Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Наталия Лунева
Объем: 6414 [ символов ]
Лайт-комбинаторика – новое измерение комбинатороной поэзии.
Изобретение форм металогогрифа и грифограммы натолкнули на идею о том, что, беря за основу традиционные комбинаторные формы и работая на ослабление жёстких рамок, можно создавать новые. Таким образом, нарисовалось новое измерение комбинаторики – лайт-комбинаторика.
Рассмотрим, как будут трансформироваться основные формы.
Прежде всего, повторим ранее изобретённые формы.
Логогриф был трансформирован в металогогриф. Изобретённая форма представляет собой текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова.
Например:
 
Сова
СлОВА
СЛОВилА,
СмысЛОм обВИЛА,
СМЫла СЛОна-Муху, Оставив люБВИ ЛАву.
 
Интересен тот факт, что ослаблять комбинаторику можно и далее.
Например, в металогогрифе можно повторять не все буквы из предыдущей строки:
 
Груз
ГРУсти
отпУСТИ
ОТ ПУльСа.
 
Форма грифограммы возникла из стихов, где за звуковую организацию вместо рифмы брались омофоны, омоформы, омографы или близкие к омографам звучания, в некоторых случаях это были в какой-то степени разноударные рифмы. Соответственно, основой для грифограммы послужил омограммный метод.
Разработанная форма представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация повторяющихся букв, вперемежку с которыми могут быть любые буквы.
Например:
 
Ф-но ткёт
фанатикам
феномен тактов.
За франтиками
фонетика
фоном тикает –
фантастика…
 
В данном стихотворении использована комбинация букв: «ф», «н», «т» и «к».
 
В лайт-палиндромах можно найти не одно художественное решение.
1. Прежде всего, отталкиваясь от грифограмм, выбираются (вперемежку с любыми буквами) определённые буквы, которые так же, как и в палиндромах будут повторяться в тексте в обратном порядке (серединная буква может не повторяться):
 
ВеРеНиЦа сНов, РеВя,
БеРеДит РяБи
На МоРе вРеМеНи.
 
Если в основе таких лайт-палиндромов лежат согласные буквы, как в представленном стихотворении, они будут восприниматься как своего рода квази-слогодромы.
 
2. Другой вариант лайт-палиндрома – это свободное смешение свойств палиндрома и слогодрома:
 
Волна славила сна лов.
 
3. Можно разбить палиндром другими словами или буквами (с целью придать дополнительный смысл произведению или для того, чтобы речь была более пластичной и разнообразной):
 
ЕЖ ОБЛАКА исступлённо ЛАКАЛ, неБО ЖЕвал,
ЛИВЕНь ЛОВИл ВОЛНЕ и крылатые косы ВИЛ.
РАДУГА заМАсКировАнно ирокезу-МАГУ ДАРила миражи.
 
– В текст встроено палиндромное стихотворение:
 
Еж облака лакал. Боже.
Ливень лови волне, Вил.
Радуга мака – магу дар.
 
(Впрочем, встрой не является новым приёмом).
 
4. Отталкиваясь от предыдущего способа, можно палиндромировать лишь части слов:
 
КОРабли РОКа
вЛЕТали в ТЕЛо,
ЗОМбировали МОЗг –
поД ОБолочкой своБОДы…
 
Капсированием выделены палиндромные буквы строк.
 
5. Ослаблять можно и до максимума, оставляя лишь по краям строк одинаковые буквы (главное, чтобы такая лайт-комбинаторика была оправданна – придавала тексту интересное звучание). Мы попробовали написать такое стихотворение:
 
Море волнам:
«Играйте барашками!».
Морок макам:
«Играйте мыслями!».
Музыка звукам:
«Играйте чувствами!».
– Мирок ноту ми кормил роком.
 
По аналогии с грифограммой лайт-анаграмма может представлять собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв, порядок которых можно свободно менять и между которыми могут быть любые буквы.
Например:
 
В томной реке стонов
тонкой красной нитью
нерв-ракета тянет
раскаты в темноту.
 
В данном стихотворении используется комбинация букв: «к», «р», две «т» и две «н».
 
Точно так же, как и в палиндромах (вариант №4), анаграмма может занимать лишь часть слов.
Например:
 
В сУМРАке глаМУРА зАМУРлыкали меМУАРы.
 
В данном примере анаграммные части являются встроем:
 
Ум Ра – мура.
Амур – муар.
 
Но необязательно, чтобы анаграммные части являлись словами:
 
ПЛАКали ЛАПКи в переПАЛКе.
 
В лайт-метаграммных стихах возможно изменение слов более, чем на одну букву: либо строгое (строго задано количество изменяемых букв), либо свободное.
В представленном стихотворении в метаграммных словах (точки-точАТ-тЕчЁт-не/ДОчёт и вечно/сть-о/вечКИ-вечЕР-НечеМ) изменяются две буквы:
 
Точки-звёздочки мелом –
мысли ничто точат.
Течёт в черноте речка –
безвременья недочёт…
 
Вечность смягчается чувством,
включаются свечи-овечки.
Вечер дороже ночи –
ведь космос ловить нечем…
 
Лайт-метаграммное стихотворение с нефиксированным количеством меняющихся букв (меняются от одной до трёх букв):
 
Скоро, бликами
мелькая, корабли
в бездну гребли.
Во льду, гремя, искрилось
неуёмно время и скрылось
за коврами бытия.
Что за шторами в раме черноты?
 
Подчеркнутый шрифт – метаграммные буквы.
Жирный шрифт – повторяющиеся буквы из предыдущей строки.
 
Стихотворение (или строки стихотворения) можно сделать полностью лайт-метаграммным, взяв за основу определённое количество букв, из которых одна или более будут постоянно повторятся, а остальные меняться.
 
Любовь лаской ловила ливни,
А дорога, шумя каплями алыми,
Вила нивы из дивных ловушек.
Арфа плавила лавку в Дао с-
love.
 
В представленном акро-стихотворении первая буква строк повторяется через каждые пять. Такая техника близка тавтограммной.
В следующем стихотворении взяты четыре повторяющиеся буквы, объединённые по две: «ле» и «то». Между «ле» и «то» шесть изменяющихся букв, между «то» и «ле» – одна.
 
Легок восток.
Летят светом
лепестки том-
ления. Эрато э-
легию поет, об-
лекая мечтой
легато ноток.
 
Такое лайт-метаграммное стихотворение является в то же время и строгой грифограммой.
 
Метод чайнворда предполагает совпадение одной и более букв в соседних словах. Соответственно, в лайт-чайнворде повтор букв возникает, как правило, не на стыке:
 
всПОЛОХи ЧЕРТополоха чЕРтят вереНИцы нимБОв бОЛи
 
Капсированием выделены буквы, которые повторяются в каждом следующем слове (в последнем слове – повторяющиеся буквы в первом).
 
Таким образом, рассмотрев различные варианты ослабления известных комбинаторных форм, можно сделать вывод, что лайт-комбинаторика даёт возможность создавать новые (пока ещё не освоенные) формы в современной поэзии.
Copyright: Наталия Лунева, 2019
Свидетельство о публикации №380263
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10.01.2019 23:45

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта