Произведение |
|
Объем: 67 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 17. 1/8 финала. Пара 6. |
А Домовой ………..Дым белой лебединой стаей ………..на горизонте таял, таял. Домовой-задира приуныл: поутру хозяйка шебуршала, заждались, видать, её сыны. Сиротливо пуст облезлый шкап, собран в дальний путь нехитрый скарб: ситцы старомодные и шали. А сундук не заперт на замок, чтобы самый озорной на свете домовой в вещах укрыться мог, скоротав дорогу с ней, но жаль, он не в силах, и в чужую даль будет путь держать его наследник. Ведь одно лицо, ни дать ни взять, лишь круглы глазища от испуга. А ему теперь никак нельзя покидать родной обжитый кров, вдруг хозяйка возвратится вновь, кто за печкой отзываться будет? Со двора идёт хозяйка дома, рядом с ней незримый домовёнок. ________________________ 1. домовой в вещах укрыться мог, А сундук не заперт на замок, 2. чтобы самый озорной на свете будет путь держать его наследник 3. Ведь одно лицо, ни дать ни взять, А ему теперь никак нельзя -------------- Б Sono un italiano* ……………Нас разделяет море, страны, ……………И даже время. Как ни странно. Звуки плывут. Над миром – волна рассвета. Воздух тугой, солёный – хоть мажь на хлеб. Не торопясь, просыпается Чивитавеккья – Маленький город на очень большой земле. Город у моря. Вслушайся – речь французов. Ах, как не вспомнить, Господи. Дежавю. Очереди за галантереей в ЦУМе. Бабушкино упорное "доживу!" До торжества, а далее – вниз по тексту, (Чтоб без соседей – кухня и туалет). Старенькое пальто. Далеко аптека. А в девяностых зимы – всё злей и злей. Дел-то всего – улучшить запас словесный. Можно не лгать, а лишь огибать углы. Муж-итальянец. Проще сказать – повеса, Маленький сын. "А как это, мам – приплыть?" ...Льется мелодия вечного (ах!) Cantare*, Дочка-студентка, три языка – легко! Я замираю между двумя пластами Памяти – до и после. Двумя мирами. А над могилой бабушки – Об-ла-ко... *Sono un italiano (итал.) (Я – итальянец, из песни Тото Кутуньо «Lasciatemi Cantare») ___________________________________________ 1. Звуки плывут. Над миром – волна рассвета. Не торопясь, просыпается Чивитавеккья 2. Очереди за галантереей в ЦУМе. Город у моря. Вслушайся – речь французов. 3. До торжества, а далее – вниз по тексту, Старенькое пальто. Далеко аптека. |
|
|
Copyright: Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой, 2021
Свидетельство о публикации №396921 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.03.2021 20:08 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Рыцарь А Теме задания – соответствует, скорее с замечаниями. Проблемы домового – ехать с хозяйкой или сына послать – где здесь опасности – если старый домовоё не доедет по здоровью, то у молодого нет таких трудностей. Составные рифмы соответствуют заданию. Проблемы этого семейства изложены сумбурно, почему (кроме болезни) домовой не мог поехать с хозяйкой. Если был бы здоров – поехал бы? Если хозяйка может вернуться, то и он бы с ней приехал. А если не вернется – что будет со старым домовым. В общем, запутанная история, видимо её рассказал ещё неопытный домовенок. Применение устаревших слов (шебуршала, шкап) не обоснованно текстом. Рифмы шебуршала – шали, испуга- будет слабые. Рыцарь Б Теме задания – соответствует, тоже с замечаниями. ЛГ застрял между прошлым и сегодняшним днем, только в сегодняшнем о проблемах ничего. Составные рифмы соответствуют заданию, хотя воспринимаются слабо. Из-за неравномерной разбивки трудно понять схему рифмовки. Неудачно –галантерей в ЦУМе – французов, туалет- злей (так расшифровал).. Вроде должна быть интересная история, но воспринимается плохо. С небольшим преимуществом Счет А-0, Б-1 Судья Вячеслав Дворников | | Приветствую участников Хита-17! Рыцарь А – 0 Объёму и теме задания «Домовой» соответствует. Есть эпиграф и три составные рифмы. Достаточно противоречивый сюжет и выбор ЛГ неоднозначный, но это его выбор, ведь оставить старый дом без присмотра для немолодого домового (ИМХО) не в его правилах и равносильно предательству. Вот и пригодился нажитый между делом домовёнок, как он здесь появился история умалчивает… но раз он есть, то пусть идёт «своей дорогой» вместе с хозяйкой дома… может и назад вернётся, кто ж его знает, а может и там пригодится, и за хозяйкой присмотрит… все, как-то, старому домовому поспокойней будет… такая вот новелла… Сюжет незамысловат и немудрёный, не расцвечен красками сильных эмоций, автор ограничился аскетичной простотой исполнения, при этом использовал архаизмы: шебуршала, шкап, скарб… вероятно характеризующие быстротечность времени. Своеобразная ритмика, простые рифмы…техника не филигранная из-за выбора рифмовки, но при повторном прочтении вполне читабельно… Рыцарь Б – 1 Объёму и теме задания «Sono un italiano» соответствует. Есть эпиграф три составные рифмы, хотя и недостаточно четкие, небесспорные. Автор начинает рассказ яркими приморскими мазками – метафорами: «звуки плывут», «волна рассвета», «воздух тугой, солёный – хоть мажь на хлеб… город у моря»… Италия, Тирренское море и сложный для произнесения – Чивитавеккья плюс иностранная речь. Затем следует ретроспективность воспоминаний о прошлой жизни: «в девяностых зимы – всё злей и злей»… и ЛГ оказывается… «между двумя пластами. Памяти – до и после. Двумя мирами…» В сюжете нет прямой аналогии темы задания, но стихотворение подкупает эмоциональными картинками реальной жизни в двух временных слоях – прошлого и настоящего… Несмотря на то, что ритмика временами хромает, в целом техника не вызывает серьёзных нареканий. Счет 0:1 Судья Ол Томский. | | А Домовой Довольно милый представлен этюд на грустную тему прощания со старым домом. В роли персонажей выступают хозяйка и домовой. Домовой вызывает симпатию: он верен своему домовладению и остается на посту навечно. На новоселье отправляется новичок-домовенок. Вот и вся фабула вплоть до развязки сюжета. Текст изложен технично, даже, на мой взгляд, слишком вычурно по схеме рифмовки. Только не смог я найти в стихах ожидаемых в туре страстей и остросюжетных поворотов. Ни о чем и эпиграф: Дым белой лебединой стаей на горизонте таял, таял Такое впечатление, что стишок взят из прежних запасов. Считаю, что тема задания «Между двух огней» в работе не раскрыта. А – 0 Б Нас разделяет море, страны, И даже время. Как ни странно. В этой новелле ЛГ оказалась между двумя пластами времени: до эмиграции и после. Можно тему тура рассмотреть и под таким углом зрения. Откровенный и бесхитростный рассказ рисует нам картинки из жизни «там»: французский говор на улице, муж – итальянец, повеса; дочка, освоившая среду с тремя языками, и вопросы от маленького сына. О прежней жизни напоминают мечты бабушки о нормальном быте и её девиз «доживу!» Автор свободно владеет поэтическим слогом. Поэтому даже ассонансные составные рифмы мне не показались большим грехом. В эпиграфе опечатка: «нас разделяЮт». Дороже формальностей в этой работе тот романтический флер, который создает мелодику и настроение этого произведения. Стихотворение состоялось, и в этом главная цель конкурса. Б – 1 Судья Николай Бурмистров | | А Сама по себе идея такой деревенско-философской лирики с позиции домового очень неплоха. Причем именно хозяйский переезд уже был в каком-то туре. Тема «между огней» просматривается: ЛГ хотел бы, но никак не может поехать с хозяйкой (не в силах). Она его даже и зовет (А сундук не заперт на замок), а он все равно не может. И эпиграф подтверждает грусть ЛГ, повествуя нам о таящем на горизонте дыме. Но жалко испуганного (круглы глазища от испуга) домовёнка, посланного вместо. Получилось ли создать атмосферу? Отчасти. Казалось бы, присутствие трогательных деталей должно работать, но как-то нет. На первый взгляд, нелогична причина остаться на случай возвращения хозяйки, ведь он с ней тоже вернулся бы. Но, конечно, это лишь поиск оправдания тому, что остается. Рифмы «ни дать ни взять/никак нельзя» и «на свете/наследник» в качестве составных показались симпатичными, а «ться мог/замок» не очень, но тоже рифма. Б Думаю, идею здесь возможно прочитать по-разному, так как стихи охватывают большее пространство, чем заданная узкая тематика. А «огни» героини мне увиделись примерно такими: оставленная в прошлом (времени и стране) бабушка и – настоящее вместе с тоской по бабушке, и сердце разрывается между тем, что было, могло бы быть и есть. Кажется, эти категории можно объяснить только стихами, что и попытался сделать автор.)) Пройдясь в воспоминаниях по бытовой неустроенности, ЛГ рассказал читателю и о трудностях покинутого родного человека, и о своей боли на эту тему. Зацепило «Бабушкино упорное "доживу!" До торжества». Наверное, каждая бабушка мечтает дожить и до свадьбы внучки (если об этом), и до торжества лучших времен (если об этом), а читатель здесь может выбрать вариант или домыслить свой, ведь в тексте только намёк. Вторая и третья строфы – обрывочность мыслей, не везде сразу поддающаяся логическим объяснениям, скорее эмоционально воспринимаемая целиком. Причины такого мысленного калейдоскопа понятны – героиня в смятении и полна обрывочных воспоминаний и размышлений о своей судьбе, которые для читателя собираются в общую картину к финалу. Наиболее удачными мне кажутся всё же первая и последняя строфы. «Волна рассвета/Чивитавеккь¬я»¬ - не вижу тут составной рифмы. У меня рифмуются лишь "рассвета-тавеккья", волна остается за бортом. Очень разные стихи и трудный выбор. В обоих заданная тема обыграна, исполнение там и там неплохое; однако в Б подача мне показалась интереснее и глубже, а поэтический полёт захватил, что перевесило недовыполнение (на мой взгляд) по рифмам. А – 0 Б – 1 Судья Е.Валиева | | А Выполнение задания у меня лично вызывает большие сомнения… У домового не стоит вопрос ехать-не ехать. И тем более он не находится между двух огней. Однако здесь трудно утверждать однозначно, потому что автор мог как-то по-своему осмыслить задание. Зато с доп. условием всё в порядке. Работа привлекает интересной схемой рифмовки. При этом вынужден заметить, что это затрудняет чтение. Оригинально, но стихотворение не звучит. История рассказана как-то пресно, не показаны эмоции и чувства героев. Б Что с заданием? Героиня вспоминает прошлое в России, находясь замужем за итальянцем в Чивитавеккье. Я не вижу двух огней. Но автор тут приходит мне на помощь, утверждая, что героиня замерла «двумя пластами памяти – до и после. Двумя мирами». Вообще-то не верю. Не замерла. Уехала в другой мир. Но если автор упорствует, то пусть. Хуже с выполнением доп. условия. Я не считаю рифму «в ЦУМе – французов» составной. В составной должно быть не менее одного слога в каждом слове. Да, можно расширить до «речь французов – ...реей в ЦУМе», но тогда можно дойти и до маразма целых строк. Примерно так же с рифмой «Чивитавеккья – волна рассвета». Я тоже не считаю её составной, потому что рифмуется только «рассвета» - одно слово. Впрочем, и в том и в другом случае можно попробовать притянуть разнословную рифму. В общем, при желании можно оправдать автора, и желание это есть, но... Но получается, что соперник лучше справился с доп. условием. Итак, задание выполнено с натяжкой, доп. условие, увы (исключительно на мой взгляд), не выполнено. Но что же само стихотворение? Оно чудесно! Но не совсем. Выбранный размер – дольник – соблюдается не всегда. Например, в строке «Маленький город» лишний слог. Обилие пиррихиев убивает некоторые строчки. Пиррихий вообще для трёхсложного размера, которым преимущественно написано стихотворение, - смерть. Поэтому совершенно не читается, например, «очереди за галантереей». «Воздух тугой, солёный – хоть мажь на хлеб» - если честно, почему-то часто в последнее время попадается это сравнение. Именно «густой (тугой, солёный и пр.) воздух, хоть мажь на хлеб». Образ из оригинального быстро превратился в банальный. По крайней мере, для меня. Почему французская речь в итальянском городе? "А как это, мам – приплыть?" – а я бы спросил: «Почему «приплыть»?» И ответил бы: «Потому что «углы»!» Кстати, про углы я бы тоже спросил: «Можно не лгать, а лишь огибать углы», - это о чём вообще? Всё это нетрудно объяснить, применив логику или фантазию, но сами по себе подобные вопросы свидетельствуют о том, что автор не сумел чётко выразить мысль. Но при этом я сказал, что стихотворение чудесное. Да, это так. Оно лучше, чем работа рыцаря А. Поэтичнее, ярче, эмоциональней. Но я вынужден снизить оценку за доп. условие и, к моему большому сожалению, отдать балл сопернику. Всё-таки мы не в бирюльки играем. Рад, что другие судьи считают иначе и работа рыцаря Б проходит дальше. А – 1 Б – 0 Судья Игорь Колесников | | Жонглёр ~ Калиостро : 1:4 |
|
|