Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Восточные формыАвтор: Рамиль Шерланов
Объем: 132 [ строк ]
КОЧЕВНИКИ (месневи)
(См. в списке моих произведений:
№ 201. ПРЕДИСЛОВИЕ;
№ 200. ЗНАЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЮРКСКИХ СЛОВ
в месневи КОЧЕВНИКИ)
 
Словно струны домбры саксаул на ветру
Хрипотцою поёт, уставая к утру.
 
Грустна песня о ком? Тяжка песня о чём?
Неужель, о родном? Ты поплачь, мы поймём!
 
Спой дастан, саксаул! Вспомни ты о былом!
Расскажи под даул о жилом-нежилом!
 
О просторах земных, где жил сак, где жил гунн:
Азиатских Песках – Каракум, Кызылкум
 
И равнине Устюрт, Степи Дешт-и-кипчак,
Где оазис, пески, где такыр, солончак,
 
Где взрастали полынь и джингил, и янтак,
Где паслись и тарпан, и джейран, и сайгак!
 
О становищах всех, о кочевьях людей,
О раздольных долах, табунах лошадей,
 
О верблюжьих гуртах, о коровьих стадах,
Об отарах овец, что давалось в страдах!
 
Сотнях войлочных юрт, где акын пел дастан,
Где был тёплый очаг, щедрый всем дастархан!
 
Первых банях - монша, куда каждый был вхож,
Обожжёных камнях в юртах с кровом из кож,
 
Где был жар, где был пар от калёных камней,
Где смывал люд степной пот и грязь трудных дней,
 
Где полынной травой натирались тела,
И втирался катык в женский влас добела!
 
О народе степном – славном, добром, простом,
Что в кайтыс, той, мейрам собирался юртом,
 
Каждый праздник встречал всем улусом земным
И своих хоронил всем аулом родным!
 
Взрослых играх в мейрам – играх воев степных,
Воспитавших мужей ловких, крепких, честных:
 
Здесь авдар и тартыс, здесь курес и жарыс,
Здесь жамбы и байгу, здесь тымак и сайыс!
 
Об игре "кыз куу" расскажи, саксаул,
Как красавицу конь уносил за аул,
 
Как потом настигал их джигит на коне
И в награду её целовал при луне!
 
Об игре "кус салу" ты нам спой, аксакал,
Как дрожал дикий зверь: и лиса, и шакал,
 
Ловчий беркут взмывал как с охотничьих рук
И на жертву свою свысока падал вдруг!
 
Нам поведай о том, как играли в "кокпар"
Степняки на конях, от которых шёл пар:
 
Кто из рук не терял тушу "волка" – козла
И от всех уходил, честь тому и хвала!
 
О седых мудрецах – аксакалах тех дней,
Чей упрёк, чей совет точных стрел был верней,
 
Что издали указ об избраньи вождей
Курултаем степным от тутынов людей!
 
Среди добрых имён имя бия Майкы,
Что под дойтом "Казак" нас повёл, степняки!
 
Основателях всех на осколках златых
Славной Белой Орды: хан Урыс средь святых!
 
Святцах, давших "Жаргы": хан средь них – Тауке,
Бии – старцы Толе, Казыбек, Айтеке!
 
О народных жирав, об акынах степей,
Чей айтыс, чей дастан был сильнее цепей!
 
Об Асане Кайгы и Бухаре Жирав,
Казтугане Певце и Котане Жирав,
 
Что для нас сберегли честный сказ про отцов,
Что поведали нам тайны всех мудрецов!
 
О благих праотцах, сохранивших ел, ру
И в наследие нам передавших табу,
 
В нём – не должен идти брат на брата войной,
Женщин кровных по ру – в нём – нельзя брать женой!
 
О святых матерях, что очаг берегли,
Что трудились у юрт и детей стерегли,
 
Что с грудным молоком передали всем нам
Уваженье к отцам, матерям и сынам:
 
"Треть лепёшки съешь сам, треть отцам возверни,
Треть отдай в долг сынам", – назидали они;
 
Говорили сынам о кайтар дуние,
Упреждая их зло в кочевом бытие!
 
О ватагах детей, охранявших свой гурт,
Нарушавших покой всей степи возле юрт,
 
Что играли в асык, жумбактар, кумалак,
Кашарман и щульдук, жасрынбак, тумалак!
 
О героях тех дней, героинях тех дней,
Коих дух, коих мочь были стали сильней,
 
Защищавших улус, нападал если враг:
Тёплу юрту, очаг, землю – дол иль овраг,
 
Защищавших родных: стариков, матерей,
Жён, сестёр дорогих, сыновей, дочерей!
 
Среди них сам Корпеш, Кобланды, Алпамыс,
Сам Рустам и Шарьяр, Гулаим и Кырк Кыз!
 
Расскажи о беде – о жестоких боях
На родимой земле, на широких степях!
 
В горе каждый, кто мог – и импран, и сам хан,
Взяв дубину, копьё, клыч отцов иль аркан,
 
В горе каждый султан, взяв доспехи и шлем,
И священный тумар, что оставил тотем,
 
В горе каждый батыр, в горе каждый джигит,
Взяв колчан стрел и лук, алдаспан дедов, щит,
 
Не допив свой кумыс, свой шубат, свой айран,
Не вкусив свой казы, бросив мяса казан,
 
Не обняв матерей, милых жён и детей,
Что поднял даулпаз в час тревожных вестей,
 
Встал, как истый степняк, на защиту степей
От шуршутов, джунгар, пришлых с горных цепей!
 
Среди них – Урысхан, Тауке, Жангирхан,
Абылай и Кене, и Абулхаирхан,
 
Есть султаны средь них, "несших крест" за царей:
Жалантос и Касым, Жанибек и Керей,
 
Есть батыры средь них: Райымбек и Саян,
Богембай и Орак, Жанкожа, Жоламан,
 
Ер-Таргын и Есет, Санкибай, Бокенбай,
Доспанбет и Камбар, Наврызбай, Кабанбай!
 
О кочевниках тех, о сынах сей земли,
Что в походах своих по Евразии шли
 
На тулпарах быстрых, на тарпанах резвых,
Вороных и гнедых, голубых, соловых,
 
От копыт чьих земля сотрясалась всегда,
И Евразия вся содрогалась тогда,
 
Что от жажды в пути из стеблей камышей
Пили тёплую кровь с крупных вен конских шей,
 
Что хранили в пути мясо в поте коней
Под седлом седоков много тягостных дней,
 
Что в морозы и снег присыпали угли,
Застилали пары, грели мощи свои,
 
Что не мощью, умом в битвах были сильней
(А атака умней, и победа ценней),
 
Чисту веру в душе что всегда берегли
И в "чужой монастырь" веру ту не несли!
 
Царь Атилла средь них, Томирис, Чингисхан,
Среди них и Бейбарс, Темирлан, Батухан!
 
О бессмертии душ славных предков степных
Говорит обатас средь балбалов чудных!
 
Хриплым голосом пел нам всю ночь саксаул,
А под утро устал: усмирился даул…
Copyright: Рамиль Шерланов, 2011
Свидетельство о публикации №259421
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15.05.2011 11:36

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Соколов[ 11.05.2011 ]
   Хорош,Равиль! Мне понравилось.Заодно прочел и статьи.Очень интересно и поучительно. Мне кажется, если бы Вы приводили пояснения к словам, которые мало кто знает, то ценность и статей и стиха была бы более значима.
   С глубоким уважением
   Вадим
 
Рамиль Шерланов[ 11.05.2011 ]
   Здравствуйте, глубоко уважаемый Вадим! Давно не встречались! Как Ваши дела и здоровье?Спасибо за рецензию, пояснения к словам я привёл отдельно в Значениях использованных тюркских слов № 200 в списке моих произведений. Хотел их ввести прямо под месневи программа Вашего портала не принимает!
Вадим Соколов[ 11.05.2011 ]
   А попробуйте поменять формат. Вы вводили произведение в формате "стихи".Ес­ли­ Вы добавите пояснения, то при смене рубрики на Прозу, все должно получится. И еще. Сменив формат, поставьте категорию Эссе и т д.
   Думаю, что так должно получится.
   Успехов
   Вадим
Рамиль Шерланов[ 12.05.2011 ]
   Вадим, я попробовал, получилось! Но можно ли, чтоб месневи (стихотворная восточная форма) при загрузке в программу назывались, например: исторической прозой или эссе! Это не будет путать экспертов и читателей!
Борис Колганов[ 11.05.2011 ]
   Здравствуйте, Равиль! Ваши бейты в поэме (месневи) выглядят очень выигрышно в сравнении с вариантом четверостишей и, тем более, в сравнении со сплошным текстом. Стало больше ясности. прозрачности. Хорошо, что в месневи появились новые бейты - о просторах и равнинах земных, по-новому зазвучали строки о джингиле, джейранах, табунах, стадах и другие. Очень удачно применены "поясняющие&quo­t;­ бейты, такие, как
   Здесь авдар и тартыс, здесь курес и жарыс,
   Здесь жамбы и байгу, здесь тымак и сайыс!
   Раскрыты игры, две из них "кыз куу" и "кус салу" весьма хороши. Теперь, на мой взгляд, незнакомые тюркские слова в тексте вызывают не досаду, а желание узнать их значение. Хотя во многих случаях их значения, хотя бы приблизительно, можно уже понять из текста.
   Равиль, по-моему месневи состоялось!
 
Вадим Соколов[ 11.05.2011 ]
   Вполне согласен
Рамиль Шерланов[ 12.05.2011 ]
   Спасибо Вам, Борис, что нашли время и посетили мой сайт! Я очень ждал Вашего мнения! Спасибо за комментарий! С глубокой признательностью, Автор!
Сугирбеков Исмаил[ 14.05.2011 ]
   Рамиль, спасибо за труд в редактировании "Кочевников&quo­t;.­ Согласен с резензиями Вадима Соколова и Бориса Колганова. С учетом на рядового читателя, на мой взгляд, оно стало удобнее для восприятия. Однако, перегружать поэтическую часть разъяснением тюркских слов, считаю излишним. А вот вариант эссе - это интересно. С уважением, Исмаил.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта