Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Михаил Беркович
Объем: 10647 [ символов ]
\"Люби меня, как я тебя\" Михаил Берковичя\"
Михаил Беркович
«Люби меня, как я тебя!»
Некоторые мысли на темы стихотворчества
Трудно себе представить такую даль, но ведь была же она! Вылез из пещеры человек и… стал говорить. Много лет прошло иль вскоре, но попытался однажды пращур далекий выдавливать из души слова в ритме. О чем они были – первые? Держу пари: только о любви! И не к природе, не к родной пещере, даже не к детям, требующим в оре мамонтятины, а к женщине! К той самой, которая с той давней поры была и есть хранительница очага, мать и жена, бабушка и теща! Даже в пору матриархата. Словом, куда ни кинь – без женщины всюду клин. И потому, уверен! первое стихотворение было посвящено именно ей.
Все это я веду вот к чему. Представляете, как много за это время (от пращура до нас) написано стихов о любви! Совершенно голословно, но все же берусь утверждать, что не было такого поэта, который бы не писал стихов о любви к женщине. И после всего попробуйте в этом столь банальном деле сказать не запыленное слово! А ведь любим мы с вами куда жарче пращуров, так и норовим все глыбше проникнуть до сердцов, до самого, что ни на есть, сексу. Так и подмывает в любовном опьянении прокричать петушком: «Люби меня, как я тебя!» Но критики говорят, что это прокричали до нашего рождения лет за двести, может быть, даже за пятьсот! Так, что будь любезен свой крик любовный «закавычить», иначе прослывешь плагиатором.
Но ведь находятся же такие мудрецы, которым удается найти собственное слово даже тут, где кажется, совсем невозможно. Например, «Я помню чудное мгновенье», или «Среди миров мерцающих светил одной звезды я повторяю имя», «Как живется, милый, тяжче ли, также ли, как мне с другим?». Чистая поэзия – радует слух. Вы вправе заметить, это же классика, а ты среди простых смертных поищи, и будете правы. В кои-то давние времена писатели приветствовали друг друга при встрече словами: «Писать трудно!» и в ответ получали такой же отзыв. Это у них – вместо «День добрый!», «Здоровеньки буллы!». Но ведь и по сей день находятся поэты, умудряющиеся сказать свое незаемное слово о любви. Да только ли о ней!
Вряд ли кто из авторов портала знает это имя. Мне повезло: это моя соседка, в одном городе живем. Зовут ее Алла Айзенщарф. Кого интересует, загляните в библиотеку Александра Кобринского или на сайт Ольги Романовой «Национальные образы мира» там есть ее божественные стихи. Так вот ей не надо заплетать руки, губы и даже душу, как недавно я прочитал у одного автора на нашем портале. Алла говорит так: «Не отнимай руки, в мою ладонь так хорошо тепло живое льется!» Кто-то будет писать о «вздохах на скамейке и о прогулках при луне» со всеми подробностями до самых гениталий, а тут достаточно двух строчек, чтобы рассказать о чувстве, о любви и как еще рассказать! Или она же: «Следы на песке. Кто-то мерил разлуку шагами…» Вот ведь она какой должна быть – поэзия. В моем, разумеется, представлении.
Тут как раз к месту будет поговорить о точности поэтического образа. Того самого, который не загромождает собой стихотворение, а работает на него «всей дрожью жилок». И пример приведу не из поэзии. Вот крошечный отрывок из повести Давида Лившица «Другие и Иван Иванович, или как я решил никогда не врать».
«Обычно, если Тамара Георгиевна бывала недовольна учеником, она двумя пальцами, прямыми и твердыми, как барабанные палочки, тыкала тычками в голову провинившегося, приговаривая: «учись, недоумок!», учись, балбес!»… Голова несчастного, словно одуванчик на тонком стебельке, дергалась на тонкой шее из стороны в сторону в такт болезненным ударам». Вот такая емкая картина нарисована в нескольких строчках. Как много стоят эти пальцы-барабанные палочки изуверки! Здесь вам и характеристика пальцев и характер героини. А эта головенка-одуванчик на тонкой шее.
Вот образец поэтического сравнения. В поэзии их миллионы. Слово имеет запах. Хорошо, неправда ли? Но посмотрите, как это звучит в знаменитой «Кофейне» Дмитрия Кедрина: «Как ароматические травы, пахло слово медом и плодами…» Вы вздрагиваете от неожиданности и красоты. Вы столкнулись с тем, что забыть невозможно. Вы почувствовали запах слова! Вот именно оно и есть подлинная поэзия. Или, как показать силу человека? Опять же за примером обратимся к Кедрину. В повести в стихах «Конь» есть такие слова: «А кто Конем, в кружале битый, С его замашкой был знаком, Тот клялся, что смешно копыто, Равнять с коневым кулаком».
Каждый раз, когда сталкиваюсь со стихами, в которых образ на образе сидит и образом погоняет, где они существуют как бы независимо от стихотворения, ради самих себя, я обращаюсь мыслью к лучшим образцам русской поэзии, и только там стараюсь найти источники вдохновения. Для меня лично иное стихотворение «безобразное» весит значительно больше, чем самые изощренные нагромождения, по сути своей не дающие ничего ни уму, ни сердцу. Я говорю о тех счастливых случаях, когда само стихотворение становится поэтическим образом. За примерами далеко ходить не надо, возьмите стихотворение Юлии Друниной, вошедшее в золотой фонд русской поэзии: «Я только раз видала рукопашный…» Прочтешь и не можешь не задуматься, что такое поэзия? Ведь банальная мысль: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Мы бы прочли ее в газетной заметке и, возможно, не обратили бы внимания. Вероятно, в том и есть таинство Аполлона. Как только до тривиальной мысли ли, ситуации ли прикоснется перо поэта, так они сразу перестают быть тривиальными, обретая легкие и быстрые крылья.
Легко сказать, но как сделать? Удивительно каторжное и неблагодарное дело – труд поэта. «Эх, ребята, трудно быть поэтом, даже неизвестным, небольшим». И трудность эта заключается в том, чтобы творить невозможное, открывать новые возможности языка. А неблагодарность заключается в том, что, если в советское время поэт получал нищенскую зарплату, то сейчас и о ней приходится только мечтать. Напечатать стихотворение в журнале – величайшая проблема, издать книгу – за свой счет. А если издашь, трудно найти читателя. Вот такая у нас судьба. Не будь сегодня Интернета, куда бы бедным поэтам деваться.
Ну, вот накинулись мы на наш портал, быть жалаем лауреатами, обрести дипломы. И тащим, подчас серые, незавершенные стихи в списки претендентов… Два три тура в год, сколько наштампуем лауреатов, призеров, дипломантов, по-русски плакать не умеющих? Славу нам подавай! А как иначе? Каждый живет надеждой: а вдруг Бог вложит в уста незабываемую песню. Надежда не только юношей питает. А когда сталкиваешься с реальностью, нередко приходит и разочарование, и обида на рецензентов, оценщиков… Не огорчайтесь, друзья, время еще строже. Миллионы поэтов работали на нашей планете, а помним многих ли? То-то и оно, что «завалил холодный снег забвенья» почти всех. Остались во времени лишь немногие. Даже не все гении. Но не ради славы живут поэты и писатели. При этом почти все знают, что, если из всего творчества хоть одна твоя строчка останется в языке, значит, жизнь ты прожил не зря.
Попробуйте представить себе, как бы куце выглядел наш язык, если убрать из него все то богатство, которое дали ему писатели и поэты. Это ведь они сделали наш язык образным, одним из красивейших языков в мире. Откуда бы взялись крылатые слова: «А Васька слушает да ест», «Остаться у разбитого корыта», «Лицом к лицу – лица не увидать»… если бы не литераторы. И наша задача не в том ли состоит, чтобы улучшать родной язык? Но по силам ли нам такая работа, если мы говорим коряво?
И тут спрашивается, что в такой ситуации делать молодым? Таким вопросом задается Лариса Федорова. Дескать, если все уже сказано, подумаешь, сопрут строчку-другую! Отвечаю. Молодым надо посещать литературные объединения, читать там стихи и до поры не публиковаться, потому что, тут я позволю себе опереться на мнение нашего коллеги Семена Венцимерова. Выставлять не доведенные до кондиции стихи, так же стыдно, как ходить с расстегнутой ширинкой. Не беру в кавычки, поскольку цитирую по памяти.
Беда большинства из нас заключается в том, что мы не умеем, не приучены оценивать стихи, поэзию. И только потому набрасываемся на тех, кто нам делает замечания или указывает на несостоятельность не только отдельных строк, но и стихотворений в целом. С грустью думаю о частоте подведения конкурсов портала. При таком положении, когда учитывается мнение дилетантов от литературы, мы можем наплодить такое множество фальшивых лауреатов, что нанесем немалый вред литературе. Поосторожней бы нам с этим делом, потому что оценивать качество стихотворения должны люди, умеющие глубоко проникать в стихотворную речь, в суть прозаических произведений, их язык и стиль. В самом деле, смешно же судить о стихотворении словом «жизненно», или наоборот, «не жизненно». Ибо стихотворение может быть совершенно «не жизненным», но шедевром. Нет, я ни в коем случае не выступаю против портала. Вне всякого сомнения, он является школой для молодых (и не очень). Тем более, что у нас с вами перед классиками есть такое преимущество: мы еще живы, значит, можем что-то написать лучше, чем сегодня и уж точно, лучше, чем вчера. И возраст здесь не имеет по-моему, значения. Уверен, что ни на одном человеке нельзя ставить крест.
Вот такой опыт. Приехал я в один город, а там работало довольно крупное литературное объединение. Одним из ведущих был этакий первый парень на деревне примерно годов под шестьдесят. И писал он самопародийные стихи, не гнушался и матом и похабщиной. Мне тогда подумалось, что из этого никогда ничего не получится. Но прошло лет семь, и я удивился, прочитав подборку его стихов в альманахе. Это были хорошие стихи, а автор уже широко разгуливал по седьмому десятку лет. Вот так-то. И потому я умираю со смеху, когда один пишущий стихи, другого пишущего стихи называет графоманом. А у нас это случается, ой как часто! Неправда ли?
Много я тут наговорил всяких неприятностей. Надо же хоть что-нибудь приятное, хотя бы в конце сказать. Поэтому закончить хочу стихотворением одесского поэта, которого знал лично. Так написал он о нашем труде.
Владимир Курбатов
ночью
Ночь. Жена вздыхает на постели,
Сладко дышит мой любимый сын.
На меня же мысли налетели,
Как метели. Я не сплю один.
Мне пока отчаиваться рано.
Взял перо, чернила — и пиши.
Месяц встал над домом, над платаном,
Спутник поэтической души.
Ночью как-то непривычно тихо.
И вот в этой ровной тишине
Муза — беспокойная шутиха—
Сердце песней надрывает мне!
Но она уйдет перед рассветом,
Улетит, растает, словно дым.
...Эх, ребята, трудно быть поэтом,
Даже неизвестным, небольшим!
Copyright: Михаил Беркович, 2004
Свидетельство о публикации №5775
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.02.2004 01:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Грязнов Михаил[ 24.02.2004 ]
   Михаил, Вы проиграли пари. Первое стихотворение было посвящено самке мамонта.
   :-))))))) (Самуил Нехермович, Учпедгиз, 1959 г., страница 87). Из расшифровки наскальной живописи в деревне Св.Никольское Зареченского р-на. Тульской области.
 
Михаил Беркович[ 24.02.2004 ]
   Спасибо, Михаил!
   Согласен и на проигрыш. Но ведь все равно женщине! К тому же даже по тому точному адресу, который Вы указываете, вряд ли можно найти истину...
Ольга Королева[ 24.02.2004 ]
   Понравилась статья. Очень дельная.
   Со всеми мыслями я согласна - все это проходила на своей шкуре.
   
   Спасибо - и - успехов Вам в Вашей работе.
 
Михаил Беркович[ 24.02.2004 ]
   Спасибо и Вам, Ольга!
Михаил Соловьев[ 24.02.2004 ]
   По данным статистики поэзию принимает не более 5% зрелых людей...
   По моим личным наблюдениям людей, способных быть редакторами, критиками, обозревателями и т.д. по сравнению с количеством пишущих настолько мало, что на одного такого несчастного человека, пожалуй, пришлись бы тысячи пишущих. ЛИТО почти все - это для самых начинающих поэтов. Большинство ЛИТО, с которыми я сталкивался, дрессируют поэтов в области силлабо-тоники... всех без разбора от рождения и до гробовой доски! Если и уводят куда-то в сторону, то представления о других формах не имеют: девочке литературная руководительница сказала, что у нее - свободный стих. Боже! Это еще можно было бы самым лживым образом назвать вольным стихом, но на самом деле это был недоработанный силлабо-тонический стих.
   Что я этим хочу сказать? Во многом правильно. Есть одна беда: некому учить, некому подсказать... Так и получаются "клоны" председателя ЛИТО...
   Беда в том, что даже самых бездарных, самых безграмотных редакторов, критиков и обозревателей не хватает катастрофически!
 
Михаил Беркович[ 24.02.2004 ]
   Спасибо, Михаил! По подсчетам Евгения Евтушенко, не пять процентов, а только один понимает поэзию.Мне кажется, Вы недооцениваете ЛИТО. Они дают много, но лишь тому, кто готов воспринимать критику и правильно ориентироваться в ней. К тому же никого ничему НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ. А вот научиться можно, если не всему, то многому. Иными словами, к знанию не тащат силком, как и к счастью. Пишешь ей, что это плохо, а она тебе: "И так сойдет!"
   С уважнием!
Михаил Соловьев[ 25.02.2004 ]
   Может быть, я и недооцениваю ЛИТО, но чем чаще сталкиваюсь с литераторами, которые что-то исправляют по предложению председателя ЛИТО, мне становится все дурнее... Хотя здоровая круговая критика, которую может дать ЛИТО, очень полезна для автора - и начинающего, и зрелого! Но последнее время я знаю очень немного хороших ЛИТО - все чаще там начинают заправлять сомнительные личности. Хотя я помню и хорошие заседания. Но круговую критику литераторы воспринимают тяжело. Помню, заходил я на заседание "Московитянки" под руководством Дины Анатольевны Терещенко - там слегка обсудили одно произведение, отметили достоинства, недостатки, причем высказали несколько разных мнений, а автор встала в позу и обещала больше никогда в этот клуб не приходить.
   По процентам говорить сложно - лично я не считал... Но допускаю, что мог ошибиться - даже в 10 раз, тогда окажется не 5%, а 0,5% воспринимающих поэзию. В любом случае эта цифра очень и очень мала!
   Научиться - да! У меня постоянно на столе разнообразные справочники и пособия, которые я регулярно читаю. Казалось бы, не так уж плохо я все и знаю, но я регулярно обращаюсь к книгам, дабы проконсультироваться­.­ С удовольствием слушаю, что мне говорят. У меня есть свое мнение, но "в своем глазу и бревна не замечаешь" - не от невнимательности, а потому что в своем глазу. Многие авторы книги не читают, людей не слушают... И это грустно. Я только после написания обзора по верлибру задумался, а как часто я сталкиваюсь с более-менее приличными верлибрами. Неутешительно - я почти не помню хороших верлибров...
   Успехов Вам!
Игорь Царев[ 25.02.2004 ]
   Согласен, трудно быть поэтом. Ведь Поэзия - это тончайший интеллектуальный "озоновый" слой всей литературы, ее катализатор, "кухня погоды", формирующая процессы словообразования.
   Учиться несомненно надо, постоянно и интенсивно. ЛИТО, конечно, тому немалое подспорье. Хотя лично мне не повезло, всю жизнь самообразовываюсь как Робинзон на острове. А вариться в одном котле с единоверцами - это не только обучает, это еще и стимулирует творчество. Впрочем, этот сайт тоже в некотором роде выполняет роль виртуального ЛИТО. Надо только побольше заходить к друг другу в гости.
 
Михаил Беркович[ 16.03.2004 ]
   Спасибо, Игорь! Рад что отыскал Вас в общем списке! Теперь буду читать. У Вас поэзия чистой пробы.
Наталья Уварова[ 02.03.2004 ]
   Не ругайте сгоряча Михаил Берковичя....
Тетерин Виктор[ 16.03.2004 ]
   Хорошая статья...Хотя я и не люблю всех этих критиков, которых хлебом не корми, а дай поругаться:). Но попадаются и хорошие, с дельными советами, что оправдывает их существование....Нас­чет­ образов - полностью согласен, красиво и вычурно написать - этого не достаточно, нужен еще и смысл во всем этом. Поругаться литераторы у нас любят, да и что еще делать от недостатка денег и славы, а часто - и вовсе их отсутствия?:)Спасибо.
 
Михаил Беркович[ 16.03.2004 ]
   Спасибо, Виктор! Правда, я никакой не критик. Просто выплеснулись размышления на заданную тему. Думаю, и Вам есть что сказать...
   С уважением!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта