Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс «Любовь и деньги»

Все произведения

Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Леонид Марголис
Объем: 192 [ строк ]
КВАДРАТУРА КРУГА
Цикл стихов
 
 
* * *
 
…И когда немыслимый зной
сменяется нежданной свежестью ночи
и за окном огнями арабских деревень
светятся холмы Галилеи,
а вдоль предгорий пунктирами света
несутся свихнувшиеся машины,
словно забыв,
что от границы до границы здесь рукой подать,
я пью терпкий, как горечь разлуки,
ночной чай, согревающий не тело, а душу,
почему-то зябнущую
под этим неистовым солнцем,
в этот немыслимый зной.
 
* * *
 
Хоть жидом назови,
но не ставь в эту печь
аравийских хамсинов,
потому что и этот,
обрусевший Израиль,
еще не Россия.
И беда твоя вовсе не в том,
что ты драишь клозеты,
а что русский –
язык, хоть большого,
но все-таки гетто.
Как проник в твою жизнь
не на дни, не на месяцы даже
этот явный абсурд
разговоров и лиц, и пейзажей?
Только солнце и камни,
лишь к морю прижатая суша…
Почему же ты здесь?
Почему же ты здесь?
Почему же?!
 
 
 
* * *
 
Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.
 
Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.
 
Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.
 
 
 
«ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» МАЛЕВИЧА
 
1
 
«Черный квадрат» Малевича –
это еврейское кладбище.
Здесь – если всмотреться –
могильные плиты тысячелетий
со всей земли.
Здесь место упокоения живых и мертвых –
преданных земле, развеянных пеплом,
потерявших себя при жизни, -
которое ни у кого из них уже не отнять.
Черный цвет поглощает все цвета светового спектра.
«Черный квадрат» Малевича поглощает
весь спектр человеческих чувств –
радость, боль, отчаянье
(а отчаянья и боли на свете тысячекратно больше,
чем радости).
И когда человек теряет абсолютно все
и погружается на самое дно отчаянья,
с ним остается «Черный квадрат» Малевича,
обещанье забвения,
анестезия вечности,
преодоление и спасение,
этот Мессия отчаявшихся,
древнее еврейское кладбище,
где место найдется для всех.
 
2
 
…И если у евреев отнять Израиль,
у них все равно останется
«Черный квадрат» Малевича,
эта иллюстрация к заповеди
«Не сотвори себе кумира»
и к другим божественным заповедям.
Этот вечный знак траура по разрушенному Храму.
Это исход из Египта, это Возвращение.
Это скорбь и утоление скорби.
Это торжество всемирного
сионистского заговора –
синяя звезда Давида,
вписанная в черный квадрат.
 
3
 
«Черный квадрат» Малевича –
это тайна выживания народа.
Это памятник жертвам Холокоста
и погромов.
Это маленькая черная дверь в стене Истории,
куда вошли эти жертвы
и спаслись.
Слышишь, как Диктор Вселенной объявляет:
«Если вы навеки потеряли друг друга,
встречайтесь у «Черного квадрата» Малевича!»
 
 
УРОК ИВРИТА
 
Зеленеет под моим окошком декель*.
Я шепчу тебе на ушко: «Ат цодекет!»**
Ат цодекет, что приехала в Израиль,
где вечерняя прохлада дышит раем.
Где в ноябрь и тишь, и сушь, и в душах шекет***.
И невиданно устойчив новый шекель.
И тоска тебя по родине не гложет,
и никто тебя не бьет пинком по роже.
А в России, а в Москве – ты глянь-ка в телек –
валит снег, и жестко спать, хоть мягко стелят.
Гонят дуру и подсовывают липу
коммунисты жириновского разлива.
А в стороночке от них, родных советских,
дождик моет серый камень соловецкий.
В эту слякоть, в эту стынь, на эти реки
не заманишь калачом тебя вовеки.
Похлебала этих щей – да с жару с пылу…
Было – не было. Отрезала. Забыла.
Что же, радуйся, что ты судьбой любима,
что в окне твоем гранат, а не рябина.
Что с балкона под библейским небом синим
ты срываешь апельсин за апельсином.
_________
* пальма
** ты права
*** тишина
 
 
* * *
 
Пью чаи вишневые, малинные –
вспоминаю вьюги тополиные…
Пью чаи малинные, вишневые –
вспоминаю зарева кленовые…
Никому и ни на что не жалуюсь –
воду кипячу, чаями балуюсь…
Полночь. Бунин. «Темные аллеи».
Зимний дождь висит над Галилеей.
 
 
* * *
 
Я живу за синими морями,
я живу за темными лесами,
в неком царстве, неком государстве,
обличенном недругом в коварстве.
Из-за гор, из небыли-ли-были
стаи птиц доносят: «Жили-были…»
Кто-то там рассказывает сказки,
кот у ног выпрашивает ласки,
мельтешат таинственные тени…
Стал я частью детских сновидений.
И пою я тихо: «Баю-баю…»,
в старой сказке век свой доживая.
Не спеша, не пышно, не убого,
от себя лишь далеко-далеко…
 
 
КАЛАНИТ
 
В январе, что косыми дождями по стеклам звенит,
На холмах Галилеи расцветает опять каланит.
Словно клочья огня, словно свежепролитая кровь,
Каланит пламенеет в преддверьи февральских студеных ветров.
 
Только ночь позади, только серый рассвет впереди,
Так скажи, для чего надо вновь подниматься и дальше идти?
Не дари мне надежду – мне проще без этих затей…
Это путь в никуда, это вечность сезона дождей.
Это мрак ледяной над постылою жизнью калек,
Это снег прошлогодний над тишью оставленных рек.
 
Пусть тебя сбережет, пусть надежду тебе сохранит
На холмах Галилеи библейской
Январский цветок
Каланит.
 
 
 
* * *
 
Запетляла дорога,
что вела по прямой.
Не суди меня строго –
я поеду домой.
 
Потому что в утеху
перелески в снегу.
Потому что не ехать
я никак не могу.
 
Пусть в краю этом ветренном
ни кола, ни двора,
пусть в пустом Шереметьево
куковать до утра.
 
Пусть хоть кол из осины
за чужую вину…
Не меняют Россию
на иную страну.
 
Эта смертная сила
прочих связей сильней –
горе мыкать с Россией
до скончания дней.
 
Ну так что же, карету!
Полушубки на снег!
Если я не уеду,
мне прощения нет.
 
1997
Copyright: Леонид Марголис, 2007
Свидетельство о публикации №125590
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.02.2007 15:51

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Александр Сухих[ 17.02.2007 ]
   Эти стихи попадают прямиком в душу! Спасибо. Особенно пришлись: "Собирались, паковали", "Пью чаи", "Я живу за синими"...
   
   Ну а "Запетляла дорога..." Этот стих запредельно глубок, горек, выплакан и пришел с Божьей подачи... Давно не читал ничего подобного по силе мучительной любви к России и горечи эмигранства:(
   
   Мне кажется этот стих надо обязательно подать на конкурс. Вы знаете, на какой...
 
Леонид Марголис[ 17.02.2007 ]
   Ох, не туда я поместил ответ Вам, поэтому дублирую здесь. :)
   Спасибо, Александр. Хотя какие могут быть слова благодарности за такое понимание, такой отклик сердцем?! Думал ли я тогда, в 1997-м, когда рождались эти стихи, рождались помимо моей воли, как будто надиктовывались свыше, что услышу такие отклики? Цикл несколько лет пролежал в моём столе. А в начале 2003 года я вывесил его на стихире вместе с новыми стихами, которые начали рождаться с 2002 года. Цикл заметили, номинировали на конкурс РНЛС, где он оказался среди отмеченных жюри. Уже здесь, на ЧХА, это цикл стал лауреатом конкурса "Точка разлома: быть или не быть". А недавно занял 2-е место в финальном турнире "Вся королевская рать", куда попал в качестве лауреата "Точки разлома".
    Но, наверное, прав Пиитух: этот цикл всё же не для конкурсов. У меня самого были сомнения такого рода, когда я выставлял цикл на конкурс "Точка разлома". С другой стороны, я часто думал, что, возможно, кого-то эти стихи предостерегут от страшной ошибки, заставят лишний раз задуматься прежде чем уезжать, кому-то они поведают, как это непросто: рвать собственные корни.
    СПАСИБО.
Александр Сухих[ 17.02.2007 ]
   Давать этот цикл НАДО! И надо давать его не для конкурсного подтверждения, а для того, что Вы, Леонид, назвали "предостережением от страшной ошибки". Его должны читать на разных уровнях и во всевозможных аудиториях и странах... Может оно и поможет кому-то избежать той самой "ошибки". Да и привлечет читателей, которые просто прочтут его и что-то ощутят душой... А это много значит!
Леонид Марголис[ 17.02.2007 ]
   Александр, а какой конкурс Вы имеете в виду? Я не в курсе.
Александр Сухих[ 17.02.2007 ]
   Конкурс: О, Альпы... Только надо дать выборочно, так как темы - о Европе. Думаю, последний стих надо дать отдельно или в паре в номинацию: Эмиграция...
Леонид Марголис[ 17.02.2007 ]
   А я туда дал на тему же эмиграцию, но не из этого цикла. Можете заглянуть в раздел конкурсов на моей страничке. :) Ну и потом, как я сказал выше, цикл уже фигурировал здесь на двух конкурсах.
Александр Сухих[ 17.02.2007 ]
   Да, я отметил для себя этот ваш стих!.. В принципе, можно добавить к нему второй:) Там ведь два стиха можно дать (под одним названием). Подумайте...
Пиитух[ 17.02.2007 ]
   Прекрасные стихи - точные, выстраданные, болевые, искренние. Их высота и поэтичность не нуждаются в конкурсных подтверждениях.
 
Леонид Марголис[ 17.02.2007 ]
   Спасибо, Пиитух!
   Всё, что я написал Александру, относится и к Вам. Я Вам бесконечно благодарен за всё.
Леонид Марголис[ 17.02.2007 ]
   Спасибо, Александр. Хотя какие могут быть слова благодарности за такое понимание, такой отклик сердцем?! Думал ли я тогда, в 1997-м, когда рождались эти стихи, рождались помимо моей воли, как будто надиктовывались свыше, что услышу такие отклики? Цикл несколько лет пролежал в моём столе. А в начале 2003 года я вывесил его на стихире вместе с новыми стихами, которые начали рождаться с 2002 года. Цикл заметили, номинировали на конкурс РНЛС, где он оказался среди отмеченных жюри. Уже здесь, на ЧХА, это цикл стал лауреатом конкурса "Точка разлома: быть или не быть". А недавно занял 2-е место в финальном турнире "Вся королевская рать", куда попал в качестве лауреата "Точки разлома".
   Но, наверное, прав Пиитух: этот цикл всё же не для конкурсов. У меня самого были сомнения такого рода, когда я выставлял цикл на конкурс "Точка разлома". С другой стороны, я часто думал, что, возможно, кого-то эти стихи предостерегут от страшной ошибки, заставят лишний раз задуматься прежде чем уезжать, кому-то они поведают, как это непросто: рвать собственные корни.
   СПАСИБО.
Наталья Ланге (ПЕГАС)[ 17.04.2007 ]
   Ваши стихи поражают искренностью и желанием разобраться в себе самом, в своих ощущениях и, - выживанию в предлагаемых обстоятельствах. Интересно, что вы напишете через несколько лет, хотелось бы почитать.Стихи профессионально написаны, особенно запомнилось: "встречайтесь у "черного квадрата" Малевича". Встречи у еврейского кладбища...Дай Бог вам здоровья! "Место встречи изменить нельзя?!"Н.Л.(ПЕГАС)­
 
Леонид Марголис[ 18.04.2007 ]
   Спасибо, Наталья, за столь содержательный отклик. Вы, наверное, заметили, что цикл написан в 1997 г., десять лет назад. Другие стихи, выставленные здесь, написаны несколько лет спустя. А еще через несколько лет, м.б., вообще ничего не будет. Во всяком случае, уже год с лишком ничего не пишу. Длинные, многолетние перерывы мне не внове. А жизнь между тем такая короткая... :)

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта