Произведение |
|
Объем: 2689 [ символов ]
|
|
|
|
Рецензия на стихотворение Евгения Агуфа «Не дай мне бог идти навстречу вам...» |
Необыкновенно сильное, лаконичное, крепко сбитое стихотворение http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=324980 &pid=0. Ни единого лишнего слова, ни, тем более, образа, все на своих местах, причем, уникально. Вечная, подлая тема – предательство, требующая недюжинной духовной силы для осмысления и приятия как неизживной человеческой сущности. В тексте явственно ощущается сильнейшая внутренняя экспрессия ЛГ, ничем себя не выдающая «на поверхности». Но эту силу мы, безусловно, чувствуем. Тот случай, когда в тихом омуте черти водятся. Образы-символы, в которых развивается тема: война, Иуда, выстрел в затылок (может быть только предательским). Стихотворение представляется мне сюжетным триптихом. Все начинается гулом, раскатами приближающейся войны (экспозиция с олицетворением): … а я, как раз, всё больше о войне – она не началась, но ходит рядом, Во второй строфе появляется первая картина: предательство - иудина награда (перифраз) нашла карман (олицетворение). Hапряжения добавляет антитеза: звон – гнетущая тишина: я слышал звон – иудина награда нашла карман в гнетущей тишине; Вторая картина стихотворения (третья строфа): не дай мне бог идти навстречу вам, когда мне кто-то выстрелит в затылок… – ЛГ, не иначе, как проклятьем, представляет ту ужасную возможность, если он (не дай мне бог) вынужден будет идти навстречу тому, кто раньше не был врагом, возможно, был даже родственником или другом. В представлениях ЛГ мы окунаемся в атмосферу гражданской войны — прием монтажа. В четвертой строфе мы вновь возвращаемся к чувственным ощущениям ЛГ: представил, и под ложечкой заныло – нет, только не навылет! только сам… Третья картина, завершающая триптих, рождается также монтажом в воображении, как вероятная, причем, с двумя исходами. ЛГ сам готов принять бой, но, под ложечкой заныло, когда представил, что его в затылок может сразить предатель из своего стана. Уж если есть возможность выбирать, то ЛГ выбирает смерть в лицо, а не затылок. Судя по пунктуации, стихотворение задумано автором как единое сложное многокомпонентное предложение, которое начинается и оканчивается многоточием, будучи выхваченным из потока мыслей. Замечательная задумка, способствует экспрессивности, исполнена великолепно. Пятистопный ямб кольцевой рифмовки мжжм, двумя четверостишиями, графически не выделенными. Рифмы посредственные, разве что можно отметить в затылок – заныло. Но удачная структура стихотворения и семантика поглощают этот недостаток. |
|
|
Copyright: Ольга Немежикова, 2014
Свидетельство о публикации №330651 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.10.2014 08:35 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Рецензия на рецензию … а я, как раз, всё больше о войне – она не началась, но ходит рядом, я слышал звон – иудина награда нашла карман в гнетущей тишине; не дай мне бог идти навстречу вам, когда мне кто-то выстрелит в затылок… представил, и под ложечкой заныло – нет, только не навылет! только сам… «Необыкновенно сильное, лаконичное, крепко сбитое стихотворение http://www.litkonkurs.com/?dr=45&;tid=324980 &pid=0. Ни единого лишнего слова, ни, тем более, образа, все на своих местах, причем, уникально.» Это точно, лишних слов нет, но и нужных тоже не густо. Кто-то, видимо, что-то сказал о будущей войне, и ЛГ тут же встревает: и я как раз об этом.» Не понятно, правда, чем достигается уникальность расставления «всего» на свои места. «Вечная, подлая тема – предательство, требующая недюжинной духовной силы для осмысления и приятия как неизживной человеческой сущности.» «Подлая» тема – это сильно! Но! Чтобы ее раскрыть, нужна недюжинная духовная сила, которая нужна и для осмысления неизживной человеческой сущности (подлой, стало быть, сущности). Но! Осмыслить мало, надо еще эту подлую сущность, оказывается, принять. Можно вопрос? Причем тут война и предательство? « В тексте явственно ощущается сильнейшая внутренняя экспрессия ЛГ, ничем себя не выдающая «на поверхности». Но эту силу мы, безусловно, чувствуем. Тот случай, когда в тихом омуте черти водятся.» Да, надо смотреть в корень, потому как на поверхности тишь да гладь: звон, гнетущая тишина и нежелание ЛГ идти к читателям, в момент, когда ему пальнут в затылок. Ведь не дойдет тогда. Представил – под ложечкой не заныло, т.к. на поверхности экспрессии нет. «Образы-символы, в которых развивается тема: война, Иуда, выстрел в затылок (может быть только предательским).» Так причем здесь война? Ну, хорошо, началась война, ЛГ пошел в атаку, а ему – в затылок стрельнул новоявленный Иуда за 30 серебряников. Значит, ЛГ – важная персона, типа Христа, и темные силы решили от него избавиться? «я слышал звон…» – Тут же по ассоциации вспоминается «…да не знаю, где он…» ну, это только мне одному такая неуместная ассоциация пришла в голову. «ЛГ, не иначе, как проклятьем, представляет ту ужасную возможность, если он (не дай мне бог) вынужден будет идти навстречу тому, кто раньше не был врагом, возможно, был даже родственником или другом. В представлениях ЛГ мы окунаемся в атмосферу гражданской войны — прием монтажа.» Спасибо за разъяснения. Без них ни черта бы не понял в восьмистрочном шедевре, изобилующем антитезами, монтажем и еще чем-то там – забыл, склероз. «В четвертой строфе мы вновь возвращаемся к чувственным ощущениям ЛГ: представил, и под ложечкой заныло – нет, только не навылет! только сам…» Та яка ризныця, как говорят на Украине, навылет-не навылет, ЛГ и сообразить-то ничего не успеет, как «тьма ему очи покроет» (говоря словами Гомера). «Третья картина, завершающая триптих, рождается также монтажом в воображении, как вероятная, причем, с двумя исходами. ЛГ сам готов принять бой, но, под ложечкой заныло, когда представил, что его в затылок может сразить предатель из своего стана. Уж если есть возможность выбирать, то ЛГ выбирает смерть в лицо, а не затылок.» Монтаж монтажом, но никаких двух исходов я не вижу. ЛГ предчувствует, что его пристрелят и решает не мучиться в ожидании, а застрелиться. Однако я не понимаю, почему ЛГ уверен, что в случае самоубийства пуля не пройдет навылет. А в остальном всё благородно: Иуда, таким образом и деньги получит и не предаст. «Судя по пунктуации, стихотворение задумано автором как единое сложное многокомпонентное предложение, которое начинается и оканчивается многоточием, будучи выхваченным из потока мыслей.» То, что стихо начинается и кончается многоточием – и ёжику ясно; в середине тоже вот многоточие… Правда, после «рядом», как и после «гнетущей тишины», вполне можно ставить точки, но – перед нами же поток мыслей. А может, ну их, препинаков, к черту – поток же и какой бурный! «Замечательная задумка, способствует экспрессивности, исполнена великолепно. Пятистопный ямб кольцевой рифмовки мжжм, двумя четверостишиями, графически не выделенными.» В чем замечательность? В графической невыделенности, в пятистопности ямба, в кольцевой рифмовке? «Рифмы посредственные, разве что можно отметить в затылок – заныло.» Рецензент проявляет недюжинную объективность, он-таки находит в себе силы найти крошечный недостаток в шедевре. «Но удачная структура стихотворения и семантика поглощают этот недостаток.» То есть недостаток как бы есть и как бы его нет, поскольку автор так удачно структурировал шедевр, что посредственность рифм превращается в их свежесть и оригинальность. Огромное спасибо рецензенту! На месте автора я расцеловал бы его в обе щеки! | | Уважаемый Алексей! Мы все далеки друг от друга - никто никого не расцелует. Я так увидела это стихотворение, Вы - этак. Каждый остался при своем мнении. В Гостиной №1 Поэзия это стихотворение было среди рецензируемых, там и другие слова при нем присутствуют. Спасибо за комментарий! Вы уделили ему очень много времени - это наводит на многие мысли: приходите к нам в Английский Клуб - полагаю, такие рецензенты, как Вы, сегодня нужны как никогда! 03.10.14. открывается Гостиная №3 Поэзия - первое заседание. Я там председатель. Приглашаю заглянуть. А Евгений Агуф прописан в Гостиной №1 Поэзия. С уважением, Ольга. | | Алексей, Вы с таким упорством и методичностью раздолбали не только моё стихотворение, но и рецензию на него, что создаётся впечатление, что я Ваш личный враг. Напомните, пожалуйста, если это так. Уж очень Вы настойчивы в своей рецензии на рецензию во что бы то ни стало показать всё в чёрном свете, явно просматривается какая-то кровная месть. | | Простите, Алексей, где я могу увидеть Ваши стихи, если вдруг надумаю рецензировать их? |
|
|
|
|