Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс
"Открытая тема"

Все произведения

Произведение
Жанр: Новеллы и эссеАвтор: Михаил Путник
Объем: 11607 [ символов ]
Альбигойская ересь. Философский детектив
Кто создал наш Мир – Всевышний или Сатана? Кому мы обязаны изуверскими проявлениями знакомого до боли бытия – Творцу или Падшему Ангелу? Вопрос – сам по себе – настолько глобальный, что даже попытка ответить на него в рамках спонтанного философского экзерсиса должна (просто обязана) вызывать взрыв гомерического хохота. Речь не о высших пределах Истины, отнюдь. Задача сего исследования – намного скромнее и конкретнее, а посему – намного интереснее: «Почему ересь дуализма в нашем сознании намертво связана именно с альбигойцами?» Крайних нашли?
 
Для того, чтобы определиться с терминологией, обратимся к энциклопедиям: «Альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII—XIII вв., приверженцы учения катаров». Странно. Оказывается альбигойцы – вовсе и ни при чем, это катары во всем виноваты.
Ну, катары так катары. Прекрасно, давайте их сюда, разберемся: «Катары (от греч. Katharos — чистый) - приверженцы ереси XI—XIII вв., распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции)… Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день: Хома кивает на Федота, Федот кивает на Хому. Так кто же есть кто? Кого уничтожала католическая церковь с невиданной даже для средневековья жестокостью – альбигойцев или катаров? Что за игра в прятки с терминологией?
Попытаемся отойти от «новизны» трактовок. Обратимся к «политически и конфессионально нейтральным» источникам. Словарь Брокгауза и Ефрона, как и в большинстве практически значимых случаев, оказывается более конкретен: «Альбигойцы — заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей - вадьденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев…». Вот это – уже интересно. Кроме катаров появились еще и вальденцы, и манихеи. А сторонники этого направления, оказывается, «явились» почти за двести лет до резни альбигойцев. Иными словами – ребята жили себе, по своим правилам, почти в три раза дольше, чем Советский Союз, а уже – только потом – пришло справедливое возмездие…
Видимо, светские книги, что называется, «слышали звон…». Попробуем подойти к предметной области поближе и обратиться к словарям и энциклопедиям религиозным: «Катары – христианская ересь XI - XIV веков в Западной Европе; догматика катаров заимствована как из богомильства, так и у оригенизма с обрывками манихейства...». А вот это уже – очень интересно, и очень серьезно. Не слишком ли много врагов оказывается у католической церкви – в таком простом вопросе, как обычная «мелкопоместная» ересь альбигойцев? И за что на ребят повесили, что называется, «всех собак», если тут – явно преступная группа, сговор, организованная банда? И, кстати - а как хронологически расположились подозреваемые на дороге истории?
Хронология же получается следующая :
- манихейство – III-VIII вв.;
- оригенизм – IV–VI вв.;
- богомильство – IX-XIV вв.;
- катаризм –XI-XIV вв.
- альбигойская ересь –XII-XIV вв.
Так, оказывается, у дуализма – огромная история, буквально тысячелетняя история, с этапами, стадиями, с освоением громадных территорий и многомиллионных народов… Вот оно оказывается, как…
В этом месте, по законам жанра, Церковь должна возопить : «Нет никакой такой тысячелетней истории! Это все – разрозненные секты, не более того! Всего-навсего - отступники, что пытаются отгородиться бредом греховным от «генеральной линии партии»,.. пардон, от «генеральной линии Церкви».
Возражение – существенное. Настолько существенное, что оставить его без внимания – значит погрешить против истины. В таком случае обычно обращаются к помощи свидетелей, к тем, кто знает проблему «не понаслышке», как говорится. И такой свидетель есть. Александр Мень уделил указанной проблематике достаточно много внимания, чтобы можно было опереться на его вполне авторитетное мнение:
- «…картина борьбы между извечными принципами Порядка и Хаоса вырисовывалась еще в древнейших мифах человечества; наиболее последовательно это представление было развито в религии иранского пророка Заратустры, от которого его заимствовали гностики, манихеи и альбигойцы…»;
- «…эта религия пришла из Ирана, из древней персидской религии Заратустры. Ее усвоили гностики, манихеи, христиане; манихейство распространялось неудержимо; в Европе манихеи назывались альбигойцами или катарами…»;
- «…дуализм представляют собой гностические учения, резко противопоставляющие материю и дух; их доктрины получили развитие в средневековых религиях и сектах (манихейство, богомильство, катаризм)…»
Извольте – и преемственность не отрицается, и параллельность исторического развития, и «неудержимость» распространения. Побочный же результат «опроса свидетеля» - устранение путаницы в терминологии : нет отдельных «альбигойцев» и отдельных «катаров». Просто манихеев в Европе, оказывается, называли «альбигойцами или катарами». Интересно, а составители энциклопедий об этом – до Александра Меня – что, не догадывались? Все эти кандидаты и доктора наук «прошляпили» такую путаницу - как студенты-первогодки? Надо понимать так?
Что там говорил Фома Аквинский в подобных случаях? Если память не изменяет, то примерно следующее: «Замалчивать истину – все равно, что отвергать и порочить ее». Вот оно, оказывается, как: порочить ее. Ну, что ж вы так неосторожно, граждане «доценты с кандидатами»… ТщательнЕе надо уши-то прятать, тщательнЕе. Вопрос-то ведь – серьезный.
 
Действительно, все-таки - за что альбигойцев (катаров) подвергли физическому уничтожению? Должна же быть причина – у крестового похода. Это же – не банальный спор с соседями по поводу формы межи. Тот же словарь Брокгауза и Ефрона дает следующую трактовку мотивации: «…Альбигойцы — учили, что для совершения и действенности таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения… По учению католической же церкви, от достоинства и качества лиц, совершающих и приемлющих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их…».
При всем уважении к догматам – жидко. Весьма жидко. Ни один прокурор – на основании такой фактологии – ордер не подпишет. То есть как повод для крестового похода – сойдет вполне. Как повод. А реальная причина – в чем? Ведь поголовному уничтожению был подвергнут целый народ – не только «распространители заразы» (жрецы, сановники, вожди, воины) – а и дети, женщины, старики. Геноцид – во всей своей мерзости. Геноцид – энциклопедического значения, несмываемое пятно жестокости в истории человечества. В дискуссиях о природе оной вообще, и о жестокости, религиозно окрашенной – только ленивый сегодня не цитирует «знаменитую» инструкцию по обращению с населением еретических областей: «Режьте всех подряд. Господь узнает своих». При этом некоторые источники приписывают авторство папскому легату Арнольду Амальрику, иные же – самому папе Иннокентию III. О том, как сия инструкция выполнялась, указанный легат сообщал папе же в письме следующими словами: «…в расчет не принимались ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение…». Ну должна же существовать причина для подобного зверства! Должна. В противном случае - остается поверить в то, что излагают учебники истории, цитируя аргументацию «подстрекателей» кровавой расправы: «Официальная католическая церковь обвиняла их в страшной ереси. О катарах говорили как о кровожадных разбойниках, их обвиняли в разнузданном разврате и всяческих гнусностях. Инквизиция поставила им в вину служение дьяволу. Им приписали полный набор мерзостей: совокупление с демонами и оргии в альбигойских церквях, каннибализм и осквернение святынь, кровь и зажаренные младенцы». Нужно ли спрашивать – способен ли нормальный человек поверить в реальность подобных обвинений?
…Ларчик – как оказалось – открывался вовсе просто. Никуда за «исчезнувшими» фактами далеко ходить не пришлось. Они – остались там же, где и были. Катарские замки – даже то, что от них осталось на сегодняшний день - произведения фортификационного искусства. Строились они с таким расчетом, чтобы, как сказали бы современные генералы, «занять стратегическую позицию, господствующую над местностью». Замки «контролировали» дороги, перевалы, ключевые узлы «экономико-географического» пространства, располагаясь с таким расчетом, чтобы осуществлять «надзор» за громадной территорией. И отнюдь – не только на юге Франции, а практически по всей Западной Европе. Катары жили, оказывается, и в Испании, Германии, Англии, Греции, Турции, на Балканах. Интересно, а составители энциклопедий об этом – до редакторов экскурсионных путеводителей – что, тоже не догадывались? О, как все, оказывается, запущено…
Небольшой экскурс в историю катаров – расставил все по своим местам. Катары были прекрасно организованной и хорошо оснащенной военной силой. Но : организованной по принципу локальных гарнизонов. Предназначенной для контроля территории. Если добавить к этому историю возникновения катаризма, то становится понятным, что сила это была не просто «военная», это была «пришлая военная сила». Вот и все. Вот теперь понятно, для чего нужно было уничтожать не просто войско, а именно народ – включая детей, женщин и стариков. Нужно было «вырезать под корень раковую опухоль», метастазы которой досаждали, видимо, не столько Церкви, сколько Государству. При этом не стоит забывать – не одному государству - многим государствам.
Для пущей убедительности, необходимо, все же, удостоверится в том, что термины «альбигойцы» и «катары» - с точки зрения религиозных войн – близки друг к другу, и достаточно далеки (оба) от термина «манихеи». Проведем следующий эксперимент: для нескольких, наиболее популярных, поисковых машин выполним три запроса – «альбигойская ересь», «катарская ересь» и «манихейская ересь». А затем – сравним результативность поиска. Для Яndex, Google и AltaVista получим следующие сравнительные характеристики результативности (числа найденных страниц):
- Яndex – 575/195/81;
- Google – 561/452/329;
- AltaVista – 134/94/68.
Комментарии – почти излишни. Альбигойцев «выложили на алтарь» борьбы с ересью в качестве «образцово-показательных» катаров. Крестоносцы – уничтожили целый этнос, христианский этнос, но – представлявший огромную угрозу для Западной Европы. А служители храмов Божьих и храмов академической науки - санкционировали отношение к вопиющему братоубийству, как к благому делу. Знакомая ситуация.
 
Оставим в покое воинов - катаров. Они, надо полагать, оружие свое использовали не для того, чтобы колбасу на привале ломтиками нарезать. Сильные, здоровые, специально обученные и, соответствующим образом экипированные, мужчины – пусть сами решают, кто из них прав. Такова доля мужчин. Во все времена.
Но – прежде чем поганить уста свои хулой на единоверцев своих, истово веривших в апостольское учение, пусть в чем-то и заблуждавшихся при этом – прежде чем поганить уста, братья и сестры, вспомним сотни тысяч невинно убиенных детей, женщин и стариков, все грехи которых заключались в том, что они не могли принять пастыря, деяния, речи и помыслы которого не соответствовали в полной мере идеалам паствы. Сия вольность – нарушение правил, вне всякого сомнения. Но – всего лишь – нарушение правил. А спокойное «пережевывание» фразы «альбигойская ересь» - это смертный грех. Смертный грех равнодушия, глупости и жестокосердия.
 
Не остави, Господи, воздаянием память нашу дырявую, тупость нашу непомерную, и не обойди гордыню нашу сатанинскую гневом праведным Своим…
Copyright: Михаил Путник, 2006
Свидетельство о публикации №111278
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18.10.2006 16:08

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта