и часто их перечитывала. Да и кому из смертных дано понять глубочайший смысл значения этих простых вроде бы слов: "И зачнешь во чреве и родишь Сына и нарекут Ему имя - Иисус.. И будет он великий и назовется Сыном Вышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида…и воцарится вовеки и царствию Его не будет конца"?
 
Она не предала сомнению этих странных слов посланца Божия Гавриила и в конце его беседы с ним только и сказала:"Я - раба Господня. Да будет мне по Слову Твоему!" Она отринула тот внешний позор, который пал бы на Нее, не дай Ей Иосиф покровительства, она не задумалась, что в случае гнева Иосифа, ее могли бы закидать камнями, по древнему обычаю. Она склонила голову и смиренно, но вместе с тем и с достоинством, произнесла: Я - раба Господня.(И ничья более"! - читается между строк). Да будет мне по Слову Твоему!"(То есть- приму
 
поношения и унижения, во Имя исполнения слов Твоих!").
 
Мария не сказала Иосифу о посещении посланца Бога и получении ею особой Благодати. Она (по совету посланца) отправилась в неблизкий путь к дальней родственнице Елизавете, чтобы у той получить духовную поддержку и утешение и поздравить с ожиданием ребенка. Мария сама была вымоленным чудом для родителей, поэтому искренне радовалась за Елизавету, которая, несмотря на возраст, обретет милость Божьего дара в ребенке. "Так ты узнаешь, что нет для Бога невозможного! - вспоминала она по дороге слова Гавриила. И Мария узнала это, потому что Елизавета приветствовала ее на пороге дома словами радости и благодарности за грядущее - рождения Марией Спасителя. У нее исчезли последние сомнения в правдивости пророчеств.
 
У Иосифа же они оставались. В его душе было столько противоречий, что он решился было совсем отпустить Марию от себя, узнав, что она ожидает ребенка. Но предавшись молитве и размышлениям - раздумал. Предания и библейские книги говорят, что приснился Иосифу пророческий сон - беседа с ангелом, где было ему указано, что Мария чиста пред ним, как горная вода и он должен оберегать и хранить ее, как святой обрученник.* (так, кстати, и называет его Церковь).
 
Вскоре настали такие времена, что некогда было Иосифу и Марии размышлять и предаваться сомнениям: нужно было спасать будущего ребенка.Царь Ирод, тоже читавший священные книги пророков, но толковавший все превратно из - за страха потерять власть - так пугало его Пришествие будущего Царя Земли! - издал указ о всеобщей переписи населения, надеясь таким образом узнать заранее о рождении таинственного Мессии, что посягнет на его власть. В Вифлееме хранились родословные списки царственного рода Давида, к которому принадлежал и Иисус..
 
Как законопослушные подданные, отправились Мария и Иосиф в этот маленький и тихий городок, так внезапно прославившийся в священных Книгах, в истории человечества. Когда Иосиф и Мария прибыли в Вифлеем, то не нашлось им места в гостинице, так как все места были заняты пришельцами из других городов и селений.
 
"Без ропота отступили они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города" - написано в одной из книг о Иосифе и Марии.
 
IV.
Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в двухстах шагах от источника Царя Давида, среди каменистых скал, находится пещера, в которой укрывались пастухи со своими стадами от непогоды и ветра. Внутри пещеры есть углубление служащее яслями для животных. В этой глубокой пещере, вдали от суеты, говора, шума и остановились передохнуть усталые путники.
 
К тому же Иосиф заметил, что Марии нужен не просто отдых - приходит ее час становится Матерью. Иосиф с удивлением припоминал, что в книгах Ветхого Завета было пророчество и о месте рождения:" Он вселится в высокой из крепкого камня, убежище его - неприступные скалы."
 
Смутился Иосиф и затих, иб явление Младенца оставалось для него глубочайшей тайной духовной. Он испытал, наверное, то, что испытывает любой представитель сильной половины человечества, при таком событии, как рождение Ребенка. Мария была взволнована не меньше Иосифа. Но так глубоко было ее владение собою, ее смирение перед волей Небес, что она нашла в себе силы не возроптать на темноту пещеры, на солому, на холод и неизвестность в будущем! Она сумела ободрить и успокоить Иосифа, своими руками спеленала и положила Младенца в ясли.
 
Рождение Иисуса прошло незамеченным, но не для всех. То, что совершилось в полночь не было неизвестностью для Небес. Тайну рождения Совершенного Сына Своего Бог открыл пастухам около столба Одер в долине Вифлеемской. Когда - то там пас стада еще Давид. В этом всем есть, несомненно, глубокий смысл: Царь Небесный и Спаситель Мира, пришедший "Не для Праведников, но грешников…" рождается в пещере, - по старинному - вертепе -,в грязи,на соломе. И первыми узнают о нем не вельможи и цари, - простые бедные пастухи. Те, кому он пришел служить и проповедовать.
 
Странна порою для человеческого восприятия гармония Вселенной, в которой все взаимосвязано друг с другом..
 
Пастухи, получив такую вест все как один, решили пойти в Вифлеем и поклониться Младенцу, рожденному для Спасения Мира. Первыми дарами для Христа были любовь и тепло материнских рук и сердечное восхищение и теплота тех, кто пришел порадоваться его рождению. Мария была потрясена, увидев пастухов, пришедших неведомо откуда, и павших на колени перед хрупким ребенком.
 
На робкие ее вопросы о том, откуда же они всё узнали ,пастухи рассказали, что эту тайну открыл им Ангел Господень. Они были первыми, кто благодарил Марию за рождение чудесного ребенка, прославил ее Материнство. Может быть тогда, впервые, Она начала осознавать ответственность и важность миссии, на Нее возложенной. Можно только представить сколько сомнений всколыхнулось в Её душе: а справится ли она, а сможет ли? Вскоре, вслед за пастухами, явились в пещеру волхвы - мудрецы и прорицатели, читающие старинные книги, принесшие в Дар Царю Мира ладан - благовония, золото и смирну - Дары подносящиеся лишь великим от рождения! На вопросы изумленных Марии и Иосифа отвечали они, что привела их к ним чудесная Вифлеемская звезда, которая давно уже появилась в небе, предвещая великое чудо. Звезда эта больше была похожа на комету,если сравнить ее с современными описаниями небесных тел. Для восточных мудрецов, кстати, наука наблюдения за звездными телами, была известна давно, а о появлении Вифлеемской звезды они узнали из книги пророка Валлаама,написанной за 140 лет до рождения Иисуса..
 
А еще сказал им об этом Царь Ирод. Он то надеялся с их помощью выследить место рождения Иисуса и потом умертвить младенца. Но волхвы ушли не сказав ни слова Ироду, так как были мудры и чисты сердцем. Они вернулись в свои страны: Персию, Эфиопию, Халдею и разнесли по всему Миру долгожданную весть о том, что явился Спаситель, как обыкновенный человек, но с промыслом Божественным.
 
Мария же с Иосифом, пройдя перепись, вернулись вновь в свой тихий, смиренный дом, но уже с младенцем на руках, нареченным Иисус. Они совершили над ним обряд обрезания, который полагался по древнему закону Моисея, а через сорок дней ровно Мария понесла его в церковь для первого благословения. Здесь ждало Её еще одно испытание, которое она перенесла с честью. У входа встретил ее благочестивый старец Симеон, взял бережно из Её рук Сына, и сказал пророчески, что должна бы душа его возрадоваться: пришел на Землю Спаситель, но родился он" на падение и на восстание многих во Израиле,. как сказано в знамении, а Тебе самой душу пройдет меч, когда откроются помышления многих сердец!" Возможно, многое было открыто Марии еще во время ее беседы с посланцем Божиим и вспомнила она об этом ,услышав слова Сименона, но ничем не выразила своих чувств, хотя вся похолодела изнутри. Тогда первый раз меч и пронзил ее душу.
 
V.
А следом пришли новые испытания: взбешенный Царь Ирод, не дождавшись волхвов и тщетно пытавшийся разыскать младенца, угрожавшего его венцу и трону, издал указ об уничтожении всех младенцев - мальчиков до двух лет от роду!! В городах и селениях началась кровавая резня.
 
Исполняя волю римского наместника, солдаты врывались в дома ,обыскивали их, и убивали маленьких детей прямо на глазах у потрясенных матерей и близких. Многие матери сходили с ума, а если пытались защитить дитя, то и их убивали тут же, на месте. Так погибли многие семьи. Мария и Иосиф в ужасе думали: как им быть, как спасти ребенка?! Обратились, как
 
всегда, к молитвам, прося Господа укрепить их духовные и телесные силы. И по Божественному промыслу отправились посреди глубокой ночи в Египет, надеясь укрыться там и укрыть дитя свое от Смерти. Что чувствовала Мария под звездами, сидя на маленьком ослике и крепко прижимая к себе младенца? Все это осталось нам неизвестным, как и многое из того, что происходило в ее душе…
 
Должно быть беззвучно молилась, кутая Младенца теплее и умоляя Иосифа быть осторожнее: тропы были узкими и трудными, а Иосифу - немало лет! Они быстро уставали и часто останавливались.
 
Остались следы их путешествия в Египет: источник целебных вод на месте первого привала, высокое дерево Персис, исцеляющее разные болезни, приложением кусочка коры или листика к больному месту. Оно склонило свои ветви перед Христом, когда приблизилась к нему Мария, надеясь найти тень и защиту от зноя.. В селении Матариэ, к северу от Каира, путники тоже искали прибежище. Сохранилось дерево с удивительной расщелиной - в ней укрылась Мария с Младенцем от пыли и ветра, пока Иосиф искал ночлег в селении. До сих пор в расщелине зажигают лампаду в честь Марии, и приходят на это место паломники. Нельзя с точностью определить, сколько прожили Мария и Иосиф в Египте. По одним преданиям: 2-3 года, по другим- от пяти до семи лет. Одно верно, что они
 
оставались там вплоть до смерти Царя Ирода и только потом решились вернуться. (Смерть Ирода была страшной: все тело его покрылось гнойными ранами, тело как бы гнило заживо и никто из лучших лекарей, призванных к нему, не мог помочь. Он умер один, так как придворные покинули его, брезгуя приблизиться к безобразному больному. И христиане и нехристиане позже рассудили, что такие муки - кара за кровь невинных младенцев. Это так, к слову.)
 
VI.
По возвращении Иосифа и Марии в Назарет, они почти тридцать лет провели в безвестности, мирно живя в молитвах и трудах. Иосиф продолжал свое дело, с 12-ти летнего возраста ему начал помогать Иисус, причем с таким усердием и смирением, что все называли его тектоном и сыном тектона* (*тектон-плотник, искусный древодел). А Иосиф так любил Иисуса и заботился о нем, что Мария и сама называла старца отцом своего Сына!. Мария содержала дом, хлопотала по хозяйству и иногда с тревогой смотрела на Сына, любящего вечерами присесть у огня и помолчать. О чем? Она могла только догадываться. Можно представить, сколько тщательного и тихого труда вложила Мария в воспитание Его, если в евангельских текстах уцелела строка о том, что в Назарете все, без исключения, любили Сына Иосифа, хотя и считали обыкновенным юношей. Будничная Назаретская жизнь давала мало поводов для ожидания чуда. После загадочного исчезновения Иисуса в храме на три дня и Его, не менее загадочного, ответа на мягкие упреки матери и отца: "Что же Вы искали меня? Не знали Вы, что Мне надлежит быть во владениях Отца Моего?"- когда, может быть, все всколыхнулось в душе Марии,- Ей снова пришлось запрятать обетования в сердце. По тонкому замечанию Франсуа Мориака: "Ребенок рос, становился юношей, взрослым человеком. Он не был велик, его не называли сыном Всевышнего, у него не было престола, лишь табуретка у огня в бедной хижине. Мать могла бы усомниться, но она не сомневалась, а молча ждала. Она хранила пророчества, но не говорила о них никому, даже своему Сыну".
 
VII.
Духовное напряжение нарастало и Крест Марии становился все тяжелее. Спустя некоторое время после смерти своего названного отца, Иосифа, Иисус начал проповедовать. Жители Назарета, многочисленная родня Марии, названные братья Его, прослышав о проповеди в Капернауме, объявили Иисуса сумасшедшим, блаженным, смеялись над ним! Вот и сбылись пророческие слова Его: "Те, Кто рядом со мною, не поняли меня!" (Они, кстати, не написаны в канонических текстах Евангелия.) Рядом оставалась только любящая Мать. Она никогда не
 
ставила под сомнение слова и деяния Сына. Часто, в доказательство духовного отдаления Марии от Сына, приводят характерный эпизод из Евангелия о браке в Кане Галейской, на которой присутствовал Иисус с матерью. В ответ на ее просьбу помочь распорядителю свадьбы, так как не хватало вина-уж Мария -то знала, Что может ее благословенный Сын! - Иисус якобы резко ответил:" Что Тебе, Женщина ? !Не пробил еще Час мой!". Но, кажется, что этот эпизод просто неверно понят.
 
Читаем далее:"Матерь Его сказала служителям: что скажет Он Вам, то сделайте! Было тут же шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского(то есть - обычая омовения рук), вмещавших по три или две меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли"*. (*Евангелие от Иоанна). Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином," - пишет далее Иоанн, то пришел в восторг от вкуса и укорил жениха за то что тот прятал вино от гостей и не подал сразу. "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галейской и явил Славу Свою и уверовали в него ученики Его"- заключает Иоанн.
 
А мы добавим от себя: Положил начало, вняв просьбе Матери, которая ни минуты не сомневалась в том, что Он ее исполнит. Как уверенно сказала Она :" Что Он скажет Вам, то делайте!" - и ни тени обиды на ответ Сына, потому что понимала Она, что действительно не пробил Час Его и все главное- впереди. Куда бы не пошел Он, всюду была она рядом, присутствовала на всех Его проповедях, слышала слова самой главной из них, Нагорной
 
И прежде всего к НЕЙ, как к самой верной и преданной исполнительнице Божьего Промысла,- ведь как никто знал Иисус слова ее ответа Гавриилу:"Да будет мне по слову Твоему, а я раба Господня". .- обращены эти слова : "Мать Моя и братья Мои те, кто будет исполнять Волю Отца Моего Небесного! " А кто ее исполнил лучше Марии?! Но Крестный Путь Марии не был пройден до конца. Ее еще ожидала страшная картина: видеть Сына на Распятии!
 
Мы так и не знаем, была ли она среди учеников, апостолов, когда схватили Его в Гефсиманском Саду. Может быть, и нет. Сын щадил Мать,а ученики Его относились к ней с глубочайшим уважением, устроили почтенную Женщину на ночлег, а сами отправились с Учителем на вечернюю беседу.
 
Он то знал, что она будет последней.Не исключено, что знала и она… По преданию, когда верный ученик Христа- Иоанн- прибежал к Матушке рано поутру сказать о том, что Иисус схвачен и предстанет перед судом римского наместника Понтия Пилата, Она с рыданием упала ему на грудь:"Быть моему Сыну на Распятии!" Растерянный Иоанн просто онемел от ужаса. Он сопровождал Марию в Иерусалим, Она шла в толпе провожавших Иисуса на казнь, Она видела Его несущим Голгофский Крест. Кругом кричали и рыдали женщины. Была ли она в их числе?. Неизвестно.
 
Вспомним библейское: "И острый меч пронзит душу твою"…Этому образному описанию под стать немного только ахматовские строки: А туда, где молча Мать стояла Так никто взглянуть и не посмел!" Мария стояла молча. Когда страдания Ее Сына прекратились, утихла ужасная буря, она встала на колени перед крестом и умоляла двух учеников Иисуса-Иосифа и
 
Никодима выпросить разрешения у властей снять его и похоронить. Никодим, сам убитый горем, получил это разрешение. Иисуса сняли осторожно и положили его голову на колени Матери. Православная церковь хранит предание об отчаянном ее плаче над телом Сына. Сохранился этот плач в виде прекрасной церковной песни.
 
VIII.
Была ли Она среди первых, кто видел воскресение Христа,- точно неизвестно, но евангелисты - Марк, Лука, Иоанн,- так достоверно изложили картину Воскрешения Иисуса, пустого гроба, что думается, что писали они под впечатлением рассказа непосредственного очевидца. А им могла быть только Мать... И эти загадочные слова в одном из Евангельских текстов: "Поутру Мария - Магдалина и другая Мария…Кто была эта другая Мария? Никто на ум и не идет, кроме Матери, потерявшей Сына, и идущей на другой день поклониться его гробу и праху!. Радость ее, по воскрешении Христа была великой, но не менее велика была ее тихая печаль по его Земному образу. Она жила в теплом и сердечном доме
 
Иоанна, которого Иисус любил более всех учеников и которого, умирая, завещал ей, как Сына, а Её ему - как Мать. Ее окружала любовь и почтение учеников Христа, которых с каждым годом становилось больше и больше. Она подбадривала, давала советы, помогала в любой нужде приходящим к ней, особенно - больным и детям.
 
Детей около нее было много. Они радовались ее сердечной улыбке, теплу ее рук, добрым, нежным словам, которыми она оделяла каждого из них. Она вспоминала завет Сына, такие простые Его слова: "Пустите детей приходить ко мне." Она каждый день шла к месту его земного успокоения - молиться и просить Господа о скорой встрече, ибо и тепло и любовь все - таки не могли излечить ее от скорби. Днем она могла отвлечься хлопотами и делами -довольно большими, - так, будучи "в летах преклонных" она посетила и освятила вместе с Иоанном греческий полуостров Афон. (Жители его почти все приняли христианское крещение и теперь это - одна из Святынь Христианского мира.) А вечерами было одно утешение - Молитва.
 
IX.
Под впечатлением ее рассказов Лука начал писать одно из самых красивых и, если так можно сказать, научных, Евангелий: в нем он много уделил внимания тому, как Иисус излечивал людей, поскольку Лука и сам был врачом. Дионисий Ареопагит, историк, давно мечтавший увидеть Марию и получить из ее рук благословение, - к этому, кстати, стремились тысячи и тысячи христиан! - посетил Иерусалим и дом Марии на горе Сионской. Он писал об этом Апостолу Павлу:"Никто из людей не может понять, что узрел я при посредстве не только
 
душевных, но и телесных очей. Свидетельствую Богом, что если б я не содержал в памяти и ново - просвещенном уме Божественное учение твое, то я признал бы Деву Марию за стинного Бога, и воздал бы ей поклонение, подобающее единому истинному Богу". Он писал также, что "ум и сердце его изнемогли при виде красоты Девы Марии", которая была только внешним отпечатком ее большой Души и ума! А ведь в то время Марии было уже немало лет. Она получила весть о своей кончине ровно за три дня до нее, во время молитвы у на горе Елеонской, где когда - то собирались ученики ее Сына. Получила в подарок от вестника пальмовую ветвь, которую потом, с плачем и песнопениями, несли за ее гробом. Спокойно, с просветленным лицом, пришла домой, рассказала все Иоанну, попросила собрать учеников, апостолов - все были в разных концах Земли - утешила его, названного Сына, как могла и умела только Она. Уход ее был спокойным и светлым, как сон. Она не страдала. Благословив всех, остающихся на Земле, мирно ждала встречи с Сыном. Тело ее было погребено в одной из пещер, но по прошествии трех дней не было там найдено, также, как когда - то и тело Христа. Апостолы свидетельствовали, все как один, что Она явилась им
 
во время вечерней их трапезы, сияющая и осязаемая, и сказала почти те же слова, что и Христос:" Радуйтесь! Я с Вами есмь* во все дни!" Она была все той же светло-русой женщиной, "роста мерного, немного выше среднего, с ясным и проницательным взглядом, уста ее подобны были цвету розы и полны приятных речей", (Никифор Каллист), что вмиг согрели их осиротевшие сердца! Они узнали ее походку, голос, ее длинные красивые персты вышивальщицы, которыми она благословила их. Ее нельзя было не узнать! И тогда апостолы окончательно уверились в том, что смерти не существует. И что Матушка, как и прежде, будет приступать с просьбами к Сыну своему, а Он, как и прежде, их исполнит, ибо теперь то уж воистину пришел Его Час, как Победителя Смерти!
 
ЭПИЛОГ.
Вот я и рассказала Вам то, что знала, что, по сути, должен знать каждый из нас. Можно спорить. Можно не спорить. Можно верить, Можно опровергать. Можно думать. К этому я Вас приглашаю. Но в одном я убеждена: не могла Мария быть такою, как все! Она была избрана Богом для особенной миссии. И высокое понятие этой легендарной миссии - быть Матерью Сына Божьего донесла до самой своей кончины.
 
Добавлю, что после успения Ее стали раздавать имущество бедным. Нашли только горстку серебряных монет, два платья и пояс. Отдали все это двум бедным вдовам. Официально культ Девы Марии в христианском Мире установился гораздо позже: в 5-6 веке н.э. Чудеса от святых Ее икон и по молитвам, к Ней обращенным, продолжаются и по сей день для истинно верующих, от сердца и души христиан..
 
_____________________________________
 
*В подготовке статьи использованы материалы репринтного воспроизведения книги
 
Софии Снесоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" Санкт - Петербург 1898 год.
 
(Изд. " Верхняя Волга" 1997 год), а также: канонические тексты Библии, Евангелий.
Copyright: Светлана Макаренко (Princess), 2007
Свидетельство о публикации №150345
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.11.2007 20:43

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 27.11.2007 ]
   Уважаемая Светлана! Вы написали работу на очень трудную тему. Безусловно, Ваши читатели найдут много новых для них деталей, и порадуются Вашему чуткому восприятию и доброму сердцу.
   ... У нас скоро будет проходить конкурс на религиозную тему. Полагаю, Вам стоит выставить этот рассказ.
    С уважением, Злата Рапова
 
Светлана Макаренко (Princess)[ 27.11.2007 ]
   Спасибо огромное за теплоту восприятия и понимание сути Творчества, Злата. Я с удовольствием работаю для читателей, а теплые слова - согревают Душу. Конкурс? Что же, попробую...:)))))))
Тамара Ростовская[ 27.11.2007 ]
   Уважаемая Светлана! В своем описании Вы допустили некоторые неточности например:
   ... "Они совершили над ним обряд обрезания, который полагался по древнему закону Моисея, а через сорок дней ровно Мария понесла его в церковь для первого благословения. Здесь ждало Её еще одно "...
   О какой церкви идет речь? В те времена и в помине еще не было церквей. Имееются в Вашем рассказе опечатки и ошибки.С уважением,Тамара.
 
Светлана Макаренко (Princess)[ 29.11.2007 ]
   Как говорила Зинаида Гиппиус: " Если надо объяснять, то не надо объяснять!" Но все же попытаюсь дать разъяснения, обращаясь ко всем читателям моего эссе, а не только к Тамаре Ростовской.
   Мария, из рода Давидова, жена Иосифа, мать Иисуса, дочь Анны и Иоакима, по обещанию ее матери Анны, с ранних лет росла при храме Иерусалимском, куда вел ее первосвященник Захария. У древних евреев была свои храмы и святые места служения, которые в некоторых православных источниках называются просто : "церквями"­ – особыми местами для вознесения молитв и совершения обрядов, обращенных к Богу - отцу. "В храме Иерусалимском, созданном Соломоном и возобновленном Зоровавелем, находилось кругом стены церковной тридцать прекрасных каменных зданий, в несколько ярусов, с удобством и простором для жизни. В этих зданиях, в особых комнатах - кельях жили вдовы и девицы, украшавшие храм Иерусалимский златоткаными покровами и рукоделием" (*С. Снессорева. "Земная жизнь Пресвятой Богородицы". Глава третья. Стр. 17 – 18). Мария была из числа этих золотошвей, рукодельниц. И именно первосвященники, служители храма в Иерусалиме, отдали Марию в руки Иосифа, обручив ее с ним. В честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы учрежден памятный день, считающийся большим церковным празднеством. Человек, считающий себя знатоком религиозных канонов, должен это знать! И не стоит заявлять безаппеляционно, что в те далекие времена "не было церквей"… А значит, и - особых, освященных мест служения. Но речь то ведь идет вовсе не о языческих капищах. Евреи не были язычниками! Они поклонялись не идолам, а Богу-отцу.
   Храм Иерусалимский изображен во многих исторических трудах, посвященных теософским вопросам. О нем рассказывает в одной из своих статей и знаменитый протоиерей отец Александр Мень. Церкви - храмы, места служения у древних иудеев были особо почитаемы, как и обряд обрезания, который считался прообразом завета с Богом, символом очищения и отрицания от всех страстей человеческих. Закон обрезания был подтвержден на Синае самому Моисею Богом – отцом и Иисус должен был принять его в знак повиновения старинным церковным законам. При совершении обряда младенцу дано было имя Иисус.
   На сороковой день после рождения сына Мария принесла его в храм снова. Она должна была представить во всесожжение Богу однолетнего агнца, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей. "Смысл этого обряда заключался в том, что чадородие есть дар Божий, и кому, как не Богу, следует посвятить Его?" – пишет в своей книге о Пресвятой Деве Софья Снессорева. (стр.39.) Вступив во храм в сопровождении Иосифа, с младенцем на руках, Мария встретила старца Симеона, который, дотронувшись до младенца на ступенях храма ( т.е. церкви?- по православному, по русски?) возвестил с радостью о благословенном Младенце: "Яко видеста очи мои спасение Твое… свет и откровение языков и славу людей твоих Израиль…" В церковных песнопениях Симеон называется священником и одним из ученейших людей своего времени, находившихся в числе 72 толкователей, то есть – переводчиков - священных книг с еврейского языка на греческий.
    Я привела здесь столь обширное разъяснение только для того, чтобы мои читатели не могли подумать, что я касаюсь очень сложных вопросов и пишу о них "наобум", беру непроверенные источники, выдумываю факты и истории. Уважающий себя исследователь – историк не может этого допустить никогда! Жаль, что такое поведение приписывается ему некоторыми читателями - придирчивыми "знатоками всего и вся". Грустно тратить свое время на оправдания от их придирок. Лучше его отдать изучению первоисточников, книг, научных трудов….
   Замечание же госпожи Ростовской о присутствии в моем тексте опечаток и отсутствии пробелов - принимаю, поскольку не всегда обладаю достаточным количеством времени, столь нужным для правки текста Но, надеюсь, что читатели мои могут быть снисходительны ко мне в этих случаях, понимая всю серьезность работ и
   обширность потраченного на них времени.
   С уважением ко всем моим читателям, авторам портала ЧХА: - Princess – Макаренко Светлана.
Уваркина Ольга[ 29.11.2007 ]
   Спасибо Вам, Милая Светлана, и за тему, и за то, что Вы отважились написать про мать Божью... Для меня её образ свят, в чём неоднократно мог убедиться и мой читатель.
   И знаете, если даже многие ратуют за обыкновенность Марии или отсутствие её необычной святости, по моему глубокому убеждению, право святости и необыкновенности даёт ей случай убийства сына на глазах у матери. Скажите, такое может вынести каждый человек, не ропща и сохраняя любовь к людям в сердце?..

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта