Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПовестиАвтор: Михаил Лезинский
Объем: [ строк ]
САЛЮТ, ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН! - ( ИЗ серии
САЛЮТ, ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН!
 
Случилось это давным-давно , произошло почти по Корнею свет Чуковскому -
« У меня зазвонил телефон » :
- Кто говорит ? – это я ответил , хотя и эти слова есть у Корнея Ивановича .
- Слон !
У «слона» был удивительно знакомый голос …
- Я снова в Севастополе .
Я никогда не различаю поначалу телефонные голоса , как бы этак незаметно поинтересоваться , кто это мне звонит ? Но тот , звонивший с того конца провода , но явно с этого света , - связь севастопольская оставляла желать лучшего ! – ответил :
- Джо , звонит , не узнал что - ли ?
- Вот теперь узнал ! Ты ж никогда из Москвы не звонил ? Случилось что ?
- Не в Москве я , а в Севастополе .
- Где ты?
- На стадионе Черноморского флота - это рядом с тобой .
- Совсем рядом ! – буркнул я . – Давай до моей хаты . Жинка уехала , а я с дочкой на хозяйстве остался .
- Дочке то сколько лет ?
- Девять , - ответил я , но не уверенно .
- Девять с половиною , - поправила дочка , - а кто это тебя куда зовёт ?
- Джеймс Паттерсон , - ответил я , - ты его не знаешь . Когда он к нам приходил , ты была в детсаду .
- Вот и знаю , вот и знаю , я его в кино видела . Мне мама показывала .
В трубке смех :
- Захватывай дочку , сажай её в тачку и дуй на стадион , - здесь сейчас проходят празднества
 
Пока я с дочкой добираюсь до стадиона двумя троллейбусами , - расскажу вам более или менее подробно о залётном московском госте , в судьбе которого тоже был мой Севастополь .
 
Лет двадцать назад , а может быть, немногим больше , ( писались эти строки в восьмидесятых года прошлого столетия – М . Л . ) , на улицах Севастополя можно было встретить подтянутого офицера. Был он красив и смуглолиц. Люди узнавали знакомые черты, провожали взглядом и по-доброму улыбались.
Да , это был один из героев кинофильма « Цирк ». Этот фильм хорошо помнит, скажем мягко , пожилое наше поколение. Да и большинство молодых его видело: нет-нет и вновь появится на экранах нашей страны одна из первых талантливых кинокомедий , сценарий для ко¬торой написали Илья Ильф , Евгений Петров и Валентин Катаев. Сам «бывший негритенок», будучи взрослым, скажет:
 
«...фильму пришлось сыграть большую роль в моей жизни. До сих пор люди узнают меня на улице, и благодаря этому у меня много друзей во всех уголках Советского Союза и за рубежом ».
 
«Негритенок» превратился в советского поэта Джеймса Ллойдовича Паттерсона и о своей первой и последней артистической пробе вспоминает в стихах:
 
 
Я не помню себя,
Я не помню подробностей,
Я не помню избытка актерских способностей,
Но я помню, как что-то взволнованно пели
Две старушки у детской моей колыбели.
И склонились они надо мной, разнокожие ,
В чем-то очень похожие и не похожие...
 
Две старушки.,. Одна с белым цветом кожи - по матери , и с черной - со стороны отца. Склонились над колыбелью внука и поучают с двух сторон:
- Джеймсик , возьми игрушку в правую руку!.. Ну, кому говорят?!
Но Джеймс упрям, тянется левой . Чёрная бабушка вздыхает:
- У нас в роду все мужчины были левшами . И дед, и отец, а началось с прадеда...
Впоследствии Джеймс Паттерсон напишет стихи:
 
Моим предкам
по отцовской линии
Много бед пришлось перетерпеть –
Местной Салтычихой из Виргинии
Мой далекий прадед брошен в лечь...
 
Страшные линчующие Штаты ! Патрику Хэгеру - прадеду Джеймса Паттерсона - от рождения несколько дней. Жена плантатора возненавидела негритенка еще с первых часов его рождения и сейчас , выхватив младенца из материнских рук, бросает Пата в огонь...
Ребенка спасли , но правая рука успела обгореть так, что с тех пор остался Патрик Хэгер левшой.
Прадед всю свою жизнь был рабом. Свободолюбивым рабом. Когда плантатор стал выживать Хэгера с его , потом и кровью окропленной , земли , Патрик - невиданный случай! - явился к белому господину за разъяснением... Он получил ответ: розги и тюрьму.
Через века и континенты Джеймс протягивает левую руку своему прадеду:
 
« Мой однорукий прадед! Земля, с которой у тебя связано столько надежд, не принесла тебе всходов. Но ничто не могло заглушить зароненного в твою душу стремления к справедливости...»
 
От прадеда во всех поколениях мужчин неистребимая тяга к справедливости. И эта неистребимая тяга привела Паттерсона-отца в Россию.
Ллойд Паттерсон был художником-декоратором. Безработным художником . В Америке и белому нелегко отыскать работу , а что говорить о черном с бунтующей душой?!.
 
Из письма Ллойда Паттерсона своей матери Маргарите Глэско:
 
«Дорогая мама! Ты, вероятно, уже слышала о забастовке в колледже. Забастовка объявлена в знак протеста против поведения администрации , которая , как недавно выяснилось, отказывается принимать на работу преподавателей-негров .
Мы выбрали стачечный комитет и делегацию . Ректор отказался принять делегацию, и тогда мы забастовали... В результате создавшегося напряженного положения колледж закрывается на неопределенное время...»
 
Ллойда Паттерсоиа внесли в черный список: ни работы , ни хлеба , ни жизни на родной земле.
Однажды Ллойд прочитал в небольшой негритянской газете , что для постановки фильма в России требуется группа негритянской молодежи . Он не раздумывал ни минуты...
 
Из воспоминаний матери Ллойда Маргариты Глэско:
 
«Чиновник агентства , узнав, что Ллойду нужен билет на пароход, отплывающий в Советский Союз, изменился в лице и строго сказал:
— Миссис Глэско , неужели вы отпустите своего сына в эту страну?
Я так удивилась, что не смогла даже сразу ответить. Но Ллойд сердито сказал:
— Я не могу найти работу в стране, где я родился и за которую умер мой отец. Но там; в Советской России, мне дадут работу.
Наконец все трудности преодолены и Ллойд уехал. Я много плакала, проводив его.
«Кто знает,— думала я ,— что ждет его в этой непонятной стране и увижусь ли я когда-нибудь снова с сыном?...»
 
Увиделась! Я рассматриваю фотографию: на коленях у бабушки Маргариты «кудрявое чудо» — внук Джеймс . Снимок сделан в Москве. Ее Ллойд женился на русской девушке Верочке Араловой , сейчас Вера Ипполитовна Аралова — заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени Джавахарлала Неру. Ллойд стал работником Радиокомитета , и его голос звучал над многонациональной планетой.
В 1941 году, когда Москва подверглась жесточайшей бомбежке , после очередной передачи на Европу Ллойд Паттерсон был контужен взрывом фашистской бомбы и скончался в 1942 году. В этот год ему должно было исполниться тридцать два года.
Поэт Джеймс Паттерсон сейчас старше своего отца и намного . Но всегда, когда ему становится трудно, когда он узнает о новых злодеяниях бесноватых расистов , по-прежнему на его родине издевающихся над людьми с черным цветом кожи, когда в душу поэта закрадывается тоска, он вновь и вновь обращается к своим свободолюбивым предкам:
 
Ранняя чахотка подточила
Балагура деда моего.
Родину покинувший,
отмеченную
Горечью лишений и обид,
Мой левша-отец
в войну Отечественную
За страну Советскую
погиб.
Не рассказываю
сказки я,
Только издавна,
сдается мне,
Левая рука,
как сталь дамасская,
У меня
закалена в огне...
 
В судьбу Джеймса Паттерсона вошел и наш белокаменный Севастополь. Сразу же по окончании Ленинградского Высшего военно-морского училища имени Ленинского комсомола его, полного энергии , направили сюда, присвоив звание лейтенанта Военно-Морского Флота.
Джеймс Паттерсон был членом Севастопольского литературного объединения. Печатался в городских и областных газетах. У него рождались строки, которые потом войдут в его книги. Строки, пронизанные историей Севастополя:
 
Была равнина выжжена
дотла, и непослушным становилось
тело, но, надвигаясь в секторе
обстрела, расплывчатая цепь врагов
росла.
Смешался запах гари с тишиной ,
от липкой крови гимнастерка
взбухла, и мать, и севастопольская
бухта стояли молча за его спиной ...
 
Молодой офицер Джеймс Паттерсон поступил на заочное отделение Литературного института, окончил его и стал профессиональным поэтом . У него вышло много поэтических сборников: в «Молодой гвардии» — «Россия. Африка», «Виолончель» ; в «Малыше» — «В какой одежде ходили прежде»; в «Советском писателе» — «Рождение ливня»; в Воениздате — «Морские спутники»... Последняя его поэтическая книга , которую он мне надписал , дышит Севастополем ...
 
Пока я делал столь пространный экскурс в его судьбу ,троллейбус остановился у Панорамы обороны и освобождения , рядом - стадион Черноморского флота . Оттуда доносятся громовые шумы оркестров - город празднует очередной День Военно-Морского флота .
Джеймс у входа . Увидел дочку – расплылся в улыбке , протянул ей руку , пожал …
 
После моя дочурка скажет :
- Папа , у него черная и белая рука .
- Как это ? - переспрошу .
- Рука чёрная , а ладошка белая ! – наблюдательная девочка растёт .
Это точно наблюдательная . Когда оба брата идут по Севастополю , - Том и Джеймс , на них оглядываются – копии , как по росту , походке , лицу , но с существенной разницей – Джеймс чёрный , Том белый .
 
- Джо , что за срочность такая ?..По какому поводу аврал ?
- Два повода , а точнее – один , но существенный … Ты , конечно , знаком с Таней , - и Джеймс называет фамилию , которую я озвучивать не буду .
- Таню , Таню … Эту какую Таню ?
- Брось прикидываться валенком , ты с ней очень даже хорошо знаком !
Конечно , с Таней я был знаком , и знал что Джеймс относится к ней неоднозначно , скажем мягко , и что творческие командировки он берёт не для того , чтобы написать что-то о Севастополе , - он и без приезда может ! – а , чтобы встретиться именно с этой Таней .
Таня писала очень посредственные стихи , посещала литературное объединение имени Ивана Силыча Новикова-Прибоя и Иосифа Уткина в котором я , по утверждению Джеймса , « свирепствовал » , и главное достоинство этой двадцатитрёхлетней поэтессы , была её физиономии и осиная талия , перед которой пасовали многие редакторы журналов и газет , печатая её творения . Не оставался в стороне и « всю жизнь холостой » Джеймс Паттерсон .
- А от меня ты что хочешь , Джо ?
- Я хочу чтобы ты… Ну как это сказать … Чтобы ты поменьше критиковал её стихи … Ну ты понимаешь о чём я говорю . Девочка после твоих критических разборок по нескольку дней в себя придти не может … Да знаю , знаю , что пишет бездарные стихи ! Но так пишет половина твоего литРобъединения и ты же не ко всем прикалываешься , вот и от Танюшки отстань !
- Понял . Какие ещё будут пожелания ?
- Будут . Таня мне сказали , что вы собираетесь с выступлениями на военных кораблях Черноморского флота … так включи её в свою бригаду … Стихи я ей подредактирую …со стихами будет всё в порядке .
 
Забегая несколько вперёд , замечу , матросы принимали наших поэтов и прозаиков очень даже хорошо . А Таню лучше всех , что и говорить : красота – страшная сила ( и имя я изменил , чтобы севастопольцы не узнали , которые очень даже хорошо знакомы , как и с ней , так и с её стихами , которые она печатает до сих пор ).
 
C тех пор прошло около трёх десятков лет и « потерялся след тарасов » , мы с Джеймсом никогда не были близкими друзьями , просто знакомыми , и никогда с ним не переписывался … Я , конечно , встречал его фамилию в «Огоньке» , когда редактором был Виталий Коротич , узнавал от общих друзей о его жизни , о книгах , выпущенных советскими издательствами … Ведь был ещё цел Советский Союз … А потом он исчез из моего личного горизонта
 
Джеймс , отзовись , если до тебя дойдут эти строки , а в наш интернетовский век , дойдут обязательно! И припомним мы с тобою город нашей юности Севастополь , который был в нашей судьбе .
Copyright: Михаил Лезинский, 2006
Свидетельство о публикации №67294
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.01.2006 00:23

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 22.01.2006 ]
   Случилось это давным-давно , произошло почти по Корнею свет Чуковскому -
   « У меня зазвонил телефон » :
   - Кто говорит ? – это я ответил , хотя и эти слова есть у Корнея Ивановича .
   - Слон !
   У «слона» был удивительно знакомый голос …
   - Я снова в Севастополе .
   Я никогда не различаю поначалу телефонные голоса , как бы этак незаметно поинтересоваться , кто это мне звонит ? Но тот , звонивший с того конца провода , но явно с этого света , - связь севастопольская оставляла желать лучшего ! – ответил :
   - Джо , звонит , не узнал что - ли ?
   - Вот теперь узнал ! Ты ж никогда из Москвы не звонил ? Случилось что ?
   - Не в Москве я , а в Севастополе .
   - Где ты?
   - На стадионе Черноморского флота - это рядом с тобой .
   - Совсем рядом ! – буркнул я . – Давай до моей хаты . Жинка уехала , а я с дочкой на хозяйстве остался .
   - Дочке то сколько лет ?
   - Девять , - ответил я , но не уверенно .
   - Девять с половиною , - поправила дочка , - а кто это тебя куда зовёт ?
   - Джеймс Паттерсон , - ответил я , - ты его не знаешь . Когда он к нам приходил , ты была в детсаду .
Стася Прохода[ 13.04.2006 ]
   Прочитала на одном дыхании, но немного запуталась. Сначала у меня было впечатление, что Вы с Джеймсом - старинные друзья, доволно близкие, но моя иллюзия разрушилась с прочтением предпоследнего абзаца. не знаю, хотелось ли вам, что бы читатель так заблуждался, также не знаю ни одна ли я заблудилась...:)
   Навеяло воспоминания о прошлом веке, безопасных улицах, более улыбчивых и менее напряжённых людях...
 
Михаил Лезинский[ 13.04.2006 ]
   Михаил Лезинский [ Удалить ] [ 13.04.2006 ]
   
    Спасибо , Стася , за прочтение ... А на ваши замечания отвечу так : друзей настоящих много не бывает , и мы с Джеймсом были только знакомыми ...
    Воистину в друзьях моих были несколько человек , - великий югагирский писатель Семён Курилов , ушедший на Тот Свет совсем молодым , и ныне живущий Марк Азов , - тот самый Азов , писавший для Аркадия Райкина , и ныне прекрасно пишущий ...
    И ещё остались у меня в далёкой Карелии друзья с детских-юношеских лет ... Истинных друзей никогда много не бывает ! А знакомых , с которыми я нахожусь , - или находился ! - в дружесвенных отношениях , великое множество . Как , впрочем , и недоброжелателей .
    С уваженим , Михаил .
Стася Прохода[ 14.04.2006 ]
   "Истинных друзей никогда много не бывает !" - с о г л а с н а.
   Спасибо.
Михаил Лезинский[ 13.04.2006 ]
   Спасибо , Стася , за прочтение ... А на ваши замечания отвечу так : друзей настоящих много не бывает , и мы с Джеймсом были только знакомыми ...
    Воистину в друзьях моих были несколько человек , - великий югагирский писатель Семён Курилов , ушедший на Тот Свет совсем молодым , и ныне живущий Марк Азов , - тот самый Азов , писавший для Аркадия Райкина , и ныне прекрасно пишущий ...
   И ещё остались у меня в далёкой Карелии друзья с детских-юношеских лет ... Истинных друзей никогда много не бывает ! А знакомых , с которыми я нахожусь , - или находился ! - в дружесвенных отношениях , великое множество . Как , впрочем , и недоброжелателей .
   С уваженим , Михаил .
Михаил Лезинский[ 23.06.2006 ]
   ПОЛУЧЕНО ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ
   
    Имя: Ирина Паттерсон
   
   
    Текст комментария: Мы с мужем развелись в 1994 году. Он уехал в Америку. Есть докуметы о регистрации брака, фото и документы о раводе. В жизни бывает все. Нет желания распространяться. Хочу найти его адрес и написать ему. Помню его.
    Мы теряем. но самое светлое остается. Он остался в моей памята радугой.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта