Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Андрей Парошин
Объем: 6124 [ символов ]
Загадка песен В.Высоцкого (ответ на статью Александра Красного)
Александр, интересные наблюдения.
С детства я люблю песни Высоцкого. Начинал его слушать на пластинках, потом были аудиокассеты, CD, MP3. Высоцкий - мой любимый певец (?), бард (?), поэт.
Попробую и я поразмышлять, в чем секрет песен Высоцкого, почему они любимы многими поколениями людей и не утратили актуальности по сей день.
Я абсолютно согласен с Вами, что песни Высоцкого отличаются от других не голосом и не музыкой, а именно содержанием. Высоцкий говорил, что научился играть на гитаре специально, чтобы усиливать воздействие стихов на слушателя. Усиливать воздействие на слушателя, не более того.
Я не знаю ни одного исполнителя, у кого песни были бы столь осмысленными. Смысл прежде всего! Для Высоцкого не столь важно соблюдение ритмики – практически в каждой песне размеры «гуляют». Главное, чтобы слушатель понял твои мысли, переживания, юмор.
Высоцкий не раз говорил, что первые свои песни он писал исключительно для своих друзей, исполнял их в тесной компании в доме на Большом Каретном. Поэтому они и нравились людям – они написаны не для большого искусства, а просто от души, ДЛЯ ДРУЗЕЙ. В последующем, когда Высоцкий стал писать для широкого круга людей, он сохранил эту свою манеру, душевность, простой и понятный язык. Возможно, он сделал это намеренно, но, скорее всего, он считал каждого человека другом, был уверен, что с любым можно найти общий язык. И Высоцкий находил общий язык практически со всеми.
Я ни разу не видел Высоцкого, только на видео. Я родился за полтора года до его смерти. Но, слушая песни Высоцкого, я чувствую его своим другом. Потому что он простой, потому что он понятный, потому что в его стихах правда, потому что у него блестящее чувство юмора.
Да-да, чувство юмора! Это немаловажно. Не случайно у Высоцкого так много юморных песен: «Диалог перед телевизором», «Письмо с выставки», «Песня про йогов», «Про Кука» и т.д. Ведь юмор, шутка очень располагают к себе, хочется, чтобы этот человек стал твоим другом.
У Высоцкого очень много познавательных песен. Он был очень любознательным человеком, его все интересовало. Все свои наблюдения, и размышления по поводу увиденного и прочитанного он излагал в песнях. Еще и поэтому нам так нравятся песни Высоцкого – он всегда расскажет что-нибудь интересное, с ним не соскучишься. Например, «Марш аквалангистов», «Здесь вам не равнина», та же песня про Кука. Услышал Высоцкий, что в Ватикане выбрали нового Папу Римского – пожалуйста, песня.
Затем, у Высоцкого есть целый цикл песен о сказочных персонажах, своеобразные сказки на новый лад. Это умение Высоцкого обыграть знакомый традиционный сюжет подчеркивает его неудержимую фантазию, оригинальность его творчества.
Да, песни Высоцкого очень актуальны и злободневны. Посмотрите, сколько у него песен про китайцев, великого Мао Цзедуна и иже с ним! Высоцкий остро реагировал на всевозможные события в политической жизни страны. Есть у него также актуальные песни по мотивам телепередач: «Очевидное-невероятное», «А ну-ка, девушки».
Еще раз подчеркиваю, Высоцкий ценил все ИНТЕРЕСНОЕ, НЕОБЫЧНОЕ, ОРИГИНАЛЬНОЕ. Все его увлечения находили отражение в песнях.
Высоцкий был человеком неистовым. Если ему чего-то хотелось, он это делал, и ничто не могло его остановить. Ритм жизни у него был бешеный. Сутра снимался в кино в одном городе, вечером садился в самолет и летел играть спектакль в другом. Эта неистовость, энергичность присуща и его творчеству. Конечно, это нравится людям, это заводит.
Во многих песнях Высоцкого человек находится как бы на грани – между жизнью и смертью, между свободой и несвободой, между «быть» и «не быть». Высоцкого очень интересуют такие «пограничные» ситуации – у него много песен о войне («Як-истребитель», «Тот, который не стрелял» и т.д.), песни о горах, где человек проявляет свое истинное лицо («Песня о друге»), песни о проблемах свободы и независимости («Охота на волков», «Горизонт»). Высоцкий проводит блестящий анализ таких ситуаций в своих песнях. Видно, дар у него был такой – умел почувствовать себя в шкуре другого человека. Да и сам он неоднократно попадал в такие «пограничные» ситуации. Многие люди, слышавшие его военные песни, присылали ему множество писем: «А не тот ли Вы Володя Высоцкий, с которым мы в 41-ом году выходили из окружения под Оршей?» Конечно, это был не он, Высоцкий родился в 1938 году. Но написано так, как будто он сам прошел всю войну, горел в танке на Курской дуге, атаковал с напарником звено «мессершмитов», потерял в бою друга…
В ряде песен Высоцкого присутствует очень оригинальная рифмовка. Часто строфы пишутся на одну рифму, что превращает такие песни в маленькие произведения искусства. В этом отношении очень показательна песня «Лукоморье»:
 
 
Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет - так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.
 
Ты уймись, уймись, тоска у меня в груди.
Это только присказка, сказка впереди.
 
Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх вертопрах.
Добрый молодец он был, бабку ведьму подпоил,
Ратный подвиг совершил: дом спалил.
Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря.
Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел
Охраняя свой удел не у дел…
 
Насчет размеров. Не знаю, занимался ли Высоцкий ритмическим анализом своих песен. Мне кажется, он не очень задумывался над этим, писал да и все. И получалось так, как надо.
Итак, в чем секрет всенародной любви к песням Высоцкого, по моему мнению:
1) Они написаны для друзей, от души;
2) Они написаны простым и понятным любому языком – от дворника дяди Васи до аристократа голубых кровей;
3) Они правдивы;
4) Они интересны, необычны, оригинальны;
5) Они энергичны и неистовы;
6) Многие песни написаны с юмором.
Александр, большое спасибо за статью. Рад, что наши пристрастия совпали – я вижу, что Вы любите и цените творчество Высоцкого. Я уверен, что Вы не случайно затронули тему Высоцкого именно сейчас, ведь 25 января у него день рождения.
Спасибо всем, кто прочел эту статью.
Copyright: Андрей Парошин, 2004
Свидетельство о публикации №3997
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 19.01.2004 17:41

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 21.01.2004 ]
   Прочитав статью А. Красного, не могла пропустить и Вашу...
   Спасибо Вам!
М. Ненашев[ 22.01.2004 ]
   Прекрасная статья о любимом поэте!
Гамлет Добролисов[ 23.01.2004 ]
   Душевно написано, без заумствований.
Ольга Королева[ 01.02.2004 ]
   Понравилась статья. Запись почти дневниковая, без утомительных литературных штампов. Видно, что Вы воспринимаете Высоцкого, и вообще поэзию сердцем. И даже при анализе этот фактор остается главным.
   Так и должно быть. Главное - слух - что у поэта, что у критика.
Ромашка[ 01.02.2004 ]
   Хорошая статья.
Alayia[ 03.02.2004 ]
   Я тоже очень люблю Высоцкого. Спасибо, Андрей, что написал о нем и попытался разобраться в причинах такой горячей всенародной любви к Высоцкому. Он очень близок всем нам.
Орешкина Виктория[ 09.02.2004 ]
   Огромное спасибо, Вам, Андрей! Прекрасная статья!!! Я тоже очень люблю Высоцкого и полностью согласна со всем, что Вы написали. Сейчас мне хочется взять в руки сборник его стихов и перечитать все заново, вдумываться в каждую строку, попробовать до конца прочувствовать все образы, все чувства, как это умел делать сам Владимир Высоцкий.
   Желаю счастья и больших успехов!!!
Богданова Т.В.[ 23.04.2004 ]
   О Владимире Высоцком (на статьи Александра Красного и Андрея Парошина)
    ***
   Написано в качестве отклика на следующие статьи:
    1. Александр Красный
    Загадка песен В.Высоцкого
    2. Андрей Парошин (19.01.2004 17:32:43)
    Загадка песен В.Высоцкого (ответ на статью Александра Красного)
   
   
    ***
    Хорошо, что молодые люди не просто любят творчество Владимира Высоцкого, но и задумываются о том, почему он и был, и остается популярнейшим российским бардом.
   
    Выскажу лишь своё, сугубо субъективное мнение. Творчество В. Высоцкого принципиально отличается от творчества всех авторов, творивших до него, тем, что он НЕИСТОВО изливал в своих песнях чувства ДРУГИХ людей! Не просто СОПЕРЕЖИВАНИЕ, не просто ВООБРАЖЕНИЕ, а ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – вот что отличает Высоцкого от многих (если не от всех других бардов). Многие ли могли бы написать ОТ ИМЕНИ волка («Идёт охота на волков»): «Обложили МЕНЯ, обложили!» Именно такой творческий метод дал потрясающий эффект СОПРИЧАСТНОСТИ КО ВСЕМУ НА СВЕТЕ!
    Откуда же у Высоцкого появилась такая новизна? Почему его лирический герой, как правило, ПОЧТИ НИКОГДА не совпадает с автором? Ведь и у Пушкина, и у Есенина, и у Маяковского (и у других классиков) в лирических стихотворениях лирический герой ЧАСТО совпадает с автором! НЕ совпадает – только в так называемых «балладах», стихотворных рассказах.
    Вот и у Высоцкого – мы имеем тот же стиль «баллады», но написанной от ПЕРВОГО лица. И исполняет он эти «баллады» ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА, поскольку он – прежде всего – АРТИСТ! Он – АКТЁР, ЛИЦЕДЕЙ, но тексты, которые он исполняет, роли, которые он ИГРАЕТ, написаны им самим. Отсюда – такая мощь Высоцкого-исполнител­я­ и такое разнообразие Высоцкого-автора. Ведь ему, как актёру, хотелось в жизни сыграть как можно большее число ролей, причем роли эти должны были быть интересны ему самому.
    Поэтому «баллады» Высоцкого, написанные от первого лица, зачастую создают впечатление, что он описывает СВОИ мысли и чувства.
   
    О форме стихов и песен Высоцкого. Видимо, автор создавал свои песни сразу – как единое целое, стихи и музыку одновременно. Ведь и многие поэты «натоптывали» свои стихи (по выражению Андрея Белого). А Высоцкий их «напевал», «наигрывал». Отсюда и разнообразие ритма, а зачастую – неровный, рваный ритм. Он диктовался неровным ритмом «натоптывания», рваным ритмом будней, прерывистым ритмом сердца артиста, играющего роль…
   
    Вот почему у него ТАК получился Гамлет! И стихи Пастернака, которые он читает в начале спектакля, – словно написаны о нём самом!
    «Но сейчас идёт другая драма,
    И на этот раз меня уволь».
   
    Но его НЕИСТОВЫЙ гений не увольнял его от всё новых ролей, которые он проигрывал в своих песнях. Каждая песня – мини-спектакль, каждая смерть переживается заново, для каждого героя очередной «баллады» с кровью отрывается новый – и преогромный! – кусок души, сердца, жизни! Его сердце вмещало ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ! Могло ли оно выдержать долго?
   
    * * *
    Ешё раз прошу прощения у читателей за субъективизм оценок творчества Высоцкого.
   
    ***
   
    Примечания:
    1. Баллада - (франц. ballade, от позднелат. ballo танцую)
    1) Во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф.Вийон).
    2) Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р.Бернс, Г.Бюргер, И.В.Гете, В.А.Жуковский). Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историчес­ком,­ бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б.Брехта, Н.С.Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Лист, Х.Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф.Шопен, Ф.Лист, Э.Григ)
    3) В музыке встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
    2. Автор использует понятие «баллада» в третьем значении. Однако надо отметить, что Высоцкий создал новый тип «баллады» - неистовый, граничащий с надрывом, с криком. Хотя среди его песен встречаются и более спокойные, однако их нельзя назвать «медленными». Баллады Высоцкого, с рваным ритмом, с звенящим нервом, с хрипящим стоном, вырывающимся из груди певца, - неповторимы!
    3. Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта