Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Михаил Бычков
Объем: 7344 [ символов ]
Коспаш
Тяжёлые послевоенные годы. Восстановление разрушенного. Перестройка всего хозяйства на выпуск мирной продукции. А в основном – стройки с нуля. Нехватка одежды, хлеба, тетрадей и учебников в школах. Бесплатно выдали по 4 тетради. Бумага белее белого, боязно притронуться. И боязно сделать ошибку, чтобы не осквернить бумагу перечёркиванием и плохой оценкой. Один учебник на несколько учеников. Домашние задания выполняли, бегая между домами. Один решает задачки, другой упражняется в русском языке, потом меняются учебниками. За хлебом очереди. И это в хлебном Казахстане. Белый хлеб впервые вкусил году так в сорок восьмом. Радости было – не меряно. Деликатес!
К нам в гости, в степной Казахстанский полустанок, приехал двоюродный брат Иван Романча. Когда-то, не найдя применения своим золотым рукам, он уехал из деревни в новый уральский шахтёрский город Коспаш. Работал на шахте, добывая ценнейший для мартеновских печей коксующийся уголь. Брат, увидев непосильные потуги моей мамы в содержании и воспитании троих детей мал-мала меньше, предложил забрать меня с собой на Урал. И я уехал из деревни моего детства.
Уезжал с тревогой за оставшихся и за своё туманное будущее. Брат жил со своей матерью и с сыном на «сбойке». Так назывался одинокий домик в тайге, рядом с которым был резервный шахтный ствол. По нему под землю спускали крепёжный лес, который заготавливали тут же, рядом, и всякое вспомогательное оборудование. В магазины, в школу, в кино надо было идти по лесу в город. Здесь я и поселился. По деревянному домику, даже по его чердаку, сновали голодные крысы. Всю ночь они шуршали в ворохе старых тряпок и среди столовой посуды. Рядом с домом круглосуточно гремела лесопилка, вокруг которой лежали горы старых опилок, прибежища этих самых крыс. Брат не советовал уходить далеко от дома, в зарослях можно было угодить в шурфы – глубокие ямы, оставленные геологами и шахтёрами.
Я сразу заскучал по бескрайним казахстанским степям. А может это была тоска по оставшимся там друзьям и родным мне людям. Взгляд упирался в деревья, не стало ощущения простора. Особого облегчения в смысле питания и одежды я не ощутил. Брат соорудил для меня «чуни» - большие галоши, к которым пришивались брезентовые голенища. В них ходили на работу прибывающие на шахты из разорённых деревень люди. Обувь, как и всё, было в дефиците.
В школе в такой обуви меня приняли, как теперь бы приняли бомжа или беспризорного. Я сразу почувствовал отчуждение ребят. Особенно, конечно, стыдился перед девочками. Возник, как теперь говорят, комплекс неполноценности. Всегда бывший во главе ребячьих игрищ, по крайней мере – в гуще их, здесь я замкнулся и потерял интерес к учёбе. Печально, что отчуждение ко мне возникло и со стороны учителей. Особенно старалась «не замечать» меня математичка. Она не говорила мне об ошибках, никак не комментировала мои ответы и работы. Она просто молча ставила мне двойки. Я стал уходить с её уроков. Бродил по этажам большой школы, уходил в город, знакомясь с неведомой мне до этого городской архитектурой.
Тётя послала как-то продать семечки, которые прислали ей родственники из Украины. Прямо отказаться я не смог. Но не смог и стать где-нибудь в людном месте и предлагать: «Семечки, семечки, купите семечки!» Я не мог этого сделать категорически, однозначно и бесповоротно. Боялся унижения: вдруг увидят ребята или учителя. Походив с семечками по городу, нехотя и с опаской вернулся, что-то пробормотав для оправдания. Больше с подобными заданиями меня не посылали.
Из моих писем домой мама, видимо, почувствовала, что мне плохо. Я стал звать её приехать в Коспаш. Через несколько месяцев мама, распродав пожитки, приехала вместе с девятилетней сестрой и восемнадцатилетним братом. Мама рассказывала, что особенно жалко ей было расставаться с коровой Жданкой, которая была основной нашей кормилицей все военные годы. Нам выделили комнату в помещении школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В этой школе работал замполитом другой мой двоюродный брат Володя Мыцкин. Братья соорудили в нашей комнате печку, сварив для неё из обрезков железнодорожных рельсов плиту. Мебель была казённая. Так мы зажили в Коспаше уже всей семьёй. Мама работала здесь же, в школе, уборщицей. Брат пошёл работать в шахту. Он вскоре стал на учёт в военкомате и был в готовности к призыву а Армию.
Маме жизнь в таёжном городе тоже не понравилось. Город был новый. Для улиц в лесу рубили просеки. Лес увозили, а пни корчевали и свозили в центр просеки. На освободившемся месте строили деревянные бараки, вдоль них – деревянные тротуары. А в центе улицы, вместо проезжей части, гора пней. В летнее время среди этих пней кишели крысиные стаи, наводя ужас на всё живое.
В Коспаше удалось понаблюдать жизнь страны в период её послевоенного восстановления. Нехватка продовольствия и одежды, квалифицированных рабочих мужских рук, нужда во всём не убавили в людях оптимизма и радости жизни. Овсянка была основной крупой того времени, не протёртая в крупу, а цельная, разве что без шелухи. Вблизи рабочих столовок густо пахнет подсолнечным маслом и квашеной капустой. На стройках работают пленные немцы и японцы почти без охраны, без понукания, размеренно, кропотливо. В кинотеатрах идут фильмы «Джордж из Дзинки-джаза», «Маугли», «Фантомас», «Железная маска». На шахтах работает в основном молодёжь из деревень. Юноши охотно шли на шахты, получив паспорта, получая зарплату деньгами, которые в деревне не выдавали. После работы, имея хорошие деньги (шахтёры были в то время самыми высоко оплачиваемыми рабочими), ребята надевали шикарные бостоновые костюмы, хромовые блестящие сапоги с галошами и голенищами в гармошку, из-под кепки шикарный чуб, и дефилировали по улицам, демонстрируя зажиточность и превосходство.
Зимы суровые и многоснежные. Печку топили круглосуточно, раскаляя докрасна её плиту. В киосках вдоль улиц продают горячее пиво.
Мама решила вернуться в Казахстан. Сделать это было не просто. Деньги за проданный скарб быстро кончились. Но к этому времени к нашему счастью закончилась волокита с пособием, которое мама получала за пропавшего без вести в войну отца. Пособие было не ахти какое большое. Но и его уже несколько лет не выдавали. А тут пришло извещение, что все деньги за прошедшие годы возвращают. Вот на эти деньги мама и решила вернуть семью в Казахстан.
В школе у меня образовалась переэкзаменовка на осень по математике. К экзамену по математике меня не допустили. Я нахально пришёл на экзамен, решил все задачки, получил четвёрку. Но это, мне сказали, не считается, на осень, значит на осень.
В общем, год спустя мы вернулись на родину. Поселились в посёлке Комсомолец, где жила в собственной землянке сестра мамы. У неё мы прожили около года. Вскоре мама на оставшиеся деньги купила собственную землянку. И мы зажили самостоятельно.
 
Осенью я успешно сдал переэкзаменовку по математике. Во время экзамена в школу заглянула моя учительница из предыдущей моей сельской школы Полина Яковлевна Андрусяк. Она очень удивилась моему «пассажу» с её предметом. Всегда весёлая, жизнерадостная и неудержимая оптимистка, она «зарядила» меня на успех, и этой энергией я пользовался в учёбе до самого выпуска. С любовью и благоговением вспоминаю именно этих жизнелюбивых и неравнодушных учителей Станционной семилетней школы – Зою Георгиевну Меженину, Анну Степановну Чепигу, Полину Яковлевну Андрусяк.
Copyright: Михаил Бычков, 2014
Свидетельство о публикации №332268
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03.09.2014 16:55

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта